Как воспитывать детей успешными и счастливыми? Занимательные истории проекта «Счастливое детство»

Дмитрий Лысак

Как нам стать счастливыми и воспитать счастливыми наших детей? Ответ на этот вопрос предлагает международный психолого-педагогический проект «Счастливое детство». Участники исходят из того, что среда – ключевой фактор человеческого развития и все, что от нас требуется, это создать для детей такие условия, чтобы они правильно развивались и менялись под влиянием окружения. Книга рассчитана на каждого, кто хочет понять, каким образом можно организовать окружение, которое сделает нас счастливыми.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как воспитывать детей успешными и счастливыми? Занимательные истории проекта «Счастливое детство» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I. Начало

Я спал, и мне снилось, что жизнь — это радость. Я проснулся и увидел, что жизнь — это служение. И я соединил служение с радостью.

Уэйн Дайер, американский писатель, лектор и преподаватель

Володя, как всегда, эмоционально и ярко делился новыми идеями. Две Марины внимательно слушали его. Алла, в своем амплуа, украшала Володины идеи юмористическими шпильками. Мы чувствовали радость и внутренний подъем — обычное состояние после встречи в библиотеке.

Наше состояние так сильно отличалось от настроений людей в электричке, что мне стало как-то не по себе. Будто бы мы ворвались из будущей счастливой жизни в серое прошлое человечества.

Большинство пассажиров сидели с хмурыми лицами. Кто-то играл в игры в телефоне. Как обычно, все сидячие места были заняты мужчинами разного возраста. Молодая женщина тихо плакала, прижавшись к перилам электрички. Двое парней агрессивно и громко общались друг с другом. «Станция „Лесная“», — сообщил усталый мужской голос.

В вагон, еле передвигаясь, с огромной авоськой зашла пожилая женщина. Она с таким укором взглянула на сидящих мужчин, что сразу двое из них с виноватым видом вскочили и бросились к двери. Женщина села, недовольно качая головой.

Вагон тронулся. Пассажиры продолжали равнодушно и уныло заниматься собой: играть в телефонные игры, слушать в наушниках музыку, читать.

Володя внимательно окинул взглядом вагон.

— А может быть… — он не успел закончить фразу, как мы все одобрительно закивали головой, поняв его с полуслова.

— Друзья! Кто из вас хочет почувствовать счастливое состояние хотя бы на 5 минут прямо сейчас? — громким и уверенным голосом обратился Володя к пассажирам.

Воцарилась тишина.

— Я, — сообщила пожилая женщина с огромной авоськой.

Двое молодых людей захихикали, с усмешкой глядя на женщину. Володя внимательно посмотрел на них. От его взгляда молодые люди покраснели и уткнулись в свои планшеты.

— Я тоже, — тихо промолвила плачущая молодая женщина.

— Давайте попробуем, — сказал мужчина средних лет, читавший до этого потрепанный сборник стихов Сергея Есенина.

— Отлично! — обрадовался Володя. — Сначала мы познакомимся, а потом поговорим о счастье. Но по определенным правилам: назовите свое имя и вспомните самое любимое блюдо, или игрушку, или игру, которые вы любили в детстве. Если забыли, скажите просто, какой фрукт или какое блюдо любите сейчас.

И тут началось волшебство, которое так знакомо нам (с недавних пор) и с которым мы хотели познакомить всех людей.

Пожилая женщина с улыбкой на лице вспоминала, как ее бабушка пекла ей оладьи из ржаной муки и аромат от них разливался на всю коммуналку.

Слезы у молодой женщины высохли, и она с тихой радостью рассказывала о любимой кукле, которую ей подарил папа. Она вспоминала, как шила ей платья, тайком от мамы используя для этого свой сарафан.

А мужчина со стихами Есенина вспомнил, как с другом ловил корюшку и его мама жарила ее на мутном подсолнечном масле. Это была самая вкусная корюшка на свете!

Пассажиры электрички внимательно прислушивались к нашему диалогу, постепенно подсаживаясь к нам ближе. Молодые люди, которые до этого с насмешкой отнеслись к пожилой женщине, вдруг начали делиться тем, как родители их учили кататься на роликах.

Постепенно весь вагон оживился, слышался смех, счастливые лица людей, сияющие глаза. И мы тут были ни при чем. Мы просто поделились с людьми инструментами построения счастья, возможностью решать свои проблемы. Используя эти легкие инструменты, наши попутчики сами себя сделали счастливыми на период этой поездки. А может быть, и дольше.

Кто мы, знающие эти инструменты? Что это за инструменты построения счастья и решения любых проблем?

Об этом и будет эта книга. Она рассчитана на родителей, воспитателей, педагогов, волонтеров и каждого, кто хочет понять, каким образом можно организовать хорошее окружение, которое делает людей счастливыми. Один человек не сможет испытать счастье в полной мере, если его будет окружать несчастное, страдающее человечество. Поэтому мы, взрослые, должны позаботиться о том, чтобы окружение наших детей так же было счастливым и успешным. Следовательно, у нас с вами задача более глобальная, нам всем стоит знать — используя какие инструменты, мы сможем быть сами счастливы, и своим примером побуждать других изучить путь к счастью. Материал этой книги — результат работы большого количества людей, более двухсот человек! Это педагоги, психологи, ученые, руководители библиотек, люди разных профессий, а также папы, мамы, бабушки, дедушки — все участники проекта.

Каждая глава книги посвящена одной из существующих актуальных тем в воспитании человека. Эти темы мы не искали специально. Они раскрывались нам, как боль, крик мамы, папы, родных, когда их ребенок попадал в беду или в отношениях между родными и ребенком возникала стена отчуждения. В таких ситуациях родные ребенка, безрезультатно испробовав все известные пути решения той или иной проблемы, в отчаянии обращались за помощью к экспертам проекта. В этой книге мы вместе с вами выясним причины возникновения подобных проблем и предложим практические способы их разрешения.

В книге использованы материалы достижений различных наук за последние тысячелетия, материалы научных и педагогических конференций.

Кроме того, в книге описаны социальные игры и упражнения, имеющие глубокий смысл и психологическую основу для улучшения разных сторон наших взаимоотношений. Эти игры и упражнения созданы участниками проекта, экспертами проекта — учеными, психологами и педагогами.

Также в книге предлагаются рекомендации по проведению разнообразных форм коммуникативного досуга и тематических встреч, которые можно организовать и адаптировать для применения как в школах, детских садах, в семье, так и на работе.

Следует заметить, что весь материал книги в течение четырех лет реализован, пережит и принят для использования как в повседневной жизни, так и в школах, библиотеках и других детских учреждениях многими участниками проекта. География применения материалов проекта в своей практической деятельности очень широкая: Рига, Таганрог, Москва, Великий Новгород, Ставрополь, Санкт-Петербург, Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Ижевск, Красноярск, Новосибирск. Только в Перми и Санкт-Петербурге с 2013 года по 2016 год материалы проекта использовали в практической деятельности более 2000 человек.

День рождения проекта. Когда? И почему?

Смысл человеческой жизни — быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь.

С. Л. Рубинштейн, советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР

В октябре 2012 года в Пермском крае выпал первый снег и начались первые метели. Но ранняя зима не охладила сердца педагогов, психологов, представителей администрации Пермского края, родителей, библиотекарей, людей разных профессий, ищущих ответы на вопрос: «Как воспитать человека счастливым и полезным обществу?» Их усилия реализовались в виде Культурно-педагогического форума, который освещался в СМИ и Интернете (например http://ombudsman.perm.ru/news/2012/10/30/3986/). Площадкой для форума, где могут встретиться люди с разными взглядами на воспитание и на жизненные ценности, после долгих дебатов была выбрана библиотека. Ведь библиотека — это лучшая коммуникативная платформа, кладезь вековых общечеловеческих ценностей.

Так пространство Пермской краевой детской библиотеки им. Л. И. Кузьмина на два октябрьских дня превратилось в уютное место встреч, общения, открытий и познания себя, обретения новых знакомств и новых друзей. Именно здесь и состоялся первый открытый Культурно-педагогический форум «Воспитание с помощью окружения».

На площадке «Кузьминки» (так ласково ее называют в Пермском крае) участниками большого круглого стола, лекций, мастер-классов, презентаций по построению доброго окружения стали более 80 человек. В их числе были педагоги из дошкольных образовательных учреждений, гимназий, школ, вузов, учреждений дополнительного образования, представители творческих профессий, сотрудники различных предприятий, предприниматели, психологи, заинтересованные родители. Дополнительной площадкой форума стал педагогический университет Перми, где проводился мастер-класс по развитию коммуникативных навыков с применением методики построения кругов доверия и обсуждения, на котором собралось более 50 студентов, преподавателей университета, участников форума. При подведении итогов прошедшего мероприятия молодые педагоги отметили простоту и в то же время эффективность инструментов для построения доверительных отношений в любых коллективах. На другой площадке, в гимназии №3, с этой же целью собрались дети, учителя, родители. Используя методику построения кругов доверия, многие участники впервые смогли откровенно высказать свои мнения и не просто слышать, а именно услышать и понять иную точку зрения других представителей образовательного процесса.

Если помимо вышеуказанных участников этих встреч еще прибавить более ста человек, зарегистрировавшихся на сайте форума, а также многочисленную аудиторию онлайн-трансляций из более чем тридцати городов России, представителей ближнего и дальнего зарубежья, то аудитория получилась весьма внушительная.

Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае П. В. Миков, приветствуя участников форума, сказал о большой работе главной детской библиотеки Пермского края как центра притяжения и продвижения идей сотрудничества в воспитании наших детей: «В год пермской детской книги вот так и должна работать библиотека. Мы должны привлекать к совместной работе успешных людей, строить отношения со всеми на основе партнерства. Выстроив хорошее окружение в среде профессионалов, мы сможем создать его и для детей, работать в интересах детства».

Результатом этого знаменательного события было решение создать интерактивную интернет-площадку, на которой все заинтересованные люди будут обсуждать свои идеи и предложения, создавать и внедрять перспективные, проверенные и научно обоснованные подходы в воспитании человека.

Так родился сайт «Хорошее окружение» http://horosheeokruzhenie.ru/. Этот ресурс направлен на объединение и информирование всех, кого интересуют прогрессивные способы взаимодействия, психолого-педагогические инновации, кто на практике готов применять полученные знания. Ежемесячно для всех интересующихся эксперты и волонтеры сайта проводят интерактивные встречи «Счастливое детство», включающие в себя телемост между городами-участниками, экспертами сайта, просмотр видео по заявленной теме, каскадные мероприятия на основе авторской технологии «Игра-упражнение-обсуждение». Ключевым событием таких встреч становится обсуждение метапредметных вопросов в «Кругах доверия». За время реализации проекта «Счастливое детство» была выработана уникальная технология взаимодействия участников, которые через построение доверительных отношений между собой, эмпатию и конструктивное общение «по кругу» открывают в себе свои лучшие качества и вместе с другими участниками создают новые знания. Все это одновременно происходит в различных городах и странах, с аудиторией более 200 человек. Эту технологию мы назвали «Воспитание с помощью окружения» или «Воспитание в круге». Постоянно накапливая практический опыт применения этой технологии, мы увидели уникальность такого взаимодействия — в простоте и универсальности применения инструментов в детских и взрослых аудиториях, с различными задачами — и учебные, и воспитательные, и организующие.

Многие участники проекта, делясь своим личным опытом и мнением, являются соавторами этой книги.

Уважаемый читатель! Вам впервые предоставляется возможность познакомиться с книгой, автором которой является сообщество людей, которые с помощью общения и взаимодействия между собой нашли ответы на важнейшие вопросы жизни. Коллективный разум многочисленных участников проекта предлагает вам простые, но мудрые советы по воспитанию ребенка и самовоспитанию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как воспитывать детей успешными и счастливыми? Занимательные истории проекта «Счастливое детство» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я