Риторика. Шпаргалка

В. С. Пронин, 2009

Информативные ответы на все вопросы курса «Риторика» в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

Оглавление

1. Речь как искусство слова

По мнению Платона, риторика как учение есть сноровка, т. е. умение, ловкость, ему можно научиться, развить в себе способность говорить красиво.

Риторика как обучение сноровке и есть мастерство красноречия. Мастерство красноречия в условиях демократии не только полезно, но часто и просто необходимо. Навыки публичной речи помогают защититься и в условиях повседневной жизни, и в случае форс-мажора, например в судебной борьбе. Сноровка в красноречии помогает убедить сограждан, согласиться на предложения.

Платон доказывает, что обществу и частному лицу может быть нанесен вред тем, что такие риторы, как Горгий, исповедуют так называемую практическую мораль.

По мнению Платона, надо, чтобы не практическая, а духовная мораль управляла речевыми поступками.

Для этого необходимы вдумчивость и мораль не только ораторов, но и общества в целом.

Сократ у Платона и сам Платон предпочли речевую карьеру — карьеру философа-педагога.

Платон дает риторике как искусству слова новый смысл.

В практике диалогов он устанавливает иной вид речи, не свойственный ораторской софистике и эристике.

Дополнительно к речи в собрании или в суде, где особенно важен результат, устанавливается иной вид речи — диалектика. Диалектика у Платона содержит в себе элементы полемики. Эти отношения представлены схемой.

Цель красноречия и ораторства зависит от нравственности оратора.

Неэтичные ораторы, по словам Платона, уподобляются людям, таскающим воду в дырявый сосуд решетом.

Понимание этики может быть разным. Ученик Горгия Калликл смело противопоставляет человека толпе, лучших людей — худшим и говорит, по-видимому, справедливо, что толпе свойственно подавлять лучших, если они идут против нее.

В понимании Горгия, Калликла и Пола лучшим может быть назван Архелай, властитель Македонии, который убил законных наследников и своих родственников, завладел властью. Он теперь может делать что угодно и поэтому счастлив.

Платон говорит, что это несчастный человек, так как он сотворил несправедливость.

Критерии счастья и цель стремлений у Горгия и его последователей — завладеть властью и богатством, чтобы удовлетворять свои желания и прихоти, у Сократа же счастье и цель жизни состоят в справедливости и достойной жизни не в ущерб другим, отсутствии своеволия.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я