Учебное пособие является кратким изложением фундаментальных основ науки о поведении людей и групп в организациях, формировании поведенческих моделей и инструментах управления этими предметными областями. Оно структурировано в соответствии с программой учебной дисциплины и «синхронизировано» с проблемно-тематическим курсом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организационное поведение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1 Введение в организационное поведение
1.1 Необходимость изучения организационного поведения
1.2 Понятие организационного поведения, предмет и объект исследования
1.3 Факторы, влияющие на организационное поведение
1.1 Необходимость изучения организационного поведения
На сегодняшний день эффективное управление современными организациями и человеческими ресурсами, обеспечивающее их функционирование, сталкивается с серьезными проблемами. Сокращение штатов, диверсификация рабочей силы, информационный взрыв и успехи в развитии знания, глобальная конкуренция, комплексное управление качеством — все это не только набор модных терминов: эти явления характеризуют жестокую реальность, с которой менеджеры сталкиваются в наши дни и с которой им придется сталкиваться в будущем.
Предлагалось множество способов преодоления этих комплексных проблем. Однако простейшее, но наиболее верное решение их — это люди. Поэтому считается, что понимание людей, а также эффективное управление ими является ключом успеха любой организации, так как потенциал человека не имеет границ. Именно поэтому в странах с развитым рынком затраты на персонал являются наиболее весомой частью издержек на производство (40 % и более).
В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов, основными ресурсами, используемыми организациями являются: человеческие ресурсы, капитал, материалы, технические и информационные ресурсы.
Это означает, что объектом управления организацией являются все виды используемых ресурсов.
Если на западе управление ориентировано в основном на людей, то состояние отечественной экономики не такое уж радужное, т.к. особое значение-человеческого фактора объективно обусловлено необходимостью изучать персонал, его поведение, поведение групп организаций, и в конечном итоге совершенствовать управление персоналом и организационное поведение.
человеческого фактора объективно обусловлено необходимостью изучать персонал, его поведение, поведение групп организаций, и в конечном итоге совершенствовать управление персоналом и организационное поведение.
1.2 Понятие организационного поведения, предмет и объект исследования
Организационное поведение — комплексная прикладная наука о психологических, социально-психологических, социальных и организационноэкономических аспектах и факторах, влияющих и в значительной степени определяющих поведение и взаимодействие субъектов организации: людей, групп, коллектива в целом, друг с другом и внешней средой.
Среди этих аспектов и факторов находятся такие как: статус, роль, индивидуальные особенности, цели, интересы, ценностные ориентации, мотивы, стимулы и т.д.
Предметом исследования в организационном поведении являются закономерности (социальные, психологические, социально-психологические) поведения, субъектов хозяйствования организации в среде, связанной с производством, обменом, потреблением, управлением и владением.
Объектом является персонал организации, предприятия, учреждения.
Уровни изучения поведения в организации:
— личность;
— группа;
— организация.
Цели организационного поведения:
— выработка техники аналитического и эмпирического исследования поведения людей в организации;
— анализ причин и поступков (индивидуальных и групповых) людей в определенных условиях;
— выработка методов объяснения и способов предвидения поведения людей в организации;
— прогнозирование и корректировка поведения человека в организации;
— формирование навыков управления поведением подчиненных и своим собственным поведением;
— создание организации, работающей на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов;
— формирование организационной культуры компании.
В современных условиях знание основ организационного поведения позволяет решать следующие задачи:
— полнее использовать потенциал персонала организации и осуществить выбор направлений совершенствования ее деятельности, используя для этих целей современные технологии;
— разработать такие проекты организационных мер, которые соответствовали бы критериям, отражающим поведение человека и характер его потребности;
— определить стратегии профессионального вмешательства, позволяющие исключать консерватизм в организации труда;
— преодолеть традиционные и минималистические подходы к информационным технологиям.
В организационном поведении выделяются два аспекта: поведение организации как целостного образования и поведение людей, ее составляющих.
Курс «Организационное поведение» изучает широкий круг социальнопсихологических проблем управления производством. В отличие от общей психологии, изучающей мотивы поведения личности, механизмы, лежащие в основе психической деятельности человека самого по себе, его памяти, мышления, сознания и др. организационное поведение изучает поведение различных социальных групп и индивидов в этих группах, влияние окружающей социальной обстановки на психику людей, их отношения между собой, а через отношения — и на результаты их деятельности.
Дисциплина «Организационное поведение» находится на стыке поведенческих наук, социологии и психологии управления, социальной психологии, а также менеджмента и экономики и других поведенческих наук. Взаимосвязь организационного поведения с другими науками, представлена на рисунке 1.
Междисциплинарный взгляд на организационное поведение может быть представлен с различных позиций:
1 как метод изучения, т.е. организационное поведение рассматривается как функционирование на индивидуальном, групповом и организационном уровне. Следовательно, изучая организационное поведение, необходимо определить, на каком уровне — индивидуальном, групповом и (или) организационном — оно будет рассматриваться;
2 как мультидисциплина, так как организационное поведение использует теорию, методы, принципы и модели, заимствованные из различных дисциплин. Изучая организационное поведение, нельзя опираться на единственную точку зрения. Это область, в которой до сих пор не закончился процесс формирования и развития теоретических основ;
3 как способ ориентации на личность, т.е. организационное поведение имеет четкую ориентацию на личности и их отношения, восприимчивость, способность к обучению, чувства, цели работников и пр., т.е. на то, что представляет наибольший интерес для организации;
4 как способ повышения результативности организации, т. е. с помощью организационного поведения руководители должны знать ответ на вопросы: как определить результативность работника, группы, организации; почему бывает низкая и высокая результативность; каким образом ее повысить?
В содержание курса входят изучение поведенческих аспектов организационной системы в целом и поведения людей в организации, вопросы результативности организации, развитие культуры организации и культуры поведения отдельной личности в организации.
Если психология сама по себе ориентирована на анализ поведения человека в общем, то организационное поведение адресовано к его особой форме — поведению работающего человека, которое в большинстве случаев осуществляется в рамках некой организации.
Рисунок 1 — Взаимосвязь организационного поведения с поведенческими науками [4]
Необходимость в таком изучении вызвана тем, что объединение людей в группы вносит существенные коррективы в их личностное поведение. Индивидуумы, поставленные в определенные организационные ситуации, обязательно ведут себя иначе, чем, если бы они находились вне организации.
Это, прежде всего, связано с тем, что организационная система сама начинает оказывать на людей сильное воздействие, которое изменяет и переориентирует тенденции их поведения. Группа навязывает им некоторые нормы поведения, корректирует индивидуальную деятельность. Человек должен считаться с существующими в группе нормами поведения, правилами, традициями, обычаями, определенными установками, а также с коллективной мыслью, волей и т.д.
В процессе неофициальных отношений люди руководствуются сознательно или подсознательно различными мотивами (самолюбие, тщеславие, непосредственность, сдержанность и т.д.).
Поведение в организации характеризуется разделением общей задачи организации на локальные задачи, которые выступают в качестве целей для конкретных работников или групп работников. Ценностные предпосылки, цели, задачи, на которых человек основывает свои решения, как правило, представляют собой цели организации или ее подразделения, в котором он работает.
Психологическую структуру организации составляют неформальные (неофициальные) связи и отношения, не имеющие регламентированных правовых предписаний. Они складываются между работниками в процессе их деятельности под влиянием совпадения интересов, мнений и взглядов по различным вопросам, взаимной симпатии и доверия, общности увлечений (спорт, охота, музыка и др.)
В целом знание основ организационного поведения позволит сотрудникам понимать, анализировать и описывать поведение людей в организации.
Менеджерам — улучшать, расширять или изменять типы поведения сотрудников таким образом, чтобы отдельные люди, группы и организации в целом могли добиться своих целей и целей организации.
1.3 Факторы, влияющие на организационное поведение
Специалисты выделяют множество факторов, воздействующих на организационное поведение. В первую очередь — это макроэкономические факторы внешней среды, к которым относятся:
— экономическая ситуация в стране, регионе — экономическое и социальное состояние в обществе, настроения, отношение к конкуренции, социальные ожидания;
— географическое положение организации — специфика региона в деятельности организации, климатические особенности;
— сложившийся уровень жизни в регионе — уровень оплаты труда и социального обеспечения, существующий в регионе, национальные особенности работников данного региона, готовность к переменам, предлагаемые условия работы;
— внешнеэкономические контакты — влияние международного сотрудничества и конкуренции;
— статус организации на рынке — позиции организации на конкретном рынке по отношению к другим организациям, престиж организации как места приложения сил для работников;
— ожидания окружающих — что ожидает от организации ее окружение: клиенты, партнеры, конкуренты, поставщики и др.
Другая группа факторов — макроэкономические — внутриорганизационные:
— профиль и вид деятельности организации — направления деятельности организации, характер выпускаемой продукции;
— уровень финансового состояния личности — значимость для работников данного места работы, их приверженность организации, наличие у них альтернативного (дополнительного) источника средств существования;
— личность первого руководителя (владельца) — амбиции, характер, пристрастия;
— реальная ситуация — экономическое положение дел в организации, состав работающих, их квалификационный уровень, стиль руководства;
— наличие корпоративного кодекса поведения — наличие утвержденного документа о корпоративной этике и приемлемых правилах поведения в организации.
Еще одна группа факторов — факторы социально-культурной среды:
— менталитет работников — умонастроения и связанные с ними жизненные позиции индивидов; модель поведения, зависящая от степени личной независимости индивида, определяемая этническими корнями, духовными ценностями, особенностями культуры страны;
— особенности образования — образовательный уровень работников организации.
Еще одна группа факторов — факторы правовой среды:
— действующее законодательство — «рамочные условия», создаваемые государством для ведения бизнеса;
— свобода граждан и формы правовой защиты — система защиты прав работников, действующая (принятая) в организации.
1. В чем заключается необходимость изучения организационного поведения?
2. Что является объектом управления организацией?
3. Перечислите уровни изучения поведения в организации.
4. Назовите цели и задачи организационного поведения.
5. Выделите два аспекта организационного поведения.
6. Обоснуйте взаимосвязь организационного поведения с поведенческими науками.
7. Перечислите макроэкономические факторы внешней среды, воздействующие на организационное поведение.
8. Перечислите макроэкономические — внутриорганизационные факторы, воздействующие на организационное поведение.
9. Перечислите факторы социально-культурной среды, воздействующие на организационное поведение.
10. Перечислите факторы правовой среды, воздействующие на организационное поведение.
1 Алиев, В.Г. Организационное поведение: учебник для вузов / В.Г. Алиев, С.В. Дохолян; Минобразования РФ, учеб. — метод. объед. вузов России по обр. в обл. менеджмента. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 310 с.
2 Резник, С.Д. Организационное поведение: учебник /С. Д. Резник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 430 с.
3 Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер /М. Вудкок, Д. Френсис. — М.: Дело, 1991. — 320 с.
4 Одегов, Ю.Г. Организационное поведение в структурно-логических схемах: учебное пособие /Ю. Г. Одегов, В.В. Козлов, В. Н. Сидоров. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. — 360 с.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организационное поведение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других