Нолик и его друзья. Роман-сказка

Елена Маслова

В книге рассказывается о Нолике, учащемся арифметического класса волшебной школы города Лукоморска, о его друзьях, ученице географического класса Двоечке, химике Полимере, физике Кванте. Об их приключениях в Лукоморье и за его пределами. О том, откуда взялся верный друг Нолика арифметический пес. А также кто такие ужастники и каким образом удалось уберечь от них сказочную страну Лукоморье.

Оглавление

Глава пятая. Велосипед

— Сегодня поговорим о значении арифметических формул в жизни общества, — учитель Минус, заложив руки за спину, расхаживал по классу. — Единичка, что вы об этом думаете?

Поднялась соседка Нолика по парте.

— Я думаю, без умножалок наше общество осталось бы на уровне примитивных животных.

— Правильно, можете сесть. Кто еще хотел бы высказаться?

— Первые признаки цивилизации, это умение считать, и пользоваться формулами умножения, — подала голос с первой парты полненькая Сумма. Она была отличницей, и всегда излагала только правильные мысли.

— Совершенно справедливо, но все же, давайте пофантазируем. Как бы выглядел мир, если бы люди не знали волшебных формул?

На этот раз слово взял Нолик.

— Люди в этом мире часто ссорились бы из-за вещей, — сказал он, вспоминая, как ребята не желали уступить друг другу велосипед, — потому что для копирования требовалось бы приложить слишком много усилий. Вместо самоходных телег пришлось бы придумывать сложные устройства. Эти механизмы, тяжелые и непрактичные, используя грубую энергию дров, или угля, отравляли бы окружающее пространство ядовитым дымом. — Перед глазами нашего героя встала картина окутанной сизым облаком ревущей самоходной телеги, набитой пассажирами.

— Очень интересно, продолжайте!

— Хотя, если большое количество людей объединены одной идеей и четко организованы, они в состоянии построить любое общество. Это все, что я хотел сказать, — Нолик сел на место. Он недостаточно увидел и узнал во время своего путешествия, чтобы делать далеко идущие выводы, но в одном мог быть уверен: людей там живет намного больше, чем в Лукоморске.

Учитель вернулся к доске.

— Наш уважаемый ученик высказал мнение, что общество, не знающее волшебства, все же имеет право на существование.

Давайте рассмотрим один из наиболее наглядных примеров, а именно, производство продуктов питания. Основой основ, как известно, является хлеб. Каким образом у нас, в Лукоморске, он появляется в магазинах?

Допустим, некий крестьянин, условно назовем его пекарем, засевает маленький участок земли зерном, и по осени собирает урожай. Далее перемалывает его в муку, что вполне осуществимо в домашних условиях, изготавливает тесто и выпекает в печке несколько образцов булок. Образцы пекарь несет продавцам, и получает за них деньги. Продавцы отправляют хлеб в булочную и там размножают при помощи умножалок. Так продолжается до тех пор, пока образцы не зачерствеют. Затем процесс повторяется вновь, — он взял мел, изобразил на доске схему и замкнул в кольцо.

— Теперь посмотрим, что произойдет, если никто из действующих лиц не обладает навыками работы с умножалками.

Засевать придется не просто большие, а прямо-таки огромные площади. В этом случае, прежде всего, скажется нехватка рабочих рук. Полгорода должно будет трудиться с утра до вечера в поле. То же произойдет осенью, когда придет время убирать урожай. Одно дело маленький участок, другое, бескрайние поля. Кроме того, учтите погодные факторы, засуху, град и дождь. Ведь по условию задачи, формулы погоды жителям также неизвестны. Но это еще не все. Далее следует перевозка зерна к мельнице. Представьте, каких она должна быть размеров! Сколько транспорта нужно, чтобы возить с места на место полуфабрикаты. Механические телеги отравят окружающий воздух, что неизбежно приведет к возникновению болезней. Хотя, если говорить честно, трудно представить экипажи, двигающиеся чисто механическими усилиями.

— У нас когда-то использовались телеги, запряженные лошадьми, — заметил с последней парты Числитель. Его коньком были каверзные вопросы и замечания. Преподаватели других классов безжалостно ставили ему двойки. Минус, в отличие от прочих, любил возражения, и считал, что в споре рождается истина.

— То были дикие времена, — ответил учитель, — что касается громоздких механизмов, которые могли бы приводить экипажи в движение, физики считают такой путь развития бесперспективным, тупиковым.

— А как же самоучка, который некогда построил самодвижущийся корабль. Говорят, он даже плавал на нем по морю. При этом на корабле была установлена большая труба, из которой постоянно валил дым.

— Я слышал эту историю. Возможно, самоучка одним из первых додумался до формул передвижения. Что касается дыма из трубы, видимо, на корабле имелась печь, в которой, скажем, пекли хлеб.

Но мы отвлеклись от темы. И так, зерно перемололи и доставили к гигантским печам. Попробуйте накормить целый город вместе с пригородами! А дым от этих печей? Солнечного света никто никогда не увидит! К счастью, картина эта из области фантастики, ничего подобного в жизни случиться не может.

Нолик слушал и думал, что, конечно же, приятнее ехать на неторопливой телеге, усевшись на краю и болтая в воздухе ногами. Лицо подставлять солнышку и вдыхать чистый, не отравленный вредными испарениями воздух. И запросто можно перекинуться двумя-тремя фразами с прохожими.

И все же хотелось хотя бы разок промчаться с огромной скоростью в одной из удивительных сверкающих телег. Единственное, что тревожило, слова великого мага Али-Аль Мардука о тайнах, которые смущают умы и навлекают несчастья. Хотя ничего особенно страшного за время своего путешествия Нолик пока не заметил.

После первого путешествия следовало предпринять второе. Но сначала нужно научиться кататься на велосипеде. Каким образом можно было удерживать вертикальное положение? Если бы не видел своими глазами, никогда бы не поверил!

В Лукоморске также имелось быстрое средство передвижения. Почтальоны и курьеры бегали в лаптях-прыгунках. Лапти позволяли передвигаться, в два-три раза быстрее пешеходов и запрыгивать на высоту третьего этажа, не рискуя при этом поломать ноги. Прыгунки обожали дети. Одно время ребятня пыталась мастерить самокаты, так и не получившие признания. Но устройство типа велосипеда здесь даже представить никто не мог.

Прозвенел звонок на перемену.

Учитель Минус обратился к Нолику: — Порадовали вы меня, молодой человек неординарным мышлением. В наше время никто не осмелится утверждать, что, на иных, не волшебных принципах можно построить жизнеспособное общество.

— Нолик, похоже, начитался сказок о сумасшедших механиках и изобретателях, — заметила отличница Сумма.

— Все ученые и изобретатели в своих работах обязательно пользуются волшебными формулами, — добавил ее сосед по парте, Делитель. — Так, что нес здесь Нолик, сущую чепуху.

— Неправда! — вступилась за соседа по парте Единичка. — Если хотите знать, он умнее вас всех, вместе взятых!

— Ну, конечно, непризнанный гений! — ехидно заметил Делитель.

У Нолика появилось сильное желание немедленно продемонстрировать классу велосипед. Однако чтобы произвести должный эффект, сначала нужно было научиться кататься. Иначе его попросту засмеют.

Вечером, сделав домашнее задание, Нолик и Полимер отправились в глухой переулок за домом, заканчивающийся тупиком. Здесь было тихо и безлюдно.

— Достали меня твои тайны, — ворчал Полимер, — то тебе понадобились семимильные сапоги, теперь, похоже, собрался в «леших и домовых» сыграть!

— Не собираюсь я развлекаться детскими играми.

— Тогда зачем меня сюда притащил?

Наш герой произнес воспроизводящую формулу. Тотчас возник велосипед.

— Ух, ты! Это что такое? — Полимер обошел вокруг, пока Нолик с гордостью держал велосипед за руль.

— На нем можно ездить!

— Ни за что не поверю! На этой штуке обязательно упадешь. Вообще, приятель, ты стал какой-то ненормальный. То вы с Квантом летаете на ранце, то прыгаешь в сапогах и сбиваешь меня с ног. Хочешь теперь, чтобы мы с тобой все бока поотбивали?

— Не беспокойся, бока останутся целыми, — Нолик уселся в седло. Однако он не предполагал, что научиться ездить, задача не из простых. Разумеется, тут же упал и ушиб плечо.

Охая, поднялся.

— Оставь свою железяку, давай лучше наденем прыгунки, и повеселимся!

Однако Нолик был упрям. Он повторял попытки вновь и вновь. Несколько раз падал. Полимеру это, в конце концов, надоело, он махнул рукой и отправился восвояси. И вдруг у выхода из переулка, Нолик на велосипеде догнал его и остановился, резко затормозив.

— Как у тебя это получилось? — удивленно спросил приятель.

Нолик произнес воспроизводилку, рядом возник еще один велосипед. — Садись, будем кататься.

Они с Полимером гоняли по переулку до поздней ночи. Чем больше катались, тем сильнее им это нравилось. Нолик применил удлинялку, в результате переулок вытянулся на два километра. Они несколько раз проехали его из конца в конец.

— Завтра же расскажу в школе про велосипед! — восторженно заявил Полимер. — С ума сошел! — воскликнул Нолик.

— Что в этом такого?

— Сегодня на уроке учитель объяснял прописную истину: без волшебства муха не полетит. Все учителя, в том числе и директор, того же мнения. Знаешь, как они поступят? Сделают так, что от велосипедов в Лукоморске духу не останется. Объявят их антиволшебными вещами, которые не имеют права на существование, а нас выгонят из школы.

— Пожалуй, ты прав, лучше молчать.

Неделю спустя по школе объявили эстафету.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я