Международная миграция и устойчивое развитие России

Коллектив авторов, 2015

Доклад посвящен международной трудовой миграции как феномену глобализирующегося мира. В центре внимания авторов – воздействие этого феномена на социально-экономическое развитие принимающих государств. В частности, рассматривается влияние миграционного фактора на демографическую ситуацию, бюджетную сферу, уровень занятости и заработных плат, а также инвестиционный климат стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Авторы обращаются к опыту, накопленному государствами ОЭСР, для того чтобы проанализировать особенности России как иммиграционной страны и имеющиеся у нее возможности по использованию международной трудовой миграции в качестве ресурса развития. Предлагаются конкретные рекомендации по совершенствованию российской государственной политики в сфере миграционного регулирования.

Оглавление

Из серии: Научные доклады: социальная политика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международная миграция и устойчивое развитие России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

РАНХиГС

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение

Драматические события 2014 г. привели к радикальным изменениям в геополитическом и экономическом положении России. Новые условия требуют нового подхода к использованию имеющихся у страны ресурсов вообще и такого ресурса, как внешняя трудовая миграция, в частности. Задача настоящего доклада — проанализировать ситуацию, существующую в миграционной сфере, и оценить, насколько эффективно проводимая в настоящее время миграционная политика позволяет использовать данный ресурс.

* * *

Международная трудовая миграция — элемент современной мировой экономической системы. Перемещение населения из неблагополучных и политически нестабильных регионов в более благополучные и стабильные носит глобальный характер. Определенную долю миграционных потоков составляют беженцы и соискатели политического убежища, но основной контингент международных мигрантов[1] — это трудовые мигранты. Порядка двух пятых (около 40 %) международных миграций происходит в пределах стран бывшего третьего мира, или стран условного Юга, тогда как три пятых этих потоков (около 60 %) направлены из регионов условного Юга в страны условного Севера, т. е. в индустриально развитые страны Европы и Северной Америки. Международная миграция отражает глубокую взаимозависимость современного глобализирующегося мира.

Для отдающих стран эмиграция выступает средством решения проблемы избыточного населения, в противном случае обреченного на хроническую безработицу, а также средством экономического выживания (за счет денежных переводов, поступающих от мигрантов)[2]. Для принимающих стран иммиграция — средство компенсации убыли трудоспособного населения и заполнения тех экономических ниш, которые рассматриваются как непривлекательные местными работниками[3].

Население Евросоюза увеличивается лишь на 20 % благодаря естественному приросту, а на 80 % — за счет иммиграционного притока[4]. Так, в 2012 г. естественный прирост прибавил к населению 28 государств, входящих в ЕС, 22 млн жителей, а еще 90 млн прироста дала чистая миграция[5]. Если посмотреть на демографическую динамику стран ОЭСР за 20-летний период — с 1991 по 2011 г., — картина получается еще более внушительная. В Германии имел место отрицательный естественный прирост (т. е. естественная убыль населения), составивший более 1 млн 230 тыс. человек. Однако благодаря чистому иммиграционному приросту, превысившему 1 млн 400 тыс. человек, население Германии увеличилось. В Канаде иммиграционный приток обеспечил в данный период более 2 млн (из 3 млн 170 тыс.) демографического роста; в США численность населения возросла за это время на 2 млн 825 тыс., из которых почти 1 млн (990 тыс.) получено благодаря чистой миграции[6].

Россия в глобальном контексте может рассматриваться как часть условного Севера. Согласно докладам Отдела народонаселения ООН, наша страна в начале 2000-х годов превратилась во вторую в мире миграционную систему, по масштабам уступающую лишь США. И хотя данный тезис нуждается в существенных коррективах[7], остается констатировать один непреложный факт. Россия в силу демографических и экономических причин фактически является иммиграционной страной, т. е. на постоянной основе привлекающей трудовые ресурсы из-за рубежа. Она выступает мощным миграционным магнитом для государств ближнего зарубежья, а также привлекает трудовые ресурсы из ряда государств дальнего зарубежья (Китай, Вьетнам, Турция и др.). Существенную часть миграционного притока в нашу страну составляют временные мигранты, однако значительная доля этого притока (прежде всего из постсоветских стран) приходится на иммиграцию с целью постоянного жительства в России.

Опыт наших европейских соседей и конкурентов позволяет заключить, что экономический рост в условиях «старения» населения (сокращения молодых и трудоспособных когорт при увеличении пожилых и нуждающихся в пенсионном обеспечении) весьма проблематичен. А поскольку старение населения является одним из самых серьезных вызовов, с которыми столкнулась и будет сталкиваться Россия в долгосрочной перспективе, альтернатива иммиграции вряд ли существует. Вопрос стоит не о ее сокращении или прекращении, а о ее рациональном использовании. Необходимо поставить иммиграцию на службу социально-экономическому развитию страны. Речь при этом идет о политике государства в отношении не только въезда, но и расселения мигрантов на территории страны и их инкорпорирования, включения в российское общество. Иными словами, важной частью миграционной политики является интеграционная политика. При условии продуманной, стратегически обоснованной миграционной политики внешняя миграция способна стать мощным ресурсом развития, повышающим шансы России в глобальной политико-экономической конкуренции.

Оглавление

Из серии: Научные доклады: социальная политика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международная миграция и устойчивое развитие России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Согласно подходу, принятому в документах ООН, под международными мигрантами понимают индивидов, которые «меняют свою страну обычного проживания». Различают долгосрочных и краткосрочных мигрантов; долгосрочные мигранты — это лица, которые проживают за пределами страны своего рождения в течение года или более; краткосрочные мигранты — это лица, которые переезжают в другую страну на период не менее 3 месяцев и не более чем на год (12 месяцев), за исключением случаев, когда передвижение в эту страну не связано со следующим рядом причин: отдыхом, отпуском, посещением друзей и родственников, деловыми целями, лечением или религиозным паломничеством. United Nations (2014) Recommendations on International Migration Statistics, Rev.l http://unstats.un.org/unsd/ demographic/sconcerns/migration/migrmethods.htm

2

В 2012 г. общемировой объем таких переводов превысил 400 млрд долл. США (The World Bank (2013) Migration and Development Brief, 20). http://siteresources.worldbank.org/INTPROSPECTS/ Resources/334934-1288990760745/MigrationDevelopmentBrief20.pdf

3

При этом различие между отдающими и принимающими странами не следует понимать буквально, поскольку многие современные государства выступают одновременно в том и другом качестве (см. об этом ниже).

4

Имеется в виду чистая миграция, т. е. число прибывших за вычетом убывших.

5

Eurostat (2014) Population and population change statistics, http:// ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Population and_ population_change_statistics.

6

http://stats.0ecd.0rg/#.

7

Количество иммигрантов определялось чиновниками ООН по чисто формальному критерию: в качестве иммигрантов рассматривались лица, родившиеся за пределами Российской Федерации. В результате в число иммигрантов, постоянно проживающих в России, попали все граждане бывшего СССР, родившиеся за пределами РФ, львиную долю которых составляли русские репатрианты, переехавшие в Россию из бывших советских республик. См. об этом ниже, в 1.26.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я