В одно касание. Бизнес-стратегии Google, Apple, Facebook, Amazon и других корпораций

Нил Мехта, 2019

Google, Facebook, Spotify, Uber, Amazon, Netflix, Tinder. Эти компании-гиганты у всех на слуху. Они захватили рынок и используют самые последние технологии, чтобы удержать свое лидерство. Но что объединяет их? Какие бизнес-стратегии они применяют, почему иногда идут на, казалось бы, невыгодные для себя условия? Авторы книги – продакт-менеджеры из Google, Facebook и Microsoft, объясняют неочевидные для широкой аудитории вещи. Они рассказывают о стратегическом мышлении в бизнесе и мире высоких технологий, который быстро меняется. Вы узнаете, как работают различные технологии, и научитесь видеть, какие бизнес-решения вам нужно принимать, чтобы занять свое место на рынке.

Оглавление

Из серии: IT для бизнеса

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В одно касание. Бизнес-стратегии Google, Apple, Facebook, Amazon и других корпораций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Операционные системы

Android или iOS? Mac или Windows? У всех есть свои любимые операционные системы, или ОС. Операционные системы — сердце любого вычислительного устройства, от умных часов до суперкомпьютеров. Без них невозможно запустить ни одно приложение. Давайте разберемся, как же они работают.

Почему провалился BlackBerry?

В 2000 году компания BlackBerry выпустила первый в мире смартфон. Он быстро стал популярным, потому что у пользователей появился доступ в интернет и к электронной почте из любой точки, что было очень кстати для динамичного мира бизнеса. Благодаря тому что кнопки были расположены в раскладке QWERTY, набирать текст можно было быстрее, чем раньше. Люди стали безнадежно зависимы от своих так называемых CrackBerry.

К 2009 году телефон BlackBerry стал лидером в сфере мобильных технологий, доля рынка составила 20 %, больше чем у iOS (14 %) и Android (4 %) вместе взятых. BlackBerry был настолько популярным, что президент Барак Обама выбрал его в качестве своего смартфона, когда вступил в должность в 2009 году.

Но перенесемся в последний квартал 2016 года, когда рыночная доля BlackBerry упала ниже 0,05 %, а компания выпустила в продажу чуть больше 200 тысяч телефонов. В это же время Android поставил более 350 млн, а iOS — 77 млн.

Что же компания BlackBerry сделала не так? Давайте разберемся.

Восхождение iPhone

Когда в 2007 году Стив Джобс выпустил iPhone, руководство BlackBerry не восприняло его всерьез. iPhone казался им не более чем модной игрушкой для молодежи, не конкурентоспособной по сравнению со смартфонами BlackBerry, основными покупателями которых были бизнесмены.

В BlackBerry не учли, что людям действительно нравились смартфоны iPhone, их яркие цвета и тачскрины. И вместо того, чтобы продавать их корпоративным IT-менеджерам, как это делали в BlackBerry, Apple продавал их напрямую потребителям, то есть обычным людям, таким как мы с вами.

Получив возможность выбора, люди покупали два телефона: BlackBerry — для работы и iPhone — для личного пользования. Вскоре бизнесмены поняли, что можно убить двух зайцев: сэкономить и порадовать своих сотрудников, позволив им использовать личные телефоны в рабочих целях. Медленно, но верно iPhone начали проникать на заветный корпоративный рынок BlackBerry — прекрасный пример, известный как консьюмеризация предприятия. В компании поняли, что на рынке смартфонов условия диктуют обычные пользователи, а не бизнесмены.

К тому времени, когда в BlackBerry осознали, что продавать смартфон следовало непосредственно пользователям, было уже поздно. Чтобы конкурировать с iPhone, компания BlackBerry в 2008 году разработала телефон Storm с сенсорным экраном. Но в результате спешки телефон выпустили недоработанным, и он получил отрицательные отзывы покупателей. Даже генеральный директор BlackBerry признал, что это был провал.

Еще один основной момент, который упустили в BlackBerry, — это подъем «экономики мобильных приложений», которую мы рассмотрим в главе 4. В компании не учли, что пользователи хотят чего-то большего, чем просто электронная почта на мобильном телефоне: им нужны приложения, игры и мгновенный обмен сообщениями. В BlackBerry не проявили достаточно рвения, чтобы мотивировать разработчиков на создание приложений для своей платформы. Но зато в магазине приложений Apple App Store появилось гораздо больше приложений, чем в аналогичном магазине BlackBerry, что заставило покупателей встать на сторону iPhone.

Одним словом, BlackBerry беззаботно сосредоточился на уже имеющихся клиентах, не задумываясь о привлечении новой базы пользователей. В компании не заметили новых тенденций в индустрии программного обеспечения. В BlackBerry продолжали рассматривать свои телефоны как инструмент повышения эффективности бизнеса, в то время как Apple (и Google) увидели в них универсальное развлекательное устройство для обычных людей. Apple правильно оценил потребности пользователей и победил.

Последняя надежда

К 2012 году рыночная доля BlackBerry снизилась до 7 % по сравнению с 20 % в 2007 году. В том же году в BlackBerry был назначен новый исполнительный директор, на которого возлагали большие надежды. Компания даже выпустила новую серию первоклассных телефонов Q10 и Z10, которую критик из New York Times назвал «Последняя надежда BlackBerry».

К сожалению, фокус не удался.

Опустившись на третье место после iPhone и Android, BlackBerry застрял в порочном круге «проблемы курицы и яйца». Разработчики не будут создавать приложения для их платформы, если у компании нет пользователей, а пользователи не будут покупать смартфоны BlackBerry, если в них не будет достаточно приложений. Представьте, если бы никто не пошел на вечеринку, потому что там мало людей, — никто бы тогда вообще не пришел. BlackBerry изо всех сил старался привлечь разработчиков на свою платформу, даже предлагал 10 тысяч долларов всем, кто делал приложения для компании в 2012 году. Все равно это не сработало.

BlackBerry продолжил сдавать позиции — а остальное, как говорится, уже история.

Почему производители телефонов не платят Google за Android?

Мобильная ОС Android от Google бесплатна как для пользователей, так и для производителей мобильных телефонов. Samsung и LG могут установить Android в свои телефоны, не заплатив Google ни цента. Но Android зарабатывает для Google более 31 млрд долларов в год. Как это возможно, чтобы бесплатный продукт приносил в бюджет Google столько денег?

Стратегия Google начинается с привлечения как можно большего числа людей, которые будут использовать Android. Очевидно, что бесплатная схема работает: более 80 % смартфонов в мире управляются этой системой.

Имея такую большую долю рынка, Google может пользоваться различными тактиками зарабатывания денег на Android.

Для начала, любой производитель телефона на Android обязан по умолчанию установить все основные приложения Google, такие как YouTube и Google Maps. В США Google даже обязывает производителей телефонов размещать свою строку поиска не дальше чем на один свайп от главного экрана. Чем больше людей скачают приложения, тем больше данных получит Google, что позволит ему транслировать больше рекламы и, следовательно, заработать больше денег.

Второй источник дохода — меньший по количеству получаемых средств, но не менее значимый — это покупка приложений. Google настаивает на том, чтобы производители телефонов большинства стран размещали Google Play, магазин приложений для Android, на главном экране любого телефона, на котором установлена эта ОС. Это делается для того, чтобы подстегнуть как можно больше пользователей загружать приложения Google Play. Каждый раз, когда кто-то покупает приложение или виртуальные товары внутри приложения, Google удерживает 30 %. Каждая покупка приносит компании небольшие деньги, но они суммируются: на этих комиссионных Google зарабатывает 25 млрд долларов в год. Больше пользователей Google Play — больше скачиваний, что увеличивает прибыль.

Кроме того, господство Android может помочь Google получать больше доходов от рекламы. Когда пользователь iOS кликает на рекламу в Google, Apple сохраняет львиную долю дохода от нее, которую в противном случае получила бы Google. Также Google платит Apple примерно 12 млрд долларов в год только для того, чтобы Google оставалась поисковой системой на iOS, установленной по умолчанию. Теперь становится понятно, почему Google выгодно, чтобы люди запускали ее поисковик на Android, а не на iPhone.

Увеличение числа пользователей Android приводит к росту прибыли Google, поэтому неудивительно, что компания раздает Android бесплатно.

Почему у Android открытый исходный код?

Android не просто бесплатный — у него еще открытый исходный код. Это значит, что любой желающий может создать и распространить собственный побочный продукт на его базе. Существуют успешные группы разработчиков, которые предлагают собственную версию Android, например известная система LineageOS (ранее CyanogenMod). Можно поменять ОС телефона и установить LineageOS вместо Android, чтобы увеличить скорость, улучшить настройки и характеристики.

Android без преувеличений имеет полностью открытый код; он создан на базе ядра ОС Linux, которая также имеет открытый исходный код и используется в некоторых из крупнейших в мире суперкомпьютеров. Ядро представляет собой программное обеспечение, которое позволяет приложениям взаимодействовать с оборудованием устройства, например, путем считывания и записи файлов, подключения к клавиатуре и Wi-Fi и т. д. Ядро похоже на двигатель автомобиля: компьютер в буквальном смысле не смог бы работать без него.

Телефон, на котором запущен побочный продукт Android — ОС LineageOS с открытым исходным кодом, демонстрирующая пользовательские функции для разработчиков, которых нет на обычном Android. Источник: Aral Balkan

Так почему Google сделала Android с открытым исходным кодом? Первая причина — для удобства инженеров. Использование готового ядра Linux с открытым исходным кодом избавляет разработчиков Android от лишней работы, поскольку разработчики Linux постоянно совершенствуют ядро с 1991 года. Linux запускается на огромном количестве устройств, от суперкомпьютеров до видеоприставок, поэтому, взяв за основу эту систему, Android также может автоматически работать на разном оборудовании.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: IT для бизнеса

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В одно касание. Бизнес-стратегии Google, Apple, Facebook, Amazon и других корпораций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я