В плену у иммиграции. Дневник

Маргарита Яар

В моем дневнике нет настоящих имен моих знакомых и подруг. Я не назову год, когда начала свое путешествие, обстоятельства, по которым решила покинуть Россию. Это все не важно.Я просто расскажу о двенадцати месяцах жизни во Франции. О том, что никогда бы не прочитала ни в каких пособиях по эмиграции, или новостях. О том, что понимаешь и видишь только находясь в стране. Окунувшись в повседневную жизнь, столкнувшись лицом к лицу с действительностью.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В плену у иммиграции. Дневник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Маргарита Яар, 2021

ISBN 978-5-4490-1358-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

В плену у иммиграции

В моем дневнике нет настоящих имен моих знакомых и подруг. Я не назову год, когда начала свое путешествие и обстоятельства, по которым решила покинуть Россию.

Это все не важно.

Я просто расскажу о двенадцати месяцах жизни во Франции. О том, что никогда бы не прочитала в пособиях по эмиграции, или новостях. О том, что понимаешь и видишь, только находясь в стране, окунувшись в повседневную жизнь, столкнувшись лицом к лицу с действительностью.

Все мои переживания, мои восприятия действительности на тот момент и мои разочарования, отображают только мою точку зрения.

Я не жалуюсь, не исповедуюсь, и ни о чем не жалею. О Франции вспоминаю только с теплотой и даже с некоторой ностальгией.

Лето, 200… г. Пока еще в России

Не могу поверить, что я все-таки решилась изменить свою жизнь. И не только свою, но и жизнь своих детей, еще маленьких, на тот момент, и полностью зависящих от моих решений.

Начать новую, совершенно другую жизнь в стране, знакомой только по фильмам и романам, я хотела всегда. Завороженная кинематографом, убаюканная рассказами о европейском счастье, я твердо решила изменить свою судьбу. Я была не одинока в своем решении, так считали и многие мои знакомые. Хотелось счастья, достатка, безопасности. Забыть о трудностях, которые пережили за прошедшие, всем известные годы. Об этом все знают. Как и то, что уехать тогда стремились многие. Несколько моих близких знакомых уехали в Израиль со своими семьями. Одна из подруг уехала в Швецию. Коллега по работе уже два года жила в Германии. Я поддерживала с ними сязь, говорила часто по телефону, расспрашивала обо всем. И, наконец, решилась.

Два месяца сборов пролетели как один день, и вот я в поезде, еду в Москву. Со мной обе дочки школьного возраста, три небольшие сумки с вещами, лекарствами. По туристической путевке мы едем во Францию, в Париж, где останемся навсегда.

Я увижу страну, которая будоражит меня с юных лет!

Увижу Лувр, его бесконечные коридоры, потайные комнаты, тронный зал. Места тайных совещаний и интриг. Буду ходить по комнатам Версаля, как когда-то Анжелика де Сансе из моего любимого фильма. Любоваться фонтанами и статуями в знаменитом парке.

Поднимусь на Эйфелеву башню, чтобы насладиться видом Парижа, прогуляюсь на Елисейских полях! А самое главное, — я останусь там жить. Франция станет моей страной, я буду жить в Париже!

Я как ребенок, млела от восторга, что еду в город, где по мостовым проезжали на лошадях мушкетеры, а в тесных улочках зрели заговоры и мчались королевские кареты.

Потрогать руками шероховатые стены Лувра, преклонить колена в Нотр — Дам де Пари, вдохнуть аромат истории…

А почему бы и нет? Разве мир не принадлежит всему человечеству? Разве не мы сами прокладываем свои дороги? Разве не вправе мы жить там, где нам хочется?

Я выбрала Францию. Я буду жить в Париже.

В Москву мы приехали на рассвете. Погода была прохладная, дул холодный ветер, но солнце обещало позже нас согреть. Мы прихватили с собой легкие летние курточки, и чувствовали себя довольно комфортно. Настроение у нас было отличное, девочки были рады предстоящему путешествию. О том, что мы останемся во Франции я им сказала сразу, они были согласны. Спортивные сумки были небольшими, только немного летних вещей, на одну неделю пребывания. Именно на такой срок у нас были открыты визы. Нам посоветовали не брать много вещей, чтобы на границе не придрались. Конечно, очень самонадеянно было с моей стороны, что я вот так, без поддержки, поехала с детьми в чужую незнакомую страну. Язык я не знала, денег у меня было мало. Но я твердо была уверенна, что все будет хорошо.

Перед поездкой я навела справки, выяснила как остаются за границей семьи с детьми. Узнала, что Франция не отправит обратно, дадут на первое время для проживания отель. Будут платить ежемесячное денежное пособие в 280Е на взрослого до тех пор, пока будет решатся вопрос с легализацией. Потом буду выплаты и на детей, но только после положительного решения и только 50% от пособия. Узнала, что будут кормить бесплатно, лечить бесплатно, учить языку бесплатно. Дети будут ходить в школу. Это все я прочитала в интернете, выяснила у некоторых знакомых, чьи родные уехали в Европу. И несколько советов от знакомой, сестра которой три месяца назад уехала с мужем во Францию и немного рассказала про то, что нас может ожидать в Париже. Меня ничего не испугало. Я понадеялась, что и у меня все будет отлично.

По совету знакомых и набрала приличное количество лекарств. Меня предупредили, что без рецепта купить в аптеках лекарства невозможно. А получить рецепт не всегда получается так быстро, как дома. Я набрала разных нужных лекарств и распределила по трем сумкам. Взяла с собой и свой тонометр, с давлением у меня часто проблемы. Конечно, я переживала, что вещей у нас мало, но понадеялась, что летом мы как-нибудь обойдемся. А потом видно будет.

Перед поездкой я выпросила у знакомой один номер телефона. Мне, после долгих уговоров его дали, предупредив, что со мной могут и не захотеть говорить. Это был телефон женщины из нашего города. Она прожила в Париже пять лет и недавно вышла там замуж. Я понадеялась, что в критической ситуации она мне хоть чем-нибудь да поможет.

За билетами на автобус (решила, что поедем мы автобусом, из экономии) мы поехали сразу. Купили на автобус от фирмы «Интеркарс». Билет для меня стоил 90Е, для старшей дочери 80Е и 65Е для младшей. Это только в одну сторону. Автобус прямой до Парижа, без пересадок.

В турфирме я забронировала на два дня гостиничный номер в Париже. Взяла подальше от центра (это стоило дешевле, зато рядом с метро. На троих номер обошелся мне в 240Е на два дня (три ночи). В Москве мы остановились в привокзальной гостинице, только до вечера. В гостинице мы пообедали, отдохнули, даже немного поспали. Потом, ближе к ночи поехали на «Аэровокзал». Ночь придется провести там, так как автобус в Париж выезжает в шесть часов утра.

На «Аэровокзал» мы приехали в девятнадцать часов ночи. Там оказалось очень уютно, чисто, людей немного. Работали киоски с журналами, книгами. Работали буфет и кафе.

Мы расположились на стульях, в глубине, там было теплее, так как двери в зал всю ночь, до самого утра открывались и закрывались, впуская пассажиров, и дул довольно холодный ветер. Мы перекусили в кафе, попили чай. Я сходила в магазин и купила в дорогу воду, яблоки и апельсины. Еще кусочек сыра, колбасу, помидоры и хлеб. Сложила все в матерчатую сумку. При продаже билетов мне сказали, что можно с собой взять продукты. Что на остановках, конечно, будут магазины и кафе, но нужно что-нибудь иметь и с собой. Ну, мы были готовы. Теперь надо только дождаться отправления.

Люди постепенно прибывали. Зал заполнялся пассажирами, стало шумно. Захотелось спать, но сидя на стуле это было трудно сделать. В одиннадцать часов стала засыпать младшая дочь. Мы поставили в ряд наши три сумки и уложили малышку, накрыв ветровками. Из-за постоянно открывающихся дверей в помещении было холодно. Пассажиров становилось все больше. Какие-то автобусы отъезжали, но в Европу рейсы были только утром.

Наконец, после часа ночи, людской поток стих. Двери перестали беспрерывно открываться, и стало теплее.

Старшая дочка задремала сидя. Я купила газеты и журналы. Трудно, конечно, не спать всю ночь, но делать нечего, мы не единственные.

Дорога

Посадку объявили в 5.50, и мы, вместе с толпой, пошли к автобусу.

Вопреки ограничениям в провозе багажа, указанным в памятке, у многих были огромннейшие сумки и чемоданы.

Да… Жаль, я не взяла сумку побольше, вполне могла это сделать. И рюкзаки можно было взять дополнительно. Видела у многих рюкзаки, а у нас всего три небольшие спортивные сумки. Еще сильно пожалела, что не взяла теплые осенние куртки. С утра было очень холодно, как глубокой осенью. Ветер дул прямо ледяной и колючий. Дети сразу съежились, младшая захныкала. Успокоила тем, что в автобусе холодно не будет, а по приезду теплые куртки я им куплю.

Попутчиков оказалось не так уж много, осталось много свободных мест. Хотя, возможно, в дороге подсядут остальные.

Водители рассказали нам правила поведения в салоне автобуса и предупредили, что остановки будут каждые четыре часа. На остановках можно будет покушать, сходить в туалет. А пока всю еду, которой мы запаслись, нам предложили сложить в специальный отсек. В салоне автобуса держать еду запретили. Разрешили оставить только воду и фрукты. Мы все сделали, как нам велели, и покатили в Европу.

Уже через несколько минут я поняла, какую сделала ошибку, что не позаботилась о теплых вещах. В автобусе сразу включили кондиционеры, и нас стало обдувать почти ледяным воздухом. Было еще слишком рано, и солнце, хоть и выглянуло, еще не прогрело салон. Холодно было и за окном, и в автобусе. В сумках у нас были водолазки, но взять их с собой в салон мы не догадались. И добраться до багажа сейчас мы не сможем, пока не остановимся. Придется терпеть до первой остановки. Потом я попрошу водителя и достану водолазки из багажа.

Экспресс — «Германия, Бельгия, Франция» едет через Белоруссию и Польшу.

Автобус оказался уютным. Биотуалет, телевизор. Водители очень вежливые, доброжелательные. Пассажиры попались веселые. Сразу установилась непринужденная обстановка.

Нам повезло, за окном была прекрасная погода, солнце наконец-то, прогрело воздух и в салоне стало почти жарко. Теперь мы чувствовали себя прекрасно. Было здорово ехать, смотреть в окно на поля, леса, уютные домики.

Водители поставили интересный фильм, и мы стали его смотреть.

Первая остановка была в Смоленской области. Водители предупредили, что дальше нам российские рубли не понадобятся, и мы должны их либо потратить, либо обменять. Что мы и сделали. Поели в ресторане очень вкусные котлеты, погуляли на территории ресторана, попили сок. Я попросила водителя открыть багажный отсек, достала водолазки, лосины для детей. Мерзнуть, так как утром, я не собиралась. Кстати, я была не единственная, кто сделал то же самое. Многие не подумали о том, что может быть холодно от кондиционера. Мы провели на остановке почти два часа, потом поехали дальше.

Следующая остановка была уже в Белоруссии. Остановились у дорожного кафе. Естественно, захотели перекусить, и тут нас ждал сюрприз. Все цены были в белорусских рублях, но обменного пункта нигде не было, и разобраться, сколько надо заплатить, было невозможно. Те, кто просил назвать цену в евро или долларах мгновенно отскакивали: курс был просто сумасшедший. Тратить валюту никому не хотелось.

По этой же причине был проигнорирован и туалет с оплатой в два доллара за посещение. Сдачу намеревались давать белорусскими рублями, а где они потом будут нужны?

Решивших купить на таких условиях что-то из еды, было не много. Я ничего не купила. Мы достали свои припасы, сели на лавочке под деревом, и перекусили. На всех мест за оборудованными столами не хватило, но и на лавочке было хорошо.

Я порадовалась, что захватила с собой продукты. Те, кто рассчитывал поесть в дороге, купили еду с недовольным видом. Представляю, сколько им пришлось отвалить денег.

Уехали мы оттуда быстро.

Дальше было еще интереснее с этой Белоруссией.

Приехали в Минск на Автобусный вокзал, остановка сорок минут. В туалет не попали, так как у нас не было белорусских денег. Валюту у нас не приняли. Предлагала 2Е за посещение туалета моих детей — не взяли, и в туалет не пустили. Причем отвечали с презрением, иногда по-хамски. Доллары и евро тоже проигнорировали. Обменных пунктов поблизости не приметила. Может и были, только времени их искать не было. Чудеса!

Что делать? Никто ничего нам не мог посоветовать. На недовольство пассажиров служащие равнодушно пожимали плечами. Пометались мы на вокзале, но так ничего и не нашли. Что касается биотуалета в автобусе, то он уже оказался переполнен и не функционировал.

Пришлось терпеть до Бреста. Дети были только у меня. Терпели вместе со всеми. Всю дорогу мы не могли успокоиться после хамства работников вокзала. В Брест приехали уже затемно.

Нас высадили, предложили заплатить пошлину за пересечение Белорусской границы в сумме 1 900 белорусских рублей. Я подала 10Е мне дали сдачу белорусскими рублями, даже не поняла по какому курсу и правильно ли дали. Что с ними делать?

Ясно! Только сходить в туалет. Пускали, конечно же, только по белорусским рублям, а обменного пункта не было и здесь. Громко возмущалась стоящая рядом женщина. Она просилась в туалет без денег, но ее не пропустили. «Чем вы лучше других?» — был ответ.

Женщина отправилась искать главного. Думаю, она его нашла, и в туалет попала, но соседка, которая сидела за мной, тихо сказала мне, что некоторые просто нашли укромное местечко. Да, это нехорошо, но что оставалось делать? Не в посольство же жаловаться?

Затем был таможенный досмотр. Убедилась сама: все, что говорили в автобусе про белорусскую таможню — чистая правда. Смотрят с жутким подозрением, покрикивают, грубо швыряют документы.

Женщина, увешанная золотыми украшениями, брезгливо заглянула в мою сумку. Заставила вывернуть кошелек, косметичку, пакет с конфетами. Оглядела все с отвращением, как будто досматривала бомжа…

Осадок остался неприятный не только у меня.

С унылыми лицами мы подъехали к Польской границе. Вышли с вещами на досмотр. Я заранее настроила себя ничего не воспринимать близко к сердцу.

Но на Польской границе досмотр был доброжелательным. Нам улыбались, в вещах не копались, только задавали вопросы на очень даже хорошем русском языке. Ни разу не позволили грубого слова.

В Польшу мы въехали повеселевшие.

Все еще едем…

Целый день ехали по Польше. Интересно очень. За окнами другая жизнь. Красивые, словно сказочные, деревеньки. Аккуратные домики, цветы.

Ехать было совсем не утомительно.

На задних сидениях молодые парни и девушки весело шутили, играли на гитаре. По видео все время крутились фильмы. Комедии, детективы. Все отличного качества.

Пассажиры освоились, разговорились. Перезнакомились друг с другом.

Несколько молодых девушек ехали по программе «Работай и учись» во Францию. Две девушки и два парня ехали в Бельгию. Муж с женой ехали в Англию, с пересадкой во Франции. Они все волновались, успеют ли посмотреть Эйфелеву башню.

На обед остановились у дорожного кафе. Очень милое местечко. Перекусили уже за евро. 4Е — одна порция картошки фри с соусом (ужас!). Туалет — бесплатный.

Приятная неожиданность.

Вечером подъехали к границе Германии. Границу пересекли очень быстро и без досмотра. Просто собрали паспорта, а потом опять раздали. Уже со штампами о въезде в Шенген.

За окном незнакомые красивые городки, поселки. Незнакомая жизнь. Все интересно, все хочется посмотреть. Настроение у всех было приподнятое. Никого не задержали, ни к чему не придрались. Все были очень рады. Парень играл на гитаре, девушки пели!

Остановились поздно вечером у дорожного кафе со встроенным супермаркетом, бесплатным туалетом.

С ума сойти, сколько на вид вкусной, незнакомой еды! Но цены просто космические. Взяли мясное блюдо. Цена одной порции-6Е. Очень дорого, но делать нечего. Наши запасы закончились и есть хотелось.

Поели. Немного погуляли на выходе, у парковки.

Очень довольные отправились дальше.

Ночью проехали Бельгию (Антверпен, Брюссель).Несколько пассажиров вышли.