Общая психология. Учебное пособие

Татьяна Валерьевна Ножкина, 2009

Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая психология. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тема 3. Сознание

1. Этапы становления сознания человека

Сознание каждого отдельно взятого человека развивается с момента рождения и в течение всей его жизни. При этом возрастное развитие сознания каждого человека обусловливается следующими факторами:

1) развитие психики напрямую зависит от возрастных изменений организма и обусловлено ими. При рождении человек обладает лишь безусловными рефлексами, позволяющими поддержать физическое состояние человека, — способность сосать, глотать, дышать, чихать и пр. Но уже на первом месяце жизни в процессе взаимодействия с окружающей действительностью начинают образовываться условные рефлексы. В процессе познания окружающего мира, в игре, в общении со взрослыми у ребенка складывается система речевого общения — одна из высших функций коры головного мозга. Развивающийся головной мозг отражает развитие психики в целом, наглядно ее демонстрирует. Однако исключительно физический рост не есть отражение психической жизни человека, это лишь поддержка, база для формирования сознания, его содержания и форм. В дальнейшем по мере интеграции человека в социум его потенциальные возможности трансформируются в наличествующее явление — сознание. Таким образом, появление сознания обусловлено социальной природой взаимодействий человека с окружающей действительностью;

2) определенная социальная среда. С момента появления на свет человек попадает в определенные условия, межличностные отношения, сложившиеся формы общественного сознания, он находится под влиянием трудовой обстановки в речевом общении с окружающими его людьми. Среда, в которой развивается человек, мобильна и находится в постоянном изменении. Сознание каждого человека, каждого ребенка развивается под воздействием этой изменяющейся среды и формируется в зависимости от специфики окружающего мира. Социальные отношения подразумевают отношения между группами людей и индивидами, обладающими определенными статусными характеристиками и играющими определенные социальные роли;

3) обучение и воспитание. Роль общества, транслирующего определенные паттерны сознания ребенку огромна. Окружающая социальная среда формирует развивающееся сознание человека через межличностное взаимодействие, через различные социальные институты общества. Организованное воздействие человеческого общества на сознание детей осуществляется в первую очередь через образовательные и воспитательные институты. К таким институтам относят: институт семьи, религиозные и государственные институты. И можно говорить о том, что обучение и воспитание являются главным ведущим фактором, обусловливающим развитие человека. Это подтверждается тем, что, во-первых, обучение и воспитание человека обеспечивает полноценное развитие его личности, в то время как просто рост организма и неорганизованное влияние среды не могут воспитать социально адаптированную личность. Ярким примером являются дети-маугли. Оторванные от общества, они не могут овладеть человеческой речью, усвоить основные паттерны поведения и представляют собой социально дезадаптированных индивидов. Роль обучения и воспитания наиболее ярко проявляется в социализации инвалидов, которые в результате становятся социально адаптированными и интегрируются в жизнь общества. Причем наглядно отражается это в коррекции особенностей умственного развития ребенка. В случае детей с болезнью Дауна можно говорить о социальном научении самым простым социальным действиям. В процессе обучения и воспитания совершенствуется и сама личность, человек открывает новые грани и возможности, ставит новые цели, что позволяет ему в полной мере раскрыть свои способности. Усвоение новых знаний, приобретение новых умений и навыков позволяет человеку совершенствовать и свое физическое состояние, по-новому контактировать с окружающей средой. Таким образом, обучение является одним из существенных условий активизации природных задатков и развития способностей человека, что проявляется в его статусных характеристиках. Во многом статусные характеристики обусловливают паттерны поведения (роли). Роли представляют собой поведение, ожидаемое от индивида, имеющего определенный статус, в то время как ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение зависит от интерпретации роли, личностных характеристик, наличия каких-либо конфликтов с другими ролями и ролей других значимых для человека людей, конкретной ситуации и др. Социальная роль — это совокупность норм определяющих поведение индивидов в конкретной социальной системе и само поведение в соответствии с занимаемым статусом, реализующее эти нормы;

4) собственная деятельность человека. Развитие каждой личности происходит не только в силу вышеперечисленных факторов, но совершается и при активном участии самого человека. Психические особенности ребенка начинают складываться уже в раннем детстве в зависимости от его специфических потребностей и индивидуальных способностей. Человек изначально проявляет активность в отношении окружающего мира, которая в дальнейшем перерастает в осознанную деятельность, которая в свою очередь предполагает трансформацию окружающей действительности в соответствии с собственными потребностями и представлениями. Деятельность человека направлена в т. ч. и на себя самого, что проявляется в формировании личности человека, в процессе его саморазвития. В процессе деятельности и находит отражение саморазвитие человека, которое по мере развития личности становится сознательным и представлено в таком явлении, как самовоспитание.

Обучение большинству важнейших ролей начинается в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение статуса и роли. Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации.

Все социальные статусы можно поделить на предписываемые индивиду обществом независимо от его способностей и усилий и достигаемые им. Среди предписываемых можно выделить пол, возраст, расу, национальность и т. д. Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус.

Социальные отношения формируются в процессе социальных взаимодействий. Выделяют два основных типа взаимодействий: сотрудничество и соперничество, имеющие различную основу. Наиболее устойчивые социальные отношения людей обусловлены существованием актуальных для данного общества ценностей. В силу неравенства, существующего в обществе, материальные ценности и доступ к духовным ценностям общества существенно ограничены для большинства. Именно это неравновесное распределение ценностей и обусловливает характер взаимодействий, а также характер социальных отношений. Многие авторы считают, что основными отношениями в обществе являются отношения зависимости и власти. Зависимость формируется в социальных взаимодействиях и обусловлена мерой воздействия чего-либо значимого на удовлетворение потребностей человека. Власть представляет собой форму человеческих отношений, при которых одни индивиды способны и имеют возможность контролировать действия других. Социальная власть включает три основных составляющих: силу, авторитет и влияние. Основная функция социальной власти — контроль социальных процессов.

Парк и Бэрджесс классифицировали все социальные процессы и выделили кооперацию, конкуренцию, приспособление, конфликт, ассимиляцию, амальгамизацию. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые происходят только в группах, — поддержание границ и систематические связи. Значение процессов ассимиляции и амальгамизации состоит в сглаживании границ между группами, сближении членов групп, формировании общей идентификации членов группы. В процессе человеческих интеракций в обществе формируются определенные группы, члены которых устанавливают и поддерживают границы данных групп, регулируют трансформации этих границ. Граница — необходимое каждой группе явление, которое позволяет идентифицировать человека как члена группы, устанавливать пределы его социальных действий. С другой стороны, группы взаимодействуют между собой, что проявляется в создании сети межгрупповых интеракций.

2. Понятие личности

Личность — человек, взятый в системе социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных коммуникациях. Они устойчиво закреплены в системе мировоззрений данного человека и определяют его нравственные поступки, направленные как вовне, так и внутрь самой личности.

Личность подразумевает несколько составляющих: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные аттитюды. Процесс становления личности считается важнейшим этапом формирования человека общественного. В становлении индивида как личности важны процессы личностной идентификации как части человеческого сообщества, отождествления себя с другими людьми и персонализации, т. е. осознания индивидом своей неповторимости и уникальности как личности, осознания своих возможностей и сферы их применения в человеческом обществе, понимания необходимости самореализации и совершенствования собственной личности в данном обществе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая психология. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я