Портал в миры фантазии. Сборник рецензий

Людмила Лапина

Рецензии на яркие приключенческие произведения современной литературы в жанре фэнтези, написанные на русском языке. Фантастические допущения придают этим текстам завораживающую многомерность.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Портал в миры фантазии. Сборник рецензий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Людмила Лапина, 2019

ISBN 978-5-4483-1132-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.

Д.С.Лихачев.

К миру литературы человек приобщается еще в детстве. Сначала он читает детские книжки, а потом переходит к классике, вобравшей опыт предшествующих поколений. Опыт этот колоссален — европейская литература существует почти три тысячи лет. Непрерывная литературная традиция Европы начинается с Гомера, и какое же это яркое, мощное, жизнеутверждающее начало! Жизнерадостные греки и воинственные римляне заложили основы современной европейской цивилизации. Греки впервые поведали нам о конфликте между долгом и нравственным чувством, между ограниченностью закона земного и высшей справедливостью закона небесного. Разве конфликт Антигоны и Креонта не мог произойти и в наши дни?

Данте чеканными строфами описал устройство мироздания и великую любовь, способную ускорять или замедлять ход небесных светил. С тех пор мировая литература пронизана реминесценциями дантовских ада и рая. Пушкин, гений отечественной литературы золотого века, обращался в сонетах к основателю литературы итальянской. Божественное перо Александра Сергеевича начертало советы современникам поэта и последующим поколениям читателей.

Серебряный век русской литературы — Брюсов, Ахматова, Мандельштам — развил образы Данте.

Обширнейший опыт жизни многих поколений людей сохранила для нас мировая литература. Через ее «магический кристалл» нам открываются все чудеса подлунного мира — красота лесов и степей, джунглей и прерий, завораживающее притяжение океана, возносящие душу к небесам вершины гор. Сокровища человеческого разума, озарения творчества и рукотворные шедевры запечатлены в литературе разных народов.

А что больше изумляет и заставляет чаще биться восторженное сердце — каллиграфические завитки арабских стихов или их тонкий, затейливый смысл, красивая вязь любовно подобранных слов?

Опыт жизни многих поколений доходит до нас как послание из прошлого. Изучая его, человечество пришло к ценностям, которые мы называем вечными. Они вошли в сознание поколений людей и определяют жизнь, бывшую до нас, нашу, будущую. Древнерусская литература опиралась на духовный опыт предшествующих поколений — жития святых, наставления, поучения князей. Литература соединяет поколения людей. Россия спаяна своей великой литературой. Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Блок, Гумилев, Есенин, Булгаков, Ахматова, Пастернак, Бродский, Дементьев, Горбовский… Русская литература пережила два века славы — Золотой и Серебряный. И как жаль, что в современной школьной программе литература считается необязательным предметом. Ничто не заменит книгу, которая заставляет читателя думать и создавать свою собственную картину мира. Кино, видео, голограммы, компьютерные игры — только заданные картинки, ограничивающие полет воображения.

Российская литература не замыкается в строгих рамках традиций, а, наоборот, творчески перерабатывает и темы из Корана, и мифы разных народов, и южноамериканский магический реализм, и изящные произведения японских, китайских авторов.

Том Сойер, волшебник Изумрудного города, Винни — Пух, Нильс с гусями, Буратино и Карлсон обрели долгую жизнь в нашей литературе. Нравственный опыт человечества заключен в его священных книгах и книгах для детей.

Большой вклад в российскую литературу внес Иван Ефремов. Обладая острым исследовательским умом и литературным талантом, он сумел соединить научные данные и полет творческой мысли. Его мечта о Великом Кольце воплотила исконное стремление человека в космос, а изображение прекрасного женского лица на фоне звездного неба вошло в искусство двадцатого века. Он показал человечеству грандиозное космическое будущее и вернул нам биение и жизнь великих цивилизаций прошлого — Египта («Великая дуга») и Древней Греции («Таис Афинская»).

Пленительный образ Таис создал и Анатоль Франс. Восток и Запад, тогда и сейчас, прорастают друг в друга и обмениваются сокровенными знаниями, глубочайшим жизненным опытом.

Вечные темы литературы живут не одно тысячелетие, и до сих пор каждое поколение людей обращается к ним, когда начинает разбираться в собственной жизни. Литература вышла из мифа, и миф живет в литературе. «Магический реализм» — так называется направление латиноамериканской литературы, возникшее в двадцатом веке. Борхес, Льоса, Амаду, Маркес, Коэльо берут за основу миф и насыщают повествование реалистическими подробностями. Так осмысливается и переплавляется в художественное произведение обширнейший жизненный опыт поколений людей.

В мифологии разных народов присутствует образ культурного героя, искусного кузнеца, создавшего чудесные крылья для полета. Вспомним Дедала, Гефеста, Велунда.

В сборнике скандинавских героических сказаний «Старшая Эдда» есть «Песнь о Велунде», мастере-златокузнеце. В двадцатом веке к этому образу обратилась Мария Семенова в повести «Хромой кузнец». Она наполнила извечный сюжет реалиями скандинавской жизни эпохи викингов. Взволнованный рассказ об искусном мастере и его любви переворачивает душу читателя, трогает до слез, заставляет думать о вечном. Так ценности, сомнения, мысли разных поколений людей воплощаются в литературных произведениях, вбирающих глубочайший опыт духовной жизни человечества.

Тема любви в разных аспектах находит отражение в литературе разных веков и народов. Гомер описал верную супружескую любовь Пенелопы к Одиссею.

Андромаха нежно обращается к мужу:

«Гектор, ты мне теперь — и отец, и любезная матерь,

Ты и брат мой единственный, ты и супруг мой прекрасный!»

Любовь супружеская, родительская, дружеская, земная и небесная отражается в литературе как в дивной хрустальной линзе, собирающей колоссальный опыт человечества. И как прекрасны эти отражения небесной любви в земной жизни — Амур и Психея, Тристан и Изольда, Эрек и Энида, Данте и Беатриче, Петрарка и Лаура, Петр и Феврония, Руслан и Людмила… Трубадуры и менестрели пылким поклонением и трепетной любовью возвысили образ прекрасной дамы. Тогда в европейскую рыцарскую куртуазную культуру вошли образы, ставшие символами в следующую тысячу лет — кольцо, перчатка, голубка, балкон, чаша, кинжал, Святой Грааль. Серебряный век русской литературы вдохнет в эти символы новую жизнь. В современной массовой литературе они превратились в романтические штампы, но вечная тема любви и сегодня волнует миллионы читателей. Нравственный опыт многих поколений людей воплощается в хорошие книги.

Второй век читателей занимает история бедной гувернантки, написанная Шарлоттой Бронте. Речь в ней идет о нетленных ценностях:

«…жизнь свивалась передо мной как свиток, врата смерти распахивались, открывая вечность…»

Джен Эйр делает верный выбор.

«Прочь, суеверные обольщения! — вскрикнула я, отгоняя черный призрак, выступивший передо мной… у калитки».

Мария Семенова в романе «Валькирия» задает высокую планку чести, любви, верности.

«Судьбу не разжалобить уговорами, но с ней можно схватиться… Я рвала себе сердце бешеным бегом, и что-то черней черноты скользило по сугробам рядом со мной, плечо в плечо, вровень… и не могло обогнать».

Современная литература несет вечные духовные ценности — читаем ли мы мемуары, описания повседневной жизни или динамичные, криминальные боевики. Идеальный мир, тот, который должен быть на нашей Земле, проглядывает даже сквозь рвущие душу подробности окружающей нас жизни.

Современная литература фэнтези так же основана на вечных нравственных ценностях и воспитывает молодежь яркими образами.

Высокие понятия — долг, честь, достоинство, любовь — обращены к читателям, молодым не возрастом, а сердцем. Литература фэнтези продолжает добрые традиции благородной приключенческой прозы. Она повествует о битве добра и зла, и добро побеждает. Такая форма литературного произведения позволяет, развлекая читателей, содействовать очищению и возвышению их душ, отрывает от материального мира и открывает миры, созданные полетом авторского вдохновения. Вечные нравственные идеалы живы и сейчас, в нашем, все еще не совершенном, мире. Чтение литературы фэнтези — закалка души читающего, ее тренировка для жизни реальной. Очень важно в сложном современном мире не терять оптимизма и упрямой веры в изначальную справедливость устройства мироздания.

Литература, независимо от жанра — сгущенная жизнь, увиденная на изломе бытия. Самые красивые, трагические, яркие моменты запечатлены в ней и сохранены навечно. Люди тянутся к высокому — вечным идеалам, нравственным ценностям и ориентирам, проверенным временем.

Назначение литературы — делать окружающую жизнь чище и нравственнее, поднимать людей к свету. Это особенно важно в настоящее время, когда на нашу страну, нашу культуру идет жесткое наступление так называемой «массовой культуры». Что ж, плесень в пробирке — тоже культура, но не она определяет развитие мировой цивилизации. Горячий, неровный, задыхающийся пульс мировой цивилизации бьется здесь, в России, и фиксирует его отечественная литература. Древнерусская и российская литература вобрала опыт жизни предыдущих поколений и несет его в будущее, вдохновляет соотечественников на добрые дела, заботу об окружающей нас природе и людях, открывает новые горизонты познания и мечты.

Литература

Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории / Ю.В.Андреев. — Л.: Лениздат, 1990. — 223с.: ил. — (Культура и религия)

Бронте Ш. Джен Эйр: роман: пер. с англ. В. Станкевич / Шарлота Бронте. — Минск, Госиздат БССР, 1957. — 523с.

Гомер. Илиада: поэма; пер. с древнегреч. Н.И.Гнедича / Гомер. — М.: Гослитиздат, 1960. — 433с.

Западноевропейский эпос. — СПб.: Азбука — классика, 2002. — 988с.

Лихачев Д. С. Без доказательств / Дмитрий Сергеевич Лихачев; РАН Институт русской литературы (Пушкинский Дом). — СПб.: Русско — Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1996. — 159с.

Парнов Е. И. Трон Люцифера: критические очерки магии и оккультизма / Еремей Иудович Парнов. — 2-е изд.,доп. — М.: Политиздат, 1991. — 302с.:ил.

Пушкин А. С. Сочинения. В 3-х т. Т.1.Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: поэма / Александр Сергеевич Пушкин. — М.: Худож. лит.,1985. — 735с.

Пушкин А. С. Сочинения. В 3-х т. Т.2. Поэмы. Евгений Онегин; Драматические произведения / Александр Сергеевич Пушкин. — М.: Худож. лит., 1986. — 527с.

Семенова М. Валькирия: роман, повести / Мария Семенова. — СПб.: Терра — Азбука, 1996. — 464с.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Портал в миры фантазии. Сборник рецензий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я