Сказочная педагогика. Часть вторая. Проблемы взаимоотношений

Виктор Кротов

Во вторую часть трёхтомной «Сказочной педагогики», предлагающей особый подход к воспитанию ребёнка, вошли книги «Отношение к живому», «Понимание другого», «Дружба» и «Внимание к старшим». В каждой из них десять авторских сказок, соответствующих теме, комментарии к теме и к сказкам. Особое значение имеют возможные вопросы для интерактивной беседы с детьми по каждой сказке.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказочная педагогика. Часть вторая. Проблемы взаимоотношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Отношение к живому

Жизнь среди жизней

Был такой замечательный человек Альберт Швейцер. К тридцати годам он достиг успеха во всём, за что бы ни брался: известный органист, ректор духовной семинарии, писатель… В тридцать лет стал студентом медицинского института, выучился на врача, закупил на свои средства оборудование для больницы в крошечном африканском городке — и всю свою долгую жизнь лечил там местных жителей. А ещё Швейцер был философом, создавшим «Этику благоговения перед жизнью», главная мысль которой звучит так: «Я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить».

«Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно осознавать, насколько это необходимо, — писал Швейцер. — Я не должен делать ничего, кроме неизбежного, даже самого незначительного».

Увы, цивилизация живёт и действует не по Швейцеру. Просто, может быть, мало кто его читал? Но ведь и многие другие великие люди говорили и говорят о необходимости дружить с природой, уважать всякое живое существо. Существуют партии «зелёных», экологические движения…

Наверное, дело не только в начитанности или в политических манифестациях. Задолго до того, как человек дорастёт до чтения философов или участия в политике, нужно быть внутренне готовым ко всем этим идеям. Для этого необходимо уважать живое с раннего детства. В этом возрасте умные книги и экологические манифесты читать рановато. А сказки — в самый раз. Так что сказочной педагогике, нашей помощнице, есть чем здесь заняться.

Учиться соседству

Великая задача воспитателя — помочь ребёнку научиться доброжелательному соседству с окружающей жизнью, вниманию к ней и сочувствию. Но это возможно сделать лишь по мере расширения детского опыта общения с живым миром. Мы не всегда способны контролировать этот расширяющийся опыт, мы не всегда находимся рядом и даём комментарии происходящему. Но сказка, которая произвела на малыша впечатление, остаётся в нём надолго и участвует в создании душевного фона для новых переживаний.

В сказках много необычного, того, что мы называем чудесами, волшебством и так далее. Говорящие животные, ходячие деревья, всевозможные превращения… Но они не мешают детям ориентироваться в жизни — напротив, помогают в этом, подчёркивая те свойства, которые не бросаются в глаза. В сказке говорящий кот оказывается таким же разумным существом, как и ты, только более таинственным. Благодаря этому, ты и в поведении обычного кота заметишь разум и тайну. Сказка подскажет тебе, что в общении с растениями есть свой смысл (а наука уже подтверждает это и для реальной жизни). Сказка учит тому же, чему учит философия: единству и взаимосвязи всего живого на свете.

Природа

«Природа — это окружение и продолжение меня», — сказала девятилетняя девочка Алёна Шаламова, и это изречение очень точно отражает детское восприятие. Кстати, оно вполне созвучно тому, что говорил о жизни Альберт Швейцер. Здесь сочетается естественный для детства эгоцентризм и готовность считать всё живое органической частью собственной жизни.

Глупо наступать на дождевых червячков, которые рыхлят землю для зелёной травы, прекрасных цветов и знакомых деревьев. Нелепо бросать мусор в пруд, заслоняя от себя чудесный садик малька Булька. И как не помочь муравью добраться до родного муравейника, если знаешь — по сказке — насколько для него это важно. Это, конечно, не экологическое образование. Всё это — замечательные предпосылки для того, чтобы в более старшем возрасте возникло стремление быть экологически просвещённым.

Те, кого приручили

Не у всех детей есть домашние животные, а жалко: это прекрасная школа доброты и внимания к живому миру. Но кому-то не позволяют родители, другим — житейские условия, третьим — особенности здоровья (вроде аллергии на шерсть). Зато в сказке нет никаких ограничений! Можно завести себе кого угодно (в сказке, между прочим, лучше, чем в клетке) и любить его от всей души.

Это очень полезная тренировка. Знаменитая фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили», взятая из сказки Антуана де Сент-Экзюпери, должна стать естественной ДО того, как кто-то прирученный будет зависеть от тебя.

Тех, кого приручили, необходимо понимать, и располагать ребёнка к этому прежде всего будет сказка. Позже наиболее любознательные из детей прочтут увлекательные книги натуралистов вроде Джералда Даррелла. Сказки могут начать свою работу с любого возраста. Лишь бы мы, воспитатели, позаботились об этом. Мы ведь тоже в ответе за своих питомцев.

Неприрученные

Не все живые существа попадают в разряд домашних любимцев. Даже кошки и собаки бывают не только белыми и пушистыми, но и облезлыми, и бродячими. А есть ещё дикие животные: акулы, хищные птицы, ядовитые змеи… Сложно представить их объектами пылкой детской любви, но не стоит их делать и объектами антипатии или даже ненависти. Ощутить их место в природе, в окружающей нас действительности (пусть и достаточно отдалённой) — тоже важная сторона уравновешенного, внимательного отношения к миру.

С какими-то проявлениями жизни приходится бороться — ведь случается, например, прихлопнуть кусачего комара. Но если ребёнок остановит вашу руку, потому что есть такой Комарик-герой, спасший Муху-цокотуху, порадуйтесь! Сказка создала в нём уравновешивающую силу. Вряд ли он будет обрывать лапки и крылышки попавшейся мухе, вряд ли будет кидать камнями в бездомную кошку, да и к человеку отнесётся, по-видимому, с добротой и сочувствием.

Сказка 1

Разговор с милиционером

(из историй про червячка Игнатия)

Вечером после летнего дождя червячок Игнатий вылез из своей норки и с удовольствием огляделся вокруг.

Земля была влажной и тёплой, но ещё теплее была асфальтовая дорожка неподалёку от его норки. Червячок Игнатий выполз туда, растянулся поудобнее и задумался о том, обитают ли червячки на других планетах.

Вдруг рядом с ним по асфальту топнула чья-то нога в большом башмаке.

Червячок Игнатий от неожиданности взвился так, что стал похож на ракету, взлетающую к звёздам, но тут же приземлился обратно. И тихо крикнул:

— Караул!

Каждый крикнул бы «Караул!», если бы на него чуть не наступили. Но не каждый оказался бы таким воспитанным, как червячок Игнатий: он воскливнул «Караул!» очень тихо, чтобы никого не побеспокоить.

Никто и не побеспокоился. Ещё два раза червячку Игнатию пришлось шарахаться от ступавших рядом с ним ног. Иногда нога была в кроссовке, иногда в ботинке. Они были не очень большие и промелькнули быстро — наверное, ребята бежали играть в футбол.

Конечно, по дорожке шли не одноногие люди. У каждого из них была вторая нога, но червячок Игнатий обращал внимание только на ту ногу, которая ступала рядом с ним.

А от следующей ноги он уже не успел увернуться. К счастью, это была модная дамская туфля, и червячок Игнатий уцелел, потому что оказался между страшным острым каблуком и страшной маленькой подошвой.

Что это за сказка, в которой столько говорится про обувь, — спросите вы.

Но это же сказка про червячка, и если бы вы были червячком, вы бы тоже часто говорили о страшной обуви невнимательных людей-великанов.

— Пора возвращаться в норку, не дадут мне спокойно подумать, — решил червячок Игнатий. — Сначала ботинок, потом кроссовка, теперь туфля… Скоро сапоги пойдут.

И в этот самый момент рядом с ним гулко ухнул огромный сапог. Но не отправился дальше, а застыл на месте и начал топтаться туда-сюда. Червячок Игнатий отполз в траву.

— Где же мой свисток? — донёсся сверху до червячка Игнатия басистый голос.

Тут червячок Игнатий увидел недалеко от себя, в траве, странную вещь, похожую на норку, свёрнутую колечком. «Наверное, это и есть свисток», — подумал он и решил помочь человеку в сапогах.

Червячок Игнатий обвился вокруг свистка и стал выволакивать его на дорожку.

— А, вот он! — раздался тот же голос, и червячок Игнатий почувствовал, как его вместе со свистком поднимают наверх. Скоро он увидел перед собой густые усы, большой нос и два внимательных глаза, которые с удивлением смотрели на него.

— Добрый вечер, — сказал вежливый червячок Игнатий.

— А?.. Э… Да-а-а… Конечно… Добрый вечер… — сказал, запинаясь, человек, с трудом приспосабливаясь к разговору с червячком.

— Просто я помогал вам найти свисток и не успел с него смотаться, то есть смотать своё туловище, — объяснил червячок Игнатий.

— Это нормально, — сказал хозяин сапог и свистка. — Я милиционер, и от меня нелегко смотаться.

— Ну, вряд ли вам удалось бы догнать меня в моей норке, — заметил червячок Игнатий.

— Вряд ли, — согласился милиционер, представив себе, как он в глаженой форме и начищенных сапогах втискивается в червячную норку.

И добавил:

— А за свисток спасибо!.. Только чем же можно заниматься вечером после дождя, лёжа на асфальтовой дорожке?

— Я думал о том, живут ли червячки на других планетах, — сообщил червячок Игнатий.

— Вот это да! — восхитился милиционер. — Я, наверное, никогда в жизни об этом не думал.

— У вас другая работа, — заметил червячок Игнатий. — Чем занимаются милиционеры?

— Охраняют всех от хулиганов и безобразников.

— Вот как! — обрадовался червячок Игнатий. — Значит, вы и нас, червячков, должны охранять от тех, кто может на нас наступить. Ведь если на кого наступают — это же безобразие.

— Безобразие, — вздохнул милиционер.

— А теперь, пожалуйста, опустите меня на землю, — попросил червячок Игнатий. — Мне пора заниматься своими делами и размышлениями. До свидания. Желаю вам успехов в работе. Буду рад увидеться снова, только с вами, а не с вашим сапогом.

— До свидания, — сказал милиционер, опуская червячка Игнатия в траву. — Будем стараться. Спасибо за свисток. Извините за сапог.

— Всего вам хорошего, — ответил червячок Игнатий, уползая.

…А на следующий день, когда червячок Игнатий вылез из норки на вечернюю прогулку, он увидел, что краешек асфальтовой дорожки отгорожен красным металлическим заборчиком, на котором написано:

«ОСТОРОЖНО, НЕ НАСТУПИТЕ НА ЧЕРВЯЧКОВ!»

Почувствовать себя маленьким

На одной из крупных выставок мебели придумали такой рекламный аттракцион: комната, где все предметы обстановки были заметно больше обычного. Настолько, чтобы взрослый посетитель почувствовал себя маленьким ребёнком. На стул надо было карабкаться, а когда усаживался — ноги болтались, не доставая до пола. Край стола оказывался выше твоего подбородка. До выключателя невозможно было дотянуться, ну и так далее. Эта инсталляция имела важное воспитательное значение для взрослых. Она помогала им ощутить ту несладкую зависимость от мира взрослых, которая обычно является уделом детей.

Куда сложнее было бы придумать такой имитатор (электронный, наверное), который позволил бы человеку, большому или маленькому, ощутить себя существом ещё меньшим — скажем, воробьём или червячком. Сказке в этом отношении легко, она не нуждается ни в какой электронике. Вполне хватает силы воображения и словесного изображения, чтобы взглянуть на мир из гущи травы и дать наказ милиционеру заботиться не только о двуногих, но и о других живых существах.

Поможем заботиться о мелких

Если уж червячок Игнатий сумел тронуть закалённую душу милиционера, ребёнок тем более сумеет внести свою лепту в заботу о наших мелких соседях по жизни. В заботу о тех, кому так легко причинить вред, не посмотрев под ноги. Даже просто понаблюдать за ними, присмотреться к их повадкам — это уже начало сочувствия.

Убрать дождевого червячка или жука с дороги, где их могут раздавить. Насыпать зёрен в птичью кормушку. Выпустить на свободу бабочку, случайно залетевшую в дом. Покормить хлебом уток на пруду. Да мало ли ситуаций, когда человек, пусть даже ещё небольшой, в состоянии помочь тому, кто ещё меньше его. Дело воспитателя — показать ребёнку примеры таких ситуаций, побудить к участию в них. То есть поддержать и червячка Игнатия, и его друзей, не дожидаясь, пока кто-нибудь из них обретёт дар речи. Для разговоров достаточно и сказки, а в реальной жизни правильнее участвовать делом.

Возможные вопросы

— Случается ли тебе поразмышлять о жизни, как червячку Игнатию?

— Приходили тебе в голову мысли о существах, живущих на других планетах? А о разных существах, живущих на нашей планете? Кто из них тебе больше всего симпатичен?

— Представляешь, каково было бы нам, людям, если бы мимо нас ходили громадные великаны, у которых обувь во много раз больше нас? А если бы они не всегда смотрели под ноги?..

— Легко ли было червячку вытаскивать свисток из травы на дорожку? Почему он за это взялся?

— Одинаково ли червячок Игнатий и милиционер понимали слово «смотаться» — или по-разному? Как?

— Почему милиционер никогда не думал о том, как живут ЧЕРВЯЧКИ на других планетах?

— Как по-твоему, червячок Игнатий потом ещё общался с этим милиционером? Почему ты так думаешь?

— Встречались ли тебе где-нибудь надписи вроде «Осторожно, не наступите на червячков»?

— Случалось ли тебе помогать каким-нибудь насекомым, птицам, животным?

— А насекомые, птицы, животные нам чем-нибудь помогают? Чем?

Сказка 2

Природные картины

Летом около моря, на курортной набережной, обязательно продают всякие интересные штуки. Всякие сувениры из ракушек, пахучие подставки под чайник, полотенца с русалками и много всякого другого.

Вот на такой набережной в одном приморском городке время от времени торговал картинами маленький старичок-художник. Картины у него были необычные. Ведь он совсем не пользовался красками. Например, у птиц на его картинах было оперение из самых настоящих пёрышек. Горы он делал из мелких камешков, да к тому же старался собрать их обязательно на той самой горе, которую изображал на картине. Цветы он мастерил из засушенных цветов, травы из травинок, стволы деревьев — из кусочков древесной коры. Таким вот он был мастером.

Однажды какой-то толстый отдыхающий стоял-стоял в толпе возле его картин, разглядывал-разглядывал всё подряд, даже губами от удовольствия чмокал. Потом говорит:

— Хорошенькие у вас картинки. Всё прямо как настоящее.

— Почему ж это «как настоящее»? — удивился старик. — Всё на самом деле настоящее.

— Ха-ха-ха, — сказал отдыхающий (не засмеялся, а так, словами сказал). — На картине не могут быть настоящие горы и настоящие птицы.

— Очень даже могут, — возразил старик. — Если по-настоящему природу любить и по-настоящему с картиной работать, всё и будет настоящее.

— Ну, это только так говорится, — обиженно надул щёки отдыхающий. — Я же не могу услышать, как у вас на картине птицы поют.

— Конечно, не можете, пока они там, а вы здесь. Были бы там — услышали бы…

— Ха-ха-ха, — опять сказал отдыхающий словами. — Как вы смешно шутите.

— Не шучу, — нахмурился художник. — И ничего нарочного не подрисовываю. Я бы вас позвал с собой, но у вас смех ненастоящий, с таким смехом туда не попасть.

Наклонился он к своей картине — и вошёл в неё. Взобрался там по тропинке на холм и помахал оттуда рукой всем, кто возле картин толпился. Тут к нему птица на плечо слетела, и запела о чём-то. Видно было, с каким удовольствием старик её слушает. Допела птица, вспорхнула на дерево, а художник стал спускаться по другой стороне холма, так что скоро скрылся из виду.

Все, кто стоял возле картин, никак не могли рты закрыть от удивления.

Тут подошла девочка, которая рядом сидела, и стала картины собирать и укладывать, чтобы домой отнести. Это была внучка художника, она помогала деду с картинами управляться.

Заволновались люди: что же со старичком-то будет?

— Ничего страшного, — успокоила их девочка. — Дедушка часто так гуляет. Уйдёт в какую-нибудь картину, а домой уже другой дорогой приходит. Такой вот он чудной у нас. Мы привыкли.

— Но это же просто фокус какой-то! — возмутился толстый отдыхающий. — Невозможно так просто по картинам разгуливать. Это ненаучно, в конце концов! Я точно знаю, я ведь не кто-нибудь, а учёный технических и механических наук!

— Да дедушка тоже картины только на отдыхе рисует, — засмеялась девочка. — Вообще-то он академик известный. Но мне его картины очень нравятся. Я с ним тоже иногда на целый день туда ухожу. Очень уж здорово там птички поют…

Путешествия по красоте

Когда мы идём по лугу, бродим по лесу или гуляем у пруда, мы делаем это по-разному. Можно пользоваться природой как удобным способом отдохнуть, «оттянуться», а можно прийти к ней в гости. В первом случае мы просто-напросто потребители, ведущие себя аккуратно или неряшливо, у кого какое воспитание. Во втором — мы путешественники по красоте, и вот это самое интересное.

Так что дело не только в том, чтобы приучать детей беречь природу, не мусорить и прочее. Привить им радость путешествий в красоту не менее важно. И здесь уже необходима некоторая сказочность. Хотя она, безусловно, присутствует и в самой природе, но можно позаботиться и о том, чтобы закрепить отношение к ней.

Куда пойдём?

Конечно, после такой сказки стоило бы отправиться на прогулку — или на экскурсию. На природу — или на выставку. Ведь мы теперь знаем, что путешествовать в красоту можно и через картины. Если не на выставку, то можно хотя бы порассматривать хорошую репродукцию хорошего художника-пейзажиста. Поговорить о картине, о том, что там видно, а чего не видно. Что мы увидим, если войдём туда и углубимся в лес, или обогнём гору, или…

А что если для каждого ребёнка выбрать ту картинку, которая ему особенно нравится? Чтобы он рассказал про своё путешествие в неё. Что он там увидел? Кого он там встретил? Как вернулся обратно?

Только не забудем: в любом случае мы идём на встречу с Природой. Отправляемся в путешествие по красоте.

Возможные вопросы

— Приходилось ли тебе видеть всякие забавные штуки, сделанные из ракушек, камней или пахучего дерева? Какие? Где?

— Попадались ли тебе картины, нарисованные не красками, а сделанные из разных материалов? Из каких?

— Встречались ли тебе такие картины или фотографии природы, что хотелось попасть туда — в то место, которое нарисовано или сфотографировано?

— А случалось ли тебе оказаться в таком красивом месте, что хотелось, чтобы оно осталось у тебя на картине или на фотографии?

— Как по-твоему, почему толстый отдыхающий сказал не «хорошие картины», а «хорошенькие картинки»?

— Интересно, все люди умеют смеяться — или некоторые не умеют? Как ты думаешь?

— Если бы у тебя висела такая картина, как в сказке, ты бы часто там гулял?

— Когда внучка стала собирать картины, дедушка не мог бы выпасть из той, куда он ушёл? Почему?

— Почему возмутился толстый отдыхающий, на что он обиделся?

— Часто ли, по-твоему, девочка уносила картины домой сама, без дедушки?

Сказка 3

Труф-Труф, лесной человечек

Вырос как-то в лесу не дуб, не гриб, не клён, не слон, а маленький такой человечек. Сам по себе вырос, из земли появился, как это в лесу принято. Просто раз — и пророс! Посоветовалась полянка, где он родился, с деревьями да кустами, травами и цветами, и назвали лесного человечка Труф-Труф.

Рос Труф-Труф ужасно нетерпеливым. Всё хотелось ему с места сорваться, куда-то помчаться.

— Разве можно так долго на одном месте торчать! — начал он возмущаться, как только у него язычок отрос. — Столько всего ветерок нашёптывает! О близких местах, и дальних краях, и неведомых странах. Всё хочу повидать, везде побывать. Скорее бы ноги выросли.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказочная педагогика. Часть вторая. Проблемы взаимоотношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я