Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки

Группа авторов, 2011

Лепка из соленого теста – одно из самых увлекательных занятий, благодаря которому можно изготовить замечательные статуэтки, картины и панно, вазы и кашпо и многие другие изделия, а для их выполнения требуются только мука, соль и вода – продукты, которые есть в каждом доме. Из нашей книги вы узнаете несколько рецептов приготовления соленого теста, найдете множество советов по его окрашиванию, сушке и лакировке готовых изделий, а благодаря подробным описаниям процесса изготовления поделок и рисункам сможете создать и свои собственные шедевры.

Оглавление

Из серии: Поделки-самоделки

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Несколько слов о происхождении соленого теста

Современный человек, пожалуй, не задумывается о том, какую роль в его жизни играют такие простые компоненты, как мука, соль и вода. Да и, наверное, ни к чему искать какой-то особый смысл в повседневных вещах, тем более, что в нашей жизни они присутствуют в достаточном количестве. Между тем когда-то люди испытывали в них дефицит, более того, с трепетом относились к ним, использовали как объекты подношений богам, верили в их магическую силу; эти простые продукты выступали и в роли денег, из-за них воевали, обладать ими значило обладать властью. Например, соль в древности была сродни золоту, причем в прямом смысле этого слова — сколько весила соль, столько же за нее давали и золота. А какова была ее роль в торговле и политике! Стоит вспомнить хотя бы то, что Великая Французская революция началась из-за налога на соль, да и в российской истории известно такое событие, как соляной бунт, который начался как протест против высоких налогов на этот продукт.

Во многих культурах мира хлеб и соль — символы гостеприимства, радушия, мудрости, чистоты. Вспомним хотя бы выражения «хлеб да соль», «съесть пуд соли», «не солоно хлебавши». Если задуматься, то хлеб и соль давно уже стали неотъемлемыми составляющими культуры и цивилизации.

Из муки и воды еще в глубокой древности люди готовили простейшую еду — лепешки, которые обжигали на раскаленных камнях или коптили над углями. Именно тогда были подмечены пластические свойства теста и человечество начало не только готовить из этих компонентов, но и творить. До наших дней дошли декоративные изделия времен античности. Для древних греков, римлян и египтян фигурки из теста были не просто красивыми безделушками, их использовали в религиозных целях, они олицетворяли связь с божествами. К ним относились с трепетом, отводили им почетное место в доме, верили в их магическую силу. Технику создания фигурок передавали из поколения в поколение, а секреты ее тщательно хранили.

Можно сказать, что соленое тесто появилось одновременно с рождественской елью. Когда она стала главным символом Рождества, бедняки начали изготавливать различные фигурки из теста для украшения праздничного дерева, а для того чтобы они дольше хранились и были защищены от мышей и насекомых, тесто делали очень соленым.

В Германии и скандинавских странах на Рождество и Пасху традиционно мастерили такие сувениры из соленого теста, как венки, подковы, медальоны. Их вывешивали в оконных и дверных проемах для привлечения в дом удачи, богатства и благополучия. Считалось, что дом, украшенный такими фигурками, обходят стороной злые духи, а вместе с ними — и все неприятности.

Однако праздники, связанные с тестом, есть не только в этих странах. Во Франции, например, таким праздником является Сретение Господне, которое отмечается 2 февраля и является также днем поклонения Пресвятой Деве Марии. В этот день французы устраивают блинные соревнования — пекут блины, а затем соревнуются в их подбрасывании. Чей блин взлетит выше, тот и победил.

Впрочем, во Франции есть еще один такой праздник, который отмечают с IV в. Связан он с приходом волхвов. В этот день по традиции пекут пирог, получивший название «пирог королей», в котором запекают боб. Когда приходят гости, пирог разрезают на части по числу приглашенных; и тот, кому попадется кусок с бобом, может в течение года рассчитывать на удачу и везение. Правда, современные французы редко пекут их сами, предпочитая покупать готовые пироги в магазинах.

В странах Восточной Европы из соленого теста лепили целые панно; причем в работе не использовали краски и картина имела цвет, характерный для выпечки. Славяне считали эту деталь особенно выразительной и интересной. В Китае большой популярностью пользуются куклы-марионетки, сделанные из соленого теста, изготовлением которых занимаются с XVII в. В Греции и Испании существует традиция во время празднований в честь Богоматери возлагать на алтарь потрясающие по красоте хлебные венки, которые украшают орнаментами. Да что и говорить, даже в далеком Эквадоре одним из самых популярных видов художественных промыслов является лепка из соленого теста, или тестопластика.

Таким образом, основываясь на перечисленных выше фактах, можно с уверенностью утверждать, что популярность соленого теста носит мировой характер.

У лепки из соленого теста есть несколько названий: мукосол, тесто пластика, архангельская керамика и биокерамика. Последнее название появилось благодаря тому, что для изготовления фигурок используются только натуральные материалы.

К сожалению, не всегда люди могли позволить себе это увлекательное занятие, ведь в жизни отдельных народов и человечества в целом бывали такие периоды, когда главных составляющих процесса лепки попросту не хватало даже для еды. Так происходило, например, во время мировых войн. В те печальные периоды истории развитие искусства тестопластики полностью прекращалось из-за дефицита материалов.

Большой популярностью пользовались фигурки из соленого теста на Руси. Тогда они символизировали благополучие, достаток и богатство, а потому их было принято дарить на Новый год, который в те времена отмечали 1 сентября. Считалось, что вместе с этими сувенирами в дом входит богатство и благополучие, а богатым и благополучным называли тот дом, в котором всегда были хлеб и соль, да так и говорили: «хлебосольный дом». Потому, собственно, и традиция дарить такие фигурки получила название «хлебосол».

Впрочем, это не просто красивая традиция, можно сказать, что это часть культуры Древней Руси. По тому, как расписаны эти фигурки, можно было определить, где они были изготовлены, ведь каждая местность славилась определенной техникой росписи (хохлома, гжель и т. д.).

Пластичность теста была отмечена очень давно, и это свойство широко использовалось при создании самых разнообразных фигурок. Чего только не лепили из теста! Это и жаворонки, символизировавшие приход весны, и козули, которых традиционно дарили самым близким людям на Новый год и Рождество, и баранки. В жизни наших предков было то, чего порой так не хватает современным людям, — почитание предков, соблюдение традиций и обычаев.

Так, древние славяне считали, что весна придет быстрее, если ее «зазвать» при помощи вылепленных из теста фигурок жаворонков. С этими фигурками дети забирались на деревья или крыши домов и пели песни, призывавшие весну прийти как можно скорее. Подобные песни-веснянки пели и взрослые, в них они просили аистов и журавлей поскорее вернуться из теплых стран и вместе с собой принести долгожданное тепло.

Существовал на Руси и такой интересный праздник как день поклонения Даждьбогу — еще одна традиция, связанная с хлебом. Это своего рода аналог Святого Христова Воскресения или Пасхи. Также как сейчас на Пасху, в тот день пекли куличи, красили яйца, на костре сжигали чучело Костромы — последнее напоминание о зиме. Праздник был очень светлым, радостным, свидетельствовал о милости, дарованной богом-отцом, прародителем людей. Хлеб в тот день имел особое символическое значение, означал победу жизни над смертью, добра — над злом.

Во многих местностях России традиция лепки из теста передавалась из поколения в поколение. Причем в каждой губернии лепили фигурки определенного вида, которые имели специфические названия, например в Архангельске это были козули, в Центральной России и Сибири — коровки. Некоторые ученые считают, что в древности эти фигурки использовали в ритуалах жертвоприношений, причем животные и птицы из теста не заменяли жертвенных животных, а, скорее, имели символичное значение. Наши предки считали, что если напечь много животных из теста, то увеличится поголовье домашнего скота, дичь в лесах размножится. Кроме того, козули и коровки были символами урожайного года.

Пекли фигурки из теста на коляду, или «виноградье». Этот праздник связан с магическими ритуалами и заклинаниями, которые, по древнему поверью, помогали собрать богатый урожай и увеличить поголовье скота в новом году. Несколько овец или коров символизировали целое стадо, а голубь был олицетворением хорошего урожая, ведь наши предки считали, что там, где птица, там и зерно.

Настоящими мастерами создания фигурных хлебов по праву считаются итальянцы. С давних времен они являются непревзойденными специалистами в этом деле и пекут удивительные по красоте хлеба.

20 лет назад началось возрождение этого древнего искусства; более того, число его почитателей с каждым годом все больше увеличивается, организуются различные кружки лепки из теста, проводятся семинары, мастер-классы. Возможно, этот вид творчества так популярен потому, что символизирует достаток и благосостояние. Кроме того, изделия из соленого теста экологически чисты, что особенно актуально в наши дни. Да и сам материал приятен в работе, поэтому процесс лепки вызывает только положительные эмоции.

Оглавление

Из серии: Поделки-самоделки

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я