Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе

Анна Михайловна Прихожан, 2009

Книга написана в жанре библиотренинга и содержит материалы, которые помогут 14—18–летним подросткам решить проблемы, связанные с неуверенностью в себе, частым переживанием страхов, тревог, чувствующих себя неудачниками. Автор знакомит читателей с приемами самодиагностики, самоанализа, с методами саморазвития, позволяющими лучше понимать себя и других людей, справляться с трудными ситуациями. Издание может быть также интересно и взрослым – тем, кто профессионально работает с подростками, и, конечно, родителям, желающим лучше узнать своих детей и помочь им.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I

НЕУДАЧНИКИ И ПОБЕДИТЕЛИ

1. Кого считать неудачником и кто считает неудачником себя

Кто такой неудачник?

Ну, это ясно каждому:

♦ тот, за кем не занимают очередь;

♦ тот, кто очень редко и мало встречается с успехом, от кого успех всегда прячется;

♦ тот, у которого все валится из рук, ничего толком не выходит;

♦ тот, у которого все получается хуже, чем у других, — словом, тот, кому дорогу вечно перебегают черные кошки.

Он был до того невезучим, что, усевшись однажды на стог сена, ухитрился наткнуться на иголку.

Ридерз Дайджест

Самое интересное, что специальные психологические исследования подтверждают: действительно, есть люди, которым не везет чаще, чем другим, которые чаще других сталкиваются с неуспехом.

Как–то раз я проводила специальный эксперимент, который выглядел как лотерея.

Испытуемым предлагалось несколько непрозрачных мешочков, в каждом из которых лежали красные (выигрышные) и синие (проигрышные) фишки. Надо было загадать: выпадет успешная фишка или нет, а потом вытащить из мешочка именно загаданную фишку. За каждый правильно угаданный цвет давались очки (больше — за выигрышную фишку, меньше — за проигрышную), а за неправильный — снимались (естественно, наоборот). Приз выигрывал тот, кто набирал наибольшее количество очков.

Но до этого я спрашивала каждого из участников, надеется ли он выиграть приз. Кто–то надеялся, кто–то нет. И что вы думаете? Эти прогнозы (не всегда, конечно, но очень часто) сбывались!

Честно говоря, я тогда почувствовала себя несколько странно: испытание как будто бы доказывало существование Ее Величества Судьбы. Некоторый мистический сладкий ужас охватил меня, и уже возникло видение колеса Фортуны…

Увы! Отрезвление было скучным и прозаическим, как дождливый понедельник: «Анализ материала показал…».

А впрочем, об этом потом. Сейчас для нас важно зафиксировать: неудачники действительно существуют, и они в основном знают про то, что таковыми являются.

Но это Госпожа Удача, везение или невезение. А если говорить о реальных достижениях? Представьте, и здесь, даже более ярко, можно проследить ту же картину. В одном из экспериментов (его автор немецкий психолог Ф. Хоппе из всемирно известной школы К. Левина, и вот уже почти 80 лет психологи используют этот эксперимент, точнее, эту методику, каждый раз немножко изменяя на свой лад) я предлагала его участникам решать задачи на сообразительность разной трудности. Но до этого просила сказать, сколько задач из предложенных семи каждый предполагает решить. Повторяю: задачи были на сообразительность, их никто никогда не решал, значит, никакой опыт здесь повлиять не мог. Более того, я специально подчеркивала, что большинство людей справляются с такими задачами и что вовсе не надо быть каким–то особо сообразительным, чтобы их решить. И в этом случае предсказания моих испытуемых и их реальный успех были достаточно близки.

Значит, неудачники на самом деле существуют, причем их неудачливость проявляется на всех уровнях — в повседневной жизни, успешности в ситуациях, где проверяются способности, возможности (психологи называют такие ситуации оценочными, или тестовыми), и даже на уровне простого везения? Что же это такое? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Написала слово «попытаемся», и в ушах сразу же зазвучал голос моего тренера (тренерами называют психологов, ведущих психологический тренинг):

— Что значит «попытаешься» (во время тренинга все друг с другом на «ты»)?

— Ну, постараюсь.

— Попытайся, постарайся взять этот стул (я, естественно, беру).

— Нет, ты берешь, ты делаешь, а надо пытаться, стараться…

В общем, после длительных действий и манипуляций под смех всей группы, кажется, до конца жизни запомнила вывод, который хочу предложить вам в качестве следующего ключа 5.

Если хочешь чего–то добиться, достичь какой–то цели — действуй и прямо называй свою цель. «Пытаться», «стараться» — это значит заранее готовиться к неуспеху и заранее оправдать его (я же не говорил, что достигну цели, говорил — постараюсь), а зачастую найти для себя лазейку, увильнуть от ответственности, прежде всего перед самим собой, за результат.

Так и слышу голос въедливого читателя (а, по–моему, настоящий читатель и есть въедливый, тот, который все время спорит с автором и тем самым выявляет или вырабатывает — кто как — свою собственную позицию). Так вот, этот читатель говорит:

«Запомнить–то запомнила, а слово–то выскочило. Выходит, от себя никуда не денешься?» Но у меня ответ:

«Выскочить–то слово выскочило, да тут же было поймано, и не кем–нибудь, а мной самой. Значит, самоконтроль не подкачал, значит, он действует».

Самоконтроль — это наш ключ 6.

Если хочешь измениться, изменить что–то в себе и в окружающей жизни — действуй так, как будто ты уже обладаешь необходимыми новыми навыками. Действуй и контролируй себя. Ты сам себе судья, а самоконтроль — твой главный помощник.

Правда, достичь подлинного самоконтроля нелегко, и мы обязательно займемся этим, а пока вновь вернемся к неудачникам.

Но тут еще одно предварительное замечание: есть категория людей, которые считают себя неудачниками, хотя внешне у них вроде все нормально, а во многом иногда и лучше, чем у остальных. Считать ли их неудачниками? Соглашаться ли с ними? Или решить, что вот люди «дурью маются» (извините за грубость)? Для психологии очень важно то, что называется субъективной реальностью, то, как человек воспринимает себя. Поэтому, если вы считаете себя неудачником, а с вами никто не соглашается, все равно присоединяйтесь к нам. Ведь ваши чувства, переживания в отношении себя есть подлинная реальность, и, только сделав другим отношение, вы можете такую реальность изменить. И это наш ключ 7.

Доверяй своим чувствам. Помни слова французского философа Блеза Паскаля: «Наши чувства — самая полезная книга в мире. Именно ее нужно листать как можно чаще».

Не слушай того, кто говорит: ты не можешь (и уж тем более — не должен!) так чувствовать. Не спрашивай: что я должен переживать в ту или иную минуту, по тому или иному поводу. Просто прислушайся к себе. Чувства, переживания каждого человека — только его собственное достояние, потому что они отражают именно его отношение к тем или иным сторонам жизни. Прислушайся к своим чувствам, учись понимать, что именно ты переживаешь (это совсем не так просто). А если тебе не нравится или мешает твое переживание, твое чувство, значит, что–то не устраивает тебя в твоей жизни или в твоем отношении к ней.

Самодиагностика, или Что я думаю о себе

Итак, к делу.

Первый шаг — самодиагностика. Как вы думаете: знаете вы себя? Люди очень различаются по ответу на этот вопрос, различаются даже потому, что понимают под словами «знать себя». Для одних — это значит представлять, на что способен, что от себя ждать, для других — знать свои положительные и отрицательные качества, достоинства и недостатки, для третьих — хорошо разбираться в тончайших движениях своей души, в своих чувствах и переживаниях. Для кого–то это доскональное знание своей внешности, для кого–то — умение общаться. А некоторые искренне не понимают, как это можно не знать себя. А вы? Что означает для вас — знать себя? Легко ли вам ответить на этот вопрос?

Для того чтобы лучше разобраться в этом, выполните первое задание. Методику задания, которое вы сейчас будете делать, разработали американские психологи Кун и Мак–Портленд. Называется она «Кто Я? 20 предложений».

В течение 15 минут надо ответить на вопрос: «Кто Я?», использовав для этой цели 20 слов или предложений. Не старайся давать правильные или неправильные ответы или отбирать самые важные. Пиши ответы так, как они приходят тебе в голову. Правильных и неправильных ответов здесь быть не может.

Читатель! Именно сейчас ты выбираешь, как читать книгу. Подумай. Можно просто читать ее дальше, можно прервать чтение и выполнить задание, можно прочесть интерпретацию, узнать, для чего эта методика предназначена, а потом уже выполнять ее. Так поступают многие (может быть, те же, кто заглядывает, не удержавшись, в конец детектива). Но я должна предупредить: на этой дороге тебя может поджидать ловушка, в которую часто попадают неудачники. Это желание скрыть правду о себе даже от себя самого. Как будто есть какой–то правильный ответ, и если «подогнать» себя под него, то можно успокоиться.

В эту ловушку можно попасть и от лени. Ведь думать о себе довольно трудно, гораздо проще приложить к себе какой–нибудь готовый эталон, мерку. Почему это ловушка для неудачника? Я думаю, нетрудно догадаться: к чему еще может привести желание обмануть самого себя или не утруждать себя размышлениями о собственной персоне? Если же есть уверенность, что избежишь этой западни, дерзай!

Итак, перед тобой три дороги. Ты выбираешь одну, чтобы идти по ней, не сворачивая, до конца этой книги. Бессмысленно выполнять лишь некоторые упражнения и не выполнять другие. Итак, выбирай!

А теперь вернемся к заданию. Время кончилось. Перейдем к интерпретации. Что означают твои ответы?

Прежде всего посмотри, сколько слов и предложений тебе удалось написать за 15 минут. Этот показатель носит название уровень самопрезентации.

Думаю, слово «презентация» тебе хорошо знакомо. По радио, телевидению мы слышим: «презентация фонда», «презентация фирмы», «презентация театра». За этим пышным словом скрывается обычное русское «представление», «предъявление», и уровень самопрезентации — это уровень представления, предъявления себя. Чем большее количество слов и предложений тебе удалось написать за отведенное время, тем выше у тебя уровень самопрезентации. Кстати, твоя работа продолжалась все 15 минут или закончилась где–то в середине, поскольку показалось, что больше о себе сказать уже нечего? Последнее чаще всего свидетельствует о том, что у человека есть ограниченный, жесткий круг представлений и он никогда (правда, по разным причинам) не пользуется возможностью перешагнуть эту границу, посмотреть, нет ли там чего–нибудь интересного или нужного (а может, и того, и другого).

Если ответов у тебя очень мало — не более 8, это означает, что ты или не хочешь предъявлять себя даже самому себе (почему? что такого неприятного или страшного ты можешь от себя скрывать? подумай об этом), или — это встречается чаще — просто не думаешь о себе и пользуешься в повседневной жизни лишь некоторыми, возможно, наиболее важными, а чаще самыми простыми и очевидными характеристиками. Но, возможно, тебе этого достаточно? Прежде чем дать ответ, подумай над словами китайского мудреца Лао–Цзы:

«Знающий других — умен, знающий себя — мудр. Покоряющий других — силен, покоряющий себя — непобедим».

От 9 до 17 ответов — это средний, умеренный уровень самопрезентации. Как почти о всяком среднем уровне, здесь трудно сказать что–либо определенное. Вроде бы человек и знает себя, да как–то не очень хорошо, может быть, думает о себе, да как–то не очень много.

Те, у кого низкий и средний уровень самопрезентации, подумайте: что помешало ответить? Чего не хватило? Умения сделать над собой усилие — вам просто надоело отвечать? Не смогли сразу включиться в работу? А может быть, вы слишком жестко контролировали себя, подвергали свои ответы строгой цензуре? Или вам не хватило слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете? Решите это для себя и запишите свой ответ. Он очень важен, потому что показывает, над чем именно вам надо работать. А для начала подумай над словами Льва Толстого:

«Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку–рабу, который вдруг узнает, что он царь».

Когда ответов 18 и более, это говорит о высоком уровне самопрезентации. Обычно он свидетельствует, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе и, главное, не стесняется сам себя. Но внимание! Те, у кого высокий уровень самопрезентации, посмотрите, нет ли у вас повторяющихся ответов. Например:

4. «Я люблю рок–музыку».

7. «Вечерами я часто слушаю записи рок–музыкантов».

12. «Мое самое любимое занятие — слушать музыку» и т. п. Или так:

3. «Я очень некрасивая».

4. «У меня некрасивые глаза и волосы».

7. «Самое некрасивое во мне — рост и вообще фигура». 9. «Я часто смотрю в зеркало и думаю, почему я такая некрасивая».

13. «У меня некрасивое лицо».

17. «Со мной никто не дружит, потому что я некрасивая».

Такие повторяющиеся ответы свидетельствуют о том, что человека волнует какая–то одна тема, одна проблема. И это очень важно. Но для определения уровня самопрезентации, уровня того, насколько ты знаешь себя и можешь говорить о себе, посчитай все эти высказывания за одно. (Кстати, это полезно сделать и тем, у кого низкий и средний уровень.) Сколько осталось? Подчеркни и выпиши эту важную для тебя тему, даже если она теперь покажется странной, да и не темой вовсе (так, например, у одного юноши такой темой оказалось то, что у него маленький рост). Почему именно высказываний на такую тему оказалось больше всего? О чем это говорит? И учти, такое «застревание» на одной характеристике очень редко, почти никогда не бывает случайным. Подумай над известным афоризмом Оскара Уайльда:

«У юности целое царство впереди. Каждый из нас родится царем, и большинство, подобно царям, умирают в изгнании».

У тебя больше 22 ответов. Не способ ли это перехитрить себя? Может быть, тебе показалось — задача в том, чтобы написать как можно больше, и можно писать, что попало, главное — набрать желаемое число. Ты не попадаешь в ловушку «Кто больше»? Не думаешь, что здесь соревнование и ты обязательно должен выиграть? Ты всегда стремишься только к выигрышу? Часто видишь ситуацию соревнования там, где (как, например, в данном случае) она вовсе не предполагалась?

Перечитай свои ответы: сколько из них действительно характеризует тебя, а сколько написано случайно, просто так?

Ответь себе на вопрос: что ты выигрываешь, а что проигрываешь, стремясь угадать, чего от тебя ждут, и добиться первого места?

Подумай над высказыванием Платона:

«Быть обманываемым самим собою — хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом».

Хочешь знать, какой уровень самопрезентации обычно бывает у неудачников? В общем, самый разный, но все же чаще это либо достаточно низкий (или такой средний, который ближе к низкому), либо очень высокий (более 22). Другими словами, они либо прячутся от себя, либо стараются угадать, что надо сделать, и стремятся добиться наивысшего результата.

Но уровень самопрезентации — все же достаточно формальный показатель. Давай теперь проанализируем твои ответы с точки зрения их содержания. Почти наверняка твое самоописание начинается с таких слов, как «юноша», «девушка», «живу в городе ИМЯРЕК» и т. п. Это так называемые ролевые и формально–биографические характеристики. Почти все начинают с них, и это естественно. Но посмотри внимательно: сколько у тебя таких характеристик, какое место они занимают в твоем автопортрете? Если таких характеристик большинство, то получается, что ты — лишь сумма социальных ролей, возраста, других формальных характеристик. Но где же в этом ты? Ведь людей, обладающих именно такими ролевыми и биографическими характеристиками, очень много. В чем же проявляется именно твоя индивидуальность? Зачеркни эти ответы, что останется? Ты действительно больше ничего не видишь в себе, или они написаны первыми, чтобы не думать о чем–то другом? Тогда о чем? И надо ли прятаться от самого себя? Поразмышляй над этим. Здесь тебе могут помочь слова английского психоаналитика Лиз Грин:

«Похоже, что некоторые идут по жизни, отождествляя себя только со своим именем, которое они не выбирали, с телом, в создании которого не участвовали, и с ситуацией, которая по большому счету проистекает из материальной необходимости, социальных условий или случая».

Теперь посмотрим, какого типа ответы встречаются у тебя чаще всего.

Мы уже говорили об одной важной теме. Это наиболее яркий и простой случай. Чаще, однако, бывает так, что ответы вроде бы разные, но говорят об одном и том же. Например, о том, как и что о тебе думают другие люди, или о твоих планах на будущее, о родителях, которые тебя не понимают, — о чем угодно. Обычно так проявляются наиболее важные для человека проблемы, то, что во многом определяют его поведение, порой даже неосознанно.

Есть ли у тебя такая проблема? Какая это проблема?

Теперь посмотри на свои ответы с точки зрения того, к какому времени они относятся. К прошлому? К будущему? К настоящему? Они вообще вне времени? Если большинство ответов относится к прошлому, то ответь на вопрос: почему так получилось? Твое прошлое кажется тебе лучше, интереснее, чем настоящее. Или, напротив, в прошлом было что–то, что мешает тебе жить и сегодня. Ты до сих пор сводишь с ним счеты? И долго ты собираешься так жить, перебирая, словно драгоценности, позавчерашние успехи и борясь со вчерашними неудачами? Не прячешься ли ты от сегодняшних задач и проблем во вчерашнем дне? Или ты предпочитаешь для этих целей день завтрашний, и твои ответы в основном о том, что будет завтра:

Вот завтра найду хорошую работу…

Встречу необыкновенную девушку (юношу) и тогда…

Не помню, где я прочла следующую историю.

Мальчику попал в руки волшебный клубок. Дергая за нитку, можно было перенестись во времени и приблизить любое событие своей жизни.

Сначала он дергал за нитку, чтобы скорее окончить школу, затем — окончить институт, жениться на любимой девушке, защитить диссертацию, добиться высокого поста. Он дергал и дергал клубок, и все желания его исполнялись.

Но когда же и сколько он жил? А ты? Постоянно думая о будущем, надеясь на него, что ты оставляешь сегодняшнему дню? Каков ты сегодня? Вспомни пословицу: «Человек, смотрящий на горизонт, не видит чудесной лужайки перед собой».

У тебя большинство ответов вне времени? Они относятся к сегодняшнему дню так же, как ко вчерашнему и завтрашнему? У тебя нет ощущения, что ты меняешься, что каждый день ставит перед тобой новые задачи? Тебе нравится это ощущение стабильности, постоянства? А может быть, ты просто боишься меняться, боишься того нового, неизвестного, что может проявиться в тебе? Не лишаешь ли ты себя тем самым шанса приобрести какие–то новые качества, взгляды, идеи?

Если же в твоих ответах сочетается прошлое, настоящее и будущее, но настоящего все–таки больше — это свидетельство полноценного ощущения времени своей жизни.

Еще раз просмотри свои ответы. Поставь около каждого из них один из значков: «+», если это тебе в себе нравится; «–», если не нравится, «0», если тебе все равно, и «?», если ты не можешь решить, нравится тебе это в себе или нет. Посчитай количество знаков.

Каких больше — положительных или отрицательных? А может быть, в основном нули или знаки вопроса? Это свидетельство твоего отношения к себе — принимаешь ты себя или отвергаешь, любишь или нет, тебе безразлично или ты не знаешь, как относиться к себе.

Конечно, на самом деле отношение к себе — гораздо более сложное образование. Мы получили лишь первые, самые грубые ориентиры. Но они тоже о многом говорят.

Внимание! Очень трудный момент! Ответы типа «хороший», «плохой», «добрый», «злой», «умный», «глупый», «удачливый», «неудачник» — насколько они являются результатом твоих размышлений о себе, самоанализа, а насколько — табличкой, ярлыком, который ты повесил на себя, чтобы к тебе никто, прежде всего ты, именно ты, не цеплялся? Не построены ли тобой из этих табличек своего рода крепостные стены, за которыми ты собираешься спрятаться от жизни и от самого себя? Это действительно очень трудный вопрос. Ответ на него требует серьезных размышлений, усилий и даже, если угодно, мужества. Но, как говорил Сенека: «Не потому что дела сложны, мы не решаемся их делать, а потому, что мы не решаемся их делать, они сложны». Если ты сумеешь честно ответить себе на этот вопрос, ты сделаешь важный шаг на пути самопознания и саморазвития.

Итак, проанализированы ответы на вопрос «Кто Я?». Запиши результаты своего анализа в дневник. Через некоторое время ты сможешь вернуться к этим записям и увидеть, произошли ли в тебе какие–то изменения в процессе нашей работы.

Эта методика поможет тебе разобраться в том, знаешь ли ты себя и что именно ты о себе знаешь, что хочешь знать о себе и что прячешь от себя.

Как ты думаешь, какие ответы по этой методике чаще всего встречаются у людей, считающих себя неудачниками?

Во–первых, это значительное количество ролевых и формально–биографических характеристик.

Во–вторых, это тема своей неудачливости, неуспешности.

В–третьих, их ответы в основном относятся или к прошлому, или к будущему.

И наконец, в–четвертых, уних преобладают отрицательные оценки или «?», что свидетельствует об их нелюбви к себе, неприятии себя или о неумении (нежелании) разобраться в отношении к себе.

Интересно получается с ответами–ярлыками. Большинство неудачников не принимают, как говорят психологи, этой задачи, не хотят отвечать на этот вопрос и разбираться в нем.

Ну как, ответы близки к ответам неудачников? Или автопортрет получился совсем другим?

Не откладывай свои ответы на методику «Кто Я?». Давай еще поработаем с ними.

Итак, второе задание.

Выбери ответы, которые, с твоей точки зрения, наиболее важны для тебя (лучше, чтобы их было не менее десяти), и напиши, почему ты обладаешь той или иной чертой. Откуда она у тебя.

Ну, например, так: «Я лентяй, потому что меня в детстве не приучали к систематической работе»; или: «Я умный, потому что я изо всех сил использую все свои умственные способности»; или вот так: «Я некрасивая потому, что уж такой уродилась. Сестре досталась красота, а мне предлагают пользоваться скромностью как лучшим украшением».

Раздели все ответы на четыре категории.

1. Зависит от меня (обозначьте их буквой «Я»).

2. Зависит от других (буква «Д») — от кого, кстати?

3. Зависит от случая, судьбы, может быть, даже рока (поставим букву «Р»).

4. Ни от чего не зависит, просто так получилось (буква «Н»). Так же отметьте ответ «не знаю».

Теперь посчитай, сколько у тебя ответов каждой категории.

То, что мы сейчас с вами делали, называется в психологической литературе каузальная атрибуция (от лат. causa — «причина» и attribuo — «придаю», «наделяю») — это «приписывание причин», объяснение причин и мотивов поведения других людей или (как мы делаем сейчас) своих собственных черт, мотивов, личностных особенностей.

Каких ответов у тебя больше: ответов «Д» и «Р»? Ты считаешь себя игрушкой в руках других людей или в руках судьбы? А может быть, ты вообще думаешь, что человек — это то, что из него лепит жизнь, другие люди? Но не отказываешься ли ты тем самым от себя, от того, чтобы чувствовать себя хозяином собственного «Я»?

Вот что по этому поводу пишет американский психолог Карл Роджерс:

«Каждый человек быстро понимает, что будет любим, если станет вести себя определенным образом. Так он начинает прикрывать свое истинное лицо маской, которая исполняет роль сознательно выбранного им образа. Но вместе с тем он прекрасно понимает, хотя бы в глубине души, что его истинное лицо не имеет с ней ничего общего. Так эта маска становится тяжелой ношей либо превращается в доспехи, которые самим человеком рассматриваются как его истинное Я».

У тебя преобладает буква «Я»? Ты–то уж точно ощущаешь себя хозяином самого себя. Но задумайся: если ты почти во всех случаях видишь причину только в себе, не приводит ли это к тому, что ты пытаешься контролировать в своей жизни все и вся, не пытаешься ли ты принцип причинности распространить на все события своей жизни? Другими словами, не объясняешь ли ты все, что с тобой происходит, какими–то свойствами, присущими именно тебе. Не пришел вовремя троллейбус — это потому, что я такой невезучий. Пропало что–нибудь — это потому, что я такой растяпа (как будто у других никогда ничего не теряется) и т. п. Особенно следует обратить на это внимание в тех случаях, когда речь идет о чертах, в которых проявляется отрицательное отношение к себе.

Если у тебя преобладает буква «Н», то ты, скорее всего, опять от кого–то прячешься или от чего–то убегаешь, лишая себя шанса проанализировать и понять кое–что в себе, в своей жизни, в том, почему тебе везет или не везет. Почему? Не хочешь? Может быть, ты боишься, что станешь более беззащитным, неуверенным в себе? Но если вести себя так, то может получиться, что все твои силы будут уходить только на то, что в психологии называется выстраиванием защит, а для реальной деятельности, для реальной жизни просто не останется ни сил, ни времени. И вообще, почему, откуда такая уверенность, что самоанализ сделает тебя беззащитным? А может быть, наоборот, ты найдешь в себе такие силы, которые убедят тебя, что твоя судьба в твоих руках? На самом деле многое зависит от того, как мы смотрим на вещи, от того, с какой установкой мы подходим ко всему на свете, в том числе и к самим себе. Недаром существует мнение, что мы питаемся нашими мыслями, и, если наши мысли полны страхом, ревностью, завистью, мы медленно, но неуклонно отравляем себя.

Предлагаю подумать над результатами этого задания и записать их в дневник.

Здесь пора договориться о том, что ты будешь записывать в дневник все выводы, которые сделаешь в ходе нашей работы, все вопросы к самому себе, и я больше не буду напоминать тебе об этом.

Думаю, что тебе уже понятно: оптимальный результат по этому заданию определяется только соответствием реальности, тем, что есть на самом деле. Но достигнуть такого результата, как выясняется, не так легко. Требуются специальная работа, специальный анализ, умение взглянуть на себя непредвзято. А именно такого умения обычно нет у того, кто считает себя неудачником.

Дальше мы сопоставим результаты выполнения второго задания с тем, что у тебя получится при выполнении популярного зарубежного теста «Умеете ли вы решать свои проблемы». Он вошел в сборник популярных (то есть не имеющих строго научного смысла, в какой–то мере игровых, но очень полезных для самодиагностики) тестов «Знаете ли вы себя».[2]

Одни играючи решают самые сложные проблемы. Других может «положить на лопатки» и незначительная мелочь. К какому типу относитесь вы? Давайте проверим.

1. Рассказываете ли вы о своих проблемах, неприятностях:

а) нет, это бы вам не помогло — 3 очка;

б) конечно, если есть подходящий собеседник — 1;

в) не всегда, иной раз вам и самому тяжело думать о них — 2.

2. Насколько сильно вы переживаете страдания:

а) всегда очень тяжело — 4 очка;

б) это зависит от обстоятельств — 0;

в) вы стараетесь терпеть, не сомневаясь, что любой неприятности рано или поздно приходит конец — 2.

3. Если вы не употребляете спиртное, то переходите к следующему вопросу. Если употребляете, то для того, чтобы:

а) «утопить» в нем свои проблемы — 5 очков;

б) хоть как–то рассеять все свои «головные боли» — 3;

в) просто это нравится — 1.

4. Что вы делаете, если что–то вас глубоко ранит:

а) разрешаете себе радость, которую долго не могли позволить — 0 очков;

б) идете к хорошим друзьям — 2;

в) сидите дома и жалеете самого себя — 4.

5. Когда близкий человек вас обижает:

а) «прячетесь в свою раковину» — 3 очка;

б) требуете объяснений — 0;

в) рассказываете об этом каждому, кто только готов слушать — 1.

6. В минуту счастья:

а) не думаете о перенесенном несчастье — 1 очко;

б) боитесь, что эта минута слишком быстро пройдет — 3;

в) не забываете о том, что в жизни есть и много неприятного — 5.

7. Что вы думаете о психиатрах:

а) вы бы не хотели стать их пациентом — 4 очка;

б) многим людям они могли бы помочь — 2;

в) человек и сам во многом может помочь себе — 3.

8. По вашему мнению, судьба:

а) вас преследует — 5 очков;

б) к вам несправедлива — 2;

в) к вам благосклонна — 1.

9. О чем вы думаете после ссоры с любимым человеком (супругом), когда ваш гнев проходит:

а) о том приятном, что у вас было в прошлом — 1 очко;

б) мечтаете о тайном мщении — 2;

в) думаете о том, сколько вы от него (нее) уже вытерпели — 3.

А теперь подсчитаем сумму набранных очков и сопоставим ее с предложенной интерпретацией результатов. От 7 до 15 очков. Вы легко миритесь со своими неприятностями, даже бедами, поскольку умеете верно их оценить. Крайне важно и то, что вы не слишком любите жалеть себя (слабость, которую питают многие). Ваше душевное равновесие достойно восхищения!

От 16 до 26 очков. Бывает, что вы подчас проклинаете судьбу. И все же у вас есть прекрасная отдушина: возможность «выплеснуть» свои проблемы на других. После этого вам сразу же становится легче. (При этом вам, конечно, важно, чтобы вас внимательно слушали и сопереживали вашим проблемам, неприятностям.) И все же задумайтесь: не стоит ли вам побольше владеть собой, а не пользоваться постоянно лишь таким способом решения своих проблем?

От 27 до 36 очков. Вы еще не научились правильно «расправляться» со своими бедами. Быть может, поэтому они вас так и терзают. Вы предпочитаете закрыться в себе, пожалеть себя. Но, может быть, стоит использовать и иной способ? Мобилизуйте свою энергию! В вас достаточно доброго, хорошего начала, которое поможет вам с успехом решить все ваши проблемы и неприятные ситуации.

Кто–то очень точно, на мой взгляд, назвал такие тесты «бумажным зеркалом». Что–то в них есть ненастоящее, но все же мы отражаемся в них такими, какими хотим казаться сами себе. И если мы склонны обманывать сами себя, что ж…

В настоящие профессиональные тесты, для того чтобы выделить стремление людей показать себя лучше, часто «вмонтирована» специальная шкала. Она так и называется — «шкала социальной желательности» или «видения себя в лучшем свете», или даже «шкала лжи». Я здесь не могу раскрывать профессиональную тайну и не буду приводить примеры. В популярных тестах таких шкал обычно не бывает. Предлагаю просто вернуться к своим ответам и посмотреть на них с этой точки зрения.

Итак, сравниваем, сопоставляем результаты выполнения второго задания по методике «Кто Я?» и теста (после того как тебе стало ясно: у тебя нет стремления увидеть себя в зеркале приукрашенным). Вариантов может быть много, но мне хотелось бы обратить внимание лишь на некоторые.

Прежде всего самые благоприятные варианты: низкая оценка по тесту (7–15 очков) и ориентация на себя преимущественно или невыявленность никакой ориентации по методике «Кто Я?» (последнее означает, что человек опирается на тот «принцип реальности», о котором мы говорили выше). Сразу скажу — это очень редкий вариант. Я рада за тебя, рада, уважаю твою уверенность в себе, твое умение верно оценить события своей жизни и принять решение. Но все же должна влить небольшую ложку дегтя и сказать, что у тех, кто ищет причины всех событий преимущественно в самом себе, принимаемые решения часто оказываются неадекватными (то есть не соответствующими ситуации). Эти люди либо идут напролом и ждут успеха или неуспеха (в зависимости от отношения, к себе) буквально во всех ситуациях, либо прибегают к тактике «могу, но не хочу», часто неосознанно принимая решение, которое позволяло бы либо вообще ничего не делать, либо заниматься «псевдодеятельностью», подменяя реальное преодоление трудностей какими–нибудь действиями, занятиями «вокруг проблемы». У тебя не так? Ну что ж, тем лучше.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Знаете ли вы себя: 55 популярных тестов / Авторизованный и адаптированный перевод М. А. Земнова, В. А. Миронова. — М., 1989. — С. 19–21.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я