Лечебное и оздоровительное питание

Аурика Луковкина, 2013

Данная книга адресована людям, которым небезразлично состояние их здоровья, тем, кто хочет чувствовать себя лучше, моложе и предупредить возникновение новых заболеваний. Автор утверждает, что этого можно добиться, следуя принципам лечебного питания, которое учитывает особенности функционирования человеческого организма. В книге читатель найдет сведения о том, какие виды продуктов и какие способы приготовления блюд можно применять при том или ином заболевании, а применение каких продуктов приведет к ухудшению состояния, а также массу оригинальных рецептов и полезных сведений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лечебное и оздоровительное питание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Что такое лечебное питание?

Сегодня становится модным использовать все естественное и натуральное. Многие рестораны включают в свое меню такую пищу, которая богата растительными белками и не содержит мясных продуктов. Или такую, которая отличается своим лечебным эффектом, воздействующим на организм.

Действительно, все больше становится людей, которые выражают протест против системы питания, где преобладают консервированные и рафинированные продукты. А женщин, которые решили сменить «суперэффективные» диеты на системы, основанные на правильном питании, становится все больше. И они правы, нельзя похудеть за короткое время, употребляя в пищу какие-нибудь таблетки или вообще отказываться от еды долгое время. Именно правильное питание основано на философском осмыслении и изменении своего образа жизни. А вы знаете, кто уже начал пропагандировать естественный образ жизни и природные методы лечения?

Лечебное питание имеет богатую историю. Сознательно питаться и сознательно голодать с целью оздоровления уже начали в первобытном обществе. В сочинениях древних ученых Египта, Вавилона, Иудеи, Индии, Персии, Скандинавии, Китая, Тибета, Греции и Рима первое место среди советов по нелекарственному лечению занимает лечебное питание.

Как и многие другие гигиенические правила, различные предписания для человека, связанные с пищей, ограничения в виде религиозных постов вначале были связаны исключительно с религиозным мировоззрением и назначались жрецами. Однако уже в Древнем Египте, в Древней Индии и Греции дозированное питание применялось многими врачами и философами с лечебной и профилактической целью. Египтяне считали, что все болезни человек получает через пищу.

Сохранились свидетельства о питании с лечебной целью у таких «столпов» науки, как: Пифагор, Сократ, Платон. Известно, что Пифагор (580–500 гг. до н. э.), (древнегреческий философ и математик, основатель знаменитой школы философии) и его приверженцы придерживались строго вегетарианской диеты. Они питались в основном медом, хлебом, постоянно включали в рацион вареные или сырые овощи.

По мнению Платона (427–347 гг. до н. э), ученика Сократа, древнегреческого философа, медицина бывает «истинная», которая действительно дает здоровье, и «ложная», которая дает только «призрак здоровья». Первая медицина включает в себя лечение постом и диетой, воздухом и солнцем. Великий биограф древности Плутарх (45 — 127 гг. н. э.) также был приверженцем воздержания и вегетарианства.

В Европе на развитие медицины большое влияние оказал древнегреческий врач Гиппократ. Многие его рекомендации сохранили свое значение до настоящего времени. Его знаменитая заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» актуальна и сегодня.

Гиппократ, прежде чем назначать больному лечение, рекомендовал для начала поголодать. Нужно буквально выжать из организма все то, что ему не нужно. «Идти на прибавление пищи, — считал он, — следует гораздо реже, а часто бывает полезным совершенно отнять ее, где больной это выдержит, пока сила болезни не дойдет до своей зрелости… Человек носит врача в себе, надо только уметь помочь ему в его работе. Если тело не очищено, то чем больше будешь питать его, тем больше будешь ему вредить. Когда больного кормят слишком обильно, кормят также и болезнь. Помни — всякий излишек противен природе».

О высоком уровне медицинских знаний свидетельствуют ранние индийские трактаты. Уже около 1 тысячелетия до н. э., когда большинство философских и научных школ Древней Индии достигли наивысшей ступени развития, в зените расцвета находилась и медицина, которая, как важнейшая из естественных наук, была поставлена на рациональную основу. Ее главным принципом являлось положение о единстве и целостности человеческого организма. Поэтому медики рассматривали любое заболевание как болезнь всего организма.

На Востоке почитался индийский «Астрологический календарь животных», который помогал врачам диагностировать болезни, а также определять индивидуальные особенности пациентов. Лечили не саму болезнь, а конкретного пациента. Древние врачеватели считали, что только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его болезнь или здоровье. Опыт медицинской мысли был обобщен и записан под общим названием «Аюр-Веда», что в переводе с древнеиндийского языка означает «Книга жизни». В ней описываются свойства более чем 1000 лекарственных растений, приводятся самые разнообразные методы и приемы лечения.

Согласно индийской медицине, в основе человеческого организма лежат три главных первоэлемента, которыми и определяются все функции организма: Ветер — Вата, Желчь — Питта и Флегма — Капха. Эти первоэлементы отождествляли соответственно с принципами Движения, Огня и Размягчения.

Гармоническое сочетание трех первоэлементов наблюдается лишь у немногих людей. Если у человека преобладает один из слагающих организм первоэлементов, то это само по себе еще не способствует развитию заболевания. Но если один из первоэлементов достигает чрезмерного развития в результате неправильного питания и других факторов, то это может привести к болезни. Можно привести все три первоэлемента в необходимое равновесие, если соблюдать строго предписанные лечебные указания.

Множество лекарственных растений и методов лечения индийской медицины уже прочно вошло в практику современного врачевания.

Согласно христианской философии, пища, которая вкушается беспорядочно, возбуждает страстность, она огрубляет чувствительность души и мешает молиться. Если человек ищет возвращения в светлые райские обители, то он может достичь его с помощью воздержания от излишеств в питании и услаждений плоти.

В православии весьма полно отражен принцип сезонности. Буквально по дням расписано, когда и что можно есть. Во время однодневных постов два раза в неделю (среду или пятницу) в течение всего года обязательно вегетарианство или голодание (в зависимости от здоровья и моральной готовности верующего). А долгие посты помогают очистить организм от шлаков и нормализуют работу пищеварительной системы.

На языке христианской религии под именем телесного поста подразумевается воздержание от мяса, молока, сладких яств, телесного сладострастия, пьянства и других плотских грехов и похотей. Даже растительную пищу следует употреблять умеренно, чтобы избежать власти демона чревоугодия. Господь, желая нас спасти, заповедал стеснять чрево и оставлять плотские страсти, чтобы все телесные члены сделать орудиями праведности.

Если внимательно рассмотреть новые теории правильного питания, то можно заметить, что в их основе лежат принципы естественности, умеренности и разумного воздержания. Это именно те принципы, которые являются стержнем христианского поста. Еще в те древние времена, когда христианство постепенно начало завоевывать весь мир, люди знали, чем необходимо руководствоваться при служении Богу. Это служение предполагало и всегда будет предполагать, что человек должен быть здоровым не только душой, но и телом. Поэтому христианские посты пропагандируют то, что человек должен правильно строить систему своего питания.

Телесный пост, который как раз и предполагает употребление в пищу определенных продуктов, ослабляет похотливое жжение и пламенение. Он помогает духу господствовать над телом. Ограниченное и умеренное питание утончает и смиряет плоть, погашает в ней похоть, выводит человека из состояния раболепства чреву. Спаситель ищет в людях всецелой чистоты, а постящийся именно таким и является ему.

Издавна было известно, что употребление в пищу одних продуктов и отказ от других при различных заболеваниях позволяет очистить и омолодить организм, даруя исцеление.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лечебное и оздоровительное питание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я