Русский язык. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА

И. Н. Добротина

Пособие содержит задания по русскому языку в формате государственной итоговой аттестации для учащихся 9 класса. Задания предназначены для самостоятельной работы на уроках, для осуществления текущего и тематического контроля знаний.

Оглавление

  • Предисловие
  • Варианты контрольных работ по темам курса в тестовой форме
Из серии: Государственная итоговая аттестация (АСТ)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский язык. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Варианты контрольных работ по темам курса в тестовой форме

Тема № 1

Фонетика и орфоэпия. Морфемика и словообразование

Вариант 1

1. Укажите строчку, в которой буква Д обозначает звонкий звук.

1) бесеДка

2) склаД

3) поДсадил

4) сДаться

2. Укажите строчку, во всех словах которой правильно выделено ударение.

1) прИбыв, придАное, призЫв

2) созЫв, тамОжня, тортЫ

3) опломбировАть, опОшлят, освЕдомиться

4) партЕр, перезвонИт, перелИла

3. Прочитайте фрагмент стихотворения, выполните задание.

Баклажаны бока отлежали.

Н. Н. Матвеева

В предлагаемом отрывке поэт использует звукопись, а именно

1) специальный подбор звуков, помогающих услышать описываемое явление, озвучить картину

2) особую рифму для создания картины

3) особый подбор однокоренных слов

4) лексическое средство выразительности

4. Укажите строчку, все слова которой образованы приставочным способом.

1) задумать, продублировать, сдерживать

2) одуматься, раздумывать, дрожание

3) доверчивый, продлить, удлинить

4) предовольный, задержать, проехать

5. Укажите строчку, все слова которой однокоренные.

1) смирение, примирять, мирный, умиротворение

2) сгорели, загар, угореть, предгорье

3) раствор, притворщик, отварить (крупу), растворитель

4) клонировать, преклонение, кланяться, склоненный

6. Укажите слово, которое должно находиться на месте пропуска в словообразовательной цепочке Эстет — … — эстетичный — эстетичность.

1) эстетика

2) эстетизм

3) эстетический

4) эстетично

7. Укажите строчку, в которой допущена ошибка в определении способа образования слова.

1) уничтожитель — суффиксальный

2) упразднение — суффиксальный

3) преувеличить — приставочный

4) растроганный — приставочно-суффиксальный

8. Словообразование может использоваться как прием для создания интересного образа. Напишите свои размышления об этом, используя материал для наблюдения.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения:

Встреча

За горушкой, за речушкой илистой,

Где до дому по тропе извилистой

Столько, да полстолько, да чуть-чуть еще,

Великанчик встретил Лилипутище.

Было Лилипутище немолодо,

Поросло густым зеленым волосом,

Выло Лилипутище от голода

Тонким заплетающимся голосом.

Выло так тревожаще и вяжуще,

Что на сердце отзывалось режуще.

Великанчик пожалел бедняжище,

Пригласил его в свое убежище…

В. Лейкин
Вариант 2

1. Укажите строчку, в которой буква С обозначает звонкий звук.

1) косьба

2) степной

3) сказка

4) фокус

2. Укажите строчку, во всех словах которой правильно выделено ударение.

1) прИнял, прирУчённый, процЕнт

2) нЕдруг, нЕдуг, некролОг

3) плодонОсить, повторЁнный, поднЯв

4) нЕнависть, ненадОлго, новостЕй

3. Прочитайте фрагмент стихотворения, выполните задание.

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей,

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей.

А. Н. Майков

В предлагаемом отрывке поэт использует

1) специальный подбор звуков, помогающих услышать описываемое явление, озвучить картину

2) особую рифму для создания картины

3) лексическое средство выразительности — эпитет

4) лексическое средство выразительности — гиперболу

4. Укажите строчку, все слова которой образованы суффиксальным способом.

1) задержание, передержка, десятичный

2) вдесятером, детективный, предвесенний

3) отвращение, осязаемый, ответственно

4) праотец, неотъемлемый, неотлучно

5. Укажите строчку, все слова которой однокоренные.

1) смирение, примирять, примерить, примерка

2) сгорели, загар, угореть, угарный

3) раствор, притворщик, отварить (крупу), растворитель

4) клонировать, преклонение, кланяться, склоненный

6. Укажите слово, которое должно находиться на месте пропуска в словообразовательной цепочке Шут — … — шутливый — шутливость.

1) шутить

2) шутник

3) шутливо

4) шутовство

7. Укажите строчку, в которой допущена ошибка в определении способа образования слова.

1) уничтожитель — суффиксальный

2) упразднение — приставочно-суффиксальный

3) преувеличить — приставочный

4) тронуть — суффиксальный

8. Словообразование может использоваться как прием для создания интересного образа. Напишите свои размышления об этом, используя материал для наблюдения.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения:

Петь о весне смолкаем мы с годами:

Чем ближе к старости, тем все ясней,

Что сердцу ближе весен с их садами

Несытая пустынность осеней…

И. Северянин
Вариант 3

1. Укажите строчку, в которой все согласные звуки глухие.

1) бумажка

2) косьба

3) ползти

4) сказка

2. Укажите строчку, во всех словах которой правильно выделено ударение.

1) озлОбить, оклЕить, окружИт

2) опломбИровать, опОшлят, освЕдомиться

3) срЕдствами, статУя, столЯр

4) прИнял, прирУчённый, процЕнт

3. Прочитайте фрагмент стихотворения, выполните задание.

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

И. А. Бунин

В предлагаемом отрывке поэт использует звукопись, а именно

1) специальный подбор звуков, помогающих услышать описываемое явление, озвучить картину

2) особую рифму для создания картины

3) особый подбор однокоренных слов

4) лексическое средство выразительности

4. Укажите строчку, все слова которой образованы суффиксальным способом.

1) задержание, передержка, подберезовик

2) вдесятером, детективный, предвесенний

3) отвращение, осязаемый, ответственно

4) салатник, посадка, пророкотать

5. Укажите строчку, все слова которой однокоренные.

1) раствор, сварка, отварить (крупу), растворитель

2) замереть, замерший, меркнет, перемирие

3) растение, выросли, выращенный, росток

4) предводитель, водит (машину), нефтепровод, водолечебница

6. Укажите слово, которое должно находиться на месте пропуска в словообразовательной цепочке Чистый — … — расчистить — расчищать.

1) чисто

2) чистить

3) чистка

4) расчистка

7. Укажите строчку, в которой допущена ошибка в определении способа образования слова.

1) трудяга — суффиксальный

2) по-весеннему — приставочно-суффиксальный

3) несладко — приставочно-суффиксальный

4) прискорбный — приставочно-суффиксальный

8. Словообразование может использоваться как прием для создания интересного образа. Напишите свои размышления об этом, используя материал для наблюдения.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения:

Объявление

Внимание!

Розжиг костров,

выгул собак,

отлов рыбы и отстрел дичи,

выпас и выгон скота, а также

выполз змей,

выпорос свиней,

вымет икры,

вылуп птиц из яиц,

выкур курей и выпрыг кенгурей…

ЗАПРЕЩЕН И ПРЕКРАЩЕН…

(Пример из книги К. Ф. Седова «Основы психолингвистики в анекдотах»)
Вариант 4

1. Укажите строчку, в которой все согласные звуки звонкие.

1) ложь

2) молотьба

3) упряжь

4) ползти

2. Укажите строчку, во всех словах которой правильно выделено ударение.

1) портфЕль, пОручни, послалА

2) срЕдствами, стАтуя, столЯр

3) нЕнависть, ненАдолго, новостЕй

4) озлОбить, оклеИть, окружИт

3. Прочитайте фрагмент стихотворения, выполните задание.

И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

А. С. Пушкин

В предлагаемом отрывке поэт использует

1) специальный подбор звуков, помогающих услышать описываемое явление, озвучить картину

2) особую рифму для создания картины

3) лексическое средство выразительности — эпитет

4) лексическое средство выразительности — гиперболу

4. Укажите строчку, все слова которой образованы приставочным способом.

1) проехать, задумать, продублировать

2) одуматься, раздумывать, дрожание

3) доверчивый, продлить, удлинить

4) предовольный, задержать, вдесятером

5. Укажите строчку, все слова которой однокоренные.

1) гористый, огорчение, загар, угореть, угарный

2) касательная, прикосновение, коса, косвенный

3) растение, выращенный, росток, водосток

4) сварка, вареный, приварить, сварщик

6. Укажите слово, которое должно находиться на месте пропуска в словообразовательной цепочке Этика — … — неэтичный — неэтично.

1) этически

2) этично

3) этичный

4) этичность

7. Укажите строчку, в которой допущена ошибка в определении способа образования слова.

1) зачислить — приставочно-суффиксальный

2) чешуйчатый — суффиксальный

3) преузкий — приставочный

4) четырнадцать — сложение

8. Словообразование может использоваться как прием для создания интересного образа. Напишите свои размышления об этом, используя материал для наблюдения.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения:

Ластик

Ластится ластик к словам на листке,

Льнет к предложению, липнет к строке…

Все бы неплохо! Да ласка его

Не оставляет от них ничего.

В. Лунин

Тема № 2

Морфология и орфография

Вариант 1

1. Укажите строчку, в которой на месте пропусков — безударная проверяемая гласная.

1) т_желый, тр_скучий, уд_вительный, бесч_сленный

2) пол_гается, изл_жение, зар_стают, з_рница

3) ш_лк, ж_стоко, предл_жение, оз_рение

4) соб_раться, вск_чь, обм_кнуть, землетр_сение

2. Укажите строчку, в которой на месте пропусков — одна и та же буква.

1) бе_причинный, бе_покойный, ра_ведчик, во_глас

2) пр_сытиться, пр_зидент, пр_вращение, пр_бывать в городе

3) р_спись, р_списание, пр_бабушка, пр_моргать

4) без_нтересный, сверх_нтересный, меж_нститутский, раз_скивать

3. Укажите строчку, в которой на месте пропуска необходимо писать суффикс — АЩ-.

1) догоня_щий

2) гон_щий

3) пыш_щий здоровьем

4) слыш_щий

4. Укажите строчку, в которой на месте пропусков — одна и та же буква.

1) они бор_тся, леле_т, стро_т, ве_т

2) в гербари_, в истори_, быть в заключени_, о Мари_

3) любящ_й матерью, светивши_ся звезды, вижу развевающу_ся гирлянду, покачивающ_гося судна

4) в голуб_м небе, пронизанн_й светом, сказочн_ми существами, плывущ_е фигуры

5. Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска должна стоять Н.

1) С двумя полями сжатыми, с третьим засея_ым.

2) Почте_ый покупатель дороже денег.

3) Кроё_ого не перекроишь.

4) Виноватого кровь — вода; неви_ого кровь — беда.

6. Укажите пример с дефисным написанием.

1) (с)горяча

2) (в)открытую

3) (средне)европейский

4) (пол)Европы

7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска пишется НИ.

1) В июльские времена и ночи уже н_ кричат перепела, н_ поют в лесных балках соловьи.

2) Женщина бессмысленно уставилась, как бы н_ понимая и н_ веря.

3) За весь день мы не видели н_ одного животного.

4) Лошади н_ могли сдвинуть воз, потому что соскочило колесо.

8. Укажите строчку, в которой дана верная характеристика выделенного слова в предложении.

Недавно мне пожаловался знакомый предприниматель. У него неожиданно сорвался в Японии контракт с солидной токийской фирмой.

Во время переговоров он по привычке смотрел японскому партнеру прямо в глаза, а у японцев это считается чуть ли не грубостью. Но и японские бизнесмены оказались новичками в общении с россиянами. Наши повадки им тоже были незнакомы.

1) качественное прилагательное

2) относительное прилагательное

3) страдательное причастие

4) действительное причастие

9. Укажите строчку, в которой дана верная характеристика выделенного слова в предложении.

Интеллигентный человек — это не тот, кто умеет вести себя за столом, не хамит, не толкает женщин, уступает им место в транспорте. Все это просто правила поведения. Они обязательны. Интеллигентность же — прежде всего понятие нравственное.

1) наречие

2) союз

3) предлог

4) частица

10. Напишите о роли прилагательных в текстах художественного стиля речи, используя материал для наблюдений.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материал для наблюдения:

Погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня.

Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы…

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Вариант 2

1. Укажите строчку, в которой на месте пропусков — чередующаяся гласная

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • Варианты контрольных работ по темам курса в тестовой форме
Из серии: Государственная итоговая аттестация (АСТ)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский язык. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я