Экспериментальная психология. Курс лекций

Коллектив авторов

Учебно-методическое пособие содержит рабочую программу, тематический план и курс лекций по дисциплине «Экспериментальная психология», специальности 01 «Психология». В пособии изложены методологические основы психологических исследований и эксперимента, дана характеристика этапов подготовки и проведения эксперимента, освещены вопросы обработки и интерпретации полученных данных. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов.

Оглавление

Составитель Ольга Леонидовна Писарева

ISBN 978-5-4483-0951-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Программа курса

Пояснительная записка

Экспериментальная психология является одной из профилирующих дисциплин в подготовке будущих психологов и предполагает изучение методологических основ организации и проведения психологического исследования. В курсе лекций изложены теоретические и прикладные аспекты психологических исследований, дана характеристика экспериментальных методов.

Овладевая теорией и практикой проведения психологического эмпирического исследования, студенты углубляют и расширяют знания, приобретенные в процессе изучения других психологических дисциплин, в первую очередь общей психологии, совершенствуют умения исследовательской деятельности.

Целью курса является обучение студентов теоретическим и прикладным аспектам психологического эксперимента как основного метода исследования в современной психологии.

Задачи изучения дисциплины:

— дать сведения о категориальном аппарате, основных проблемах экспериментальной психологии;

— формировать основы научного мышления и научного понимания изучаемой психической реальности;

— формировать представления о процедуре и способах организации психологических исследований;

— ознакомить студентов с основными требованиями к планированию и проведению экспериментального исследования, обработке и интерпретации результатов;

— развивать умения самостоятельной организации и проведения экспериментальной деятельности, грамотного анализа ее результатов, умения взаимодействия в диаде «экспериментатор-испытуемый».

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

— основные понятия, теоретические положения и актуальные проблемы экспериментальной психологии как науки;

— методологию научного исследования, его принципы и структуру, особенности и порядок организации психологического эксперимента;

В результате изучения курса студенты должны уметь:

— определять объект, предмет, цели, задачи экспериментального исследования, формулировать его гипотезу;

— планировать и организовывать экспериментальную процедуру, фиксировать, анализировать и интерпретировать полученные результаты исследования.

— учитывать психологические особенности испытуемого и соблюдать этические принципы проведения экспериментального исследования.

В программе имеется список литературы, рекомендуемой преподавателям и студентам при подготовке к занятиям.

Экспериментальная психология как наука. Экспериментальная психология как самостоятельная наука. Предмет и задачи экспериментальной психологии.

История становления экспериментальной психологии. Роль экспериментального метода в психологических исследованиях. Исторические контексты развития психологического знания.

Г. Гельмгольц: на пути к психологии восприятия. Э. Вебер: от эмпирического разнообразия к математической закономерности. Психофизическая драма Г. Фехнера. Аксиомы и вывод основного психофизического закона. Принцип «от простого к сложному» в концепции В. Вундта. Обоснование В. Вундтом возможности экспериментального метода в психологии. Э. Титченер о целях и методе психологического эксперимента. Г. Эббингауз: методы экспериментального изучения памяти. Особенности длительного эксперимента. Вклад Ф. Гальтона в создание аппаратного, методического и математического обеспечения психологического эксперимента. Прикладные аспекты психологии: С. Холл, Дж. Кеттел, А. Бине, У. Скотт и др.

Экспериментальные психологические исследования в российской, советской и белорусской психологии.

Основы научного исследования. Наука как сфера человеческой деятельности. Способы познания мира. Научный метод и нормативы в научной деятельности. Методология науки, научный подход, научная парадигма. Научная проблема, гипотеза. Теория как форма научного знания, ее виды.

Научное исследование: понятие, виды, общая схема научного исследования.

Методы психологического исследования. Понятие метода в экспериментальной психологии. Общенаучные исследовательские методы (общая характеристика). Различные подходы к классификации методов. Критерии выделения групп методов.

Классификации методов психологического исследования.

Неэкспериментальные психологические методы: наблюдение, беседа, опрос (интервью, анкетирование), архивный метод. Диагностические методы (тесты).

Экспериментальные методы. Эксперимент как основной метод исследования, его виды. Формирующий эксперимент.

Психологическое исследование. Общая схема психологического исследования (неэкспериментального) исследования

Психологическое исследование. Понятие, виды, содержание психологического исследования.

Подготовка и планирование психологического исследования. Постановка научной проблемы и изучение состояния проблемы. Объект и предмет исследования. Определение актуальности исследования. Выдвижение гипотезы. Определение цели и задач исследования.

Планирование психологического исследования.

Сбор и обработка данных. Понятие данных в психологическом исследовании. Количественная и качественная обработка. Методы количественной обработки.

Интерпретация и представление результатов психологического исследования. Выводы и включение результатов в систему знаний.

Эксперимент в психологическом исследовании. Понятие эксперимента. Структура психологического эксперимента.

Экспериментальные переменные и способы их контроля. Виды переменных в психологическом исследовании. Независимые переменные. Схемы задания уровней независимых переменных. Типы и виды независимых переменных. Дополнительные переменные. Комплексные переменные. Зависимые переменные. Типы и виды зависимых переменных.

Отношения между переменными. Контроль переменных. Определение внешней переменной.

Валидность психологического эксперимента. Планирование как средство повышения валидности эксперимента. Валидность эксперимента и валидность статистических выводов.

Внешняя валидность. Факторы, снижающие внешнюю валидность.

Внутренняя валидность. Типы внутренней валидности: концептуальная, содержательная, конструктная, операциональная, эмпирическая валидность. Факторы, снижающие внутреннюю валидность.

Экспериментальная выборка и особенности ее формирования. Конструирование экспериментальных групп. Эксперимент с одним испытуемым. Эксперимент с экспериментальной группой. Основные виды конструирования экспериментальных групп. Требования к формированию выборки испытуемых.

Объем и состав выборки по возрасту, полу.

Экспериментальные и неэкпериментальные планы, их виды и характеристика. Критерии классификации экспериментальных планов. Система обозначений в экспериментальных схемах.

Виды экспериментальных планов. Виды экспериментальных планов по критерию истинности: доэкспериментальные, квазиэкспериментальные, планы истинных экспериментов.

Доэкспериментальные планы, их виды: анализ единичного случая, предварительное и итоговое тестирование на одной группе.

Истинно экспериментальные планы, их виды: планы для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия; планы для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием; план Соломона для четырех групп.

Квазиэкспериментальные планы, их виды: планы с неэквивалентными контрольными группами, планы с прерванной временной последовательностью.

Интраиндивидуальные и межгрупповые экспериментальные схемы

Виды экспериментальных планов по критерию количества экспериментальных воздействий: планы с одной независимой переменной, факторные, планы с серией экспериментов.

Факторные планы. Общая характеристика. Система обозначений в факторных планах. Понятия основного эффекта и эффекта взаимодействия. Сочетание основного эффекта и взаимодействия.

Корреляционное исследование и его планирование. Понятие корреляции и корреляционного метода. История возникновения корреляционного метода. Отличие корреляционного метода от экспериментального.

Виды корреляции. Коэффициент корреляции. Понятие регрессионного анализа.

Типы корреляционных связей: прямая корреляционная связь; корреляция, обусловленная третьей переменной; случайная корреляция, не обусловленная никакой переменной, корреляция, обусловленная неоднородностью выборки.

Планирование корреляционного исследования. Виды планов корреляционного исследования.

Элементы теории психологических измерений. Понятие психологических измерений. Понятие шкалы измерений. Типы шкал и виды допустимых преобразований. Группировки. Номинативная шкала (номинальная, шкала наименований). Порядковая (ординальная) шкала. Интервальная (шкала равных интервалов). Шкала равных отношений.

Основные виды психологических измерений, их классификация.

Психологическое тестирование. Общая характеристика психологического тестирования. Тестирование и теория измерений. Стандартизация, надежность и валидность теста. Требования к разработке и проверке тестовых методик

Тестирование в психодиагностике. Пути создания психодиагностических методик: адаптация известных методик (зарубежных, устаревших, с иными целями) и разработка новых, оригинальных методик. Этапы разработка тестовой методики обычно имеет следующие. Разработка психологического опросника.

Экспериментатор: его личность и деятельность. Деятельность экспериментатора в эксперименте. Эффект Пигмалиона. Основные ошибки экспериментатора, «искажающее влияние» экспериментатора на результат. Основные методы контроля влияния экспериментатора.

Испытуемый: его деятельность в эксперименте. Основные планы описания деятельности испытуемого. Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента.

Совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. Основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента. Особенности общения с взрослыми испытуемыми и испытуемыми детьми. Поведенческие проявления испытуемых, являющихся артефактами: «Эффект плацебо», «Эффект Хотторна», «Эффект Зайонца». Влияние ситуаций эксперимента на его результат.

Этика психологического исследования. Этические принципы проведения исследований человека. Понятие добровольного информированного согласия.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я