Книга примет

Александр Морок

Настоящее издание представляет собой свод наиболее распространенных суеверий, предрассудков и примет, которые касаются всех сфер человеческой жизни: рождение, брак, смерть, а также погодные и природные условия. Кроме этого, в данное издание включена информация о нечистой силе, являющейся одним из наиболее сильных проявлений суеверий русского народа. Наибольший интерес представляет рассказ о символике растений и гороскоп друидов. Помимо примет и суеверий в издании приведены широко известные гадания, заговоры, обереги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга примет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I

ПРИМЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Если кто-то за обедом, не доев своего ломтя хлеба, возьмется за другой или отломит кусок от другого, то кто-нибудь из близких оголодает или будет терпеть нужду. Это как поверье глупо, но как правило житейское — хорошо и полезно.

Не класть испеченный, особенно горячий хлеб на горбушку, потому что она тогда легко отстает и хлеб в промежутке этом легко плесневеет; кто ест хлеб с плесенью, будет хорошо плавать; другими словами: не прихотничайте, дети, ешьте сподряд хлеб, каков ни есть.

Кто, не разбирая постов, ест скоромное, у того будет рябая невеста; почитая большим грехом не соблюдать постов, старики выдумали острастку для легкомысленных ребят.

Есть и читать в одно и то же время не годится; память проглотишь; и врачи наши дают наставление, только подкрепляя его более реальными доводами.

Свистеть в комнатах почитается или грехом, или предзнаменованием; вероятно, потому, что в жилом покое, где есть люди, не всякому приятен свист шалуна, который этим многим досаждает; чтобы застращать его, говорят, что от этого дом пустеет.

Через порог не здороваться — поссоришься либо дети немые будут. Невежливость здорованья через порог, не дав гостю войти, противна русскому хлебосольству; почему и придумали острастку.

Нехорошо возвращаться, идучи от людей из дому, когда уже совсем собрался, оделся, простился и ушел, потому что это по-пустому тревожить хозяев; а если что забудешь и воротишься, то значит скоро опять свидеться.

Не заставляй пришивать пуговицы на себе или зашивать платье, которое надето; пришьют тебе память. Это явно выдумка наших хозяек, которым весьма неловко чинить платье на нетерпеливом супруге, если он не хочет раздеться и еще торопит.

Ребенка до шести недель никому не показывать, т. е. не раскрывать и не выносить; ребенка до году не стричь, и притом стричь в великий четверток, раз в год! И многие врачи советуют то же, полагая, что стричь ребенка должно только на весну, а не когда попало.

Кто, выстригшись, кинет куда-нибудь волоса, у того голова будет болеть; должно собрать их в кучу, свертеть и заткнуть под стреху или в тын, подальше: это, при неопрятности крестьян наших, недурное правило; иначе, может быть, по всей избе и по двору валялись бы кучи обстриженных волос.

Разбить посуду, стекло во время какого-нибудь пира или празднества, свадьбы, крестин и пр. хорошая примета. Без сомнения, это хорошее поверье сочинено для того, чтобы разбитая рюмка или стакан не нарушили спокойствия и удовольствия хозяйки, а с тем вместе не лишили бы гостей веселого расположения.

В этих поверьях обычай, приличие, взаимные правила житейской вежливости соединяются в суеверии; оно заставляет народ исполнять то, что другими способами трудно было бы завести.

Существуют поверья, основанные на опыте, на замечаниях, которые при всем том к каждому частному случаю применены быть не могут, потому что в них есть только общий смысл.

Если прядь волос остается непричесанной, это означает предстоящую дорогу.

Если в голове или бороде появится первый раз седой волос, то не вырывай его — это твое счастье.

Перчатку потерять — к несчастью. Зеркало разбить — к худу.

Переворачивать буханку «кверху дном» в России считалось большим грехом, т. к. хлеб — это дар Божий и подобное неуважительное отношение к нему могло повлечь за собой соответствующее наказание Всевышнего. Считается также, что у хлеба есть «голова» — верхняя корочка, поэтому переворачивание его «вниз головой» воспринималось как грубая непристойность.

С разрезанием хлеба связана следующая примета. Так, если человек режет хлеб неровно (один кусок получается местами тонким, а местами утолщениями), жизнь его будет такой же неровной и трудной. И, наоборот, если отрезанный кусок ровен, то жизнь такого человека будет гладкой и спокойной.

Поколе хлеб в печи, не садись на печь, испортится.

Когда солнышко закатилось, новой ковриги не починают, нищета одолеет.

Против сердца две иглы накрест спасают от порчи.

Хмель в сапоге спасает от порчи.

Коса в пороге охраняет от злых людей.

Заставляя (закладывая) избу, кладут под угол деньги для богатства, шерсть для тепла, ладан — для святости.

Не плюй направо — там ангел-хранитель, плюй налево — там диавол.

Если найденная булавка лежит к тебе головой — вспомнил приятель; если острием к тебе — замышляет враг.

Булавку на себя концом не подымай.

Одежда наизнанку — либо пьян, либо бит будешь.

Подол загнулся — к корысти.

Обувать прежде правую ногу — зубы будут болеть.

Левый глаз к слезам свербит, правый — на любого глядеть.

Ресница выпадет — к подарку.

Ладонь горит — кого-нибудь бить.

Правая ладонь чешется к прибыли, левая — к убытку.

Сам себя оплюешь — обнова будет.

Шея чешется либо к пирушке, либо к побоям.

Затылок чешется к печали.

Переносье чешется к покойнику, ноздря — к крестинам, сбоку — к вестям, кончик носа — к вину.

Уши свербят — к новорожденному у знакомых людей.

Лоб свербит — челом бить; с правой стороны — мужчине, с левой — женщине.

Правая бровь чешется — к свиданию с другом, левая — с лицемером.

Правая бровь свербит — будут хвалить, левая — бранить.

Щеки чешутся и горят — к слезам.

Чихнешь в понедельник натощак — к подарку, во вторник — к приезжим, в среду — к вестям, в четверг — к похвале, в пятницу — к свиданию, в субботу — к исполнению желаний, в воскресенье — к гостям.

В правом ухе звенит — к добрым вестям, в левом — к худым.

У кого ухо горит, про того говорят: правое — правду, левое — ложь.

Усы чешутся — к свиданию, к целованию, к гостинцам, к лакомству.

Губы зудят — к поцелуям.

Споткнуться — кто-то бранью помянул.

Подошвы чешутся — к дороге.

Руки, ноги, голова ломят, пальцы горят, мозоли болят — к ненастью.

Хлеб или ложка за обедом выпадет из рук — гость спешит.

Поперхнулось за обедом — гость спешит.

Если, выходя из дому, зацепишься — скоро опять там быть.

В чужом доме поперхнешься — через год опять там будешь.

В понедельник чихнешь — подарок на неделе.

Язык прикусить — кто-то бранит.

На закате солнца хлебом и деньгами не ссужают.

На закате солнца денег не считать, расчетов не сводить.

В понедельник деньги выдавать — всю неделю расходы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга примет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я