Начала веры

cвятой праведный Иоанн Кронштадтский, 2009

Святой праведный Иоанн Кронштадтский – великий проповедник и молитвенник земли Русской. Слово его – слово пламенной веры во Святую Троицу, слово великой любви пастыря ко своим духовным чадам и ко всем чадам Христовой Церкви. В книге представлены размышления о душе человеческой, об истинном богатстве человека, о его предназначении, а также поучения о развитии добродетелей и о спасении христианина в лоне Православной Церкви.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Начала веры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

ЧЕЛОВЕК ПАДШИЙ

I. Исторический факт падения человека

Причины падения

Человек, сотворенный по образу и по подобию Божию, с бессмертной, разумной и свободной душой, и возвеличенный безмерно над всеми неразумными тварями, вместе с тем предназначенный к вечному блаженству, за соблюдение заповеди Божией и подчинение своей несовершенной, ограниченной воли — бесконечно совершенной, премудрой и небесной воле Божией, — по невниманию, самолюбию и неблагодарности пал в грех непослушания, гордости, своеволия, прельстившись запрещенным плодом. С того времени человечество впало в плен первого богоотступника — диавола, который отклонил мысли и сердца людей от Единого Виновника бытия и всех благ — от Бога, обратил помышления и сердца к земным тленным благам, от Бога же созданным в пользу и наслаждение человека, и всеял в сердца их лукавство, неверие, неблагодарность, злобу, зависть, стремление к земному и тленному. Душа человеческая духовна и проста. Она не может работать двум гос подам: Богу и миру, нетлению и тлению, добру и злу; если любит мир, то враждует на Бога: ибо любовь к миру сему есть вражда против Бога (ср.: Иак. 4, 4). Чтобы отвратить человека от любви к Богу, к святыне и правде, враг коварно и насильственно устремляет мысли и сердца человека малосмыслящего и страстного к миру — к любви земной, нечистой, к земному блеску, к земной, особенно женской, сласти, к земной красоте. Поэтому желающие искренно служить и угодить Богу должны презирать мирские наслаждения, мирское богатство, мирские украшения и все сердце обратить к небесным, горним наслаждениям, к небесной нетленной красоте, к свету невечернему.

Безмерно драгоценна душа человеческая, как созданная по образу и подобию Божию, с неотъемлемым даром разума, свободы и бессмертия, долженствовавшая достигать свободного, твердого стремления к добру и Источнику всякого добра, истины и правды — Богу, совершенной Ему преданности и блаженства нескончаемого. Но она не соблюла в целости образа Божия, исказила его и утратила подобие Божие через прелесть греха, самоволие и неповиновение Богу и предалась змею-обольстителю, обезобразившему ее и уподобившему себе. Человек глубоко пал и стал чуждым Богу — Творцу своему, впал в идолопоклонство и во всякие страсти плоти и духа, слился с миром, стал рабом тления и греха, отвратив взоры от неба, для которого предназначен, навел на себя проклятие, всякие болезни, беды, скорби и, в конце концов, смерть временную и вечную.

Господь, создавшей человека по образу и подобию Своему святым, безгрешным, хотел, чтобы он своим послушанием Творцу и верности в малом укрепился в добром произволении, и достиг совершенства и твердости непоколебимой, и стал непреклонным ко греху. Но диавол, возгордившийся против Бога и возмечтавший против Творца своего, сделал участником своей гордости и злобы человеческий род и старается озлобить его и сделать его скверным в помыслах, чувствах, словах и делах, отторгнуть от Бога навеки.

1. Диавол как главная причина падения. Соблазны врага и осквернение им всей человеческой природы

Диавол преследует нас с настойчивостью, постоянством, с насилием, всяким видом грехов и помыслами скверными, лукавыми и хульными, — и гордостью, и надмением, и озлоблением, и ненавистью к ближнему, или презорством и гнушением, лукавством, злорадством, завистью, жестокосердием, скупостью и сребролюбием, невоздержанием, пьянством и воровством, подобострастием, потворством и поблажкой грехам, леностью, унынием, неверием, маловерием, ропотом, отчаянием, неверностью, вероломством, изменою, клеветою и лжесвидетельством, поношением и ругательством, сквернословием кощунством, издевательством. Сколько христианину должно бороться со всеми грехами, возненавидеть их и стараться возлюбить Бога, Которому стал чуждым через повторение грехов, и возлюбить добродетель, которою прежде пренебрегал, презирал и делающих добро осмеивал! Уклонись от зла и со твори благо.

Все намерения супостата клонятся к тому, чтобы растлить естество человеческое различными похотями и страстями, осквернить, удалить от Бога — Источника жизни, умертвить и сделать вечной добычей ада, как и сам сделался его первым всельником. Так, заметьте, враг растлил человечество еще вначале, перед потопом, всяким блудом, всякими грехами, и Бог навел потоп на землю, чтобы избавить будущее потомство от большего разлияния блуда и всякого греха. Так и ныне диавол растлевает людей преимущест венно блудом всяческим.

Святые Божии человеки, отвергшись мира и всякого пристрастия, через то поругались миру и миродержцу диаволу, царствующему в сердцах людей, преданных плоти многострастной и миру прелюбодейному и грешному; ибо люди совратились с пути, ведущего к Царствию вечному, — через страсти. Аще кто восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак. 4, 4), — говорит апостол. Во время самой молитвы нашей часто враг низлагает людей помыслами и пожеланиями денег, сластей или почестей мира сего, разбивает молитву и ругается над человеком и Богом.

Диавол старается непрестанно хулить в наших помыслах и в грешных вожделениях все дела Божии, всю жизнь нашу из вратить, ниспровергнуть, поставить, так сказать, вверх дном, и все спасительные намерения Божии касательно нас не допустить до исполнения, и вообще всю жизнь нашу растлить, уничижить и сделать бездельною, скверною, достойною не Творца Бога, а диавола. Какое старание человек должен прилагать о себе и о заповедях Божиих на всякий день и час, чтобы низлагать ухищрения змия-человекоубийцы, чтобы усердно творить волю Божию и достигать своего великого назначения — соединения с Богом через правду и святыню и вечного блаженства! Потому тесен путь, вводящий в живот и мало тех, кто обретает его; и напротив, пространен путь и широки врата, вводящие в пагубу (см.: Mф. 7, 13–14). И кто о том из разумных и смысленных не восплачет и не окает жизнь свою? Сколько на земле неправды, жестокосердия, немилосердия, корыстолюбия, гордости, честолюбия, роскоши, тщеславия, презорства, несочувствия к горю, нужде, болезни, несчастию; сколько лукавства, подыскивания под ближнего, чтобы его стереть, уничтожить и стать самим на его место; сколько невоздержания, пьянства, измены семейной, блуда, лихоимства, лукавства, безверия, маловерия, ропота, отчаяния, крайней нищеты и бедности, самоубийств, убийства, хищения, татьбы, междоусобий и всякого греха! Земная жизнь иногда представляется адом. Вот что сделал и делает грех; как пакостят в мире диавол и повинующиеся ему! Царствие Божие силою берется, и усильные искатели только приобретают его (см.: Мф. 11, 12). Ищите же этих усильных искателей! Как их мало, мало!

Лукавый супостат наш ужасно извратил нашу природу через грех, дав человеку свой нечистый ум, нечистое сердце, и желания нечистые, и волю лукавую, злую, и очи лукавые, и слух лукавый, и все чувства, и всю душу одел своей нечистой, смрадной одеждой греха. Сколько нужно человеку труда над собою, внимания к себе постоянного, непрестанной молитвы, слез и рыданий самых искренних, и воздыханий из глубины души, и воплей пламенных, чтобы избавиться от такого состояния душевного! А между тем враг всячески старается затмить, ослепить зеницы душевные у человека, чтобы он не видел своего ужасного, плачевного состояния и продолжал беспечно творить всякое беззаконие, в котором человек грешный часто и умирает без покаяния, делаясь, таким образом, добычей врага и вечного огня.

Свойство греха (по намерению диавола) все извращать, понимать, представлять, воображать, предпринимать, говорить и делать превратно, вообще извращать по возможности нравственный порядок, или установленные Богом и Всетворцом законы. Так диавол извратил у людей понятие о Боге и научил их нелепому идолопоклонству, которое доселе еще существует у многих народов; так он ухитрился через лукавых и гордых людей извратить Богооткровенную веру Христову, породив многие ереси и расколы, разделив христиан на многие несогласные лагери, ненавидящие истинную в мире веру христианскую, православную, да и между самими православными произвел и производит маловерие, безверие, расколы и нелепые учения, вроде толстовщины, пашковщины, штунды, или холодность к вере и Церкви. Он, диавол, извратил понятие о назначении и цели жизни, отвратил взоры многих христиан от неба и вечной жизни и приковал взоры и сердца только к временной, испытательной, приготовительной жизни, которую многие считают единственной, а будущую как бы не существующей; а отсюда привязал взоры и сердца людей к временным благам — тленным и скоропреходящим — к пище, питию, одежде, к земным отличиям, к богатству тленному, к красоте вещественной, телесной; извратил в человеке назначение и цель пяти чувств телесных: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания; научил смотреть соблазнительно на органы и члены тела и на чувства: извратил зрение — блазненно и прелюбодейно смотреть на многое; вкус научил чрезмерному лакомству и пьянству или бессмысленному, вредному курению табака; осязание сделал страстным, нечистым; слух приучил нежиться легкими светскими музыкальными звуками, расслабляющими душу; извратил отношения людей друг к другу, сделав многих скупыми относительно ближних, корыстолюбивыми, жестокосердыми, блудными, злыми, лукавыми, недоброжелательными, злорадными. А отсюда долг святой всякого христианина внимать непрестан но своим помыслам, чувствам или — обуздывать непрестанно свои суетные и грешные мысли, желания, намерения, обуздывать слух, осязание, вкус, зрение, обоняние, свои страсти и употреблять все свои чувства во славу Божию и во благо себе.

Чем только, каким созданием бесплотный враг наш и Божий не старается блазнить нас и представлять все твари Божии — чистые и прекрасные — в виде извращенном, нечистом и нелепом! Даже солнцу ясному, всерадостному, всеоживотворящему ругается; святых Божиих, сущих на небеси, хулит, как говорится в Апокалипсисе, и мысли человеческие извращает нередко до уродливости и безобразия — как, например, в Льве Толстом, извратившем совершенно смысл Евангелия; всякому животному ругается: птице, рыбе, четвероногим, насекомым, пресмыкающимся, всяким растениям, небу и земле. А как ругается одушевленному храму Божию — человеку, его душе и телу, в бесчисленных похотях и прихотях, особенно в бывающих тайно, о них же срамно есть глаголати! Как он ругается в помыслах, в чувствах, в вожделениях, в воспоминаниях, в воображении, в нелепых словоизвержениях и всяких нелепых и глупых поступках, в растлении всяческом, в убийстве и самоубийстве! И после всего этого вы грешите, вы шутите грехом, любите грех, предаетесь ему всем существом! Смотрите, как грех извратил весь смысл нашей жизни, цель всех вещей на свете, средства обратив в цели, естественные побуждения и стремления в цель! Каков же грех! Сколь безобразен, нелеп, смертоносен; как же его не возненавидеть и не омерзить и не отвращаться его всеми силами души и тела, — как не возлюбить и не исполнять всем сердцем закон Божий, все слово Божие, и стараться до йоты исполнять его во всей точности и умирать за него в случае нужды, как и делали мученики и все святые!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Начала веры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я