Организация проектной деятельности дизайнера

О. П. Тарасова, 2013

В учебном пособии описана специфика проектной деятельности дизайнера и даны рекомендации по ее организации с целью формирования готовности будущего бакалавра к построению профессиональной карьеры.

Оглавление

  • Введение
  • 1 Специфика профессиональной деятельности дизайнера

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация проектной деятельности дизайнера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1 Специфика профессиональной деятельности дизайнера

1.1 Сущность проектной деятельности. Этапы дизайн-проектирования

Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

А. Дистервег

Проблемой теории и методологии интеллектуальных и социокультурных особенностей деятельности проектирования и, соответственно, развитием проектной культуры, в нашей стране начали заниматься с середины 60-х годов прошлого столетия. Исследованием данного феномена занимались О.И. Генисаретский, Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий, В.Л. Глазычев, Е.А. Розенблюм и др. Суть проектирования с точки зрения ученых раскрывается с двух позиций:

— художественно-технической, согласно которой проектирование рассматривается как метод порождения вещей и систем, являясь объектно-ориентированной деятельностью человека в русле возникающих перед ним проблем;

— философской, представляющей проектирование как способ выбора человеком собственного образа жизни, так как проектная активность его сознания носит врожденный характер и основывается на природном умении мысленно создавать модели «потребного будущего» (Н.А. Бернштейн) и воплощать их в жизнь.

В этой связи проектная деятельность — это всегда творческая деятельность, которая появилась с момента возникновения человека и является универсальным средством его развития. Кроме того, по мнению О.И. Генисаретского, проектная деятельность ориентирована не только на творчество, созидание и инновации, но и на сохранение того, что уже сотворено и создано.

Соответственно, проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — это универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, целенаправленный на создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Развитие проектирования тесно связано с периодизацией и факторами научно-технического прогресса, так как проявлялось на разных уровнях жизнедеятельности общества как стремление активно вмешаться в несовершенство окружающего мира (а так же в свое несовершенство). Благодаря проектированию происходит превращение науки в непосредственную производительную и жизнестроительную силу общества.

Путем разработки и внедрения проектов решаются проблемы в разных областях жизни: в промышленном производстве и строительстве, в сферах обслуживания, быта и досуга, в политике, педагогике и культуре. Поэтому проектирование как вид деятельности очень универсально, а разнообразие областей приложения проектирования является важнейшим критерием его социальной эффективности.

Проектная культура (дизайн) — это совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив знаний, навыков и ценностей, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, формообразования и исполнения (Б. Арчер). Основная задача дизайна — концептуализация и воплощение новых предметных форм и решение проблемы экологического дисбаланса посредством создания гармоничной, полезной, удобной, красивой среды жизнедеятельности человека во всех ее проявлениях.

Проектная культура включает:

— ценности жизни, среды или культуры, признанные в данное время для решения практических задач. В дизайне это — практичность, изобретательность, выразительность и заинтересованность в соответствии с назначением;

— творческие и научные концепции;

— ценностно-значимые образы проектируемой предметной среды, уже находящиеся в ее пределах или появившиеся согласно воле проектировщика (социальная и визуальная культуры).

Проектная деятельность полифункциональна. Среди основных функций проектной деятельности выделяются исследовательская, аналитическая, прогностическая, преобразующая и нормирующая. Кроме того, для проектирования характерна конструктивность, т.е. нацеленность на получение определенного, практически значимого результата.

В проектной деятельности важен процесс целеполагания. Цель в проектной деятельности — это желаемый результат деятельности по ее реализации, достигаемый в пределах установленного времени. Цель должна быть конкретна, измерима, достижима в конкретно обозначенные сроки. Образ цели предстоящей деятельности поддерживает целостность начального представления о результатах предполагаемых достижений, а ее «размытость» или отсутствие являются возможной причиной неудачи, нереализованного замысла.

Обеспечивается проектная деятельность соблюдением определенных принципов:

— принцип прогностичности — ориентация на будущее состояние объекта;

— принцип пошаговости — постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий;

— принцип нормирования — требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта;

— принцип обратной связи — напоминает о необходимости после осуществления каждого шага проектирования получать информацию о его результативности и соответствующим образом корректировать действия;

— принцип продуктивности — подчеркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость;

— принцип культурной аналогии — указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам, то есть формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе изучения культурноисторических аналогов;

— принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне А ивящейся активности участников, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленной цели. Решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования.

Требования к организации проектной деятельности:

контекстность — не изолированное представление предмета проектирования, а в соотнесении с определенными контекстами (психологическим, культурологическим, философским, юридическим, экономическим, социальным, физиологическим и пр.);

реалистичность — обеспечение гарантий достижимости проектных целей (необходимый уровень компетенции и обеспечения с точки зрения ресурсов);

учет многообразия потребностей и интересов всех участвующих в проектной деятельности сторон (ценностно-смысловое согласование позиций и действий);

активность участников проектирования, т.е. добровольная включенность и эмоционально-ценностное переживание своего участия в проекте;

управляемость — наличие проектной дисциплины, связанной с необходимостью временной регламентации действий, содержательной и технологической определенностью выполнения процедур.

Технологичность проектной деятельности основана на этапности действий преобразующего характера. Логика, или заранее продуманная поэтапная последовательность организации проектных действий, должна осознанно выстраиваться будущим специалистом. Ниже схематично представлены этапы выполнения дизайн-проекта и их содержательное наполнение.

Рисунок 1 — Этапы выполнения дизайн-проекта

Рисунок 1. Лист 2

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Обозначьте сущностные характеристики проектной деятельности дизайнера.

2. Охарактеризуйте проектную культуру как вид деятельности.

3. Охарактеризуйте сущность целеполагания в дизайн-проектировании.

4. В чем заключаются требования к организации проектной деятельности дизайнера?

5. Развернуто представьте содержание предпроектного этапа дизайндеятельности.

6. Охарактеризуйте процедуры реализации дизайнерского проекта

7. Раскройте содержание рефлексивного этапа выполнения проекта. Обозначьте разницу между понятиями «рефлексия» и «аналитика».

8. Перечислите и коротко охарактеризуйте принципы, обеспечивающие успешность проектной деятельности.

9. Дайте определение понятия «проектирование». С чем связано развитие данного феномена в России. Какие исследователи занимались изучением теории и методологии проектирования в России и за рубежом?

10. Обозначьте цель и охарактеризуйте процедуры послепроектного этапа дизайн-проектирования.

11. Кратко представьте генезис (этапы развития) проектной деятельности в России и за рубежом. Какие экономические и производственные преобразования стали предпосылкой развития данного вида деятельности?

1.2 Критика и оценка проекта

Хочешь избежать критики — ничего не делай, ничего не говори и будь никем.

Элберт Хаббард

Критико-оценочная деятельность дизайнера пронизывает весь процесс проектирования — от постановки проектной проблемы до внедрения проекта. Поскольку в основе проектирования лежит творческое осмысление старых и выявление новых ценностей, то формулируя проблему, дизайнер подвергает критическому анализу и оценке явления, предметы, объекты окружающей действительности и выдвигает проектный идеал как конкретное выражение своей критической позиции.

Критика — это способность дизайнера переосмыслять предметный мир в соответствии с культурой, вносить в него новое измерение. Процесс формирования проектного замысла и его развитие необходимо сопровождать постоянным критическим контролем, непрерывно проверяя критикой результат проектной деятельности. Критическая деятельность в дизайне осуществляется в трех формах:

— критика существующего состояния предметной среды;

— критика собственной проектной деятельности и ее результатов;

— критика результатов дизайн-деятельности, ее целей и средств.

Основными целями критики являются осмысление вещи с точки зрения устоявшихся в культуре ценностей, выявление новых ценностей и закрепление их в системе культуры.

Критическое осмысление вещи дизайнером сопровождается анализом ценностных ориентаций потребителя в культурно-историческом, утилитарном, производственно-техническом, профессиональном и других аспектах. Сопоставляя с ними образ вещи, специалист оценивает проектную ситуацию, цели и содержание заказа, возможность и средства его выполнения, общественную потребность вещи и определяет личное отношение к объекту, его прототипам и аналогам, т.е. намечает место будущей вещи в системе существующих ценностей. В результате, внося своим произведением творческий вклад в культурное целое, дизайнер создает новую ценность.

Таким образом, система культурных ценностей служит дизайнеру источником и основанием оценки вещи и целостного воспроизведения ее смысла. Изменение системы ориентации в сфере культурных ценностей изменяет и выявляет новый смысл вещи. Поэтому в разные исторические периоды вещи понимаются и воспринимаются по-разному.

Кроме общезначимых культурных ценностей основанием критики служит нормативная критика, связанная с требованиями технической эстетики к качеству промышленных изделий и теоретические знания о свойствах вещей. К примеру, при анализе реальности выполнения проекта, необходима критическая оценка особенностей объекта и знаний о возможностях проектирования. Такой анализ предполагает исследование аналогов проектируемого объекта, который зачастую приводит к существенному видоизменению замысла. Вместе с тем, критический анализ служит критерием оценки в процессе проектирования. Фаза оценки завершает каждый акт и этап проектной деятельности и весь процесс проектирования.

Критика включает оценочный элемент. Оценка позволяет установить значимость выявленных в процессе проектирования ценностей и форму их применения в организационно-технической системе деятельности.

Известны три основные стадии оценки качества проекта. Первая стадия охватывает этап составления и согласования технического задания, предпроектных исследований, когда планируются и определяются основные свойства и качество будущего изделия. На этой стадии главенствующую роль играет оценка дизайнером собственных идей и планов организации проектной работы учитывая предложения и требования заказчика и потребителя. Данный период работы над проектом эффективно применять «мозговую атаку». Коллективное обсуждение проекта эффективно благодаря соревнованию идей, столкновению различных мнений.

Вторая стадия включает этапы разработки проектных предложений от генерации идей и выполнения эскизных набросков до их реализации в законченном проекте, соответствующем техническому заданию. На данном этапе сочетается самооценка и контрольная (экспертная) оценка, возрастающая по мере выполнения проекта.

Третья стадия охватывает этапы анализа, согласования и утверждения проекта. Оценивается проект экспертами.

В дизайнерской практике используется разные методы оценки проектных решений. Наиболее распространенные — составление контрольных перечней и шкал оценок, сравнительный и логический анализ, экспертная оценка, экспериментальные испытания.

Метод составления контрольных перечней заключается в оценке дизайнером проектной ситуации по составленному им перечню вопросов (требований), которые успешно применялись в аналогичных ситуациях.

Сравнительный анализ предполагает сопоставление свойств проектируемого объекта с рядом стандартных требований технического задания, либо одноименных показателей аналогов и прототипов. При отсутствии таких материалов дизайнер может опереться на метод логического анализа, помогающего выяснить вероятные параметры и характеристики проектируемой вещи.

Методы оценки проектных решений, которые предполагают испытание и проверку изделий, могут применяться на поздних стадиях и этапах проектирования, когда выполнены действующие макеты, модели и образцы. Они включают инструментальные замеры, регистрацию временных показателей и ошибок в работе с помощью макета или модели, наблюдение и демонстрацию качеств и свойств проектируемой вещи. В основе данных методов лежит сравнительный анализ результатов с эталонами и нормативами.

Экспертная оценка предполагает выполнение работы, аналогичной проектной, поскольку исчерпывающая оценка проекта включает критический анализ ситуации, порождающей потребность в проектировании нового объекта и творческое выявление новой ценности (проектного идеала). Для глубокой и объективной оценки результата проектирования, целесообразно познакомить экспертов с направлением и логикой работы над заданием. В этой связи необходимо сохранять материалы, отражающие начальные и промежуточные этапы исследования и варианты проектных разработок, которые могут быть дополнительно представлены при экспертной оценке.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1 В чем выражается критическая позиция проектировщика?

2 Перечислите наиболее распространенные методы оценки проектных решений. Какой метод наиболее эффективен на стадии проектного поиска?

3 Охарактеризуйте основные стадии оценки качества проекта.

4 Какую оценочную деятельность предполагает экспертная оценка проекта?

5 Укажите сущностное различие между критическим анализом проекта и его оценкой.

6 Что является основанием критического анализа процесса и результатов проектирования?

7 Дайте краткую характеристику форм критического действия в дизайнпроектировании.

8 Сформулируйте цель критического анализа продуктов проектирования.

9 В чем заключается критическое осмысление дизайнером проектируемого объекта, предмета?

1.3 «Я-концепция» профессионального саморазвития будущего дизайнера

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • 1 Специфика профессиональной деятельности дизайнера

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация проектной деятельности дизайнера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я