Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде

А. Неретин, 2012

На основе анализа литературы и собственных исследований выявленаструктура компетентности тренеров в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде и критерии ее сформированности. Разработана методика формирования данной компетентности, содержащая три последовательных этапа. Проведен анализ результатов, подтверждающих эффективность предлагаемой методики, и даны практические рекомендации по ее внедрению в процесс подготовки спортивных тренеров.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Основы формирования компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 1. Основы формирования компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата

1.1. Компетентность в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде

Расширение конкуренции и неуклонный рост числа претендентов на высшие награды в самых престижных международных соревнованиях предъявляет к тренеру как специалисту, все более высокие требования. В видах спорта командно-игрового характера наметилась проблема, заключающаяся в нехватке эффективных, успешных тренеров, что предъявляет повышенные требования к их личностно-профессиональным качествам и умениям. Эффективность профессиональной деятельности тренера, одним из показателей которой можно считать соревновательную результативность его воспитанников, обусловлена не только совершенством специальных знаний, умений и навыков, но и способностью в полной мере их реализовать. То есть от компетентности тренера зависит качество процесса подготовки спортсменов и итог их выступления на соревнованиях.

Кроме этого, проблема повышения эффективности деятельности тренера в новом тысячелетии все чаще связывают с его способностью психолого — педагогического воздействия, как на отдельного спортсмена, так и на команду в целом, что трактуется специалистами как одно из приоритетных направлений развития психологии спорта и у нас в стране, и за рубежом (Г.Д. Бабушкин, Е.П. Ильин, Ю.А. Коломейцев, Б.Д. Кретти, Л. Лазаревич, В. Параносич, М.А. Роббер, А.В. Родионов). Спортивная практика, особенно на отечественных примерах, показывает, что тренерский корпус недостаточно владеет средствами психолого-педагогического воздействия, либо устраняясь от этих вопросов, либо пользуясь жестким авторитарным стилем руководства командой.

В спортивной деятельности тренер является ключевой фигурой, всецело обеспечивает процесс подготовки своих воспитанников и несет ответственность за результат. Он должен учитывать в своей работе как закономерности педагогического воздействия, так и особенности влияния спортивной среды, рассматривая их через призму конкретного вида спорта и конкретного коллектива. Но в последние годы наметилась тенденция к размыванию модели тренера в сторону универсализации. Нынешний выпускник института физической культуры — это нечто среднее между учителем физической культуры и тренером без наличия достаточного уровня специфических профессиональных умений и навыков. Во всем мире большое внимание уделяется подготовке квалифицированных тренеров, которые наряду с методиками отбора и спортивной подготовки владеют навыками управленческой, организаторской и психолого-воспитательной работы. Данное обстоятельство стало причиной привлечения в российский спорт зарубежных специалистов. Командные виды спорта не стали здесь исключением и также испытывают дефицит тренеров с наличием специальных умений и навыков, способствующих повышению эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.

Подготовка тренера в командно-игровых видах спорта основана на научной разработке проблемы социально-психологического обеспечения подготовки спортивных команд, которая нашла свое отражение в работах многих отечественных и зарубежных авторов. Их педагогические наблюдения и научные труды (Д.Я. Богданова, И.П. Волков, Г.Д. Горбунов, Р.Л. Кричевский, Ю.А. Коломейцев, Б.Д. Кретти, Л. Лазаревич, В. Параносич, А.Ц. Пуни, А.П.Рудик, В.И. Румянцева, Ю.Л. Ханин и др.) доказали, что результаты исследований социально-психологического климата в спортивных группах могут быть практически использованы тренером в многообразных педагогических вариантах для рациональной организации учебно-тренировочного процесса и для качественной психологической подготовки спортивной команды к соревнованиям. Но, анализируя их профессиональные умения и эффективность решения задач по формированию положительной психологической атмосферы внутри спортивной команды, приходим к выводу, что на практике тренеры не готовы к решению данной проблемы и стараются отодвинуть ее на второй план по сравнению с физической и технико-тактической подготовкой (А.И. Бузник, Т.Ц. Исакова, А.В. Мальчиков). Не отрицая значимость данных компонентов спортивной подготовки, отметим возрастающую роль установления продуктивных профессиональных взаимоотношений между игроками и создания положительного социально-психологического климата в спортивной команде, за счет чего можно значительно повысить эффективность ее деятельности (Ю.А. Коломейцев, Ю.Л. Ханин). Поэтому необходимо определить возможности введения данного направления деятельности в систему подготовки тренера, выявить педагогические условия формирования компетентности тренеров в создании положительного социально — психологического климата в спортивной команде.

На современном этапе развития общества практика предъявляет новые требования к качеству подготовки специалистов в различных сферах деятельности, и спорт не стал здесь исключением. Повышение качества профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования связано с переходом на компетентностную модель образования. Специфика этой модели образования заключается в том, что акцент в определении целей обучения смещается на требования профессиональной деятельности и личность самого обучаемого. В последние десятилетие понятие «компетентность» получило очень широкое распространение, что продиктовано новыми стандартами общества и необходимостью приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности стали предметом пристального внимания педагогической науки. Изучению проблемы компетентностей и компетенций посвящено много работ как отечественных, так и зарубежных исследователей, которые рассматривают данные понятия с различных позиций и в свете различных концепций. Наша задача, интегрируя все имеющиеся знания с позиции спортивной практики и особенностей работы тренера в спортивной команде, раскрыть понятие «профессиональная компетентность» и более детально рассмотреть вопрос формирования компетентности тренера в создании положительного социально — психологического климата в спортивной команде.

Понятие «компетентность» (лат. competentia, от competo — совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность». «Компетентный» в своем деле человек (от лат. competents — соответствующий, способный) означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком — нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный». В зарубежной литературе профессиональную компетентность определяют как «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности» (G.K.Britell, R.M.Jueger, W.E.Blank). В отечественной науке чаще всего это понятие употребляется для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности (В.П. Пугачев, 2000).

Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Э.Ф. Эсер и О.Н. Шахматова под компетентностью подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

М.А. Чошанов считает, что компетентность — это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные.

Высшим компонентом развития личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Профессиональная компетентность людей, работающих в системе «человек-человек», к которым относится и профессия тренера, определяется не только базовыми (научными) знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями специалиста, мотивами его деятельности, пониманием им себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, способностью к развитию своего творческого потенциала. В профессии тренера к этому списку добавляется способность понимать и воздействовать на духовный мир своих воспитанников; уважение к ним; способность создавать положительный психологический настрой в команде; профессионально значимые личные качества. Отсутствие хотя бы одного из компонентов разрушает всю систему и уменьшает эффективность деятельности тренера.

Под профессиональной компетентностью Н.И. Запрудский понимает «систему знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня». В нашем случае, компетентность в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде позволит оптимизировать процесс ее подготовки и повысить эффективность тренировочной и соревновательной деятельности, что является первостепенной задачей любого спортивного тренера.

Исследователи (В.А. Болотов, Ю.М. Забродин, Л.М. Митина и др.) признают необходимость присутствия в профессиональной компетентности теоретических знаний как основы для деятельности, профессионализма и рефлексивного компонента, который характеризует профессиональную компетентность как выражение установок, интересов, мотивов, ценностей, осмысления деятельности. При анализе категории «профессиональная компетентность» обратим внимание, что большинство авторов сходятся во мнениях, подчеркивая практикоориентированный характер профессиональной компетентности и выделяя в качестве ее субъекта личность специалиста, осуществляющего профессиональную деятельность. По мнению В.А. Болотова, В.В.Серикова, природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта.

Кроме этого, наряду с понятием «профессиональная компетентность» в науке используется понятие «профессиональная готовность». Готовность к деятельности определяется современными учеными как: качество личности (М.И. Дьяченко, А.А. Кандыбович, А.Г. Ковалев и др.), как состояние личности перед началом деятельности (А.А. Деркач, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, А.Ц. Пуни, Д.Н. Узнадзе и др.), как наличие определенных способностей (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), как освоенность определенных функций, компетенций (В.В. Сериков, А.В. Хуторской). Именно с готовностью к деятельности связывают возможность для специалиста достичь определенного результата в заданных условиях, то есть возможность эффективно решить профессиональную задачу. Высший уровень готовности к деятельности обычно трактуется как компетентность.

Так, А.И. Мищенко понимает профессиональную компетентность как «единство его теоретической готовности педагогически мыслить и практической готовности педагогически действовать».

Системообразующим компонентом профессиональной компетентности является личностный компонент, в котором на первый план выдвигаются качества, обеспечивающие решение педагогических задач на уровне социально-нравственной ответственности, а приоритетными в структуре базового компонента являются психолого-педагогические, социокультурные знания тренера.

В процессе подготовки будущего тренера в рамках высшей школы мы формируем определенный набор знаний и умений, но для возможности их эффективного использования требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу. Сложность вхождения в профессию требует новых подходов в профессиональной подготовки личности. Процесс формирования профессиональной компетентности носит сложный, многоступенчатый характер. Становление студента как субъекта профессиональной деятельности происходит в процессе интериоризации внешних регуляторов (профессиональных норм, принципов) во внутриличностный план, в результате чего формируется система профессиональных ценностных ориентаций и субъектная позиция будущего специалиста как система его взглядов и установок в отношении собственного личностного и профессионального саморазвития.

Рассматривая процесс становления компетентности, мы обратимся к исследованию А.К. Марковой, которая соотносила профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста и выделяла четыре вида профессиональной компетентности (А.К. Маркова, 1996): специальную, социальную, личностную, индивидуальную. Специальная, или деятельностная проф — компетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

При подготовке специалистов в спортивной сфере в личностной плоскости компетентность рассматривается как проявление индивидуально — личностных качеств, которое обусловлено характером деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.). В функциональной плоскости компетентность рассматривается как состояние, в котором активизируются психические функции, как умение мобилизировать физические и психические ресурсы, необходимые для эффективного осуществления деятельности. В личностно-деятельностной плоскости компетентность рассматривается как проявление всех сторон личности в их целостности, обеспечивающее возможность эффективного выполнения своих функций (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др.).

Характеризуя компетентность с различных позиций, можно заключить, что ее формирование означает образование системы таких мотивов, отношений, установок, черт личности, накопление знаний, умений, навыков, которые, активизируясь, обеспечивают тренеру возможность эффективно выполнять свои функции. И во всех рассматриваемых характеристиках отметим, что профессиональная компетентность — это детерминированный данным видом деятельности комплекс качеств, знаний, практических умений и навыков, состояний и отношений, необходимых для достижения результатов.

Если детально рассматривать процесс формирования спортивной команды с точки зрения выстраивания системы взаимоотношений и создания положительного социально-психологического климата, то этот вид деятельности тренера становится определяющим в приобретении специальных знаний и обретении необходимого опыта. Управленческая деятельность тренера спортивной команды предполагает наличие основных составляющих: управление деятельностью, управление отношениями и самоуправление. Однако их реализация в процессе формирования спортивного коллектива с положительным психологическим климатом имеет свою специфику. Тренер должен обладать совокупностью специальных умений, характерных именно для данного вида деятельности. Профессиональные функции тренера многообразны, отсюда и сложность изучения проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.

Компетентность тренера в создании положительного социально — психологического климата в спортивной команде — это совокупность специальных знаний, умений и психолого-педагогических качеств личности тренера, обеспечивающая повышение эффективности решения профессионально-педагогических задач по совершенствованию подготовленности спортсменов посредством целенаправленного выстраивания межличностных отношений в спортивной команде.

Модель этой совокупности можно представить следующим образом:

Как целостное образование данная компетентность представляет собой систему, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. И прежде чем перейти к определению структуры компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата, необходимо рассмотреть специфику его деятельности и психологические закономерности формирования спортивного коллектива.

Вопросы для самоконтроля

1. Определение понятия «профессиональная компетентность»?

2. Раскрыть понятие «готовность к деятельности»?

3. Какие можно выделить виды профессиональной компетентности?

4. Определение понятия «компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде»?

5. Какие позиции готовности к деятельности будущего тренера являются основой формирования его компетентности?

Литература:

1. Бабушкин, Г.Д. Психология деятельности тренера: Учебное пособие / Г.Д. Бабушкин. — Томск: Изд-во ТПУ, 2006. — 90с.

2. Горбань, А.П. Профессионально-педагогическое мастерство тренера: Методическое пособие / А.П. Горбань. — Малаховка: МОГИФК, 1988. — 33 с.

3. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Деркач, А.А.Исаев. — М.: Физкультура и спорт, 1981. — 376 с.

4. Дикунов, А.М. Педагогическое мастерство: Учебное пособие / А.М.Дикунов, Н.М. Костихина. — Омск: ОГИФК, 1994. — 124с.

5. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176с.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Основы формирования компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я