Асы немецкой авиации

Йоганн Мюллер

Высокая результативность асов немецкой авиации до сих пор вызывает самые жаркие споры среди историков и любителей. В этой книге наряду с судьбами асов рассматривается воздушная война на Восточном фронте, тактика боев и бытовые детали. Особое внимание уделено причинам первоначальных успехов и последующего разгрома люфтваффе, при этом широко используются интервью и воспоминания немецких летчиков. Многочисленные таблицы прекрасно дополняют изложенный в книге материал.

Оглавление

Из серии: Военные тайны XX века

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Асы немецкой авиации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Адольф Галланд (705 вылетов, 104 победы)

«Дольфо» Галланд воевал на Западном фронте, однако он имеет прямое отношение и к воздушным боям на Восточном в качестве командующего истребительной авиацией люфтваффе. Он вполне мог попасть на Восток, но 21 июня 1941 года был сбит в бою над Ла-Маншем, ранен и долго лечился, а потом занял высокую штабную должность. Поэтому о боях на Восточном фронте он пишет мало.

«Итак, началась операция, невиданная доселе в военной истории по своему размаху. Просторы страны и количество войск (по европейским меркам) — ничто не могло нарушить график проведения операции в соответствии с планом. Стальные клинья наших танковых колонн все глубже и глубже врезались во вражескую территорию, сокрушая любое сопротивление. Уже в первые дни кампании развернулись колоссальные сражения с целью уничтожения противника, причем широко применялись двусторонние охваты, так называемые клещи. Все это привело к невиданному числу пленных и захвату всякого множества техники и вооружения.

С утра первого дня войны вперед через линию фронта, четко обозначенную вспышками огня, непрерывным потоком, ревя моторами, летели эскадрильи немецких бомбардировщиков, пикировщиков Ju-87, истребителей, других военных самолетов. Они атаковали аэродромы и склады неприятельских военно-воздушных сил, места сосредоточения войск и резервов, кроме этого, оказывали поддержку армейским группировкам так, как они уже делали вполне успешно, в Польше и на Западном фронте. Ценность пикировщиков и истребителей-бомбардировщиков, в частности, стала особенно заметной в ходе тесного взаимодействия с армейскими частями. В свою очередь истребители быстро увеличивали свой счет сбитых вражеских самолетов. Боеспособность и общий уровень подготовки советских пилотов в самые первые дни кампании были явно ниже нашего. И вскоре, вслед за мной, Мёльдерс тоже был награжден мечами, а несколько недель спустя он первым в вермахте получил Бриллианты к Дубовым Листьям за сотый сбитый неприятельский самолет.

Тем не менее нам так и не удалось добиться полного разгрома советских военно-воздушных сил, по крайней мере в том смысле, в каком это предусматривалось теорией Дуэ. Наше превосходство было неоспоримым, да и длилось оно гораздо дольше, чем ожидаемая по времени протяженность кампании. Хотя для того, чтобы уничтожить неприятельские военно-воздушные силы, мы, естественно, нуждались в гораздо большем числе стратегических бомбардировщиков с большим радиусом действия. Огромная территория и многочисленные задачи, которые решали люфтваффе, проводили к раздроблению наших сил. люфтваффе, все больше и больше терявшие свою самостоятельность как независимый род войск вследствие тех требований, которые предъявлялись к ним с дальнейшим расширением и ужесточением борьбы, да и в силу обстоятельств, стали все более походить на придаток к армии.

Подобно военно-морскому флоту, немецкие люфтваффе создавались как независимый род войск, подчинявшийся своиму собственному командованию и развивающийся по своим законам. Но, хотя их значение являлось общепризнанным, все же военной авиации не предоставляли достаточной возможности приобрести столь необходимые ей глубину и ширину действий. Теперь же мы были вынуждены отказаться от своей собственной оригинальной концепции. Поэтому силы люфтваффе играли ту же роль, что и пожарные бригады; их мощь растрачивалась по мелочам, да и сами силы все больше приходили в зависимость от тактических нужд наземных сил.

Так что, помимо нашего желания, нас вынудили перенять идеи нашего советского противника. Военно-воздушные силы Красной Армии никогда не были самостоятельным родом войск, а всегда являлись составной частью Красной Армии. И как таковые, они были все-таки лучше организованы и приспособлены для этих целей, да и к тому же их лучше использовали в подобном роде, чем немецкое люфтваффе. С самого начала войны в намерения русских не входило ставить военно-воздушным силам какие-либо стратегические задачи, они целиком сосредоточивались на выполнении одной задачи: поддержка армии. Упор в их действиях приходился на прикрытие военных действий с воздуха. Любой солдат Восточного фронта может поведать вам о том, как много трудностей им доставляли «Раты», штурмовики Ил-2, МиГи и ЛаГГи. Русским было свойственно примитивное представление о своих стратегических возможностях, так что они исключительно выполняли свою ограниченную задачу по оказанию поддержки армии; тем не менее нам никогда не удавалось серьезно воспрепятствовать им в выполнении этой задачи, несмотря на все наше превосходство. И хотя количество сбитых самолетов достигало астрономической цифры, это приносило нам только временный и локальный эффект, потому что большинство промышленных авиационных центров находилось далеко за пределами нашей досягаемости. Как если бы некто попытался искоренить гнезда муравьев, уничтожая их поодиночке, будучи не в силах добраться до муравейника».

Совершенно потрясающая история связана с награждением Галланда Бриллиантами к Мечам и Дубовым Листьям Рыцарского креста. Она просто не имеет аналогов.

«Как меня награждали Бриллиантами — это отдельный рассказ. Гитлер вручил мне одну пряжку в ходе обычной церемонии. Некоторое время спустя на Украине, когда я ехал вместе с Герингом в штаб люфтваффе в его спецпоезде, он, лукаво посмотрев на меня, проговорил: «Скажи, это те самые Бриллианты, которыми наградил тебя фюрер? Позволь взглянуть на них».

Я положил на стол нож и вилку и начал снимать бриллиантовую пряжку и Рыцарский крест. Присутствовавшие за столом с интересом наблюдали за мной. Под воротником должна была застегиваться тесьма или лента черно-бело-красного цвета с помощью особой кнопки, что, однако, оказалось достаточно неудобным, так что мы начали использовать эластичные резинки. В результате обнаружилось, что лучше всего для этой цели подходили женские подвязки, так что мы, летчики-истребители, кроме них, ничего больше и не использовали. Конечно, это отнюдь не соответствовало установлениям вермахта по поводу формы.

Когда наконец смех затих, Геринг взял мои бриллианты в руки и стал пристально их рассматривать. «Нет, — сказал он неодобрительно. — Это вовсе не бриллианты. Это обыкновенные стразы. Фюрера просто обвели вокруг пальца. Он все знает насчет пушек, линкоров и танков, но совсем не разбирается в бриллиантах. Послушай, Галланд, я постараюсь достать тебе несколько штук. Тогда ты поймешь, что такое настоящие бриллианты, у меня еще есть немного таких». Он забрал их с собой, так что я вынужден был прикреплять свой Рыцарский крест с помощью скрепки для бумаг.

Спустя некоторое время Геринг попросил меня прибыть в Каринхолл. Специально для меня его придворный ювелир изготовил новый орден, причем Геринг радовался как ребенок. «Посмотри сюда, — сказал Геринг, держа в каждой руке по ордену, причем таким образом, что бриллианты сверкали. — Вот это бриллианты фюрера, а вот эти — рейхсмаршала. Ты замечаешь разницу? Теперь ясно, кто из нас понимает толк в бриллиантах?» Я вынужден был признать его правоту. Бриллианты рейхсмаршала были просто великолепны, причем они были больше по размеру и сверкали просто волшебно. По сравнению с ними бриллианты фюрера выглядели гораздо хуже. После чего он вернул мне назад обе пряжки, свою и Гитлера. Теперь я был обладателем двух штук.

Как-то Геринг сообщил мне, что он об этом упомянул в разговоре с фюрером, ведь фюрер великого германского рейха просто не мог дарить вульгарные стразы в качестве высшего ордена за храбрость, да еще утверждать, что это бриллианты.

Он точно обсуждал этот вопрос с Гитлером, так как спустя некоторое время Гитлер вызвал меня в Ставку — «Волчье логово». Там находились Мильх, Кейтель и Йешоннек. Гитлер сказал: «Галланд, сейчас я могу наградить вас самым высоким немецким знаком отличия за храбрость, так сказать, в лучшем исполнении. То, что вы носили до сих пор, было временно». Это прозвучало как гром среди ясного неба. Я, по своему неведению или простоте, на этот раз надел бриллиантовый набор рейхсмаршала. Ситуация еще больше осложнилась, когда Гитлер попросил меня дать ему посмотреть мою награду. Он не обратил внимания на эластичную дамскую подвязку, но, хоть это кажется невозможным, так и не сумел заметить, что держит в руках совершенно другую награду, а не ту, которую он вручил мне ранее. Держа старую награду в одной руке и новую в другой, он медленно вращал их перед собой, подражая Герингу. После чего, сияя от удовольствия, сказал: «Теперь вы замечаете разницу? Вот это обыкновенные камушки, а вот здесь настоящие бриллианты». Геринг оказался совершенно прав. В отношении бриллиантов Гитлер ничего не смыслил. Однако теперь в моем распоряжении было три комплекта наград.

Ближе к концу войны мой командный пункт под Берлином был полностью разрушен бомбами, причем среди прочего я потерял пряжку под номером три. Но когда Гитлер узнал об этом, то взамен сделал мне новую. Это была уже четвертая».

Но следует сказать прямо, что Галланд немного приукрасил события. Не мог Гитлер вручать стразы под видом бриллиантов. Если говорить строго, то Дубовые Листья, Мечи и Бриллианты были просто пряжками к шейной ленте ордена Рыцарского креста и сменялись при получении более высокой награды. Их поставляла Орденской канцелярии берлинская ювелирная фирма «Годет».

Первые Бриллианты ее изготовления имели размер 24 × 27 мм. Ограненные бриллианты вставлялись в гнезда, а обратная сторона пряжки была пропаяна латунью для прочности. Некоторые источники говорят, что бриллианты Годету поставляла парижская фирма Тиффани, но подтверждения этому нет. Мёльдерс получил Бриллианты «Годета», Галланд и Голлоб тоже. Но позднее Орденская канцелярия передала контракт на изготовление наград фирме «Отто Кляйн» в Ханау, которая потом изготавливала и Германские кресты.

Бриллианты Кляйна были заметно лучше пряжек Годета. Они имели размер 22 × 28 мм и собирались из шести отдельных деталей. Даже оба меча изготавливались по отдельности. Предполагалось, что каждый кавалер Бриллиантов получит по две пряжки: наградную из платины 950-й пробы и 55 бриллиантами общим весом около 2,7 карата и повседневную копию из серебра 935-й пробы с полудрагоценными камнями. Однако их получили далеко на все. Галланд же получил целых четыре пряжки. По фотографиям можно доказать, что его первые Бриллианты изготовил Годет, и они были настоящими, тем более, что на них можно найти код LDO, присвоенный фирме Немецкой ассоциацией производителей орденов.

Галланд во многом определял курс развития истребительной авиации люфтваффе и внес большой вклад в разработку ее тактики. Вот что говорит он сам:

«Я разработал тактику наших действий самостоятельно, так как у нас не было никакого опыта или инструкций на этот счет. Для непосредственного сопровождения, летевшего в визуальном контакте с бомбардировщиками на той же скорости, что и они, обычно выделялась треть сил, — одна истребительная группа. Она оставалась вместе с бомбардировщиками на всем пути и защищала их как могла. Это было не самым лучшим, но так просили экипажи бомбардировщиков. Другая часть наших сил осуществляла дальнее прикрытие со стороны возможной атаки вражеских истребителей и при необходимости вступала с ними в бой. Но и в этом случае после окончания боя истребители должны были восстановить визуальный контакт с бомбардировщиками. Однако наиболее удачным вариантом сопровождения я считал «свободную охоту» по маршруту полета бомбардировщиков. Конечно, при этом визуального контакта с бомбардировщиками не было и потому их экипажи не доверяли такому варианту наших действий. Я много раз обсуждал эту тактику с командирами бомбардировочных эскадр, но все безуспешно. Они даже жаловались на меня Герингу, который к ним прислушивался».

И вот результат его работы, описание тактики «свободной охоты», столь любимой асами люфтваффе.

Это был оригинальный, наиболее естественный и самый любимый пилотами способ действия истребителей. В этом случае истребитель мог использовать в бою все свои преимущества. Свободная охота или вылеты поисково-ударных групп истребителей проводились не сами по себе, а в рамках общей задачи, например:

1. Поиск истребителей в прифронтовой зоне для уничтожения вражеских разведывательных самолетов и аэростатов артиллерийской корректировки.

2. Действия истребителей в районе боев для уничтожения вражеских истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков.

3. Поиск истребителей в районе вражеских аэродромов для уничтожения вражеских истребителей и ослабления ПВО.

4. Действия истребителей в зоне ПВО Германии для связывания боем вражеских истребителей сопровождения и ослабления прикрытия бомбардировщиков.

5. Штурмовка истребителями наземных целей. Эта задача не предусматривалась уставами мирного времени люфтваффе, хотя в Первой мировой войне она имела большое значение.

В Испании более 50 % вылетов истребителей отправлялись на свободную охоту. Даже штурмовые эскадрильи Не-51 добились больших успехов во время свободной охоты в заранее определенных районах за линией фронта.

Во время Польской и Французской кампаний истребители часто вылетали на свободную охоту, прежде всего для уничтожения вражеских истребителей. Второй по важности задачей был перехват вражеских самолетов, так как в то время система ВНОС была ненадежной и не позволяла вовремя поднять истребители на перехват.

Когда началась Битва за Англию, поисково-ударные группы использовались для уничтожения вражеских истребителей, чтобы обеспечить успех стратегических бомбардировок и обезопасить немецкие бомбардировщики, насколько это было возможно. Позднее истребители использовались маленькими группами для отвлечения английских истребителей.

В России свободная охота стала особенно популярной и успешной. Такие вылеты предпринимались, как только отсутствовали задания по сопровождению бомбардировщиков.

На Средиземноморье и в Северной Африке свободная охота была скорее исключением, потому что истребительные эскадрильи были перегружены множеством иных задач. В самом конце войны подразделение Галланда JV-44 тоже вылетало на свободную охоту.

Геринг и его штаб практически не понимали значения свободной охоты. Вместо этого они требовали ставить истребителям «совершенно конкретные задачи».

Высшее командование не диктовало подразделениям, вылетающим на поиск, точный состав группы, район и время. Исключением были действия больших групп истребителей над Англией в начале Битвы за Англию. Свободная охота была разрешена, только если истребители не имели оборонительных задач.

Оперативный приказ обычно приходил из штаба эскадры после того, как командование давало разрешение на поиск. А вот эскадра уже определяла состав группы, место и время, хотя и не предписывала высоту полета. Этот приказ обычно передавался группам по телефону. Группы в свою очередь докладывали о времени взлета, посадки и победах.

Численность группы изменялась в зависимости от имевшихся самолетов, вражеской активности, погоды и дистанции полета. В России обычно поиск производился силами звена или более; во время Французской кампании это была эскадра или чуть меньше; во время Битвы за Англию вылетали группы; при обороне Рейха — тоже группы; во время наступления в Арденнах — группы или эскадры.

Инструктаж пилотов проводил командир группы или эскадрильи, обычно он был кратким. Задача ставилась так, чтобы использовать максимальное число выгодных факторов — место боя, солнце, начало атаки, выход из нее, но все это оставлялось на усмотрение командира группы в воздухе.

Для успеха поиска было важно первым обнаружить противника. Относительная сила противников играла малую роль, если летные качества самолетов примерно одинаковы, как и подготовка пилотов. Самым важным было преимущество внезапности. Далее шли в указанном порядке: позиция, технические и тактические действия группы, умение стрелять, умение держать строй и только последней — численность.

Например, в России немцы практически всегда уступали противнику в численности. Тем не менее свободная охота истребителей проводилась успешно до последнего дня войны. Превосходство немцев в воздухе опиралось на лучшие самолеты, лучшую тактику и чувство превосходства, которое испытывали немецкие пилоты. В Битве за Англию на стороне немцев были лучшая тактика и опыт. Тем не менее место часто играло важную роль и помогало англичанам победить. В России от истребителей сначала требовали сбросить бомбы на какую-нибудь цель в тылу противника (особенно в VIII авиакорпусе Рихтгофена) или хотя бы обстрелять наземные цели до полного израсходования боеприпасов. Русские почти не представляли угрозы, поэтому наши летчики не боялись возвращаться без боезапаса.

Взлет и сбор группы проводился с аэродромов рассредоточения. Твердые полосы использовались только в случае плохой погоды, и летчики-истребители их не любили. Сбор группы следовало завершить после одного круга примерно через 3 минуты после взлета. Обычно одновременно взлетали по 4 самолета, а с хороших аэродромов — вся эскадрилья сразу. Первыми взлетали командиры звеньев, командир всего отряда — последним. Строй поисково-ударной группы обычно эшелонировался по высоте, если в нее входили более 4 самолетов.

При подходе к цели группа набирала высоту и немного смыкала строй. В район боя входили так, чтобы использовать все возможные преимущества. При облачности 10/10, и если тучи шли на высоте около 350 метров, самолеты летели ниже туч, чуть ли не на бреющем. ПВО противника не позволяла такие маневры над линией фронта и защищенными тыловыми объектами.

При атаке использовался фактор внезапности. Если его не было, было важно захватить преимущество в высоте. Когда начинался маневренный бой, истребители противников виражили обычно в противоположных направлениях. Превосходство в высоте в этом случае становилось решающим. Пары и звенья не следовало разбивать ни при каких обстоятельствах. Вскоре после начала боя в него могло вступить и верхнее прикрытие, особенно если события складывались неблагоприятно. Однако обычно оно, выполнив атаку, уходило наверх, чтобы снова получить преимущество в высоте. Кроме того, он не позволяло вражеским истребителям атаковать сверху.

Отрыв от противника и возвращение выполнялись по приказу командира группы. Выход из боя путем пикирования или переворота обычно вел к нарушению строя. Со временем это случалось все чаще и чаще, что объясняется снижением уровня подготовки летчиков и командиров. Нехватка дисциплины в бою — это признак слабости, чем бы она ни была вызвана — плохой подготовкой или низким моральным духом. С этим нельзя справиться инструкциями и наказаниями. Успехи придают летчикам уверенность в себе.

Именно поэтому в конце войны любая немецкая группа в воздухе быстро разваливалась. Лишь пары и звенья еще могли держаться как единое целое. В результате из каждого вылета истребители возвращались неорганизованной толпой, имея множество отставших. На Западе и при обороне Рейха часто приходилось садиться на первый подвернувшийся аэродром.

Наша истребительная авиация — ягдваффе — уступала противнику в количестве, качестве самолетов, летной и стрелковой подготовке. Соединениями командовали неопытные офицеры. Им приходилось решать множество задач, летчики были деморализованы ужасным соотношением побед и потерь, поэтому не удивительно, что наши истребители ничего не добились в боях с аналогичным противником на Западе. Но бои с русскими ВВС представляли собой прямо противоположную картину.

Галланд неоднократно ругался с Герингом, начал делать это задолго до получения генеральских погон. Вот один пример. Он вместе с Мёльдерсом встречался с рейхсмаршалом, который поинтересовался, что нужно фронтовым летчикам. Мёльдерс заявил, что Ме-109 требуется более мощный мотор. Зато подполковник Галланд брякнул: «Перевооружите мою эскадру «спитфайрами». Геринг потерял дар речи. В январе 1945 года он поддержал «Мятеж истребителей», который возгласили Гюнтер Лютцов и Йоханнес Штайнхоф. Геринг даже захотел их расстрелять, а Гитлер решил снять Галланда с поста командующего истребительной авиацией, но конфликт уладили.

Вот что писали о Галланде англичане:

«Одной из вражеских частей, с которой мы столкнулись во время этих дневных вылазок, были знаменитая истребительная эскадра JG-26 «Шлагетер». Ее 9 эскадрилий «мессершмиттов» базировались на различных аэродромах вокруг Аббевилля. Эскадрой командовал прославленный Адольф Галланд, на счету которого числилось более 70 побед. В то время он находился в зените свой карьеры. После войны во время допроса в Тангмере на нас произвело огромное впечатление спокойное достоинство этого человека, его непоколебимая уверенность в собственной теории и тактике. Он сказал, что был заядлым курильщиком и ему специально разрешили курить во время вылетов. Галланд добавил, что его истребитель был единственным, оснащенным электрической зажигалкой для сигар. Когда он стал генералом, пять табачных фирм запросили разрешение поставлять ему сигары до конца войны. Галланд рассказал, что Гитлер возражал против его курения на том основании, что он подает дурной пример молодежи. Фюрер специально запретил ему фотографироваться с сигарой в зубах. Галланд во всех отношениях был незаурядным человеком, и в то время мы знали его, как умного и чрезвычайно опасного врага».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Асы немецкой авиации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я