Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи

Группа авторов, 2009

Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Благодаря совместным усилиям логопеда, воспитателя и родителей, у детей улучшается речь, постепенно исчезают проявления общего недоразвития речи. Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: • описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; • задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов небольшого размера (диалогов, чистоговорок, скороговорок); • большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения, задания и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5–7 лет. Книга адресована воспитателям речевых групп и учителям-логопедам. Кроме того, предложенные задания могут использовать воспитатели массовых детских садов и родители, заинтересованные в улучшении речевого развития своего ребенка.

Оглавление

Из серии: Популярная логопедия (Каро)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Фрукты. Сад

Новая лексика

Существительные:

апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт, гранат, хурма, киви, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло.

Глаголы:

расти, цвести, зреть, плодоносить, наливаться, зацветать, отцветать, вырасти, созреть, дозреть.

Прилагательные:

красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, кислый, сладкий, мягкий, твёрдый, ароматный, наливное, румяное (яблоко), лимонный, грушевый, сливовый, виноградный, вишневый (сок), абрикосовое, яблочное, персиковое (варенье).

Пальчиковая гимнастика

Яблоко

Яблоко спелое,

красное, сладкое,

Яблоко хрусткое,

с кожицей гладкою.

(Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, разгибают по одному пальцу на каждое слово-определение на обеих руках одновременно.)

Яблоко я

пополам разломлю,

(Складывают ладони вместе и разводят пальцы в разные стороны — раскрывают ладони.)

Яблоко с другом

своим разделю.

(Выставляют ладони вперёд.)

Я. Аким

Координация речи с движением «Осень»

Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, работать над общими речевыми навыками (вопросительной интонацией).

Осень моя, осень,

Сад краснеет в росах.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Яблоки румяные

В зелени приносит.

(Сходятся в центр круга, руки поднимают вверх.)

Яблоки румяные,

(Расходятся из круга, руки вниз.)

Груши золотистые

Светятся, как звёзды,

(Отпускают руки.)

В зелени меж листьями.

К яблоньке пойду я,

(Делают поклон с рукой от плеча.)

Поклонюсь я тонкой:

Может быть, уронит мне

(Пожимают плечами.)

Яблочко в шапчонку.

(Протягивают руки вперёд.)

К груше подойду я

(Делают поклон с другой рукой от плеча.)

И подставлю кружку:

(Выставляют руки вперёд, пальцы сложены в виде кружки.)

Может быть, подарит мне

Наливную грушку.

(Пожимают плечами и берутся за руки.)

Осень моя, осень,

(Ведут хоровод в другую сторону…)

Сад краснеет в росах,

Яблоки румяные

В зелени приносит.

Е. Благинина

Скороговорка

Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение. Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Я. Аким

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Абрикос и другие

Сказала мама:

— Апельсин!

— Нет, абрикос! —

Воскликнул сын.

— Арбуз! — Раздался папин бас.

А дочь вздохнула:

— Ананас…

Арбуз.

Ананас.

Апельсин.

Абрикос.

А что же вкусней? Очень трудный вопрос.

Есть лёгкий ответ:

— На вкус и цвет

Товарищей нет!

Б. Заходер

Игра «Найди различия»

Цель: развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и найти не менее пяти отличий.

Игра «Кто запомнит больше слов?»

Цели: развивать слуховое внимание и слухоречевую память.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование. Дети встают по кругу. Ребёнок называет фрукт и передаёт мяч другому. Второй ребёнок должен запомнить предыдущее слово и назвать своё. Следующий ребёнок называет два предыдущих слова и своё. Если ребёнок ошибается, он выходит из игры. Выигрывает тот, кто остаётся последним.

Игра «Сад и огород»

Цели: учить различать овощи и фрукты. Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты».

Ход игры. Воспитатель делит детей на две группы и выдает каждой группе по корзинке. Перед детьми на ковре (столе) муляжи овощей и фруктов.

Дети должны собрать урожай: одна группа собирает только овощи, другая только фрукты.

Игра «Повар»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).

Ход игры. Воспитатель помещает на ковролинограф картинку, на которой изображён повар, а вокруг него картинки с изображением стакана с соком, банки с вареньем и пирожка.

Воспитатель закрепляет на ковролинографе какой-либо фрукт, а дети рассказывают, какие сок, варенье и начинку для пирога приготовил повар из него.

Например:

Повар приготовил из яблок яблочный сок, сварил яблочное варенье, испёк пирожок с яблочной начинкой и т. п.

Игра «Нарисуй-ка»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям нарисовать только те фрукты, названия которых начинаются со звука [а]. Выигрывает тот, кто нарисовал больше фруктов.

Игра «Отгадай слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове.

Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением фруктов и предлагает детям отгадать, какое слово задумано по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывается результат.

Например:

Первый звук [а], последний — [н] (апельсин).

Игра «Составь слово»

Цели: совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать связную речь, логическое мышление.

Ход игры. Воспитатель называет детям ряд слов. Дети из первых звуков данных слов составляют новое слово. Объясняют смысл нового слова.

СЛИВА, АНАНАС, ДЫНЯ — сад

ПАПАЙЯ, АПЕЛЬСИН, ПЛОДЫ, АЙВА — папа

МАНДАРИН, АВОКАДО, КОСТОЧКА — мак

Дополнительно можно задать детям вопрос, какое слово в ряду лишнее и почему (когда это целесообразно).

Игра «Назови слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и последовательность гласных звуков в слове.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Популярная логопедия (Каро)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я