Мы так устроены!

Роза Козел, 2022

Мало кто знает, как мы устроены на самом деле!Эта книга выведет вас на новый уровень понимания себя, перевернёт ваши представления о внутреннем мире человека и покажет наикратчайший путь к обретению своего истинного Я.Вы узнаете о себе много правды – зачем вы совершаете те или иные поступки, почему загоняете себя в болезненные отношения, и по каким причинам вас постоянно преследуют одни и те же проблемы…Вы обнаружите, что внутри вас есть автономный Источник любви и хорошего отношения, который можно (и нужно!) направить на САМОГО СЕБЯ, и, благодаря этому, перестать эмоционально зависеть от кого бы то ни было!Можно перестать бояться, стыдиться, нуждаться в ком-то, а вместо этого – просто позволить себе делать то, что хочется! Стать наполненным, самодостаточным, творческим и счастливым человеком!Книга содержит много примеров из практики и рабочих техник, которые помогут вам посмотреть и на себя, и на мир совершенно иным взглядом.

Оглавление

Негативные эмоции

Когда я начинаю рассказывать о негативных эмоциях, на ум сразу приходит строка из Маяковского:"Что такое хорошо и что такое плохо?".

"Я плохой","я поступаю плохо","я делаю больно окружающим" — как часто вы себя мучаете подобными мыслями? Если часто, тогда эта глава однозначно для вас.

Вроде бы мы неплохо прогрессируем в психологии, и сейчас много популярных статей на тему негативных эмоций и их роли в нашей жизни. Нас УЧАТ эти эмоции понимать, признавать и давать себе право их выражать.

Вот только есть тут одна большая проблема. Мы уже НАУЧЕНЫ, причём совершенно другим вещам. И учили нас те люди,"уроки"от которых вдалбливались очень больно и очень глубоко. Думаю, вы и сами уже догадываетесь, о ком я говорю.

Родители. Самые крупные и влиятельные фигуры нашего нежного детского мира. Всё, что ими было сказано и сделано — вырезается"огненными письменами на каменных скрижалях"… И что могут с этим сделать статейки из интернета или слова из популярного тренинга? Практически ничего.

Чтобы переписать эти скрижали — нужны гораздо более серьёзные усилия. Какие именно — я постараюсь объяснить как можно более чётко в главе"Отец и Мать. Роль родительских фигур". А сейчас важнее понять — почему же мы с детства считаем, что негативные эмоции это плохо и боимся не только их выражать, но даже и чувствовать?!

Для ребёнка жизненно важно быть в семье — это обеспечивает ему физическое выживание. Инстинкты диктуют ребёнку — подстраивайся, не высовывайся, не возражай, смиряйся, подчиняйся, учись — и тогда выживешь, вырастешь. Причём, эти инстинкты настолько сильны, что практически не выбирают, подо что подстраиваться и чему учиться. Автоматически всё идёт за чистую монету.

Родитель — это непререкаемый авторитет. Всё, что он говорит — правда, всё что он заставляет делать — нужно исполнять. Примерно так"рассуждает"рептильный мозг человека в детстве. Восприятие похоже на чистый лист, на котором запечатлевается всё, что исходит от родителя.

Да, бывают различные нюансы, и нередко ребёнку удаётся как-то проявить себя, но чаще всего всё происходит именно так. И потом взрослый человек с изумлением обнаруживает, что всю жизнь руководствовался каким-то совершенно несуразным убеждением, которое не имеет никакого отношения к действительности, но зато всё детство утверждалось родителем.

Разберёмся подробнее — а почему родитель не хочет, чтобы его ребёнок проявлял негативные эмоции? Иногда это доходит до абсурда — некоторые клиенты на моих сессиях рассказывают, что в семье не принимались ВООБЩЕ НИКАКИЕ эмоции. Ну куда же деваться ребёнку, что с этим делать??

Последствия бывают плачевными — ребёнок замораживает свои чувства, подавляет их в себе, старается не только не показывать, но и не испытывать. Превращает себя в ледышку. Кто-то раньше времени пытается стать взрослым, сильным, самостоятельным. Отсекает всю свою детскую беззаботность и игривость, и запихивает её в самый дальний угол подсознания.

Потом, когда этот маленький человечек вырастет — он, конечно же, ощущает себя глубоко несчастным.

Зачем так поступать со своим собственным ребёнком?

Ответы тоже приходят постепенно, при погружении в практику. Часто клиенты сами приходят к верным выводам, а иногда и мне необходимо бывает направлять их в этом поиске, задавая определённые вопросы.

Чаще всего оказывается, что родитель и сам не умеет справляться со своими эмоциями. Попросту не знает, что с ними делать. Сам считает их в себе лишними, ненужными,"плохими". Бывает, что им управляет страх потерять авторитет, столкнуться с неподчинением ребёнка. Бывает тревога за судьбу своего дитя, за то, что эмоции помешают ему быть успешным в жизни, не дадут достичь благополучия и так далее.

А дальше происходит следующее — на каждое проявление эмоций ребёнком родитель реагирует неодобрением, отвержением, наказанием. Конечно же, для ребёнка это нечто опасное и чрезвычайно болезненное. Его мир рушится в одночасье, если родитель лишает его своего тепла, своей любви. И он принимает решение подстроиться, потому что другого выхода просто нет.

Понимаете ли, дорогие мои, в чём суть? Суть в том, что нам всего лишь ВНУШИЛИ, что какие-то из наших эмоций являются"плохими", неприемлемыми. И внушение это ещё подкрепили очень мощным якорем — угрозой лишить жизненно важных вещей — любви, тепла, одобрения. А иногда — даже здоровья и жизни. Ведь очень много семей, где дети подвергаются физическому насилию. В этих случаях программа"подавляй свои эмоции"записывается как необходимая для выживания.

И мы продолжаем исполнять все эти программы, внутренне ощущая, что проявление эмоций может быть опасным для нас. Только теперь мы думаем о том, как среагируют на нас окружающие люди — коллеги, супруги, друзья…

Вот откуда берётся термин"негативные эмоции". А ведь негативного в них всего лишь то, что они нам неприятны. И всё, больше ничего! Хотя и это не вполне однозначное суждение. Часто бывает вполне приятно позлиться, поагрессировать — замечали такое?

Мне очень нравятся моменты, когда я предлагаю клиентам выразить злость или ненависть. Мы снимаем все запреты, и моделируем в воображении ситуацию, в которой можно злиться, агрессировать, кричать, разрушать. Я прекрасно знаю, какое это удовольствие — вволю дать себе вывалить наружу всё, что хотелось.

После этого наступает облегчение, освобождение. Давно сдерживаемое напряжение выплёскивается, человек спускает пар, переводит дух… И вот только тогда можно начинать работу с ситуацией.

Со временем, когда ты принял свои эмоции — все, без исключения, ты начинаешь понимать, что они — как спектр радуги. Все разного цвета, но все очень важные, нужные, ценные. Каждая из них говорит о чём-то, что происходит в тебе сейчас. Это своего рода датчики, индикаторы, сигнализирующие о важных процессах.

Если эти процессы игнорировать — мы никогда не узнаем, как сделать свою жизнь радостной. Поэтому мне представляется более целесообразным разделить свои эмоции на"приятные"и"неприятные". Что-то мне нравится испытывать, а что-то — нет. И если я ощущаю то, что мне не нравится — я просто выясняю причину — а чем это вызвано?

Если я чувствую что-то неприятное — это не потому, что"я плохой", а потому что со мной ПРОИСХОДИТ нечто плохое для меня.

Здесь тоже много идёт от родительского внушения. Родитель не умеет отделить личность ребёнка от его поступков, и заявляет ему:"ты плохой!". Это в корне неверно. Нормально было бы сказать:"ты сделал то, что мне не нравится","я тебя всё равно люблю, ты мне дорог". Тогда ребёнок бы чувствовал совсем другое:"я нужен, меня любят". А с поступком просто нужно отдельно разбираться, и это нормальный процесс.

Поэтому очень важно постараться понять одну простую вещь:"Я испытываю неприятную эмоцию не потому, что я плохой, а потому, что МНЕ ПЛОХО".

Подведём итоги.

Мои эмоции — это нормально, это закономерно. У них всегда есть причина.

Негативных эмоций не бывает. Бывают такие, которые мне неприятно испытывать.

Я не хороший и не плохой, просто мне сейчас плохо. И поэтому я испытываю нечто неприятное.

Я могу найти причину этого, и сделать так, чтобы мне стало хорошо.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я