Маме о храме

Александра Кудрявцева

«Маме о храме» – не наставление и не книга о вере, это рассказ о том, что нужно знать маме, приведшей в храм своего ребенка. Подразумевается, что вера и наставники у нее уже есть. Азы церковной жизни рассказываются доступно и на примерах: какие бывают храмы и как они устроены, зачем и как люди молятся, как вместе с ребенком подготовиться к главным православным праздникам и что в обрядовой стороне может быть особенно интересно маленькому христианину. Бог нам в помощь!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маме о храме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму Святому Твоему…»

Когда мы только открываем для себя православие, его устроение, традиции и обычаи, то вначале все Дома Божии — часовни, храмы, церкви, соборы, обители — нередко кажутся нам различающимися лишь по размеру и внутреннему убранству. Между тем, у каждого из них — свое назначение и собственное имя.

Больше всего на православной земле приходских храмов — маленьких или больших церквей, в которые приходят помолиться люди одной местности, близко расположенной к данному храму (отсюда и выражение — приходской храм). В таких храмах совершаются все православные богослужения — литургия, всенощное бдение, крещение, венчание и пр.

Немало построили наши предки и соборов. Собор видно издалека — он большой и величественный. Но не в размере главное отличие собора от церкви. В соборе часто или постоянно служит один из архиереев — кто-то из епископов, митрополитов или даже сам Патриарх. В соборе находится архиерейская кафедра (от греческого кафедра — стул, скамья) — специальное возвышение под сенью, где в определенные моменты богослужения находится архиерей. Соборы могут находится непосредственно в самом городе (самый известные московские соборы — это Храм Христа Спасителя на Волхонке, Богоявленский кафедральный собор в Елохове и Успенский собор Московского Кремля) или на территории монастырей. Обычно, главный храм монастыря называется собором, например, собор во имя Живоначальной Троицы Свято-Данилова монастыря.

В монастырях не только проводится богослужение, но и в братских келейных корпусах живут монахи — люди, принявшие монашеские обеты девства, нестяжания (иначе говоря, добровольной бедности) и послушания. Большие монастыри называют Лаврами. Лавры в прошлом имели большое экономическое и политическое значение, например, Троице-Сергиевская Лавра недалеко от Москвы или Киево-Печерская Лавра в Киеве. За удаленными монашескими обителями закрепилось еще одно именование — пустынь (от слова пусто, пустынно). На одном из островов озера Селигер и поныне стоит Нило-Столбенская пустынь. В монастырских храмах и соборах не совершается таинство венчания — это связано с тем, что при вступление в монашество в числе обетов есть и добровольный отказ от семейной жизни.

Среди церковных строений немало часовен. Название «часовня» происходит от имени одного из богослужений — часы (первый, третий, шестой и девятый часы). Отличие часов от других общественных богослужений в том, что они при необходимости могут служится в отсутствие священника. Поэтому в древней церкви во многих удаленных от мест проживания людей местах строили часовни. Делалось это для того, чтобы паломники или обычные путники могли прочесть в часовнях последование службы часов (в соответствующее время) или просто помолиться. Потом часовни стали строить на кладбищах — для служения панихид и поминовения умерших, над целебными или просто церковными источниками, а так же в местах, где произошло кровопролитное сражение или напротив, сретение иконы (то есть встреча с иконой). Так у Воскресенских ворот Китайгородской стены Московского Кремля в конце XVII века на месте сретения Иверской иконы Божией Матери была построена одноименная часовня (ныне восстановленная).

Престольный праздник

Говоря о конкретной церкви или соборе, обычно мы прибавляем их имя и, часто, местоположение — храм во имя Николы Чудотворца в Хамовниках. Имя храма тождественно той иконе, церковному событию или святому, в честь которых был освящен храм. Говоря точнее, в честь иконы или святого освящается престол — возвышение в алтаре, непосредственно на котором совершается богослужение. Поскольку алтарей в храме может быть несколько, то и престольных праздников у храма нередко бывает три или, у больших соборов, даже пять или семь. Каждый престольный праздник — это значительное храмовое событие, как бы именины храма. В день празднования престола служится торжественное богослужение, оканчивающееся крестным ходом вокруг храма.

Базилика, ротонда, крест (крестово-купольные храмы)

Устройство храма тоже имеет свои особенности. По форме различают три основных вида храма — базилику (корабль), ротонду (круг) и вытянутый крест, увенчанный одним или несколькими куполами. Храмы в виде базилик и сейчас распространены в Греции и на Кипре. По внешнему виду — это обычные высокие вытянутые гражданские здания, увенчанные крестами. Внутреннее пространство таких храмов организуется с помощью двух рядов несущих колонн (как правило, внешнюю сторону базилик тоже украшают колонны). Церковь в виде ротонды также более распространена на православном востоке, нежели в России. Однако, такие храмы есть и в Москве. Форму ротонды, например, имеет храм Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Самая распространенная форма храма в России — в виде креста (вытянутого от входа к алтарю и менее широкого непосредственно у алтаря). Так как крест внизу венчается куполами наверху, строение наших храмов принято называть крестово-купольными.

Ориентирован православный храм на восток. Связано это с тем, что на востоке восходит солнце, на востоке показалась Вифлиемская звезда, на востоке находился ветхозаветный рай — Эдем. Поэтому важнейшая часть храма — алтарь — находится в самой восточной части храма.

Храмовое пространство: притвор, храм и алтарь

Храмовое пространство можно разделить на три части — притвор, средняя часть храма, (собственно храм) и алтарь. Вход в храм предваряет паперть — обычно высокое крыльцо, иногда крытое. Отсюда выражение «стоять на паперти», то есть просить милостыню (раньше нищие стояли только у входа в храм). В притворе в древней церкви во время богослужения находились кающиеся и ожидающие принять крещение, по-славянски «оглашенные». Притворы современных церквей обычно небольшие, что связано с утерей их прежнего значения. Территориально притвор — это пространство между входными дверями и дверями, ведущими собственно в храм, в иной современной церкви такого пространства нет вовсе. Но понятие притвор осталось, сейчас так нередко называют пространство около свечной лавки (там торгуют свечами и иконами), которая обычно располагается сразу по входе в церковь.

Собственно храм — это пространство, примыкающее к алтарю, поэтому если в храме несколько алтарей, то к каждому будет примыкать свой «храм», по структуре похожий на остальные. В середине храма во время богослужения ставится аналой (высокая подставка) с иконой праздника, вспоминаемого церковью в этот день. На стенах храма висят иконы (если храм древний, то кроме икон его стены, потолок и несущие колонны могут покрывать фрески). Перед иконами горят лампады и стоят подсвечники, куда верующие ставят свечи, молясь о здравии своих близких. Свечи для поминовения умерших ставятся на канун — столик с лунками для свечей — который, как правило, находится недалеко от притвора.

Небольшое возвышение перед алтарем называется солеей. Кроме священнослужителей туда могут подниматься только те миряне, которые имеют особое послушание, связанное с богослужением — алтарники (те, кто помогает в алтаре и носит прямикирии — высокие свечи за богослужением) и церковный хор, который как правило стоит в левой и правой части солеи, называемой клиросом. В центре солеи находится амвон, откуда возвещаются проповеди.

Алтарь отделяется от храма алтарной преградой — иконостасом, который также имеет свою иерархию. В большинстве русских иконостасов пять рядов (в храмах XII — XV веков встречается и один), каждый из которых имеет свою тематику икон. Нижний ряд иконостаса называется местным, потому что в нем помещаются иконы, изображающие Господа, Богородицу или святых, в честь которых освящен престол этого алтаря. В центре местного ряда располагаются царские врата, через которые во время богослужения может входить в алтарь только священник (или, во время помазания на царство, царь). На царских вратах помещаются иконы четырех евангелистов и икона Благовещения, над царскими вратами — икона Тайная вечеря. Слева и справа от царских врат расположены дьяконские двери, через которые в алтарь входят дьяконы и алтарники. Над местным рядом иконостаса обычно помещается праздничный, с иконами всех основных православных праздников. Центральный ряд иконостаса — самый главный — называется деисус (в переводе с греческого — моление, предстояние). В середине его икона «Спас в Силах» по бокам от нее — молящиеся Спасителю Богородица и Иоанн Богослов, далее располагаются иконы апостолов. В четвертом ряду иконостаса иконы пророков, в пятом — праотцев и ветхозаветных патриархов. Иконостас любого храма индивидуален, поэтому в его устройстве могут быть несовпадения с предложенной схемой.

В Божием Доме — церковном храме — все станет ближе и понятнее, если постараться неспешно разобраться с его внутреннем устройством. Убранство церквей различается между собой, назначение же его частей остается прежним. Подобный «пристрастный» осмотр храма можно сделать после богослужения и, конечно же, лучше — вместе с ребенком!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маме о храме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я