Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин

Наталья Рассадина, 2013

Вселенная, писал Г. Лейбниц, это океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии. В бесконечной «паутине» отношений и связей – жизнь мира. Развитие мира есть необратимое, определенное направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества. В основе развития мира лежат не случайные, но те проистекающие из самой сути объекта и из типа его взаимодействия с окружающим миром события. Взаимодействие противоположностей – противоречие, которое является самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов. В постоянном борении противоположных сил, старого и нового человечество движется вперед. Общественно-исторический процесс – это развитие общества по пути прогресса, навстречу разумному и справедливому будущему, это эволюционное восхождение человеческого сознания. Особое место в освещении проблемы исторического прогресса принадлежит Гегелю. Он рассматривает историю как единый и закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи уникальной, являет собой вместе с тем необходимую ступень в общем развитии человечества. История есть единый всемирный процесс, общим, единым критерием которого является понятие свобода. Гегель подчеркивал, что развитие общества носит поступательный характер в силу того, что в нем обнаруживается прогресс в сознании свободы. Всемирная история человечества являет собой необходимый процесс закономерного поступательного движения человечества от одних форм своей социальной организации к другим, более совершенным. Развитие мира происходит от простого к сложному, усложняясь, создавая уровни более высокого порядка.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Теория познания и мышления

Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (чистого знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о достижения истины, о её критериях(1,с.257). Философия мышления рассматривает сам процесс мышления как таковой, раскладывает его на составные части. Основополагающим принципом теории познания является понятие отражения объективной реальности. Философы еще в древности разделились по этому вопросу на материалистов и идеалистов. Демокрит рассматривал познание как отражение, восприятия отторгающихся от вещей образов (эйдосов). Платон снимал идею отражения, сводя познание к воспоминаниям душой её прежних впечатлений, когда она пребывала в царстве чистой мысли и красоты. Диамат соединил эти представления и дал своё истолкование теории познания. К.Маркс и Ф.Энгельс писали: «Все идеи извлечены из опыта, они отражение действительности, верные или искаженные»(1,с.257–258).

Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин выводит теорию познания на принципиально новый уровень, использует весь накопленный опыт развития философской мысли. Напомним, те положения, которые мы рассмотрели в теориях развития и миропостроения.

Наш мир — это одна огромная информационная структура, являющаяся носителем одного гигантского сознания — Бога. Мы, наше сознание, соединены с ним бесконечным количеством частей общих процессов, протекающих через нас и делающих человека частью общего Сознания Вселенной.

Развитие происходит от хаоса — все к новым и новым уровням порядка, т. е. упорядоченность усложняется.

Мир, который одновременно есть Бог, развивается и усложняет своё Сознание, создавая все новое богатство вариантов и смыслов. Он — это мир познающий сам себя. Бог познаёт нечто, создавая в себе всю сложность нашего мира. Мысли Бога — это совокупность всех процессов, идущих в мире.

В ходе этого процесса появился человек. Человек имеет ту же природу, что и Бог, — он разрушает простые упорядоченности, создавая более сложные. Он создаёт смысл в процессе своего познания.

То, что познаёт человек, является упорядоченностью, созданной в сознании Бога. То есть субъективная реальность Бога является объективной реальностью человека. Человек сам по себе является частью Мира, а стало быть, Бога.

Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного к всё более глубокому, сущностному и всестороннему знанию, т. е. от низших порядков знания к более высоким или от хаоса в знании к порядку. Что такое порядок? Порядок — эта такая последовательность событий, для которой можно вывести единую закономерность. Самый простой порядок — это своего рода монотонность. Точнее, это одна монотонность на фоне другой, потому что любой порядок состоит как минимум из двух элементов. Одинаковые кирпичи — первый монотонный элемент, одинаковая их кладка — второй монотонный элемент. Существуют порядки более высокого уровня, т. е. из большего числа элементов. Например, мы можем разложить карточки, на которых написаны числительные и прилагательные один за другим (Ч, П. Ч, П. и т. д.), а также в разные кучи, в одну — числительные, в другую — прилагательные. В этом порядке уже как минимум три элемента. Другими словами, материальный порядок можно обнаружить при помощи практики, т. е. чрез целенаправленную деятельность человека. Но есть еще порядок более высокого уровня смысловой. Если подступаться к нему с физическими мерками, его не обнаружить. Например, невозможно невооруженным глазом обнаружить порядка в последовательности букв в алфавите или в какой-либо математической формуле. Это порядок более высокого порядка, смысловой порядок. Следовательно, порядок бывает материальным и смысловым. Отсюда следует более точное определение порядка. Порядок — это такая последовательность событий, для которой может быть выведена единая закономерность относительно определенной системы ключей. Система ключей — это определенная система закономерностей, как, например, закономерности языка. Значит, нужно иметь определенный доступ к ключам, то есть понимать закономерности существования того или иного порядка, чтобы определить саму закономерность, по которой устроен этот порядок(13,с.15–16). Забегая немного вперед, хочется отметить, что этот доступ к ключам даёт Душа человека. Вспомним определение хаоса. Хаос — это такая последовательность событий, для которой закономерность вывести нельзя. Это случайное сочетание бесконечного количества вариантов в чистом виде. Но существует ли абсолютный хаос, в котором не скрыто никакой закономерности? Хотя бы один уровень упорядоченности сохраняется в любой последовательности. Хаос — это такая последовательность событий, для которой не может быть выведена единая закономерность относительно данной системы ключей. Для абсолютного хаоса единой системы ключей создано быть не может ни на каком уровне (13,с.18–21). И так, процесс познания представляет собой постижение мира от простого к сложному. Постигая мир, человек создаёт в своем сознании смысловые структуры, его описывающие. Правильней сказать, открывает эти смысловые структуры, т. е. в сознание начинает обладать все большим количеством ключей. Процесс постижения смыслов идет параллельно с практикой, т. е. целенаправленной деятельностью человека. Иначе, невозможно. Человек является неотъемлемой и органичной частью глубинных механизмов нашего мира. Одним из основных понятий теории познания является понятие энтропия. Энтропия — это процесс увеличения беспорядоченности в мире. Наш мир устроен так, что упорядоченности в нем непрерывно разрушаются, поэтому в нашем мире возрастает энтропия. Есть физическая теория Тепловой смерти Вселенной. Уильям Томсон эксраполировал принцип возрастания энтропии на крупномасштабные процессы, протекающие в природе. Клаузиус распространил этот принцип на Вселенную в целом, что привело его к гипотезе о тепловой смерти Вселенной(6,с.193). Она утверждает, что в далеком будущем, когда все температуры во Вселенной уравняются, и воцарится единая температура — тогда не будет источников энергии и мир замрет в неподвижности. Только пока есть различия в уровнях энергии — возможно освобождение энергии. Упорядоченность поддерживается определенным уровнем энергии и если её не возобновлять, то энергия иссякает. Когда из порядка уходит энергия — порядок разрушается. Если ничего не делать, энергия будет уходить, что приводит к разрушению (это, кстати, касается самого человека, человек без активного действия, без практической деятельности разрушает сам себя). Там где есть упорядоченность, — есть сила, энергия. А раз там есть энергия, то её можно оттуда извлечь. Так и в мире — возрастает энтропия, значит конец неизбежен: энергия иссякает и когда — нибудь иссякнет окончательно. Но все же этот процесс разрушения идет очень медленно(13,с.24). Почему? Большой вклад в развитие проблемы будущего развития вселенной внес Больцман, применивший к замкнутой вселенной понятие флуктуации. Под флуктуацией физической величины понимается отклонение истинного значения величины от её среднего значения, обусловленное хаотическим тепловым движением частиц системы. При формулировании флуктуационной гипотезы Больцман исходил из допущения, что бесконечная вселенная уже достигла состояния термодинамического равновесия. Но вследствии статистического характера принципа возрастания энтропии для небольших областей этой бесконечной вселенной возможны макроскопические отклонения от состояния равновесия — флуктуации. «Имеется выбор между представлениями, пишет Больцман. — Можно предположить, что вся Вселенная сейчас находится в некотором весьма невероятном состоянии. Но можно мыслить зоны — промежутки времени, по истечении которых снова наступают невероятные события, — такими же крошечными по сравнению с продолжительностью существования вселенной, как расстояние от земли до Сириуса ничтожно по сравнению с её размерами. Тогда во вселенной (которая в противном случае повсюду находилась бы в тепловом равновесии, т. е. была бы мертвой) имеются относительно небольшие участки (мы будем называть их отдельными мирами), которые в течение относительно небольших по сравнению с эоном промежутков времени значительно отклоняются от теплового равновесия, а именно: среди этих миров одинаково часто встречаются состояния, вероятности которых возрастают и уменьшаются. Таким образом, для вселенной в целом два направления времени являются неразличимыми, так как в пространстве нет верха и низа. Но точно так же, как мы в некотором определенном месте земной поверхности называем «низом» направление к центру Земли, так и живое существо, которое находится в определенной временной фазе одного из таких отдельных миров, назовет направление времени, ведущее к более невероятным состояниям, по-другому, чем противоположное (первое — как направление к «прошлому», к началу, последнее — к «будущему» к концу), и вследствие этого названия будет обнаруживать «начало» для этих малых областей, выделенных из вселенной, всегда в некотором невероятном состоянии(6,с.195–196). Развивающаяся высокими темпами синергетика подтверждает предположения высказанные Больцманом и доказывает, что в равновесных открытых системах возможно не возрастание энтропии к состоянию равновесного хаоса, а «самопроизвольное» возникновение упорядоченных структур, рождение порядка из хаоса(6,198).

Таким образом, кроме процессов возрастания энтропии и, следовательно, уменьшения порядка, в мире идут и другие процессы, прямо противоположные, т. е. процессы увеличения порядка. Отсюда следует, что увеличение порядка требует энергии. Но эта энергия появляется тогда, когда она течет от одного объекта к другому, в результате чего уменьшается различие между этими объектами, а, следовательно, уменьшается и степень упорядоченности. Это означает, что процессы нашего мира идут одновременно в обе стороны (13,с.26). Если рассматривать процесс познания, то вырисовывается следующая картина. Парадигма — это порядок, в котором смысловые ключи соответствуют уровню практического применения. Но практика подразумевает увеличение энтропии, т. е. посредством её накапливаются определенные опытные данные, которые невозможно осмыслить при помощи имеющихся смысловых ключей. Таким образом, происходит разрушение упорядоченности, возрастает энтропия или происходит вторжение уровня более высокого порядка в уровень более низкого порядка. Энергия, полученная от разрушения уровня более низкого порядка, используется для создания упорядоченности более высокого порядка. Возникает новая парадигма, которая имеет большее количество смысловых ключей, которые объясняют новый порядок.

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕВОДА ОДНОГО СМЫСЛОВОГО УРОВНЯ В ПОРЯДОК БОЛЕЕ ВЫСОКОГО СМЫСЛОВОГО УРОВНЯ.

Теория — это перевод порядка одного уровня — порядка практической деятельности в порядок более тонкий, порядок сознания и порядок смыслов.

Процесс познания мира человеком, представляет собой усложнение сознания человека на основе практической деятельности и одновременным созданием в мире новой смысловой упорядоченности. Вспомним, что объективная реальность Бога является субъективной реальностью человека, и дадим следующее определение процессу познания.

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ, СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ БОГА, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ УСЛОЖНЕНИЕ СОЗНАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗДАНИЕ В МИРЕ НОВЫХ СМЫСЛОВЫХ УПОРЯДОЧЕННОСТЕЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ РАЗВИВАЮЩЕМУСЯ И УСЛОЖНЯЮЩЕМУСЯ СОЗНАНИЮ БОГА.

Это общее определение процесса познания, теперь перейдем к индивидуальному познанию мира человеком.

Введем понятие информации. Сознание человека — это информационная структура, благодаря которой он познаёт мир, открывает его новые стороны и преобразует его. Сознание пользуется в своей работе внешней упорядоченностью, извлекая из неё смысл — информацию. Например, человек читая книгу, состоящую из определенной последовательности знаков, понимает её, т. е. пользуется содержащейся в книге информацией. Но есть ли в книге информация? Как бы парадоксально это не звучало — в книге информации нет. Если бы в книге была информация, то, на каком бы языке она не была написана, любой человек её бы понял. Все зависит от системы ключей, которой обладает человек. Если знает язык, на котором написана книга, сможет понять её, если нет, то нет. Следовательно, в книге нет информации, а дело лишь в системе ключей, которыми располагает человек, вступающий во взаимодействие с книгой. Разные люди, личности знающие один и тот же язык и прочитавшие одну и ту же книгу, извлекут из неё информацию, соответствующую набору ключей, который имеется именно у этой индивидуальной личности(13,с.29).

СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ НАХОДИТСЯ ВНУТРИ ЧЕЛОВЕКА И СООТВЕТСТВУЕТ ЕГО НАБОРУ КЛЮЧЕЙ.

Таким образом, чтение книги — это оживление спящих смыслов уже живущих внутри нас. От чего зависит то или иное восприятие написанного мы более подробно рассмотрим в теории развития личности человека. Так, что же такое книга, текст?

Текст — это инструкция для прочтения её сознанием, для понимания, для извлечения из сознания информации, которая сама по себе не содержит ничего, кроме упорядоченности, не содержит никакой информации(13,с.33).

Текст — это саморазвивающаяся структура, ведущая от простого к сложному. Причем, чем более сложные уровни закономерностей текст описывает, тем более сложна его система ключей — тем более текс напоминает хаос.

Информации в чистом виде не существует. Есть только текст в виде упорядоченности и сознание, способное прочитать этот текст, потому что уже содержит в себе элементы этой упорядоченности.

Наш мир — это текст. Текст невообразимой сложности, но все-таки текст. А текст — это потенциальный носитель информации, это инструкция для извлечения этой информации из собственного сознания. Но человек не обладает всеми ключами этого текста — поэтому в процессе познания он приобретает смысловые ключи (13,с.34–35)

Процесс познания состоит из того, что сознание копирует, т. е. отражает в себе упорядоченность того, что познаёт. После этого приходит к пониманию познанного. В процессе познания сознание усложняется, повторяя в своей структуре предметы своего познания.

Одним из основных вопросов теории познания является понятие истины. Что является критерием истины, какова она бывает? И так, мы отметили, что сознание в процессе познания копирует, отражает в себе упорядоченность того, что познаёт. Но смысл, придаваемый человеком, скопированным в его сознании фактам, может быть произвольным. Он совершенно не обязательно должен соответствовать истинному смыслу наблюдаемых событий. Истинный смысл человек постигает на основе опыта, т. е. смысл — это отпечаток события в опыте. По мере расширения опыта практической деятельности человек расширяет свои представления о мире. Значит, истина носит относительный характер, т. е. ограниченно верное знание о чем-либо (1,с.275). При смене парадигмы относительная истина переходит в один из частных случаев, более высшей закономерности. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием, т. е. исчерпывающее, предельное знание, за которым уже нечего познавать(1,с.276). Другими словами, относительная истина — это постижение смыслов Бога, а так как Сознание Бога тоже развивается и усложняется, то мир постоянно стремится к постижению Абсолютной истины, которая является абсолютным смыслом.

Познание — это процесс, который шаг за шагом создаёт в сознании упорядоченность, присутствующую в мире, созданную в сознании Бога, и тем самым приближает человека к истинному набору смыслов, скрытых в мировом тексте. Окончательное приближение может произойти только тогда, когда в сознании будет продублирована вся упорядоченность мира, т. е. будет познан абсолютный хаос. Мы, как часть Бога наблюдаем только часть процесса и постигаем относительную истину, так как не видим всего процесса в целом, но стремимся постигнуть Абсолютную истину, смысл мира. Мы в ходе нашей деятельности, практической и смысловой, вносим в мир новые смыслы. Вносим их непосредственно в упорядоченности, составляющую основу сознания Бога. Каждый раз, действуя, мы добавляем в сознание Бога новое ощущение двумя способами — чувствуя и понимая само действие (это человек осознаёт) и, внося изменение непосредственно в упорядоченность мира, а стало быть, в сознании Бога, смысл появляющийся в Бога при этом, остаётся для нас непостижимым, но он определяет наше дальнейшее развитие(13,с.48). В теории развития личности человека, мы определим, к чему должен стремиться человек, чтобы как можно полнее понимать Божественные смыслы и к какому порогу должно привести индивидуальное развитие, за которым нас ждут необъятные и прекрасные просторы развития и усложнения Божественного сознания.

В каком направлении происходит развитие смыслов, развитие? Основной закон, по которому происходит развитие человека и мира таков:

«СОЗИДАНИЕ И ДОБРО — ЭТО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СУЩЕСТВОВАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА».

Поясним это. Мы уже определили, что мир, обладающий сознанием, создаёт более сложную упорядоченность на основе упорядоченности более простой. На этом основан наш мир — на постоянном развитии и усложнение закономерностей, действующих в нем, на созидании все более сложного и разветвленного порядка. Человек, являясь частью Бога, творит более сложную упорядоченность, используя энергию, высвобождающуюся из разрушения более простых упорядоченностей, и является элементом Бога. Человек и Бог движутся в одном направлении(13,с.51). Мысли человека, свободного человека, являются мыслями Бога и встречают наименьшее сопротивление в направлении движения сознания Бога. В идеале, когда человек полностью вступит в новую экологическую нишу, сознание человека станет равносильно сознанию Бога.

В мире существует энтропия, которая стремится нарушить любую упорядоченность (единство и борьба противоположностей). Она увеличивает хаос, стремясь разрушить порядок, потому что при этом освобождается энергия. Но для того, чтобы построить более высокий уровень порядка, нужна энергия. Таким образом, при разрушении более простой упорядоченности при помощи энтропии, возрастает хаос, который используется для построения порядка более сложного. Развитие происходит таким образом.

Разрушение простой упорядоченности, означает увеличение хаоса, изменение или уничтожение значений, смыслов, а, следовательно, сознания. А сознание человека — это часть мира. Человек, разрушая что-то вовне, уничтожает и свою собственную упорядоченность, испытывая при этом неприятные эмоции — грусть, тоску, злобу, обиду. т. е. Разрушение — это Зло(13,с.53). Но когда мы разрушаем более простую упорядоченность для того, чтобы создать более сложную, мы создаём более тонкую, смысловую упорядоченность, мы не только проделываем работу по совершенствованию и усложнению окружающей реальности, мы тем самым совершенствуем себя, т. е. открываем новые смыслы в своём сознании, делаем его более сложным. При этом мы испытываем положительные эмоции, мы радуемся процессу познания, новым возможностям, открывающимся перед нами — мы созидаем, т. е. Созидание — это Добро(13,с.53). В этом и заключается основной принцип диалектики — единства и борьбы противоположностей — БЕЗ РАЗРУШЕНИЯ (ЗЛА) НЕЛЬЗЯ СОЗИДАТЬ (ТВОРИТЬ ДОБРО). Но любое разрушение обязательно должно сопровождаться построением порядка более высокого уровня, иначе это приводит к увеличению энтропии, другими словами, к хаосу — злу. Народная мудрость гласит по этому поводу: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В народных пословицах, в народной мудрости выкристаллизовалась Божественная мудрость. Все мы знаем пословицы, но их смысл постигаем при непосредственном соприкосновении с тем или иным событием. Вектор развития человека должен быть направлен на путь созидания новых значений и усложнения порядка мира. Главнейшее направление мира — созидание нового через разрушение старого. Человек не созидающий, а лишь разрушающий будет сметаться с пути эволюции, испытывая при этом страдания, которые исходят от него самого. Поэтому познание и как следствие, личное совершенствование человека — это единственный путь по которому происходит развитие человека. Каждая личность должна понять, что его собственная жизнь, все его страдания исходят от него самого. Если человек приостанавливается в своем развитии, не познаёт, то он обрекает себя, а вместе с собой и мир на то, что, в конце концов, будет сметен вместе со всем человечеством с пути эволюции. Произойдет «перезагрузка» — эксперимент не удался, после которой всё начнется сначала. Археологические изыскания свидетельствуют, что наша цивилизация не первая, что и до нас существовали высокоразвитые цивилизации, но они были уничтожены. Это могло произойти только потому, что не соблюдался главный закон развития — разрушение всегда должно сопровождаться созиданием.

ОТ КАЖДОГО КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА, ОТ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАВИСИТ ЕГО СОБСТВЕННАЯ СУДЬБА И СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ЦЕЛОМ.

Для человека более подходит созидание: творение нового, создание новых значений, усложнение мира. Человеку более подходит Добро. Разрушение значений, расчленение упорядоченности без создания новой, противоречит движению мира и не оправдывает себя.

РАЗВИТИЕ МИРА ПРОИСХОДИТ В СТОРОНУ ДОБРА. Несоблюдение этого закона приводит к разрушению всех упорядоченностей, Злу, уничтожению.

КЕМ БЫ НЕ БЫЛ ЧЕЛОВЕК, НА КАКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТУПЕНИ НЕ НАХОДИЛСЯ, ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ТВОРЦОМ, СОЗИДАТЕЛЕМ, ИСКАТЬ СВОЙ ПУТЬ, НЕ ОСТАНАВЛИВАЯСЬ НА ДОСТИГНУТОМ. Потому что любая остановка — это разрушение — смерть. Жизнь — это движение, но движение в сторону Добра, в сторону познания, создания новых смыслов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я