Хорошая память вопреки возрасту

Вероника Климова, 2011

Мучительно пытаетесь вспомнить «вылетевшее» слово? Вам все труднее сосредоточиться? Вас пугает призрак склероза и старческого слабоумия? Вы хотите помочь близким, у которых уже начала проявляться эта проблема? Поверьте: «возраст» – вовсе не синоним «маразма»! И после семидесяти лет можно чувствовать себя так же, как в сорок. Главное – вовремя начать профилактику мозговых нарушений и сосудистых заболеваний! Книга врача Вероники Владимировны Климовой рассказывает о самых эффективных методах профилактики и коррекции мозговых нарушений. Используя резервные возможности головного мозга, вы научитесь быть здоровыми, укрепите свою память и сможете жить полноценной активной жизнью. В любом возрасте! Встречаются два старичка. «Как ты думаешь, что лучше: маразм или склероз?» – «Склероз: тогда ты не помнишь, что у тебя маразм…» – «Э, нет! Лучше маразм: тогда ты не понимаешь, что у тебя склероз!»

Оглавление

Из серии: Семейный доктор

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хорошая память вопреки возрасту предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Виды памяти

Американский политик Бенджамин Франклин сказал когда-то: «Многие жалуются на память, но почти никто — на сообразительность». Жалоба на плохую память — одна из самых частых даже среди молодых людей. Недаром есть такое устойчивое выражение: «девичья память», хотя, казалось бы, когда еще можно похвастаться хорошей памятью, как не в юные годы.

Однако часто люди жалуются не на память «вообще», а на проблемы с конкретными видами памяти. «Я на слух не запоминаю», «Зрительная память у меня никудышная», «Не помню номера телефонов, хоть убей!», «Никогда не отличался хорошей памятью на лица». Эти высказывания демонстрируют, что не надо быть профессором или иметь семь пядей во лбу, чтобы понимать простую вещь: память бывает разная.

С годами мы узнаем сильные и слабые стороны своей памяти, учимся тренировать те виды памяти, которые хромают. Какие же существуют виды памяти?

Движения, эмоции, логика и образ

Мы все разные — кто-то живет эмоциями, другие чаще руководствуются логикой. Все эти особенности нашей психики находят отражение и в нашей памяти. По характеру психической деятельности, при помощи которой человек воспринимает информацию, выделяются четыре вида памяти: двигательная, образная, эмоциональная и словесно-логическая.

Двигательная память первой появляется у ребенка. Нам кажется естественным, что ребенок сначала садится, а потом встает, ползет — а потом идет. Мало того, существуют четкие критерии того, в какое время какой двигательный навык должен проявляться у ребенка. Эти критерии позволяют судить, нормально ли развивается малыш. В то же время, если перед глазами ребенка нет примера взрослых, которые демонстрируют ему все эти двигательные навыки, ребенок может никогда им не научиться. Мы все слышали о случаях воспитания детей животными — такие ребятишки бегают на четвереньках, подражая своим четвероногим опекунам.

По мере взросления ребенка двигательная память помогает формировать все более сложные навыки. Сначала ребенок учится держать погремушку, потом осваивает пирамидку, строит дома из кубиков, овладевает навыками рисования и письма. Двигательная память необходима для спортивных достижений, трудовых навыков.

Яркий (хотя и несколько фантастичный) пример человека, который смог достичь невиданных профессиональных и спортивных высот благодаря великолепной двигательной памяти, — Форрест Гамп из одноименного голливудского фильма.

Как известно, уровень интеллекта у Форреста был гораздо ниже, чем у сверстников. Но благодаря двигательной памяти, умению сосредоточиваться на деталях он добился таких успехов, которые и не снились его более интеллектуальным сверстникам. Ему показали, как надо бежать, — и он стал ценнейшей находкой для спортивной команды, благодаря чему попал в колледж. Ему сказали, что при игре в пинг-понг главное — не спускать глаз с мячика, и он вошел в число лучших игроков американской армии. Сосредоточенность на движениях, развитие двигательной памяти помогали ему добиваться успеха во многих сферах.

Все трудовые навыки, все виды творчества, связанные с ручными движениями — от прополки грядок до выпекания булочек, от вышивания гобеленов до набора текста на компьютере, — возможны прежде всего благодаря нашей двигательной памяти.

Словесно-логическая память. Любой школьник, столкнувшись с проблемой запоминания большого объема материала, выбирает для себя один из путей — разобраться и таким образом запомнить или же зазубрить. Когда человек идет по пути «зубрежки», он задействует механическую память, если он старается вникнуть в материал, занимается поиском логических связей, он задействует словесно-логическую память. Логическая память гораздо эффективнее, чем механическая, она позволяет запоминать материал прочно и надолго.

В одном из рассказов детского писателя Виктора Голявкина приведен пример использования разных видов памяти (механической и логической) при заучивании стихотворения:

— Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, — орал я на весь дом. Я отложил книжку в сторону и с выражением прочел:

— Кроя мглою бурю кроет, крути снежные вертя…

Что-то не то. Я опять начал снова:

— Буря мглою…

Я забыл вдруг, что буря кроет. Я стал думать и вскоре вспомнил. Я так обрадовался, что начал снова:

— Буря кроет небо мглоет…

Мглоет? Что это такое? Мне стало не по себе. Такого, по-моему, не было. Я поглядел в книжку. Ну, так и есть! Мглоета нету! Я стал читать, глядя в книжку: все получилось, как в книжке. Но как только я закрыл книжку, я вдруг прочел:

— Утро воет небо могилою…

Это было совсем не то. Я это сразу понял. Я всегда вижу, когда не то. Но в чем тут дело, в конце концов? Почему я никак не запомню?

— Не нужно зубрить, — сказал старший брат. — Разберись, в чем там дело.

Я стал разбираться. Значит, буря покрывает небо своей мглою и в то же время крутит что есть силы снежные вихри. Я закрыл книжку и четко прочел:

— Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…

Больше я не ошибался.

Считается, что логическая память хорошо поддается тренировке. Это особенно важно в зрелые годы, потому что с возрастом механическая память ухудшается. В этом случае формирование логических связей помогает запоминать и хранить в памяти нужную информацию.

Эмоциональная память — память, основанная на переживаниях. Специалисты, которые занимаются рекламой, знают — лучше всего запоминается та информация, которая вызывает эмоциональный отклик. Удалось включить эмоции — рассмешить, растрогать или испугать, — вероятнее всего, реклама останется в памяти. Потому что при встрече с рекламируемым объектом эмоции «всплывают» из памяти и тянут за собой информацию об объекте. Я думаю, у каждого из нас найдутся примеры того, как эмоции помогли нам что-то запомнить — спектакль, вызывавший у нас слезы, запомнится лучше, чем умная и полезная, но суховатая по стилю изложения лекция.

У нас в медицинском институте на первом курсе лекции по биологии читал очень необычный преподаватель. С виду типичный профессор — приземистый, с бородкой клинышком, — он заходил в лекционный зал и бросал фразы, которые шокировали всех студентов. Например, свою первую лекцию он начал словами: «Дураки вы все… ну не все, а 70 процентов», из последующих перлов — «Ешь газеты для профилактики аппендицита!», «Кукушка полезная птица — она на страже ума!»

По ходу лекции он, конечно, пояснял, что имеет в виду. Но вот что удивительно — за время учебы было много интересных и полезных лекций, прошедшие годы практически стерли их из памяти, осталось лишь общее впечатление. А вот странные фразы, с которых биолог начинал свои лекции, буквально врезались в память благодаря тому эмоциональному шоку, который они вызывали.

Эмоциональная память формируется рано — на первом году жизни ребенка. Особо эмоциональная память проявляется в человеческих взаимоотношениях. Почему мы не можем забыть первую любовь? Потому что трудно найти что-то сопоставимое этому переживанию по эмоциональному отклику! Мы уже говорили о том, что приятные переживания оставляют в памяти более прочный след, чем то, что нас огорчило, расстроило, разозлило. Именно поэтому мы так любим встречаться со школьными, студенческими друзьями — они будят в нас память о том времени, когда мы были молоды, счастливы, беспечны. Помните: «Боже, какими мы были наивными, как же мы молоды были тогда!»

Образная память связана со способностью человека создавать образы. Мы создаем образы чаще, чем думаем. Например, сны — это, по сути, тоже образы, плод работы нашего воображения. Но и сознательно мы используем образную память. Многие люди «окрашивают» буквы алфавита в определенные цвета, так, букву «А» чаще всего представляют красного цвета, а букву «И» — синего. При запоминании многие «включают» образы, сами того не осознавая. Считается, что дети воспринимают мир через образы, с возрастом у творческих людей способность образного восприятия реальности сохраняется.

Создание образов требует работы воображения. Так, цифру 23 (в адресе, в номере телефона и т. п.) можно просто попытаться «зазубрить», а можно представить в виде яркого образа — например, лебедя и чайки, «окрасить» их в определенные цвета, скажем зеленый и желтый. Если мы давно не тренировали свою образную память, это сначала может быть непросто, нужно прилагать усилия. Зато такой образ надолго останется в памяти.

Память и органы чувств

Еще одна распространенная классификация памяти основана на преобладании в запоминании разных органов чувств — зрения, слуха, осязания, вкуса.

Зрительная память. «Нарисуй мне барашка», — просил маленький принц летчика, бьющегося над починкой самолета где-то в пустыне. Честно говоря, если бы ко мне обратились с такой просьбой, даже где-нибудь в привычной и комфортной обстановке, я бы не смогла ее выполнить. Потому что у меня очень плохая зрительная память. Например, я в своей жизни не раз видела санки — обычные детские санки. Но когда дочка попросила меня их нарисовать, я поняла, что абсолютно не помню, как они выглядят! Срисовать что-то — пожалуйста. А вот нарисовать, что называется, по памяти — это увольте!

Зрительная память связано со способностью сохранять и воспроизводить зрительные образы.

У меня есть знакомая, великолепная художница, которая умудрилась закончить радиотехнический колледж, абсолютно не имея склонности к электронике и ничего в ней не понимая. Любой прибор и сегодня остается для нее тайной за семью печатями, более того — она панически боится электрического тока. Тем не менее у нее есть диплом радиоинженера, а получила она его исключительно благодаря своей зрительной памяти.

Чертеж любого прибора, микросхемы она воспринимала просто как некую абстрактную картинку, на которой где-то есть выступ, а где-то крестик. Эту картинку она и воспроизводила на экзаменах и зачетах и делала это точнее и изящнее любого технаря.

Люди, у которых хорошо развита зрительная память, «видят» предметы даже тогда, когда они уже перестали воздействовать на органы чувств (в данном случае на зрение). Хорошей зрительной памятью обладают художники, дизайнеры, инженеры, композиторы.

Слуховая память. Как известно, учеба в высших и средних учебных заведениях включает в себя как практические занятия, так и лекции. На практических занятиях преподаватель обычно отмечает присутствующих. Для того чтобы избежать «отработок», студенты стараются такие занятия посещать. Иное дело лекции — там отмечают далеко не всегда, и даже если журнал посещений присутствует, всегда можно найти выход, чтобы пропустить лекцию. На нашем курсе во многих группах практиковался обычай отправлять на лекцию одного-двух кандидатов, которые фиксировали в журнале, что «все присутствуют», в то время как «присутствующие» спокойно отправлялись по своим делам. А сама лекция перед экзаменами переписывалась, копировалась, и казалось, что ничего важного не упущено.

В то же время на курсе были студенты, которые относились к посещению лекций так же ответственно, как и к практическим занятиям. Именно эти студенты от сессии к сессии получали лучшие оценки, чем записные прогульщики. Безусловно, это связано прежде всего с ответственным отношением таких студентов к учебе вообще. Но я по себе знаю, что гораздо проще усвоить материал, если не только увидишь его глазами, но и услышишь. Потому что здесь подключается слуховая память.

Слуховая память позволяет нам узнавать музыкальные произведения, голоса знакомых по телефону (даже если мы не общались много-много лет), запоминать песни, которые мы слышим.

Благодаря слуховой памяти до нас дошли многие литературные памятники древности — войны и пожары нередко уничтожали литературное наследие, но произведения вновь восстанавливались по памяти.

Слуховая память необходима людям, которые изучают иностранные языки, филологам, музыкантам. Многие известные музыканты обладали феноменальной слуховой памятью.

Так, Сергей Рахманинов мог безошибочно воспроизвести на рояле единожды услышанное им музыкальное произведение. Вольфганг Амадей Моцарт однажды в соборе Святого Петра услышал музыку, ноты которой держались в строжайшем секрете. Придя домой, композитор тотчас записал нотный рисунок услышанной мелодии и точно воспроизвел ее на фортепиано. Когда спустя годы сличили оригинал и записи Моцарта, оказалось, что гениальный композитор не пропустил ни единой ноты!

Многое в нашей жизни мы воспринимаем именно на слух, поэтому тренировка и сохранение слуховой памяти очень важны для нас!

Осязательная, обонятельная и вкусовая память. Эти виды памяти очень развиты у многих животных. Охотничьих собак специально тренируют на запоминание запахов животных, чтобы потом среди сотен других ароматов они смогли найти след и обнаружить дичь. Лесные звери также обладают тончайшим чутьем, которое загодя предупреждает их о приближении хищника, об изменениях в окружающем мире.

В жизни людей обонятельная и вкусовая память играет не такую выраженную роль — мы не ищем пищу по запаху, да и многие виды опасности трудно распознать с помощью обоняния и вкуса. В то же время эти виды памяти также очень много значат для нас. Начиная познавать мир, ребенок прежде всего пробует его на вкус.

Осязание — восприятие мира через прикосновения — тоже очень важно. Ученые говорят, что для правильного развития малыша необходимо, чтобы запасы его осязательной памяти постоянно пополнялись. Ребенок, которого часто касаются, берут на руки, ласкают, гладят, развивается гораздо быстрее, чем те, кто этого лишен.

У нас в кладовых памяти также хранятся воспоминания о вкусах и запахах, которые помогают нам определять съедобность и качество продуктов. Почувствовав и «узнав» запах горелого, мы беспокоимся и начинаем искать его источник. Запах испортившихся продуктов также легко узнаваем. Есть ароматы, которые воспринимаются нашей памятью как что-то символичное — запах апельсинов и елки напоминает о Новом годе, а аромат куличей — о пасхальных праздниках. Но и это еще не все.

Вкусовая, обонятельная и осязательная память обогащает нашу жизнь, наше восприятие. Это те мазки, без которых картина мира была бы бедной, неполной. Думая о любимом человеке, мы вспоминаем не только его внешность и голос, но и запахи, ощущение его рук. Думаю, многим знакомо чувство, когда аромат духов, цветов будит вдруг давно забытые воспоминания и ощущения.

Думая о маме, мы вспоминаем ее запах, ощущение прикосновения ее любящих рук, ее объятия. Вспоминая о море, мы не только представляем себе, как оно выглядит, но ощущаем его запах, соленый вкус, чувствуем его прохладу на своей коже.

Эти виды памяти помогают писателям формировать образы, передающие атмосферу того, о чем они рассказывают, позволяют творить то, что называется образностью. Почему-то именно запахи обладают волшебным свойством воскрешать или создавать в нашем воображении образы, вызывать их из нашей памяти.

Анна Ахматова, описывая Петербург начала XX века, рассказывала, что на парадных лестницах жилых домов «были запахи дорогих сигар или духов проходивших господ и дам», тогда как на черной лестнице «пахло жженым кофе, постным маслом на масленицу, корюшкой весной и всегда кошками».

Как живо это воспоминание поэтессы помогает представить себе атмосферу того времени!

Эрнест Хемингуэй в своем чудеснейшем романе «Праздник, который всегда с тобой» постоянно прибегает к хранилищам своей вкусовой, обонятельной и осязательной памяти — запах кофе, апельсинов, кожуру которых он жег в камине своей крошечной рабочей комнаты в Париже!

Помните эти чудесные строки:

«Я ел устрицы, сильно отдававшие морем, холодное белое вино смывало легкий металлический привкус, и тогда оставался только вкус моря и ощущение сочной массы во рту; и глотал холодный сок из каждой раковины, запивая его терпким вином, и у меня исчезло это ощущение опустошенности, и я почувствовал себя счастливым и начал строить планы».

Что было бы, если бы писатель не передал вкуса устриц, своих ощущений от них? Получилось бы просто описание того, как он однажды ел морепродукты в Париже, но какая была бы в этом художественная ценность? Нет, именно вкусовая память помогла ему сотворить этот дразнящий, щемящий сердце образ.

Поэтому, несмотря на то что нам не нужно по запахам находить себе добычу, скрываться от хищников и так далее, очень важно беречь вкусовую, обонятельную и осязательную память. Чтобы краски мира не поблекли!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хорошая память вопреки возрасту предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я