Как воспитывать детей успешными и счастливыми? Занимательные истории проекта «Счастливое детство»

Дмитрий Лысак

Как нам стать счастливыми и воспитать счастливыми наших детей? Ответ на этот вопрос предлагает международный психолого-педагогический проект «Счастливое детство». Участники исходят из того, что среда – ключевой фактор человеческого развития и все, что от нас требуется, это создать для детей такие условия, чтобы они правильно развивались и менялись под влиянием окружения. Книга рассчитана на каждого, кто хочет понять, каким образом можно организовать окружение, которое сделает нас счастливыми.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как воспитывать детей успешными и счастливыми? Занимательные истории проекта «Счастливое детство» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава II. Инструменты проекта

Истина подобна огромному дереву, которое приносит тем больше плодов, чем больше за ним ухаживают. Чем более глубокие поиски в кладези истины вы будете производить, тем больше зарытых там сокровищ откроется вам. Они облечены в форму многообразных возможностей служения обществу.

Махатма Ганди

Обсуждение по правилам — инструмент первый

Одним из инструментов проекта является обсуждение тех или иных вопросов по определенным правилам. Обсуждение желательно проводить при наличии не менее 5—6 человек. Самое оптимальное количество 10 человек.

Что представляют собой эти правила и почему необходимо конкретное количество людей?

Но сначала обратимся к истории вопроса. В прошлом веке знаменитый немецкий, а затем американский психолог Курт Цадек Леви́н (Kurt Zadek Lewin), чьи идеи оказали большое влияние на социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготского и исследователей «круга Выготского» (теории — уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, теория поля и многие другие), доказал, что при объединении 10 человек создается полная модель человеческого общества.

Джеймс Шуровьески в своей известной книге «Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум влияет на бизнес, экономику, общество и государство» доказал, что простейший способ получить максимально достоверный ответ — это всегда обращаться к группе. Однако, помимо всего прочего, при обсуждении в круге по особым правилам создается синергетический эффект.

Термин «синерги́я» (греч. συνεργία — сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество; от греч. σύν — вместе, греч. ἔργον — дело, труд, работа, (воз) действие) расшифровывается многими словарями. Возьмем, к примеру, социологический словарь: это «совместное действие, взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии». А также «совместный труд во всех областях человеческой деятельности как основа общности».

Причиной подобного эффекта является то, что каждый из нас бессознательно связан со всем человечеством и всей природой. Это доказали директор франкфуртского Института мозга им. Макса Планка, один из авторитетнейших мировых ученых в области нейронаук Вольф Зингер, а также наш соотечественник академик В. И. Вернадский и другие ученые.

В процессе обсуждения при соблюдении определенных правил взаимодействия с другими участниками в центре круга раскрываются все тайны мироздания, человек приобретает опыт находить новые идеи в кругу единомышленников. Об этом подробно написано в книге Ю. Чемеренской «Круглая методика. Как сохранить драйв в тяжелые времена».

На первый взгляд, правила обсуждения выглядят очень простыми. Но их выполнение требует от участников определенной внутренней работы над собой, и именно эти правила позволяют участникам находиться в речемыслительной деятельности.

Правила круга

Равенство и важность каждого участника. В круге нет более или менее важных. В обсуждении все стараются быть равными друг другу, не подавляя званиями, должностями и так далее; недопустима также дискриминация по половому, возрастному и другим признакам.

Обсуждается только одна тема. Все участники отвечают на поставленный вопрос, обсуждают одну заданную тему, не уводя обсуждение в сторону своего желания рассказать «интересненькое». Это позволяет сконцентрироваться на конкретных задачах, сократить время обсуждений, а также развивает в каждом человеке способность выделять главное в общем объеме информации.

Важно, чтобы сказал каждый. Каждый добавляет свое мнение в общее решение. Выражая свою точку зрения, объединяя ее с точкой зрения остальных, каждый обогащается, начинает лучше слышать и понимать не только других, но и себя. Если же кто-то отмалчивается, он как бы не вкладывает в общее блюдо необходимый ингредиент.

Важно слушать и слышать других. Мы говорим поочередно, не перебивая друг друга; внимательно слушаем того, кто сейчас говорит, пытаясь прочувствовать его, понять, слиться с его мнением.

Отсутствие споров, критики и оценок. Мы не спорим. Нет правильных или неправильных мнений. Все наши мнения имеют право на существование, все идет в «общий котел новых знаний». Не отрицая мнение другого, а дополняя друг друга, мы получаем новый взгляд на проблему глазами всех. Мы не высказываемся относительно мнений других участников и, тем более, не оцениваем их самих, а только отвечаем на вопросы ведущего.

Отсутствие диалогов и вопросов друг к другу. В обсуждении в круге мы не устраиваем диалогов и не задаем друг другу вопросы, потому что это разрушает круг. Возникший в круге диалог двух человек как бы разрывает его на две части. Выделяя кого-то в обсуждениях, мы нарушаем принцип равенства и делим круг на отдельные пары или мини-группы. Каждый участник должен говорить, не обращаясь персонально к кому-то, а как бы в «центр круга».

Поднимаемся над отторжением и раздражением. Мы преодолеваем несогласие друг с другом, посмотрев на вопрос глазами всех. Если между нами возникают отторжение, непонимание, несогласие, стремимся преодолеть их общими усилиями, приподнимаясь над тем, что нас разделяет, к тому, что нас соединяет. Учимся уступать друг другу. Радуемся таким моментам как возможности для совместного продвижения и роста.

Избегаем лозунгов и клише, держим курс на искренность. Человек говорит только то, что сам чувствует или думает, не ссылаясь на чужие авторитетные мнения, не цитируя классиков. «Разум круга» работает тогда, когда участники максимально откровенны и искренни.

Принимаем решение коллективно. Мы стараемся принимать решение только единогласно, из общей точки взаимопонимания и единства. Она рождается к концу обсуждения (или серии встреч), когда личные мнения каждого соединяются в коллективное мнение. Здесь очень важен постулат о «непротиворечии противоречивого», так как нечто кажется нам противоречивым только в нашем отдельном понимании. А в природе ничего противоречивого нет, все составляющие интегрально уживаются и отлично дополняют друг друга.

Ставим перед собой возвышенную и благородную цель: сформировать общее поле любви, участия, заботы, тепла. Каждый, произнося слова, слушая, сопереживая, в первую очередь стремится именно к этому. Главное не в том, чтобы добиться конкретного результата обсуждения или решения, а достичь объединения между участниками. Потому что только из него приходят лучшие результаты и решения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как воспитывать детей успешными и счастливыми? Занимательные истории проекта «Счастливое детство» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я