Малярные работы. Универсальный справочник

О. К. Николаев, 2017

Ваш ремонт приближается к финишной прямой, остался последний штрих – малярные работы. Именно от них будет зависеть общее впечатление и атмосфера помещения. В нашей книге собраны подробные инструкции и лучшие рекомендации по выполнению малярных работы: мы поможем вам выбрать материалы и инструменты, расскажем о различных технологиях окрашивания и оклеивания помещений, объясним, как подготовить поверхность к работе, а также научим красить и оклеивать стены, окна, потолки, полы, двери, бордюры и фасады. Благодаря нашей книге вы узнаете все тонкости и секреты малярных работ и сможете порадовать себя и своих близких отделкой помещения профессионального уровня.

Оглавление

Из серии: Мастер на все руки

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Малярные работы. Универсальный справочник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Материалы и инструменты для окрашивания

Малярные составы

Пигменты — сухие строительные краски

Для производства малярных работ используют разнообразные материалы: пигменты или сухие строительные краски, которые разводят до требуемой консистенции, например, в олифе, мел, разного рода клеи и т. д. Неподходящие материалы лучше не брать, так как это приведет к браку, исправление которого потребует дополнительных трудовых, временных и финансовых затрат.

Сухие лакокрасочные материалы бывают двух основных типов — искусственные и естественные, или минеральные. Эти вещества подбирают с учетом их растворимости в воде, масле или иных растворителях. Пигменты, находящиеся в растворителе, постепенно начнут оседать на дно, оставляя на поверхности лишь один растворитель.

Качество пигментов определяется и тем, как на них воздействуют солнечные лучи — под ними они не должны менять свой цвет. То же самое относится к намоканию, после высыхания качественные пигменты сохраняют свой первозданный цвет. Многие из пигментов являются устойчивыми к воздействию щелочей — в эту группу входят охра, мумия, сурик, сажа и некоторые другие.

Еще одним фактором, определяющим качество пигмента, является его укрывистость — этот показатель выражается в граммах на квадратный метр. Полностью укрытым считается участок, под слоем краски которого не просвечивает нижний слой. Чем больше укрывистость, тем меньшее количество пигмента нужно на 1 м2 поверхности. Цвета пигментов бывают самыми различными.

Белые пигменты

Белыми пигментами являются мел, белила и известь. Существует две разновидности извести — воздушная и гидравлическая. Первую применяют для окрашивания внутренних и наружных поверхностей. В воздушную известь допускается вносить пигменты, которые способны хорошо сопротивляться воздействию щелочей. Для окрашивания берут гашеную известь в виде теста. Гасят известь так: комовую известку заливают 3-мя объемными частями воды. Готовую смесь перемешивают и пропускают через сито, а потом разводят водой до получения консистенции молока.

Мел бывает белым с желтоватым или сероватым оттенком. В промышленности используется комовый и молотый мел, причем помол должен быть максимально мелким, чтобы мел без остатка проходил через мелкое сито с 980 ячейками на 1 см2. Комовый мел перед применением предварительно перемалывают до создания необходимой тонкости. Мел можно перемолоть в бытовых условиях: одну объемную часть мела заливают тремя частями чистой воды. Смесь перемешивают и процеживают, затем переливают в другую посуду и оставляют отстаиваться. Воду сливают, сверху убирают половину мела, просушивают его, перемалывают и просеивают.

Замазки и шпатлевки приготавливают из сухого мела, просеянного через самое мелкое сито. При использовании мела учитывают тот момент, что чем крупнее его помол, тем больше отходов получится. При производстве меловых или клеевых красок перед нанесением на поверхность эти материалы процеживают через два слоя марли, чтобы все крупные частицы краски остались на ткани.

Белила представляют собой тонкий порошок белого цвета. Он образуется при перемалывании прокаленного цинка, титановой руды или же углекислого свинца. Практически всегда белила употребляют в процессе производства масляных красок, шпатлевок и иных отделочных материалов.

Желтые пигменты

Кроны и охра являются двумя основными видами желтых пигментов, применяемых при приготовлении красок. Охра — пигмент желтого цвета с большим количеством разнообразных оттенков. Данный материал весьма устойчив практически к любым негативным воздействиям. Если этот пигмент дополнительно прокалить на огне, то он станет коричнево-красным.

Кроны — краски с диапазоном цветов от лимонного до оранжевого. Их производят из свинца или цинка.

Синие пигменты

Ультрамарин встречается синих и зеленых оттенков. Его используют при изготовлении меловых или известковых лакокрасочных материалов.

Лазурь плоха тем, что совершенно не в состоянии сопротивляться воздействию щелочной среды, поэтому ее допустимо использовать только в масляных или эмалевых красках. Еще один минус такой краски — под воздействием прямых солнечных лучей она темнеет. Чтобы немного усилить ее цвет, добавляют сажу.

Зеленые пигменты

В результате смешивания лазури и желтых кронов образуются хромовые зелени, или окиси хрома. При добавлении большего или меньшего количества лазури, получают различные оттенки зеленого цвета. Свинцовая зелень получается за счет смешивания однородных красок синего и желтого цвета.

Коричневые пигменты

Умбра — пигмент коричневого цвета разных оттенков, после обжига такой материал становится красновато-коричневым.

Жженая сиена по своих технологическим и физическим характеристикам близка к охре, однако данный пигмент допустимо использовать только при работе с деревянными основаниями.

Черные пигменты

Сажа является краской черного цвета, в большинстве случаев ее получают с помощью пережега нефти или газа. Она очень легкая, но смешивать ее можно только с маслом, клеевой или мыльной водой.

Перекись марганца — естественный черный пигмент, к тому же он хорошо перемешивается с водой. Древесный уголь измельчают и хорошо просеивают, после чего его вполне допустимо использовать в качестве черной краски, однако данный материал в последнее время используют очень редко.

Красные пигменты

Железный сурик представляет собой краску кирпично-красного цвета, свинцовый сурик красно-оранжевый, к тому же этот вид краски ядовит, поэтому ее допустимо применять только при проведении наружных работ.

Мумия — краска красного цвета с большим цветовым диапазоном: от светло-красного до темно-красного. Встречается в продаже как естественная, так и искусственная, однако уровень ее устойчивости невысок. Только что окрашенная поверхность имеет яркие оттенки, однако они очень быстро начинают темнеть и превращаются в темно-бурые.

Киноварь — пигмент красного цвета с большим количеством оттенков, встречается искусственного и естественного происхождения. Киноварь хорошо чувствует себя в кислотной или щелочной среде, однако способна сильно испортиться (тускнеет или вовсе меняет цвет) при попадании на нее прямых солнечных лучей.

Металлические пигменты

Порошки, изготовленные из бронзовой и алюминиевой крошки, используют в большинстве случаев для окрашивания металлических поверхностей, а также в некоторых видах малярной отделки.

Практически все подобные пигменты допустимо применять в водных окрасочных составах, однако далеко не все они могут использоваться в масляных и эмалевых. Известь и мел разводят только в водных окрасочных составах.

Если пигмент устойчив к воздействию кислотной или щелочной среды, то его допустимо применять для приготовления практически любых лакокрасочных материалов. К ним относят перекись марганца, киноварь, ламповую сажу, железный сурик, сиену, ох ру, умбру, ультрамарин и некоторые другие. Остальные пигменты можно применять для внесения в клеевые и эмульсионные красочные составы.

Чтобы получить окрасочный состав или колер необходимого цвета или оттенка, нужно использовать один или сразу несколько пигментов. Пигменты в сухом виде не следует добавлять в окрасочный состав, так как в этом случае их весьма проблематично тщательно перемешать, а при окрашивании поверхностей они будут плохо растушевываться, образуя полосы. Для создания качественного колера пигменты замачивают в воде, перемешивают, процеживают через частое сито, лишь после проведения всех этих процедур их вносят в окрасочный состав тонкой струей при непрерывном перемешивании.

Связующие материалы

Чтобы окрасочные составы лучше соединялись друг с другом и с окрашиваемой поверхностью, образовывали после высыхания прочную пленку, в них вносят разного рода связующие. В водные меловые

составы вливают растительный или животный клей, в масляных составах в качестве подобного связующего выступает олифа.

Животный, или мездровый, клей производят по той же технологии, что и для проведения столярных работ. Для малярных работ используют 10 %-ный раствор животного костного клея (100 г клея проваривают в 900 мл воды).

Муку и крахмал используют для приготовления клейстера, необходимого для наклеивания обоев, а также в качестве связующего при приготовлении водных окрасочных составов на основе мела.

Мыло применяют для создания грунтовок, шпатлевок и других отделочных материалов, используют как в жидком, так и в твердом виде. Если указано, что необходимо использовать жидкое мыло, а его под рукой нет, то можно взять твердое, только в два раза меньше по количеству.

Эмульсионная связующая представляет собой смесь олифы, клея и щелочи. Их используют в процессе изготовления эмульсионных окрасочных составов, а также этот материал вполне можно использовать вместо олифы в случае, если нужно развести масляную краску. Однако это допустимо лишь в том случае, если масляная краска предназначена для использования внутри помещения.

Малярные краски

Краски используются для наружных и внутренних работ. Масляные составы встречаются как уже полностью готовые к применению, так и густотертые, которые нужно разводить олифой. Эмалевые краски всегда продаются уже в готовом виде.

Колеры требуемого цвета получают в результате перемешивания двух, трех или нескольких красок. Однако перемешивать между собой допустимо далеко не все краски. Например, запрещается смешивать свинцовые белила с ртутной киноварью, желтой баритовой, желтой цинковой и лазурью; титановые белила — с лазурью; желтый крон — с ртутной киноварью и желтой баритовой; цинковые белила не перемешивают с литопоновыми белилами, ртутной киноварью, желтой баритовой, желтой цинковой, ультрамарином; литопоновые белила не контактируют с цинковыми белилами, желтым кроном, свинцовой хромовой зеленью, фиолетовым кобальтом; желтая цинковая — с синим кобальтом, фиолетовым и ультрамарином. Аналогичных примеров в ремонтных работах много.

Со всеми красками можно смешивать следующие: охру, мумию, сиену, умбру, железный сурик, желтый марс, малахит, жженую кость, виноградную черную, изумрудную зелень, окись.

Масляные краски

Масляные краски очень часто применяют для внутренних и наружных работ, ими можно отделывать металл, древесину и штукатурку. Краски, выполненные на основе свинца, очень токсичные, поэтому их разрешено использовать исключительно для наружных работ.

Масляные краски производятся следующих основных марок (маркировка разработана в зависимости от типа пленкообразующего вещества): МА-025 — на комбинированной олифе; ПФ-024 — на пентафталевой олифе; МА-021 приготавливается на натуральной олифе; ГФ-023 — на глифталевой олифе. В приведенной маркировке цифра «2» указывает, что данный состав изготовлен на основе соответствующего типа олифы и предназначен для любого типа поверхности.

Масляные краски в заводских условиях изготавливают следующим образом: олифу смешивают с сухими пигментами, неоднократно перетирают на специальных вальцовых краскотерках. Масляная краска, созданная в результате перемешивания олифы и пигментов без последующей перетирки на особых краскотерках, имеет крайне низкое качество.

Масляные и алкидные цветные краски производят в густотертом виде и применяют только для внутренних работ. По консистенции они напоминают пасту, состоящую из пигментов и соответствующих наполнителей, полученных на основе олифы с введением необходимых добавок или же без них. Эти густотертые краски разводят олифой до необходимой консистенции. При работе с данной разновидностью красок применяют кисть, валик или специальный краскопульт. Маркировка у этих составов точно такая же, как и у обыкновенных красок, однако с небольшими уточнениями: МА-012 затерты на натуральной олифе; ПФ-024 — на пентафталевой олифе, содержащей не больше 50 % растворителя; МА-025 — на комбинированной, в состав которой входит не больше 30 % растворителя.

Перед применением густотертые краски марок МА-025 и МА-021 разводят следующими видами олифы: алкидной, натуральной, оксоль; ГФ-023 и ПФ-024 — оксоль или алкидной.

Один слой масляной краски полностью высыхает и образует защитную пленку в течение 24 ч. Согласно ГОСТам, гарантия на данный товар составляет 12 месяцев с момента его производства.

Густотертые алкидные и масляные цветные краски, применяемые для проведения наружных работ, являются суспензией пигментов и наполнителей, полученных на базе олифы с введением добавок или же без них. После того как краска разведена до требуемой консистенции, ее используют для наружных отделочных работ и окрашивания изделий, эксплуатируемых в атмосферных условиях. Их наносят на поверхности кистью, валиком или краскораспылителем.

Если наносить их на металл в два слоя, то защитные свойства краски будут сохраняться в течение полутора лет.

Такие краски полностью высыхают в течение 2-х суток, гарантия на них — 12 месяцев со дня производства. После того как гарантийный срок вышел, их проверяют на соответствие стандарту.

Краски, выпускаемые промышленностью для нужд населения, расфасованы в емкости объемом от 0,5 до 3 л и снабжены специальными этикетками. На этикетках приводится расход на 1 м2 при нанесении краски в один или два слоя, назначение краски, разбавители, которые хорошо сочетаются с ней, и т. д.

Эмали

Эмали представляют собой краску, произведенную с помощью растирания пигментов и лаков на специальных краскотерках. Их выпускают только

в готовом виде. Если такой материал хранится в течение длительного времени, то он может стать очень густым, поэтому его придется разводить различными растворителями.

Глифталевая эмаль общего назначения ГФ-230 применяется только для внутренних работ, за исключением окрашивания полов. Перед непосредственным использованием ее можно развести уайт-спиритом, скипидаром или смесью этих веществ. Укрывистость глифталевой эмали находится в прямой зависимости от цвета и находится в пределах от 30 до 130 г на 1 м2. Наносят такую эмаль краскораспылителем, кистью или валиком. Срок высыхания составляет двое суток, гарантийный срок хранения — не больше года с момента производства.

Пентафталевая эмаль ПФ-133 предназначена для окрашивания деревянных или металлических поверхностей, предварительно обработанных грунтовкой. Эту эмаль наносят на поверхность в два слоя.

В умеренном климате средней полосы России она способна сохранять свои защитные характеристики примерно два с половиной года. Перед использованием ее разбавляют сольвентом, ксилолом или же смесью одного из этих веществ с бензином-растворителем. Эмаль ПФ-133 выпускается 15-ти цветов — кремовая, зеленая, голубая, белая и так далее. Ее наносят только кистью или краскораспылителем, валик для этих целей не подходит, так как в этом случае слой будет не слишком прочным, а также расход краски в значительной степени возрастет. Укрывистость находится в пределах от 20 до 120 г на 1 м2. Этот материал отличается достаточно быстрым высыханием — всего 1,5–2 ч.

Эмаль ПФ-115 используют для окрашивания металлических поверхностей, древесины и других материалов, которые будут находиться под непосредственным воздействием неблагоприятных атмосферных явлений. Ее всегда наносят в два слоя. В умеренном климате сохраняет свои полезные свойства в течение 3—4-х лет. Перед употреблением ее разбавляют до малярной консистенции уайт-спиритом, скипидаром или же смесью этих веществ, взятых в пропорции 1: 1. Ее производят в 24-цветовой гамме: белая, бежевая, желтая и т. д. Укрывистость зависит от цвета краски и колеблется от 30 до 120 г на 1 м2

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Мастер на все руки

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Малярные работы. Универсальный справочник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я