Мьянма (Бирма). Практический путеводитель

Алексей Кулешов

Перед вами путеводитель по самой загадочной и экзотической стране Индокитая – Мьянме. Из путеводителя вы узнаете, как попасть в Мьянму из России или соседних стран и как самостоятельно передвигаться внутри страны. Как получить визу и какие места посетить, какие имеются тонкости передвижения автостопом и рейсовым транспортом, чего стоит остерегаться и что взять с собой в дорогу. А ещё вы найдёте подробное описание 30 городов и GPS координаты более 300 объектов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мьянма (Бирма). Практический путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Общие сведения о стране

Краткая справочная информация

Название, географическое положение и природа

Когда говоришь о Мьянме, не все сразу понимают, что это за страна и где она находится. Дело в том, что многим она известна как Бирма и не все знают, что, сменив своё название более двадцати пяти лет назад, в 1989 году, Бирма стала Мьянмой. Многие люди, даже побывавшие здесь, называют её по старинке Бирма и сегодня. Это название, данное стране в конце XIX века колонизаторами англичанами, несёт в себе что-то загадочное и интересное, поэтому для многих приятнее звучит «я был в Бирме», нежели «я был в Мьянме». Я же не буду, опираясь на это, использовать в книге устаревшее название, и далее речь пойдёт о государстве Республика Союз Мьянма.

Расположилась Мьянма в Юго-Восточной Азии, на северо-западе полуострова Индокитай, между 92° и 101° восточной долготы и 10° и 28° северной широты. На юге её побережье омывается водами Андаманского моря, на западе и юго-западе водами Бенгальского залива и залива Моутама. Береговая линия протяжённостью 1930 километров сильно изрезана, вдоль побережья разбросано много островов и подводных рифов. Протяжённость сухопутной границы 5876 километров. На западе Мьянма граничит с Бангладеш (193 км), на западе и северо-западе с Индией (1463 км), на северо-востоке с Китаем (2185 км), на востоке с Лаосом (235 км), на востоке и юго-востоке с Таиландом (1800 км). Страна занимает 39 место в списке наиболее крупных государств мира; по размеру территории она превосходит все страны бывшего СССР, кроме России и Казахстана.

На протяжении последних десятилетий многие русские путешественники облюбовали большинство стран тёплой и приятной Юго-Восточной Азии. Тысячи наших соотечественников регулярно уезжают зимовать в Таиланд и Индонезию, путешествуют по Камбодже, Вьетнаму, Лаосу и другим странам региона, но в Мьянме были немногие. Связано это не с тем, что Мьянма неинтересная страна — наоборот, по количеству достопримечательностей она даст фору многим соседним странам, а с тем, что на протяжении многих лет она была закрыта для массового иностранного туризма. Некоторые люди и сегодня не едут в Мьянму, ошибочно полагая, что наземный путь сюда закрыт, а многие регионы страны не посетить без специального пермита (разрешения). Но это уже давно не так, и страна практически полностью открыта для туристов. Большинство путешественников, ограниченных во времени, попадают в Мьянму самолётом. Однако путь из России по земле тоже возможен, только на дорогу из Москвы в Мьянму следует закладывать три-четыре недели.

Мьянма представляет интерес не только многочисленными объектами культурного и религиозного наследия, но и своей природой: разнообразностью рельефа, животного и растительного миров.

Рельеф Мьянмы представляет собой центральную низменность, окружённую горами. Большую часть территории страны занимают невысокие горы, входящие в состав хребтов Гималаев. Наибольшей высоты горы достигают на крайнем севере, на границе с Китаем, там находится высочайшая вершина не только Мьянмы, но и всей материковой части Юго-Восточной Азии — пик Кхакаборази (5885 м.), а также ряд гор, покрытых вечными снегами. Средняя высота над уровнем моря составляет 940 метров.

Около 60% территории покрыто вечнозелёными тропическими, зачастую болотистыми лесами. Также распространены саванны. На территории страны находится 75% мировых тиковых лесов. Мьянма — родина некоторых культурных растений: таро, банана, манго, китайского финика и других.

Самая многоводная река страны — Иравади, её длина 2150 километров, из которых 1500 километров судоходны. К бассейну реки Иравади относится 64% площади страны, она является главной водной артерией и важной транспортной магистралью. Самая длинная река страны — Салуин, её длина 3200 километров, но судоходство на ней не развито и используется река в основном для лесосплава.

Озер в Мьянме немного, наиболее значительные из них это Индавджи и Инле. У туристов большей популярностью пользуется Инле, благодаря развитой инфраструктуре и удобному расположению. Индавджи не менее интересное озеро, но с более дальним расположением от других туристических объектов и менее развитой инфраструктурой.

Что касается животного мира, то он весьма многообразен, но скрыт, и вероятность путешественнику повстречаться с большинством из его представителей невелика. Разве что только в зоопарке или природном парке (заповеднике). Хотя в покрытых обширными лесами горах есть слоны, тигры, леопарды, гиббоны, дикие быки, тапиры и носороги. Птиц тоже очень много — только известных видов около 1200. Среди наиболее экзотических заслуживают упоминания пестрый бирманский фазан, зеленый павлин и большой аргус. Среди пресмыкающихся выделяются многочисленные змеи, в том числе питон, кобра и несколько видов гадюк. Кроме того, водятся крокодилы, ящерицы и черепахи.

Климат

Благодаря высоким горам на севере Мьянмы, проникновение на ее территорию холодных воздушных масс из центральной Азии затруднено, поэтому на большей части страны преобладает тропический и субтропический климат в комплекте с муссонами, которые обеспечивают смену сухих и влажных сезонов. И лишь на самом юге климат субэкваториальный. Саванны центральной части страны больше всего подвержены пыльным бурям, которые в сухой сезон частенько там случаются.

Климат на севере и на юге страны сильно отличается. В то время, когда на юге температура воздуха никогда не опускается ниже +16° С, в горах на севере лежат вечные снега.

Времена года в Мьянме состоят из трех сезонов:

Сезон дождей — с середины мая по октябрь.

Сухой сезон — с конца октября по середину февраля.

Самый жаркий период — с середины февраля до середины мая.

Среднемесячная температура января (самого холодного месяца года), в Янгоне составляет +25° С, апреля (самого жаркого месяца) +31° С. В Мандалае средняя температура января +21° С, апреля +30° С. В горных районах гораздо прохладнее, на Шанском нагорье температуры ночью в зимний период могут иногда опускаться ниже нуля, в долинах температуры января не превышают +15° С. Наибольшее значение имеет сезон дождей, с максимумом осадков в июле. Эти дожди особенно обильны на севере западного побережья (штат Ракхайн), весьма сильны в дельте реки Иравади (Янгон, Баго) и на побережьях области Танинтайи. Дожди обычно идут во второй половине дня в форме сильных ливней. Но и в остальное время небо, как правило, закрыто облаками, а повышенная влажность вызывает духоту. В центре страны (Нейпьидо, Мандалай) дожди менее интенсивны, и солнца на небе гораздо больше. На побережьях штата Ракхайн и области Танинтайи за год выпадает в среднем 4600—5100 миллиметров осадков, на защищенной от муссонных ветров центральной равнине — всего 635 мм., в Янгоне — 2510 мм.

Благоприятный для путешествий по Мьянме сезон продолжается с конца октября по середину февраля. В это время в стране стоит сухая и солнечная погода, а жара вполне умеренная и наиболее легко переносима. С середины февраля до середины мая наоборот пик жары и посещать страну в этот период не очень комфортно.

Административно-территориальное деление

Мьянма является унитарным государством, разделённым на семь административных областей, семь штатов и одну союзную территорию. Области и штаты делятся на районы, которые в свою очередь состоят из городов и сельских волостей. Города делятся на городские кварталы, волости — на группы деревень.

Союзные территории

Административные области

Штаты

Также в Мьянме имеются так называемые самоуправляемые зоны. Всего их шесть, образованы они были не так давно — в 2008 году, а полностью были узаконены лишь в 2010 году:

Дану (объединяет две волости в штате Шан)

Коканг (объединяет две волости штате Шан)

Нага (объединяет три волости в области Сикайн)

Палаунг (объединяет две волости в штате Шан)

Па-о (объединяет три волости в штате Шан)

Ва (объединяет шесть волостей в штате Шан)

История

Первой цивилизацией на территории современной Мьянмы была цивилизация монов. Предположительно, моны пришли в этот регион за три тысячи лет до нашей эры, их первое королевство Суварнабхуми было основано около порта Татон в 300 году до н. э. Монская цивилизация сочетала в себе индийскую и буддийскую культуру. К середине IX века н. э. моны преобладали повсюду на юге Бирмы. В X—XI веках в Нижней Бирме возникает федерация монских городов Раманнадеса, во главе с крупнейшим из них — Татоном.

Началом же истории Мьянмы считается появление Паганского государства, в XI веке н. э. Период царствования Паганской династии называют «золотым веком», в этот период появился буддизм тхеравада, и паганские короли построили крупный город с тысячами пагод и монастырей вдоль берегов Иравади (множество тех пагод сохранились и по сей день). Паганское королевство просуществовало до монгольского нашествия в 1287 году, которое и разрушило город. Затем наступил трёхсотлетний период феодальной раздробленности и междуцарствия с несколькими соперничавшими государственными центрами. При династиях Таунгу (1587 — 1752) и Конбаун (1752 — 1885), в результате захватнических войн Мьянма сформировалась как единое государство в нынешних границах. С XVIII до начала XIX века Бирманская империя являлась одним из наиболее могущественных государств региона.

Впоследствии, в результате трёх англо-бирманских войн 1825, 1852 и 1885 годов Мьянма (на тот момент известная в Европе как Ава) была включена в состав Британской Индии и стала именоваться Бирмой.

На рубеже XIX — XX веков в Бирме возникает национальное движение буддийской ассоциации молодежи за религиозную и культурную самобытность. После первой мировой войны на фоне мирового кризиса резко ухудшается положение бирманских крестьян. В 1930 году вспыхивает крестьянское восстание во главе с Сая Саном, которое было жестоко подавлено в 1932 году. Одновременно с крестьянами начинают бастовать рабочие и университетская молодежь. Создается Всебирманская Лига Студентов (ВЛС), во главе с национальным героем Бирмы Аун Саном. Начинаются забастовки на нефтяных промыслах, возникают первые профсоюзы.

В 1939 году создаётся коммунистическая партия Бирмы. В начале второй мировой войны часть бирманских националистов выступила за союз с Японией. В 1942 году Япония разгромила английские войска и в 1943 году Бирма официально была объявлена независимой республикой, но фактически она стала японской колонией. В годы оккупации национальные освободительные силы Бирмы объединяются в Антифашистскую Лигу Народной Свободы (АЛНС), под руководством Аун Сана. В 1945 году бирманская армия поднимает восстание против японцев и помогает английским войскам изгнать их из страны. Англичане, однако, вернувшись в Бирму, продолжают вести прежнюю колониальную политику, в результате чего в 1946 году по всей стране прошла всеобщая забастовка и Англия была вынуждена пойти на переговоры с АЛНС. Таким образом, в 1947 году, несмотря на убийство Аун Сана и его министров, Бирма выходит из состава Британской империи и становится независимым государством.

4 января 1948 года была официально провозглашена независимость Бирмы от Великобритании. В период парламентской демократии гражданское правительство премьер-министра У Ну (1948 — 1962) предприняло попытку построения социалистического общества на основе буддизма. В 1962 году произошёл военный переворот, правительство У Ну было свергнуто, власть перешла в руки революционного совета во главе с генералом Не Вином. Впоследствии им была установлена военная диктатура с однопартийной системой и централизованными методами управления экономикой, под которой страна находилась до 2011 года. На основе национализированных иностранных и национальных частных предприятий был создан государственный сектор, играющий большую роль в экономике страны. В 1974 году была введена в действие новая конституция, страна получила новое конституционное название Социалистическая Республика Бирманский Союз. Затем состоялись первые после 1960 года всеобщие выборы в народное собрание, на первом же заседании которого революционный совет передал ему всю полноту власти.

Осуществление программы «Бирманский путь к социализму» не принесло желаемых результатов. Разразившийся летом и осенью 1988 года политический, социальный и экономический кризис привёл к крушению однопартийной политической структуры. В результате стихийных выступлений многих слоёв населения в течение двух месяцев пали три правительства. В обстановке крайней нестабильности, сопровождавшейся гибелью тысяч демонстрантов, 18 сентября произошёл военный переворот и власть взял в свои руки Государственный совет по восстановлению законности и порядка (ГСВЗП), во главе с министром обороны генералом Со Маунгом. Был отменён закон о создании социалистической экономической системы (от 1965 года) и изъяты слова «социалистическая республика» из названия страны. Затем изменили географические названия в английской транскрипции, соответственно звучанию на бирманском языке, а официальное название страны было с Бирмы изменено на Мьянму. Впрочем, Великобритания и ряд других государств отказались признавать эти изменения.

В мае 1989 года в стране прошли выборы, которые со значительным перевесом выиграла оппозиционная демократическая лига во главе с До Аун Сан Су Чжи, дочерью Аун Сана, но ГСВЗП не позволил демократической лиге взять власть в стране, а сама До Аун Сан Су Чжи была взята под домашний арест.

В 1990 состоялись выборы в Народное собрание, в которых приняли участие 93 партии. Аун Сан Су Чжи, возглавлявшая самую крупную антиправительственную партию — Национальную лигу за демократию (НЛД), по прежнему находилась под домашним арестом, а её сподвижник по руководству партией У Тин У был приговорен к 10 годам принудительных работ. Несмотря на это НЛД одержала победу, завоевав 392 из 485 мест, или свыше 80% всех мандатов. Еще 73 мандата достались союзникам НЛД. Однако военные власти отказались признать результаты выборов и даже арестовали многих избранных членов парламента.

Впоследствии, из-за военной диктатуры страна оказалась закрытой для запада, но централизация экономики с большой долей государственного регулирования и социализма привела к существенным изменениям:

Военная власть смогла ввести обязательное начальное образование для крестьянских детей при монастырях. Обязанность учить детей грамоте была вменена в качестве государственной повинности монахам. При некоторых монастырях создали образовательные центры, где начали преподавать информатику, английский язык и физику.

Ежемесячно все деревни стали объезжать выездные военизированные госпитали, проводя вакцинацию детей, осмотр и лечение пациентов.

В стране начали проводится археологические изыскания и восстановление памятников национальной архитектуры, чего не было в прошлом. Правительство восстановило и отреставрировало пагоду Шведагон в Янгоне.

Начал развиваться туристический сектор, для привлечения туристов были организованы «годы Мьянмы», которые, однако, бойкотировались мировым сообществом, отчего количество туристов оказывалось значительно меньше расчётного.

Генералитет поддерживал буддийские моральные нормы жёсткими средствами. В стране была запрещена порно индустрия и отсутствовала развёрнутая сеть «секс-услуг».

Пьянство и наркомания, оцениваемые буддизмом как грех, были на очень низком уровне. А за потребление и продажу наркотиков была введена смертная казнь, которая применялась вплоть до 2012 года.

Несмотря на положительные изменения, были и некоторые минусы.

Во-первых, ощущалась сильная изолированность страны. В стране был слабо развит не только интернет, но и внутренняя телефонная сеть вплоть до 2014 года. По состоянию инфраструктуры и интернета Мьянма значительно уступала практически всем соседним странам.

Во-вторых, в стране, несмотря на наличие нефти и газа, плохо развита автомобильная сеть, во многих частях страны в качестве транспортного средства до сих пор используют быков.

Для иностранцев ряд регионов страны до недавнего времени был закрыт, что не очень способствовало развитию туризма.

6 ноября 2005 года столица страны была перенесена из Янгона, в новообразованный город — Нейпьидо.

В августе — сентябре 2007 года в Янгоне вспыхнули массовые беспорядки, в ходе которых было убито около ста человек. Беспорядки были спровоцированы мирным выступлением буддийских монахов, которое переросло в серию политических протестов против правящего строя.

В конце 2011 года наметилась тенденция к улучшению отношений Мьянмы со странами Запада, вследствие чего 1 января 2012 года были отменены визовые санкции Евросоюза в отношении руководства страны.

1 апреля 2012 года в Мьянме прошли свободные выборы в Парламент. Из 50 мест 43 получила демократическая оппозиция.

В апреле 2014 года в Мьянме, впервые за тридцать лет, была проведена перепись населения. По её результатам выяснилось, что население страны составляет 51,5 млн. человек, что почти на 4 миллиона меньше прогнозируемой цифры.

Напоследок, после несколько нудных исторических фактов, стоит вспомнить один интересный, если не сказать смешной, факт. Связан он с вводом в 1985 и последующих годах денежных купюр странного номинала 15, 35, 45, 75 и 90 кьят.

Было это во время правления У Не Вина. Первая из таких купюр вышла в свет в 1985 году, в честь исполнения У Не Вину 75 лет. В следующем году были введены в обращение 15 и 35 кьят, но менее чем через два года все эти купюры обесценились без предупреждения и без компенсации. Народ обеднел буквально за одну ночь. Взамен старым, в обращении появились купюры в 45 и 90 кьят. Ввести купюру достоинством 90 кьят У Не Вину посоветовали астрологи, чтобы дожить до девяностолетнего возраста. Недолго думая, он вводит её, а также разменную к ней 45 кьят. Совет астролога оказался правильным и У Не Вин преодолел девяностолетний рубеж, умерев в возрасте 91 года. Лишь в 1989 году, после того, как У Не Вин был смещён со своего поста, а страна из Бирмы превратилась в Мьянму, появились купюры с нормальным десятичным номиналом, находящиеся в обращении и сегодня. Что же касается тех странных купюр, то они стали хорошим сувениром для коллекционеров всего мира и их по сей день продают на сувенирных рынках страны.

Экономика

Мьянма относится к категории слабо развитых стран мира, но за последние годы в стране наблюдается экономический рост. Страна преодолела многолетний период застоя и сейчас старается развиваться большими темпами. В настоящее время основой экономики являются газодобывающая промышленность и сельское хозяйство. Государство сохраняет контроль в тяжелой и добывающей промышленности, энергетике и внешней торговле рисом. Около 60% населения страны заняты в сельском хозяйстве, около 15% — в промышленности, 17% — в сфере торговли и услуг, остальные 8% составляют работники других сфер.

Мьянма богата природными ресурсами, но долгое время страдала от широко распространенного контроля правительства, неэффективной экономической политики и бедности в сельских районах. Ситуация стала резко улучшаться лишь начиная с 2011 года. На данный момент Мьянма по-прежнему является одной из самых бедных стран Юго-Восточной Азии (уступая лишь Камбодже) и самой дешёвой, если рассматривать цены на простые продукты питания и транспорт. Услуги же, связанные с повышенным комфортом, наоборот, дороги, поэтому дешевизну страны в большей мере сможет ощутить самостоятельный путешественник, нежели пакетный турист.

Большая часть мьянманцев живут в примитивных деревянных домиках с соломенными крышами и дырками в стенах вместо окон. Душ и туалет, конечно, уличный. Доход в сто долларов США за месяц тут считается неплохой зарплатой, и люди охотно работают за эти деньги.

Основными отраслями экономики являются добыча полезных ископаемых (газ, нефть, драгоценные камни), сельское хозяйство и туризм.

Большой процент доходов страна получает от добычи и продажи драгоценных камней (сапфиры, рубины, жемчуг, нефрит и др.), наиболее прибыльной является продажа рубинов. Мьянманские рубины высоко ценятся на мировом рынке за чистоту и оттенок, поэтому 90% рубинов в мире происходят именно из Мьянмы, основным же покупателем является соседний Таиланд.

Две трети населения страны заняты в сельском хозяйстве. Главная сельскохозяйственная культура — рис. По его выращиванию страна занимает 7 место в мире. Другие важные культуры — табак, кукуруза, бобовые. В более маленьких объёмах выращиваются манго, цитрусовые, бананы, ананасы, хлопчатник, арахис, кунжут.

Экспорт леса также играет немаловажную роль в экономике. Основным покупателем древесины является Китай.

Для внутреннего рынка в Мьянме выращиваются и продаются многочисленные фрукты и овощи, изготавливаются некоторые нехитрые продукты питания (печенье, газировка, растворимая лапша и т.д.), шьётся недорогая одежда, делаются предметы обихода и повседневного быта, а также мебель и некоторые другие товары. Практически все фабрики, производящие что-либо в промышленных объёмах, расположены в Янгоне и его окрестностях. А вот предметы электроники: компьютеры, телефоны, и т. д. Мьянма пока что не производит, в связи с этим выбор таких товаров здесь небольшой, а цены весьма высокие.

Все взрослые и практически все дети имеют одежду и обувь, а вот компьютер или мобильный телефон имеется лишь у каждого пятого человека трудоспособного возраста.

До недавнего времени Мьянма имела самый низкий уровень развития телекоммуникаций среди стран Юго-Восточной Азии. Например, не так давно в 2011 году доступ к мобильной связи имели менее 3% городских жителей страны. Ситуация изменилась лишь в 2014 году, когда в телекоммуникационный сектор страны вошли иностранные компании Telenor (Норвегия) и Ooredoo (Катар), начавшие предоставлять услуги мобильной связи в Мьянме по доступным ценам. Это позволило увеличить количество абонентов в сотни раз и привлечь немалые инвестиции в экономику страны.

Туризм на данный момент является наиболее развивающимся сектором экономики. Мьянма имеет огромное количество достопримечательностей, лояльную визовую политику и хорошую транспортную доступность, поэтому с каждым годом число иностранных туристов, посещающих страну, значительно увеличивается.

Также немалый процент денег в стране привозной, но не туристами, а самими мьянманцами, отправляющимися на заработки в более процветающие страны региона: Сингапур, Малайзию, Таиланд и другие. В России и странах СНГ мьянманских тружеников немного, к нам они едут в основном получать образование. При желании, гостей из этой страны можно встретить в ВУЗах крупных городов СНГ. Как правило, большинство из них рады будут с вами пообщаться, рассказать что-то о своей стране и, в случае необходимости, перевести какие-нибудь фразы для путешествия на бирманский язык.

Религия

Мьянма считается многоконфессиональной страной, с преобладающей религией Буддизм (в основном тхеравада и хинаяна), её исповедует более 85% населения. На территории страны имеется множество важнейших религиозных центров этой религии.

Помимо буддистов в стране присутствуют приверженцы и других религий. Мусульмане-сунниты и христиане составляют по 4% населения, анимисты (верующие в существование духов) — 5%, индуисты — около 2%. Иудеев и сикхов практически не осталось, но их храмы есть в некоторых городах. Синагога есть в Янгоне, а сикхские гурудвары — в Янгоне, Мандалае, Таунджи, Моламьяйне, Мьичине, Моунъюа и Кало. Самый большой и регулярно проводящий мероприятия сикхский храм — тот, что в Таунджи. Там же, в Таунджи, можно встретить и самих сикхов в некотором количестве.

Иностранец, попав в страну, сразу поймет, что буддизм здесь главенствующая религия. Практически во всех городах тут и там сверкают золотом многочисленные ступы, пагоды и монастыри. Церкви, построенные ещё англичанами, тоже имеются во многих городах. В крупных церквях и по сей день проходят службы, но прихожан не очень много. Мечети и индуистские храмы присутствуют, как правило, в тех городах, где проживает достаточное количество представителей этих религий.

Многие деревни располагают собственными буддистскими монастырями, в которых каждый мальчик после обряда пострижения проводит некоторое время, изучая основы религиозного мировоззрения и язык пали. В городах действует по несколько монастырей с большим числом монахов. Например, в Мандалае монастырей насчитывается почти двадцать тысяч. Близ монастырей строят ступы — буддийские культовые сооружения, предназначенные для хранения священных реликвий. Часто это массивные колоколообразные или многоугольные ступенчатые каменные сооружения, украшенные высокими шпилями и окруженные небольшими статуями Будды. Крупнейшая в мире ступа «Шведагон» в Янгоне имеет высоту 99 метров и периметр восьмиугольного основания 433 метра. Ступа покрыта золотыми пластинами и увенчана золотым шаром диаметром 25 сантиметров с инкрустациями из драгоценных камней. Стрелка шпиля пагоды сплошь покрыта алмазами, рубинами и изумрудами (всего более 4600 камней).

В основе повседневной практики буддизма лежит местная культура анимизма, или культ поклонения духам-натам, обитающим почти во всех реках, горах, домах и деревьях. Наиболее почитаемы в Мьянме «37 натов», которые были введены в буддийский пантеон и их изображения встречаются в пагодах. Культ ната находит отражение в многочисленных религиозных праздниках и традиционной медицине.

Мьянманские буддисты считают, что строительство нового монастыря или пагоды — лучшее вложение в благополучие будущей жизни, поэтому на пагоды денег не жалеют. Здесь совсем не редкость великолепные, сияющие золотом и драгоценными камнями ступы, стоящие в окружении сколоченных на скорую руку лачуг, жители которых тратят все деньги на покупку сусального золота, необходимого для украшения статуй и пагод.

Мальчиков, достигших определенного возраста, принято отправлять в храм, где они, приняв монашество, учатся письму, ремеслу и медитации. Монашество здесь не пожизненное, его срок оговаривается отдельно.

Миссионерством буддисты, как правило, не занимаются, и никто не будет агитировать путешественника принять их веру. Хотя многие иностранцы для очищения и просветления приезжают пожить некоторое время в буддистском монастыре. В Мьянме подобная практика не так сильно распространена, как в соседнем Таиланде, но всё же некоторые монастыри предлагают такую возможность.

Между буддистами и мусульманами Мьянмы, к сожалению, иногда разгораются конфликты, доходящие до погромов и человеческих жертв. Подобные ситуации возникали в 2012 и 2013 годах. По состоянию на 2015 год ситуация более-менее нормализовалась.

Большинство жителей Мьянмы нельзя назвать сильно религиозными, несмотря на многочисленность религиозных объектов в стране. При встрече и общении с иностранцем его вероисповеданием, как правило, никто не интересуется. Если иностранец белокожий, то его обычно считают католиком, если в процессе разговора случайно выясняется, что вы христианин или мусульманин, расхождение никого не удивляет и не изменяет отношения к вам. Несмотря на это, в анкете на визу Мьянмы, есть вопрос о вашей религиозной принадлежности, которого нет в визовых анкетах большинства стран мира.

Язык и народ

Мьянма — многонациональная страна, здесь проживает 135 народностей, говорящих на 100 языках и диалектах. 68% населения страны — мьянманцы (бирманцы), 9% — шаны, 7% — карены, 4% — араканцы, 2% — моны, 2% — чины, 2% — качины. Оставшиеся 6% населения составляют другие более малые народы акха, кая, тайцы, хмонги и другие.

В апреле 2014 года в Мьянме, впервые за тридцать лет была проведена перепись населения. По её результатам население страны составило 51 419 420 человек. Перед этим последняя перепись проводилась в 1983 году, в результате чего численность населения в последние годы была сильно искажена. По оценкам ЦРУ на 2012 год в Мьянме проживало 60 584 650 человек, по оценкам правительства страны эта цифра была 55 167 330 человек. Обе цифры как в итоге выяснилось, были сильно завышенными. Наиболее населённые регионы страны оказались — город Янгон и административная область Иравади, а наименьшее население выявилось в штате Кая. Городское население составило лишь 29.6% от общей численности. Продолжительность жизни в среднем составила 65 лет. У мужчин 63 года, у женщин 68 лет.

Основной язык, объединяющий все народы — бирманский. Это сложный для понимания европейцами язык сино-тибетской языковой семьи, он тоновый и записывается символами, созданными на основе круга. Алфавит включает в себя 45 букв, из которых 34 согласных и 11 гласных (7 основных, изменяющихся в трех тонах). Цифры также записываются практически повсеместно этим же письмом. Номера автобусов, домов, цены на рынке и автомобильные номера — всё это часто написано не привычными для нас цифрами, а своими, мьянманскими. Запомнить цифры, путешествуя по стране, не сложно, и проблем от этого возникнуть не должно. В крайнем случае, если у вас не получается разобрать номер автобуса или цену на рынке, попробуйте сравнить их с имеющимися у вас при себе купюрами. На деньгах номинал указан как мьянманскими цифрами, так и нашими. Также можете переписать себе эту табличку:

Жители Мьянмы довольно сильно склонны соблюдать традиции и культуру предков. Это проявляется в одежде, традиционных верованиях, обращениях друг к другу, а также в семейных праздниках и ритуалах.

У мьянманцев есть много правил семейного этикета и общения. Например, личное имя не часто может быть использовано при обращении людей друг к другу. Более того, обращение к старшему только по имени считается даже оскорбительным. Существует целый ряд терминов уважительного обращения, большая часть из которых принадлежит к терминам родства. Выбор определенного термина связан как с возрастом, так и с социальным статусом того, к кому обращаются. Наиболее почтительным обращением можно считать термин «тхакин», что в переводе означает хозяин.

Официально и уважительно звучит обращение с прибавлением к нему предлога «у», в переводе означающего господин. Так обращаются ко всем взрослым мужчинам, кроме отца. Термином «маунг», означающим в переводе юноша или парень, называют любого молодого представителя мужского пола до 25 лет. К мужчине старше 25 и, тем более, 30 лет принято обращаться, предваряя личное имя предлогом «ко», означающим брат.

К почтенной женщине обращаются, назвав перед её именем «доо», что означает госпожа. Так обращаются к женщине старше 30 лет, к работающей женщине, к домохозяйке. Молодая не работающая женщина, студентка или школьница получают предслог «ма».

Старшие обращаются к младшим родственникам часто просто по имени. К менее знакомым — используя предслоги «маунг» и «ма».

Широко распространена замена личного имени прозвищем. Прозвища в ходу у членов одного производственного коллектива, у горожан, живущих долго в одном дворе и в компании сверстников. Нередко называют человека по его основному занятию или профессии, например сайя (учитель), или таннга (рыбак). Юноши и молодые мужчины в обращении к сверстникам часто используют термин родства «ко».

Ещё одной особенностью мьянманского народа является их трепетное отношение к астрологии и нумерологии. С астрологами советуются и крестьяне, и высшие государственные деятели. Даже при рождении ребёнка, нужно обязательно точно зафиксировать время его появления на свет: год, месяц, день, минуту, а по возможности и секунду. Делается это для того, чтобы обратиться за советом к астрологу, который, посоветовавшись со священными книгами, подскажет необходимое созвучие для имени, а также составит гороскоп.

Отношение к путешествиям и путешественникам у жителей Мьянмы схоже со многими азиатскими народами. Простые мьянманцы не понимают смысла путешествий и считают это уделом белых мистеров из далёких и богатых стран. Видя у себя белого человека, они уверены, что у него очень много денег, и он очень хорошо живёт. Если даже белый иностранец будет идти в лохмотьях, всё равно его будут считать богатым. Если он присядет перекусить в самой простой кафешке, то многие будут думать что он просто не нашёл ресторана для иностранцев и только поэтому вынужден давиться едой пролетариата из грязных тарелок, над которыми кружат мухи.

Последнее время, после увеличения числа бюджетных путешественников, некоторые люди, в основном это жители городов или работники туристической сферы, начинают понимать, что кто-то путешествует и весьма экономно. Хотя всё же представить себе, что какой-то белый человек как они питается на доллар в день, а ночует и ездит — вовсе бесплатно всё равно не могут.

В туристических местах иностранца хоть и воспринимают как источник денег, но всё же относятся добродушно и не показывают свою зависть. Простые люди вдали от туристических мест готовы помочь путнику или туристу безвозмездно и даже не подумают, что за это с него можно было попросить денег. Большинство местных жителей уверены, что путешествовать по Мьянме сложно и опасно, поэтому будут всячески пытаться спасти иностранца, найдя ему такси, автобус или отель. Услышав от иностранца отказ от использования этих услуг, сильно удивятся и не поймут в чём дело.

Путешествовать сам хочет или хотя бы мечтает далеко не каждый житель Мьянмы, многим это неинтересно, и поехать в другую страну они готовы разве что на заработки. Некоторые так и делают, уезжая работать в Таиланд, Малайзию и другие, более денежные страны. Те же, кто путешествовать хочет, в основном делают это только в теории и в мечтах, а чтобы мечты стали реальностью и он куда-то поехал, бывает крайне редко. Помимо финансовых и психологических барьеров перед путешествиями, мьянманцев зачастую останавливает ещё и барьер визовый, ведь обладателю мьянманского паспорта, который визовый почти во все страны мира, сложно быть путешественником. При подаче документов практически на любую визу в нём в первую очередь увидят трудового мигранта, а не путешественника и, не раздумывая в выдаче визы, откажут.

Если же человек из богатой семьи, то у него есть возможность поехать учится за рубеж и этим открыть себе дорогу в иную жизнь, возможно получив со временем и другое гражданство. Только обучение ребёнка за границей доступно очень немногим семьям, и поэтому большинство мьянманцев так и остаются на всю жизнь в своём родном селе или в лучшем случае уезжают на тяжёлые заработки в соседний Таиланд.

В целом, жители Мьянмы доброжелательно и с любопытством относятся к иностранцам и, тем более, к путешественникам. Мьянманцам не свойственно ругаться и спорить и уж точно они не будут делать это с иностранцем, которого подсознательно всё же побаиваются. А вот торговаться они даже любят, поэтому покупая что-нибудь на рынке или садясь в такси, не стесняйтесь этого делать.

Праздники и выходные

Знать календарь праздников и выходных дней перед посещением страны всегда полезно. Во-первых, есть вероятность попасть на какое-либо интересное мероприятие, во-вторых, хорошо знать заранее, что в какой-то из дней в связи с праздником могут быть закрыты банки и иные учреждения внутри страны, а также посольства этой страны за рубежом.

Праздники в Мьянме делятся на государственные, национальные и связанные с лунным календарём (даты таких праздников смещаются каждый год и поэтому далее в тексте приведены курсивом). Плюс, стоит учитывать, что в мьянманской неделе (по лунному календарю) восемь дней, а не семь (как у нас).

Список основных праздников

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мьянма (Бирма). Практический путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я