Статья 13.26 КоАП РФ. Часть 6. Производство по делу об административном правонарушении

О. М. Данилин

В 6 книгах рассмотрен порядок оказания услуг почтовой связи по пересылке, доставке (вручению) и сообщению суду о результатах доставки (вручения) судебных извещений, изложены практически все нарушения, допускаемые при оказании этих услуг, подробно рассмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, порядок производства по делу и множество спорных вопросов, вызывающих затруднения при квалификации правонарушения и производстве по делу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Статья 13.26 КоАП РФ. Часть 6. Производство по делу об административном правонарушении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

25. УСТАНОВЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ СОВЕРШЕННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

§25.1. Проведение проверки материалов, сообщений, заявлений

Установление фактических обстоятельств дела — этап, в ходе которого осуществляется получение объяснений, применение мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях и т. д. По результатам проверки с учетом имеющихся материалов делает вывод о наличии (отсутствии) в действиях (бездействиях) должностных лиц оператора почтовой связи состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.26 КоАП РФ.

Установив все обстоятельства, должностное лицо (судебный пристав) должен решить вопрос о наличии или отсутствии в действии (бездействии) физического (должностного лица оператора почтовой связи) или юридического лица — оператора почтовой связи признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст.13.26 КоАП РФ и соответственно о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении по этому основанию25.

При наличии состава рассматриваемого административного правонарушения составляет протокол, к которому приобщает собранные материалы и направляет старшему судебному приставу для принятия решения. При отсутствии состава административного правонарушения протокол не составляется, и выносится определение об отказе в возбуждении административного дела.

§25.1.1. Проведение проверки материалов, сообщений, заявлений и обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.

Проверка материалов, сообщений, заявлений проводится с целью предварительного установления наличия в действии (бездействии) оператора почтовой связи (должностных лиц оператора почтовой связи) нарушений ПОУПС в отношении сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений и несвоевременности сообщения суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ, материалы собранные при выявлении правонарушения должностными лицами ФССП России или поступившие из суда или иных органов, сообщения и заявления, поступившие должностным лицам ФССП России, подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26 КоАП РФ. Перечень этих должностных лиц рассмотрен в §26.2.

Задачей проверки проводимой должностным лицом ФССП России по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ, является сбор и фиксация доказательств, которые будут необходимы при рассмотрении этого дела.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие);

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Все вышеуказанные обстоятельства выясняются из собранных в ходе проверки должностным лицом ФССП, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, документов, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний свидетелей, материалов проведения каких-либо процессуальных действий и составленного им протокола об административном правонарушении.

Проверка по выяснению обстоятельств совершения правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, проводится должностным лицом ФССП, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ (см. §26.2).

§25.1.2. Доказывание и доказательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Также, соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Доказывание — это процесс установления объективной истины по делу, содержанием которого являются собирание, исследование, оценка и использование доказательств.

В соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность,

Доказывание по делу об административном правонарушении осуществляют судья, орган, должностное лицо, в производстве которого оно находится. С одной стороны, доказывание служит установлению имевших место фактов, обстоятельств, их сущности, оценке значения для установления истины по делу, с другой — фиксации в установленных законом порядке и формах полученных результатов для придания им статуса доказательства26.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела27.

Эти данные устанавливаются:

— протоколом об административном правонарушении;

— иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ;

— объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

— показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта;

— показаниями специальных технических средств;

— вещественными доказательствами;

— иными документами.

Это наиболее типичные источники установления фактических данных по делам об административных правонарушениях. Однако их перечень, данный в статье, не является исчерпывающим, поскольку законодатель говорит также об иных документах, на основании которых могут устанавливаться фактические данные по делу. Этими иными документами могут быть документы установленные подзаконными, ведомственными нормативными актами. Однако в целом ряде случаев вопрос о том, является ли конкретный иной документ источником доказательств по делу об административном правонарушении и можно ли на его основании устанавливать фактические данные, связанные с этим правонарушением, должен решаться судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело28. В нашем случае иными документами являющимися доказательствами являются документы оператора почтовой связи и суда, содержащие в себе какие-либо необходимые для разрешения дела сведения.

При проведении проверки, проводимой по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, помимо протокола об административном правонарушении и объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, основными доказательствами являются документы (распечатки интернет страниц, копии конвертов, накладных, иной служебной документации оператора почтовой связи и др.). Иные виды доказательств в основном бывают необходимы в редких случаях, в зависимости от сложности дела и специфики нарушения.

В данной главе рассмотрим только сами доказательства и порядок их сбора, а доказывание на их основе факта нарушения рассмотрены в соответствующих главах.

Доказательства, устанавливающие наличие события административного правонарушения. Доказательствами необходимыми для установления наличия события административного правонарушения являются сведения, характеризующие ПО, сведения об условиях оказания услуг почтовой связи и сведения о том, когда и какие технологических операций были совершены с ПО, сопоставив которые, можно установить, было ли допущено оператором почтовой связи нарушение порядка или срока совершения какой-либо операции с ПО.

К сведениям необходимым для установления факта нарушения и доказывания нарушения порядка, сроков доставки (вручения), сроков сообщения суду о результатах доставки, в зависимости от характера этого нарушения, относятся:

— условия оказания услуг почтовой связи;

— вид, категория, разряд, почтовый идентификатор, адресные данные и характер вложения ПО;

— режим работы объекта почтовой связи и установленное на объекте почтовой связи время проведения с ПО отдельных технологических операций;

— факт и фактическое время осуществления с ПО каких-либо технологических операций.

Доказательства, устанавливающие лицо, совершившее противоправное действие (бездействие) и его виновность. Для установления лица, совершившего противоправные действия (бездействие) и виновности лица в совершении административного правонарушения необходимы доказательства, из которых можно установить следующую информацию:

— полномочия юридического лица как оператора почтовой связи на осуществление услуг почтовой связи;

— должностные обязанности должностного лица;

— исполнение обязанностей должностного лица в момент совершения нарушения.

§25.2. Общий порядок проведения проверки

Проверка, проводимая должностным лицом ФССП, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, заключается в сборе доказательств, для дальнейшего их исследования и оценки и проводится посредством:

— сбора документов (см. §25.3);

— отбирания объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и свидетелей (см. §25.5);

— применение мер обеспечения производства по делу (см. §25.6);

— проведения в случае необходимости иных процессуальных действий.

В ходе проведения проверки должностное лицо ФССП, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, для сбора необходимых доказательств может затребовать у оператора почтовой связи, должностных лиц оператора почтовой связи, копии необходимых документов, направлять поручения и запросы иным должностным лицам ФССП, в другие структурные подразделения и территориальные органы ФССП (см. §25.4, 27.3).

Общий примерный порядок проведения проверки должностными лицами ФССП России по установлению события административного правонарушения может выглядеть примерно следующим образом:

1. При непосредственном обращении к должностному лицу ФССП России лица, сообщившего о факте нарушения — отобрать объяснение от лица, сообщившего о факте нарушения порядка, сроков доставки (вручения) ПО (лица подвергаемого приводу, участника судебного заседания, лица обратившегося с заявлением, работника канцелярии суда). Установить наличие или отсутствие у обратившегося лица конверта ПО, судебного извещения, находящегося в нем в качестве вложения, почтовых извещения и др., сделать с них копии.

При поручении старшим судебным приставом должностному лицу ФССП России проведения проверки и поступлении ему материалов — изучить заявление, объяснение лица, сообщившего о факте нарушения и другие предоставленные материалы.

2. В случае наличия ПО в материалах или у лица, заявляющего о нарушении — установить из характеристик конверта ПО категорию, разряд ПО в котором, в качестве вложения, было направлено судебное извещение (простое отправление, РПО, РПО «Судебное»), уведомления о вручении почтового отправления (простое, заказное). Установить номер ШПИ РПО.

В случае отсутствия в материалах или у обратившегося лица конверта ПО, установить возвращено ли данное ПО в суд или поступало ли в суд уведомление о его вручении. Для этого установить наличие или отсутствие в канцелярии суда (в материалах дела, по которому направлялось судебное извещение) возвращенного неврученного ПО или уведомления о вручении ПО. Сделать копию неврученного ПО или уведомления о вручении ПО. В случае необходимости сделать копию сопроводительных документов, к которым было приписано интересующее ПО при приеме его в ОПС при отправке и принято в суде при возврате.

В случае отсутствия ПО в материалах или у обратившегося лица конверта ПО и когда ПО не было возвращено и уведомление о вручении не поступало в суд вид, категорию, разряд ПО в котором, в качестве вложения, было направлено судебное извещение, уведомления о вручении ПО и номер ШПИ РПО устанавливается из сопроводительных документов канцелярии суда, к которым было приписано интересующее ПО при приеме его в ОПС. Сделать копии данных сопроводительных документов.

4. Отследить по имеющемуся номеру ШПИ в сервисе отслеживания регистрируемых почтовых сообщений на сайте ФГУП «Почта России» и других сервисах сроки производства соответствующих производственных операций. Изучить Отчеты об отслеживании ПО.

5. Изучив конверт ПО (уведомление о вручении) и Отчеты об отслеживании ПО, предварительно установить наличие того или иного нарушения и технологические операции при производстве которых были допущены эти нарушения, дата нарушения производственного процесса,

Определить, кто должен нести ответственность за нарушение конкретной технологической операции.

Исходя из структуры оператора почтовой связи и предварительно установленной технологической операции, при которой были допущены нарушения, установить должностное лицо, которое должно нести ответственность за совершение административного правонарушения, либо ответственность должно нести юридическое лицо.

В зависимости от лица, которое должно быть привлечено к ответственности, предварительно определяется объективная сторона, место и дата совершения административного правонарушения.

6. Определить перечень документов, которые возможно будет необходимо истребовать у оператора почтовой связи, перечень вопросов, которые необходимо уточнить при опросе лица, которое должно быть привлечено к ответственности, свидетелей (адресата) или дополнительного опроса лица, заявившего о нарушении.

7. При необходимости опросить адресата или лицо, которому было вручено (должно было быть вручено) ПО, иных лиц, находящихся по адресу, указанному на ПО, которым может быть что-либо известно о фактах нарушения порядка и срока доставки ПО. В случае необходимости дополнительно опросить лицо, сообщившее (заявившее) о нарушении.

В случае необходимости, совместно с адресатом, осмотреть место оставления ПО (почтовых извещений о ПО) по адресу адресата.

8. В ОПС, почтамте, УФПС в субъекте РФ запрашиваются необходимые копии документов (копии накладных, извещений, должностных обязанностей и др. документов, необходимых для установления того или иного нарушения), которые будут приобщены в качестве доказательств.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Статья 13.26 КоАП РФ. Часть 6. Производство по делу об административном правонарушении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

25

Решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 05.12.2013 №12—760

26

Административное право. Курс лекций. Лапина М. А. Консультант Плюс, 2009

27

Административное право. Курс лекций. Лапина М. А. Консультант Плюс, 2009

28

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 24 — 32. Постатейный научно-практический комментарий. под общ. ред. Б. В. Россинского. «Редакция «Российской газеты», 2015

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я