Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи

Группа авторов, 2009

Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Благодаря совместным усилиям логопеда, воспитателя и родителей, у детей улучшается речь, постепенно исчезают проявления общего недоразвития речи. Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: • описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; • задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов небольшого размера (диалогов, чистоговорок, скороговорок); • большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения, задания и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5–7 лет. Книга адресована воспитателям речевых групп и учителям-логопедам. Кроме того, предложенные задания могут использовать воспитатели массовых детских садов и родители, заинтересованные в улучшении речевого развития своего ребенка.

Оглавление

Из серии: Популярная логопедия (Каро)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Овощи. Огород

Новая лексика

Существительные:

морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, кочан, картофель, редька, баклажан, чеснок, салат, стручок, урожай.

Глаголы:

расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять, срывать, выращивать, собирать, окапывать, вырастать, срезать, рассаживать, пересаживать.

Прилагательные:

зелёный, жёлтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, пузатая (тыква), пупырчатый, толстокожий, тонкокожий.

Пальчиковая гимнастика

Вышла Люба в огород —

(Ставят руки на пояс.)

Сколько у неё хлопот!

(Поднимают руки к щекам, покачивают головой.)

Нелегко полить на грядке

(Разводят руки в стороны.)

Овощи все по порядку:

(Указательным пальцем правой руки пересчитывают все овощи.)

Помидоры, лук, капуста

И горошек очень вкусный.

Репа, огурцы, чеснок,

Свёкла, редька и укроп.

(Поочерёдно загибают пальцы на правой, затем на левой руке на каждое название овоща.)

И. Михеева

Координация речи с движением «Веселье»

Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение.

На весёлом огороде

Лук, и редька, и чеснок,

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Закружились в хороводе

Влево, вправо — скок-поскок!

И капуста не дремала —

Пела песни и плясала;

(Ставят руки на пояс, кружатся вокруг себя.)

И включился в дружный хор

Тугощёкий, алый-алый,

Разудалый помидор.

(Надувают щёки и выставляют ножки, руки держат на поясе.)

— Ведь и я не тугоухий! —

Засмеялся бурачок.

И с морковкой-хохотухой

Пляшет танец «Крыжачок».

(Кружатся парами.)

Е. Благинина

Скороговорка

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции.

Я во двор вела вола,

За рога вола вела,

В хлев вела вола,

А вол

В огород меня

Завёл!

Игра-шутка «Про овощи»

Цели: развивать слуховое внимание, речевой слух.

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение и предлагает постараться отгадать, из названий каких овощей состоят сказочные овощи, которые взошли на огороде.

Жил один садовод,

Он развёл огород,

Подготовил старательно грядки.

Он принёс чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена —

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,

На ночь их укрывал,

Их берёг от холодной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвёкла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник.

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Мы корзину несли,

Но решить не могли,

Как же быть с овощами такими?

То ли жарить их нам,

То ли парить их нам?..

Ну и съели их просто сырыми!

Н. Кончаловская

Игра «Подскажи словечко»

Цели: развивать речевой слух, чувство рифмы, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель читает стихи, а дети договаривают последнее слово.

Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я…

(капуста).

Кругла да гладка,

Откусишь — сладка,

Сидит на грядке крепко,

А зовётся…

(репка).

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а…

(лук).

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков…

(горох).

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом…

(картошка).

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла,

Сладка на вкус.

Узнали вы?

Зовусь я…

(свёкла).

Игра «Назови ласково»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование уменьшительной формы существительных).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом. Дети встают в круг, воспитатель бросает каждому по очереди мяч, называя какой-либо овощ. Ребёнок ловит мяч и называет овощ «ласково».

Например:

Морковь — морковка, морковочка.

Игра «Овощной магазин»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование множественного числа родительного падежа существительных).

Ход игры. Воспитатель — продавец, перед ним разложены муляжи или картинки с изображением овощей. Дети — покупатели, они выбирают, какой овощ хотят «купить», и произносят его название со словом много.

Например:

Я хочу купить много моркови.

Игра «Поварята»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).

Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми муляжи или картинки с изображением овощей, говорит им, что сейчас дети будут поварятами, и предлагает «приготовить» блюда из этих овощей.

Например:

Какой суп получится из картофеля? — Картофельный.

Какой сок получится из томатов? — …

Какие котлеты получатся из капусты? — …

Какой салат получится из огурцов? — …

Какие котлеты получатся из моркови? — …

Какой сок получится из свёклы? — …

Какой суп получится из лука? — …

Какое рагу получится из овощей? — …

Какая икра получится из кабачков? — …

Какая каша получится из тыквы? — …

Игра «Собери овощи»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой К и предлагает детям положить в неё только те овощи (муляжи), в названии которых есть звук [к].

Слова: картофель, кабачок, капуста, тыква, баклажан, морковь, лук, свёкла, чеснок, петрушка, редька.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: совершенствовать навык звукового анализа слов.

Ход игры. Воспитатель помещает на ковролинограф картинки с изображением Буратино и с изображениями лука, тыквы, укропа и салата и предлагает детям помочь Буратино назвать, что изображено на картинках, и выполнить звуковой анализ этих слов. Один ребёнок выкладывает схемы на ковролинографе, остальные работают с раздаточным материалом за столами.

Слова: лук, тыква, укроп, салат.

Ребус «Тыква»

Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии.

Игра «Загадай-ка»

Цели: развивать связную речь, умение составлять рассказы-описания; расширять словарь прилагательных; развивать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже).

Ход игры. Дети загадывают друг другу загадки по опорной схеме.

Например:

Он овальный, зелёный, твёрдый, сочный, хрустящий… (огурец).

Текст для пересказа

Капустный листок

Щипал Телёнок травку возле забора. Подошёл к нему Петушок и принялся рядом зёрнышки в траве искать. Вдруг он увидел капустный листок.

— Ко! — удивился Петушок и клюнул его.

Не понравился ему листок. Решил он Телёнку предложить попробовать и говорит:

— Ко!

А Телёнок не понял, в чём дело, и спрашивает:

— Му-у?

— Ко! — говорит Петушок и снова показывает клювом на капустный листок.

— Му-у? — не понимает Телёнок.

Так стоят они около капустного листка и разговаривают:

— Ко! Му-у? Ко-му?

Услышала это Коза и как заблеет:

— Ме-е-е! Мне-е!

Л. Яхнин

Вопросы:

Что нашёл Петушок в траве?

Понравился ли ему капустный листок?

Кому Петушок предложил листок капусты?

Попробовал ли его Телёнок? Почему?

Что сказала Коза?

Оглавление

Из серии: Популярная логопедия (Каро)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я