Льготы и деньги: трудности перевода

Михаил Петров, 2006

Что сейчас волнует всех и каждого? О чем мы то и дело слышим на телевидении, по радио и в общественном транспорте? Конечно, о монетизации. Что это, как это, почему именно так – вот вопросы, которые сейчас волнуют всех граждан России без исключения. Настоящее пособие является уникальным в своем роде, так как не только поможет разобраться в животрепещущих вопросах монетизации, но и позволит взглянуть на картину проведения реформы в целом. А сводная таблица проведенных изменений позволит разобраться каждому с тем, что именно он теряет, и что взамен ему предлагается государством. Пособие предназначено для широкого круга читателей.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Новая система социальной поддержки льготников

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Льготы и деньги: трудности перевода предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Новая система социальной поддержки льготников

С текущего года в стране радикально изменилась форма социальной поддержки россиян, имеющих право на льготы. С 1 января 2005 г. взамен льгот отдельные граждане начали получать ежемесячные денежные выплаты. Тем не менее ряд льгот был сохранен, что во многом обусловлено социальным резонансом и массовыми митингами в защиту льгот. Разработчики законопроекта не раз отмечали возможность существования в рамках денежных выплат набора социальных услуг (так называемого социального пакета), который концентрирует в себе основные льготы для лиц, в них нуждающихся: медицинское, транспортное обслуживание. Однако заметим, что данный набор является далеко не безвозмездным.

Разработанный Законом о монетизации льгот порядок социальной поддержки населения в «чистом» его варианте будет существовать лишь до 2006 г. С его наступлением каждый льготник сможет выбрать: социальный пакет или деньги, т. е. либо отказаться от набора социальных услуг и увеличить себе компенсационную сумму, либо продолжать ими пользоваться, получая меньше денег.

Вместе с тем, несмотря на многочисленные разъяснения того, что же будет с имеющимися льготами, Закон не разрешает основных вопросов, суть которых сводится к тому: что будет дальше? Все это порождает у большинства льготников вполне оправданное беспокойство, которое порой выражалось в многочисленных акциях протеста. Во многом причина тому — несогласование в ответах о будущем льгот, порядке их замены, конкретных размерах их денежной компенсации, процедуре оформления.

1.1. Льготники и льготы, которые они потеряли

Реформа системы социального обеспечения, обусловленная принятием упомянутого Закона, назрела довольно давно. Содержание «армии» льготников для государства на современном этапе его развития, в условиях реформирования экономики было малорентабельным. Однако необходимо было четко и планомерно продумать основные шаги ее реализации, разработать действенный механизм, отвечающий запросам и интересам большинства граждан, во многом зависящих от социальной политики государства.

Отметим, что на момент принятия Закона о монетизации льгот в стране по различным данным насчитывалось от 50 до 100 млн льготников, часть которых вовсе не нуждалась в социальной поддержке (например, депутаты Государственной Думы РФ). Кроме того, большая часть льгот, которые им должны были быть предоставлены, являлись исключительно декларативными, существование которых выражалось лишь на бумаге. Громоздкая и неэффективная система льгот досталась нам в наследство от «развитого социализма». Только на федеральном уровне установлено около 120 видов льгот более чем для 200 категорий получателей. В целом ими охвачено около 72 % населения страны.

По оценке ФБК в 2003 г. потенциальный объем льгот составил 2,8 трлн руб., или 21,5 % ВВП. Если учесть, что в 2003 г. доход консолидированного бюджета составил 4,1 трлн руб., то очевидно, что для оплаты всех социальных обязательств пришлось бы потратить 68,3 % бюджетных средств. Реально покрывается не более 12 % расходов. Взяв на себя заведомо невыполнимые обязательства, государство вынуждено ежегодно приостанавливать действие тех или иных «социальных законов». Официально считается, что источником финансирования льгот являются бюджеты и внебюджетные фонды. На деле обязательства государства нередко перекладываются на бизнес[6]. Потребность изменения системы льгот очевидна, и монетизация — один из возможных способов.

Сложившаяся в отечественном законодательстве система отнесения гражданина к категории льготников была настолько прозрачной, что во многом благодаря ей в настоящее время не представляется возможным полностью очертить круг лиц, нуждающихся в социальной защите. Здесь мы вынуждены будем пересмотреть все категории льготников с учетом оснований предоставления им права на социальные гарантии и компенсации.

Условно социальную массу лиц, именуемых льготниками, можно объединить в следующие категории: ветераны, инвалиды, военнослужащие, участники Великой Отечественной войны и целого ряда локальных конфликтов (войны-интернационалисты), граждане, пострадавшие от техногенных катастроф и воздействия радиации, государственные служащие и работники правоохранительных структур, лица, задействованные на работах с особыми условиями труда (работники аварийно-спасательных служб, граждане из подразделений особого риска, работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и т. п.) и ряд иных категорий граждан, социальная поддержка которым необходима в силу объективных и порой независящих от них обстоятельств (малоимущие семьи, лица, пострадавшие в результате борьбы с терроризмом, беженцы и вынужденные переселенцы, жертвы политических репрессий, доноры). Перечислять подобные группы можно до бесконечности, и каждый гражданин, входящих в их состав, претендует на социальную заботу и поддержку от государства. Все, что требовалось от последнего, — создать надежный механизм, реализующий права льготников в том объеме, в котором это способен выдержать бюджет государства. При всем при этом в расчет должны были быть приняты жизненно важные для названных лиц гарантии: жилищно-коммунальное, транспортное, медицинское, социальное обслуживание. Здесь же требовалось разработать конкретные, не менее эффективные рычаги и критерии определения социального статуса гражданина и признание / непризнание его впоследствии льготником.

Реформа была проведена несколько иначе. Весь тот массив льгот, который давал ряду граждан некую гарантию дальнейшего существования, «одним росчерком пера» потерял свое былое значение, «святое» для многих из них. В одночасье были свернуты программы и гарантии в области здравоохранения и медицинского обслуживания; жилищно-коммунального обслуживания и обеспечения; возможности безвозмездного транспортного обслуживания; в сфере труда и профессионального обучения; социальной защиты и социального обеспечения; в области образования и повышения квалификации.

В общем, отметим, что большая часть льготников (если не все) лишились:

1) льгот по налогообложению;

2) права на получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства в соответствии с законодательством РФ;

3) права на первоочередное получение местных строительных материалов для жилищного строительства, отпуск древесины на корню для строительства жилых домов на условиях, определяемых органами местного самоуправления;

4) права на первоочередное или внеочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий;

5) права на бесплатную установку квартирного телефона;

6) льгот по оплате абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной;

7) права на льготное обеспечение лекарствами;

8) права на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;

9) права на обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;

10) права на бесплатное получение в пользование транспортных средств либо компенсации на транспортное обслуживание, а также денежной компенсации за бензин, ремонт, техническое обслуживание;

11) различных льгот по проезду на транспорте.

Рассматриваемым Законом были внесены изменения в ряд законов, регулирующих социальные гарантии и льготы, предоставляемые инвалидам, ветеранам, «чернобыльцам» и приравненным к ним лиц. Прежде всего из законодательства об охране здоровья исключены нормы, которые закрепляли за инвалидами, в том числе детьми-инвалидами и инвалидами с детства, право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.

В законодательстве о социальной защите инвалидов в РФ также внесены изменения, суть которых сводится к отмене следующих льгот:

1) из перечня технических средств реабилитации инвалидов исключаются средства для передвижения (включая транспортные средства с ручным управлением, лошадей с упряжью и соответствующими гужевыми транспортными средствами);

2) освобождения от уплаты арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании;

3) права на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты;

4) права на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях;

5) права инвалидов I группы и детей-инвалидов, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица; права на 50 %-ную скидку за пользование телефоном и радиотрасляционной точкой; права бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси;

6) права на 50 %-ную скидку со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года; права инвалидов I и II групп и детей-инвалидов на право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно;

7) права детей-инвалидов и сопровождающих их лиц на бесплатный проезд к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов;

8) права на обеспечение транспортными средствами;

9) права на ежегодную денежную компенсацию транспортных расходов;

10) гарантий предоставления льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы лишены права на:

1) бесплатное оказание медицинской помощи;

2) бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей);

3) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;

4) бесплатное ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением;

5) бесплатный проезд по территории РФ на всех видах транспорта (кроме такси) от места жительства до места лечения;

6) первоочередное предоставление инвалидам на безвозмездной основе в пользование транспортного средства при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к его вождению в соответствии с законодательством РФ;

7) возмещение органами социального обеспечения расходов, связанных с обслуживанием на дому, при отсутствии проживающих с ними близких родственников;

8) бесплатный проезд по территории РФ на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов, бесплатный проезд с правом первоочередного приобретения билетов по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота один раз в год (туда и обратно), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом;

9) льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

10) внеочередную установку телефона;

11) одноразовое получение беспроцентной ссуды на приобретение или строительство садовых домиков, благоустройство садовых участков, внеочередное обеспечение необходимыми строительными материалами (действие указанной нормы приостанавливалось начиная с 2001 г.);

12) одноразовое получение беспроцентной ссуды на покупку (приобретение) жилья, кооперативное или индивидуальное жилищное строительство (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий) с погашением 50 %-ной ссуды за счет средств федерального бюджет (действие указанной нормы приостанавливалось начиная с 2001 г.);

13) одноразовое получение беспроцентной ссуды для организации подсобного или фермерского хозяйства (действие указанной нормы приостанавливалось начиная с 2001 г.);

14) бесплатную передачу по факту владения в личную собственность занимаемых ими жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Граждане, принимавшие в 1986–1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, и приравненные к ним лица лишены права на:

1) бесплатное оказание медицинской помощи;

2) бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей);

3) получение бесплатно страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан РФ со специальной базовой программой;

4) первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно — курортное или другое оздоровительное учреждение;

5) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;

6) скидку в размере 50 % со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) воздушным, железнодорожным, водным транспортом по территории РФ;

7) бесплатный проезд по территории РФ на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;

8) одноразовое получение беспроцентной ссуды на покупку (приобретение) жилья, кооперативное или индивидуальное жилищное строительство (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий) с погашением 25 % ссуды за счет средств федерального бюджета (действие указанной нормы приостанавливалось начиная с 2001 г.);

9) первоочередную установку телефона;

10) льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

11) одноразовое получение беспроцентной ссуды на приобретение или строительство садовых домиков, благоустройство садовых участков, внеочередное обеспечение необходимыми строительными материалами (действие указанной нормы приостанавливалось начиная с 2001 г.);

12) бесплатную передачу по факту владения в личную собственность занимаемых ими жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Граждане, принимавшие в 1988–1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, и приравненные к ним лица лишены права на:

1) скидку в размере 50 % со стоимости приобретаемых по рецептам врачей лекарств, оказания медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно);

2) получение бесплатно страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан РФ со специальной базовой программой;

3) получение в первоочередном порядке по месту работы ежегодной путевки для санаторно-курортного лечения или отдыха;

4) скидку в размере 50 % со стоимости изготовления и ремонта зубных протезов;

5) бесплатный проезд по территории РФ на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;

6) одноразовое получение беспроцентной ссуды на приобретение или строительство садовых домиков, благоустройство садовых участков, внеочередное обеспечение необходимыми строительными материалами (действие указанной нормы приостанавливалось начиная с 2001 г.);

7) преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов;

8) одноразовое получение беспроцентной ссуды на покупку (приобретение) жилья, кооперативное или индивидуальное жилищное строительство (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий) с погашением 25 % ссуды за счет средств федерального бюджета (действие указанной нормы приостанавливалось начиная с 2001 г.).

Граждане, эвакуированные из зоны отчуждения, лишены права на:

1) бесплатное оказание медицинской помощи;

2) бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей);

3) получение бесплатно страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан РФ со специальной базовой программой;

4) первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно — курортное (при наличии медицинских показаний с выдачей листка нетрудоспособности) или другое оздоровительное учреждение;

5) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;

6) льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

7) скидку в размере 50 % со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) воздушным, железнодорожным, водным транспортом по территории РФ;

8) первоочередную установку телефона;

9) одноразовое получение беспроцентной ссуды на хозяйственное обзаведение и на строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками (действие указанной нормы приостанавливалось начиная с 2001 г.);

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Новая система социальной поддержки льготников

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Льготы и деньги: трудности перевода предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

Данные приведены из еженедельника «Экономика и жизнь» № 28, 2004 г.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я