Азбука спасения. Том 12

Никодим Благовестник

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 12 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

СУД БОЖИЙ

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь… Иисус Христос (Спаситель)

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть, жаждал, и вы не напоили Меня, был странником, и не приняли Меня, был наг, и не одели Меня, болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам, так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:31—46).

Иисус произносит суд над городами

Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись, но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься. Слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас, Меня отвергается, а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня (Лк.10:13—16).

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин.5:24,30).

Пророк (Царь) Давид

Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною (Пс.34:24).

Апостол Матфей

Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою, и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф.24:30,31).

Апостол Иоанн Богослов

Провозглашение близкого суда Божия

И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу, и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод (Откр.14:6,7).

И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы (Откр.14:8).

Третий Ангел возвещает участь поклонников зверя

И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса (Откр.14:9—12).

Блаженства умирающих в Господе

И услышал я голос с неба, говорящий мне, напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе, ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр.14:13).

И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому, на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий (Откр.14:14—20).

Суд над великою блудницею

И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих, с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню, и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее, и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим (Откр.14:1—6).

И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель, и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть (Откр.14:7—10).

Победа Агнца, гибель зверя и всех его последователей

И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные, и верные. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена, и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне, потому что Бог положил им на сердце — исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями (Откр.14:11—18).

Суд Божий над великой блудницей — Вавилоном

После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую, земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице, ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее, ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее, в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на нее казни, смерть и плач, и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее (Откр.18:1—8).

Рыдание и плач о гибели Вавилона

И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя, ты уже не найдешь его.

Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая, и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому! И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час! (Откр.18:9—19).

Апостол Павел

Всем должно явиться пред судом Христовым

Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. Итак, мы всегда благодушествуем и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, ибо мы ходим верою, а не видением, то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.

И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты, надеюсь, что открыты и вашим совестям. Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем. Если мы выходим из себя, то для Бога, если же скромны, то для вас (2Кор.5:1—13).

Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную, а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев (Рим.2:2—8).

Святой Антоний Великий

Душа, понимающая, что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг смертный и истязание дел, на коем не стерпишь взора Судии.

Святитель Василий Великий

Не следует думать, что Пришествие Господа будет местное и плотское. Надо ожидать Его во славе Отчей и сразу в целой вселенной

Если Сын не имеет ведения обо всем, о чем имеет ведение Отец, то солгал Сказавший: Все, что имеет Отец, есть Мое (Ин.16:15); Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца (Ин.10:15). Или одно дело — знать Отца, и другое — знать принадлежащее Отцу? Но знать Отца — больше, чем знать принадлежащее Отцу (потому что всякий больше принадлежащего ему). И невозможно, чтобы Сын, зная большее, — ибо сказано: …Отца не знает никто, кроме Сына (Мф.11:27), — не знал бы меньшего. Итак, Он умолчал о времени Суда только потому, что не полезно было людям слышать об этом, потому что постоянное ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до Суда еще долго, сделало бы более нерадивыми, в надежде, что можно спастись, покаявшись впоследствии. Да и возможно ли, чтобы Ведавший все, что будет до этого (ибо все это Он сказал), не знал этого часа? Иначе напрасно и апостол сказал, что в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол.2:3).

Слово «никто», по-видимому, выражает нечто общее, так что ни одно лицо не исключается этим изречением. Но не так оно употребляется в Писании, как мы заметили в изречении: Никто не благ, как только один Бог (Мк.10:18). Ибо Сын говорит это, не исключая Себя из естества Благого. Но поскольку Отец есть первое благо, то уверены мы, что в слове «никто» подразумевается слово «первый». Подобно этому изречению:…никто не знает Сына, кроме Отца (Мф.11:27). Здесь Он не обвиняет Духа в неведении, но свидетельствует, что Отец, прежде всего, знает Его естество. Так, думаю, и об этом: О дне же том и часе никто не знает (Мф.24:36) сказано потому, что Господь первое ведение настоящего и будущего приписывает Отцу и во всем указывает на первую причину.

Иначе, каким образом это изречение соответствует другим свидетельствам Писания или может быть согласовано с общими нашими понятиями, что Единородный есть образ Бога невидимого, образ не телесного очертания, но Самого Божества и величия Божией сущности, образ силы, образ премудрости, поскольку Христос именуется Божией силой и Божией премудростью (1Кор.1:24)? Без сомнения, ведение есть часть премудрости, и Сын не вмещал бы в Себе всей премудрости, если бы Ему недоставало чего-нибудь. Да и как бы мог Отец Тому, чрез Которого и веки сотворил (Евр.1:2), не показать малейшей части веков, этою дня и часа? Или каким образом Творцу всяческих недостает ведения малейшей части сотворенного Им? Как может не знать самого конца Тот, Кто говорит, что перед приближением конца явятся такие и такие знамения на небе и на земле? Когда Он говорит:…это еще не конец (Мф.24:6), Он не как сомневающийся, но как знающий определяет время.

Необходимо миру измениться, если и состояние душ перейдет в другой род жизни. Ибо, как настоящая жизнь наша имеет качества, родственные этому миру, так и будущее состояние наших душ получит жребий, свойственный своему состоянию.

Святитель Григорий Богослов

Для всякого ясно, что Сын знает как Бог, приписывает же Себе незнание как человек.

Святитель Григорий Нисский

О сроке Суда

Поскольку из Божественной проповеди для всякого явно, что настанет время изменения, нужно не о времени любопытствовать… и не изыскивать каких-нибудь умозаключений, которыми иной ослабит в душе надежду на Воскресение, но, подкрепляясь верой, стараться доброй жизнью закупать будущую благодать.

Святитель Иоанн Златоуст

…После скорби дней тех, солнце померкнет» и будет конец

Словом «ни Ангелы» Иисус Христос предупреждает учеников Своих, чтобы они не старались узнать того, чего не знают и Ангелы. Словом «ни Сын» запрещает им не только знать, но и спрашивать об этом. Что слова эти сказаны Им с таким намерением, познай из того, что по Воскресении с большей силой запретил им любопытство, когда заметил, что они излишне предаются ему. Теперь упомянул о многих и бесчисленных признаках, а тогда сказал просто: Не ваше дело знать времена или сроки (Деян.1:7).

И чтобы ученики не сказали: вот нас презирают за наше недоумение, неужели мы этого достойны, Он и присоединяет: …которые Отец положил в Своей власти. Если бы это было не так, если бы и самом деле Сын Божий не знал времени конца, то, когда же Он узнал бы о нем? Вместе с нами? Но кто станет утверждать это? Он знал Отца так, как и Отец Сына, и неужели не знал о последнем дне? Кроме того, Дух все проницает, и глубины Божии (1Кор.2:10). А Сын будто бы не знал и времени Суда? Он знал, каким образом должно судить, знал тайны каждого, возможно ли, чтобы Он не знал того, что менее важно? Если все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть (Ин.1:3), возможно ли, чтобы Он не знал этого дня? Ибо если Он сотворил веки, то сотворил и времена, если сотворил времена, то, без сомнения, сотворил и день. Как же Ему не знать этого дня, который Он сотворил?

От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях (Мф.24:32,33).

Иисус Христос сказал: …после скорби дней тех, солнце померкнет и будет конец (Мф.24:29). Ученики же Его спросили, когда это будет, желая знать самый день. И Он представил им в пример смоковницу, показывая этим, что немного осталось времени и скоро будет Его Пришествие. И это подтвердил Он не одной только притчей, но словами: знайте, что близко, при дверях (Мф.24:33).

Вместе с этим Иисус Христос пророчествует и о духовном лете, то есть о той тишине, которая в тот день настанет для праведных после обуревающей их теперь зимы. Грешникам же, напротив, предсказывает зиму по прошествии лета, что подтвердил впоследствии, сказав, что день тот застигнет их среди роскоши и удовольствий.…Потом Иисус Христос, чтобы опять не приступили к Нему ученики с вопросом, когда это случится, напоминает им о приближении этого времени: Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет (Мф.24:34). Что Он подразумевал под словами «все сие»? — То же, что случилось с Иерусалимом: войны, голод, мор, землетрясения, лжехристы, лжепророки, повсеместное распространение Евангелия, мятежи, раздоры, и все, что должно случиться до Его Пришествия. Как же Он сказал: Не прейдет род сей? Здесь говорится не о роде, тогда жившем, но о роде верных, ибо род означает не только время, но и образ религии и жизни.

Так сказано: Таков род ищущих Его (Пс. 23:6), ищущих Господа, Сверх того Иисус Христос прежде сказал: …надлежит всему тому быть (Мф.24:6) и еще: …проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной (Мф.24:14). О том же и здесь Он говорит: все это непременно сбудется, а род верных пребудет и не прервется ни от одного из указанных бедствий. Разрушится Иерусалим, и погибнет большая часть иудеев, но ничто не одолеет рода сего: ни голод, ни мор, ни землетрясение, ни ужасы войн, ни лжехристы, ни лжепророки, ни обольстители, ни соблазнители, ни предатели, ни лжебратия, ни другие подобные сим искушения.

Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.… И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2Фес.2:3,4,8—10).

Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время (1Ин.2:18).

Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф.24:24).

Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1Ин.4:3).

Апостол называет антихриста человеком греха, потому что он совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. А «сыном погибели» называет его, потому что и сам он погибнет. Кто же он будет? Неужели сатана? Нет, но человек некий, который восприимет всю его силу… Он не будет призывать к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов. И велит поклоняться себе вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах.

В храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2Фес.2:4), — говорит апостол Павел. Не сказал, что он будет называть себя Богом, но что будет выдавать себя за Бога. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения.

Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы причинить людям вред. Чего только он не наделает в то время, все придет в смятение и в замешательство как из-за его повелений, так и от страха. Он будет страшен во всех отношениях: и своей властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. Но не бойся, он будет иметь силу… только над погибающими. И Илия тогда придет, чтобы поддержать верующих.

Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим.8:20,21).

Рассуждая о рабстве (твари), апостол Павел показывает, отчего оно произошло, и причиной его считает нас самих. Итак, что же? Неужели тварь, терпящая за другого, терпит обиду? Нимало, потому что через тебя же (человека) она опять будет нетленной, что и означает «в надежде». Что значит «сама»? Не ты один, но и то, что гораздо ниже тебя, что не имеет разума, ни чувства, то будет с тобой участвовать в будущих благах. Освобождена будет от рабства тлению, то есть не будет уже тленной, но сделается соответственной красоте твоего тела. Тварь сделалась тленной, когда тело твое стало тленным, а когда тело твое восстанет нетленным, и тварь последует за ним и станет соответственной ему.

У людей есть обычай одевать слуг в богатое платье для чести сына, когда ему надо показаться в свете достойно своего высокого рода, так и Бог облекает тварь нетлением во славу свободы своих детей.

Преподобный Ефрем Сирин

Если хочешь наследовать будущее Царство, то еще здесь найди благосклонность Царя

И в какой мере ты будешь чествовать Его, в такой и Он возведет тебя; сколько ты послужишь Ему здесь, настолько и Он почтит тебя там, по написанному: Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены (1Цар.2:30). Чти же Его всей душой, чтобы и Он удостоил тебя чести святых. На вопрос же: «Как снискать Его благоволение?» — отвечу: Принеси Ему злато и серебро через помощь нуждающимся. Если же тебе нечего дать, то принеси Ему в дар веру, любовь, воздержание, терпение, великодушие, смиренномудрие… Удерживайся от осуждения, храни свое зрение, чтобы не смотреть на суету, удерживай свои руки от неправедных дел, ноги свои уклони от худого пути, утешай малодушных, будь сострадателен к немощным, подай жаждущему чашу воды, накорми голодного. Словом, все, что имеешь и чем Бог наделил тебя, то и принеси Ему, ибо Христос не презрел и двух лепт вдовы.

В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело Твоих рук, они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и, как одежду. Ты переменишь их, и изменятся (Пс.101:26,27). Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2Пет.3:10,13). Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф.24:35). Мир сей преходит, близок другой — непреходящий, в котором обнаружатся тайны…

Нечестивый и грозный обманщик (антихрист) придет во время свое с намерением похитить, заклать и погубить избранное стадо Истинного Пастыря

Он примет вид истинного пастыря, чтобы обольстить овец стада. Но хорошо знающие святой голос Истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос нечестивого нисколько не похож на голос Истинного Пастыря. Голос антихриста притворный и скоро становится узнаваемым. И скажет скверный: Повелеваю тебе перейти сюда через море. И на глазах зрителей гора пойдет, нимало не сдвинувшись со своих оснований. Ибо над тем, что в начале творения воздвиг и поставил Всевышний Бог, не будет иметь власти антихрист, но станет обольщать мир чародейством. Еще этот дракон по мановению своему соберет множество пресмыкающихся и птиц, ступит на бездну и пойдет по ней, как по суше, творя все это в воображении. И многие поверят и прославят его, как сильного бога. Но кто имеет в себе Бога, у тех светлы будут сердечные очи и искренней верой увидят они и узнают его.

С болью сердца начну речь о том бесстыднейшем и ужасном змие, который приведет в смятение всю вселенную и в сердца человеческие вложит боязнь, малодушие и неверие. И произведет чудеса, знамения и устрашения, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф.24:24), и всех обманет ложными знамениями и призраками чудес. Ибо попущением Святого Бога получит он власть обольщать мир, потому что исполнилось нечестие мира и повсюду совершаются всякого рода ужасы. Потому-то Пречистый Владыка за нечестие людей попустит, чтобы мир был искушен духом лжи.

При одном воспоминании о змии прихожу я в ужас, помышляя о той скорби, какая постигнет людей в те времена, о том, каким жестоким к человеческому роду окажется этот скверный змий и насколько большую злобу будет он иметь на святых, которые могут противостоять его мнимым чудесам. Ибо много найдется тогда людей, угодивших Богу, которые будут спасаться молитвами и сердечным плачем в горах и пустынных местах. Ибо Святой Бог, видя их слезы и искреннюю веру, умилосердится над ними, как нежный Отец, и соблюдет их там, где они укроются. Но прескверный змий не перестанет отыскивать святых и на земле, и на море, полагая, что уже воцарился он на земле и все подвластны ему.

Не сознавая своей немощи и той гордыни, от которой пал, замыслит он, несчастный, воспротивиться и в тот страшный час, когда Господь придет с Небес. Сам Господь Бог сказал, что в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения (Мк.13:19). Мужественная нужна будет душа, которая могла бы сохранить жизнь среди соблазнов. Ибо если человек окажется беспечным, он легко подвергается нападениям и будет пленен знамениями лукавого и хитрого змия. Много молитв и слез нужно, чтобы кто-нибудь оказался твердым в искушениях.

Богоборец хочет погубить всех. Он придумает такой способ мучительства: все должны будут носить на себе печать зверя (Откр.13:16), когда при исполнении времен придет он обольстить всех знамениями, только в таком случае можно будет покупать еду и все необходимое, и поставит надзирателей исполнять его повеления. Заметьте чрезмерное коварство зверя и его лукавство: он начинает с чрева, чтобы, когда человек будет доведен до крайности недостатком пищи, вынудить его принять печать. Это должны быть нечестивые начертания именно на правой руке и на лбу, чтобы человек уже не мог правой рукой напечатлеть крестное знамение и на челе назнаменовать святое имя Господне или славный и честной крест Христа и Спасителя нашего.

Ибо знает несчастный, что напечатленный крест Господень разрушает всю силу его, и потому кладет свою печать на правую руку, которая запечатлевает крестом все члены наши и на чело, которое хранит, как высокий светильник свет, знамение Спасителя нашего. Без сомнения, для того употребляет он такой способ, чтобы имя Господне и Спасителя неименуемо было в то время, ибо делается бессильным (обольститель), боясь и трепеща святой силы Спасителя нашего. Ибо те, кто не будет запечатлен печатью зверя, не пленятся его воображаемыми знамениями, и Господь не отступит от таких, просвещая и привлекая их к Себе.

Господь, вознамерившийся спасти род человеческий, родился от Девы и в образе человеческом попрал врага святою силой Божества Своего. И он замыслит восприять образ Его Пришествия, чтобы прельстить. Господь наш на светоносных облаках, подобно страшной молнии, придет на землю, но не так придет враг, потому что он отступник. Действительно, от девы, только оскверненной, родится антихрист. Но это не значит, что сам враг воплотится. Придет же осквернитель, как вор, в таком образе, чтобы прельстить всех: придет смиренный, кроткий, называющий себя ненавистником неправды, отвращающийся от идолов, благочестивым, добрым, нищелюбивым. Он будет прекрасен наружностью и ко всем ласков.

При всем этом с великою властью совершит он знамения, чудеса и устрашения и ухитрится всем угодить, чтобы полюбил его народ. Не будет он брать даров, говорить гневно, являться с недовольным видом, но благочинной наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Многие народы и сословия увидят такие добродетели и силы и в единомыслии с великой радостью провозгласят его царем, говоря: Найдется ли еще человек столь добрый и правдивый? И скоро утвердится царство его, и в гневе поразит он трех царей. Потом вознесется сердцем и изрыгнет горечь свою этот змий, смятет вселенную, сотрясет концы ее, всех притеснит и станет осквернять души, не изображая больше благоговения, но поступая как человек суровый, жестокий, гневный, стремительный, беспорядочный, страшный, отвратительный, ненавистный, мерзкий, злобный, губительный, бесстыдный, стараясь весь человеческий род ввергнуть в пучину нечестия.

Поверившие же лютому зверю и принявшие на себя его печать, злочестивое начертание оскверненного, вдруг приступят к нему и со скорбью скажут: «Дай нам есть и пить, потому что все мы измучены голодом». И этот бедный, не имея средств, с жестокостью ответит: «Где я возьму для вас еду? Небо не хочет дать дождя, и земля не дает ни жатвы, ни плодов». Народы возопиют и прольют слезы, не имея утешения в скорби. Другая неизреченная скорбь приложится к их скорби: что поспешили поверить мучителю. Ибо он, скудный, не в силах помочь и себе самому, как же он может им оказать милость?

В те дни великое будет горе от многих скорбей, причиняемых змием, от страха, и землетрясения, и шума морского, от голода, и жажды, и угрызения зверей

И все, принявшие печать антихристову и поклонявшиеся антихристу, как благому Богу, не будут иметь никакой части в Царстве Христовом, но вместе со змием будут ввержены в геенну. Но, прежде чем исполнится это, Господь по милосердию Своему пошлет Илию фесвитянина и Еноха, чтобы они возвестили человеческому роду благочестие, дерзновенно проповедали всем боговедение, научили не верить мучителю из страха, говоря: Люди, это ложь. Не верьте ей. Никто да не повинуется богоборцу, никто да не приходит в страх, потому что богоборец скоро будет обезврежен. Вот Господь грядет с Неба судить всех поверивших знамениям его!

Впрочем, немногие тогда захотят слушать и верить проповеди пророков… Многие из святых, какие только найдутся в пришествие оскверненного, реками будут проливать слезы к Святому Богу, чтобы избавиться им от змия, убегут в пустыни и со страхом будут укрываться в горах и пещерах. И посыплют землю и пепел на головы, в великом смирении молясь день и ночь. И будет им даровано от Святого Бога, что благодать Его отведет их в определенные места и они спасутся, укрываясь в пропастях и пещерах, не видя знамений и устрашений антихриста, потому что имеющие ведение будут знать о его пришествии. А кто имеет ум обращенным на дела житейские и любит земное, тому не будет это ясно. Ибо таково свойство привязанного к делам житейским: хотя и услышит пророческие слова, но верить им не будет и даже погнушается тем, кто об этом будет говорить. А святые укрепятся, потому что отвергли все заботы об этой жизни.

Восплачут тогда земля и море, горы и холмы, восплачут и светила небесные о роде человеческом, потому что все уклонились от Святого Бога и поверили лжи, приняв на себя вместо животворящего креста Спасителя начертание скверного и богоборного. Восплачут земля и море, потому что в устах человеческих прекратится вдруг глас псалмов и молитв, восплачут великим плачем все церкви Христовы, потому что не будет священнослужения и приношения.

По исполнении же трех с половиной лет власти и действий нечистого, когда исполнятся, соблазны всей земли, придет, наконец. Господь, подобно молнии, блеснувшей с неба. Придет Святой, Пречистый, Страшный, Славный Бог наш с несравненною славою и предшествующими Его славе чинами Архангельскими и Ангельскими, и сами они — пламень огненный, и река, полная огня, потечет в страшном клокотании. Херувимы опустят очи и Серафимы закроют лица и ноги огненными крылами и с трепетом воззовут: Восстаньте, почившие, пришел Жених! Отверзутся гробы и в мгновение ока пробудятся все колена земные и воззрят на святую красоту Жениха. И тьмы тем и тысячи тысяч Архангелов и Ангелов — бесчисленное воинство возрадуются великою радостью. Святые и праведные и все не принявшие печати змия и нечестивца возвеселятся.

Мучитель, со всеми демонами, связанный Ангелами, так же, как и все принявшие печать его, все нечестивцы и грешники связанными будут приведены пред судилище. И Царь приговорит их к вечному осуждению в огне неугасимом. Все же не принявшие печати антихристовой и все скрывающиеся в пещерах, возвеселятся с Женихом и всеми святыми в Вечном небесном чертоге в беспредельные веки веков.

Пришествие будет подобно молнии и настигнет нечестивых суд Божий внезапно

Тогда мертвые восстанут из гробов своих и воспоют хвалу Воскресившему их.

Когда Христос придет с Неба, неугасимый огонь потечет пред лицом Его и покроет все. Потоп, бывший при Ное, служил прообразом этого неугасимого огня.

Если бы праведные и святые, по милосердию Божию, не были защищены от огня Судии, воспламеняющего небо и землю, они были бы вместе с грешными попалены огнем. И если бы не благодать ограждала Небесные воинства, они вместе со злыми были бы объяты этим пламенем.

Восстанет Бог на Суд и вознесется над своими врагами. Ужасом будет объята тварь и станет как мертвая. Восстанет Бог на Суд, и всякий порядок придет в расстройство, и нестерпимы будут для тварей гнев и ярость Судии. Восстанет Бог на Суд, и небо, и земля разорятся, весь мир разрушится, вся красота его исчезнет. Восстанет Бог на Суд нечестивых и непокорных, и обратятся в прах. Кто в состоянии вынести силу Его? Падут пред Ним все высоты и низринутся все долины, небо и земля прейдут и исчезнут, как дым. Всю тварь совьет и сбросит, как одежду, чтобы в ярости покарать врагов Своих, возненавидевших Его. Как в ризу, облекался Он во вселенную и теперь в гневе Своем сложит ее с Себя, чтобы совершить Суд над презревшими Его… Судия повергнет все творения Свои на нечестивых и мятежных, которые презирали, оскорбляли и унижали Его. И тварь не стерпит гнева Судии, пламенеющего яростью на врагов и нечестивцев.

Пред Ним и вокруг Него огонь попаляет и поедает грешных и безбожных. И все те, которые не чтили и унижали Его, издеваясь над Его долготерпением, как сухие ветви будут истреблены исходящим от Него огнем. Небо омрачится от ужаса — какой же нечестивец спасется тогда? Море высохнет от страха — какой же беззаконник останется в живых? Вся земля сгорит — какой же грешник избежит наказания? Огонь возгорится от Господа и всюду потечет на отмщение, и небо, и земля, и море воспламенятся, как солома.

Преподобный Исидор Пелусиот

Кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего

Просил ты объяснить признаки кончины времен, какие Господь открыл нам. Находящиеся в Иудее да бегут в горы (Мф.24:16—51). Утвердившиеся в благочестии (это означает Иудея) да имеют в виду вышнее прибежище, ограждаясь своим исповеданием. И кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего. Кто пренебрег настоящим своим домом — здешним жилищем, стал высок по жизни и изгнал страсти, тот да не увлекает за собою ни боязни, ни нерадения, ни тщеславия, ни пристрастия к богатству, — все это есть схождение с высоты. И кто на поле, тот да не обращается назад, взять одежды свои.

Кто совлекся ветхого человека и отрешился от _плотского, тот да облекается в Человека Нового, Который обновил его в познание Божие и очистил от грязи. Все они будут в безопасности от этого великого страдания. …Горе же беременным и питающим сосцами в те дни, — сказано душам, которые чреваты Божественной любовью, не осмеливаются свободно изречь и исповедать веру в Бога, твердо стоять за нее. Они приобрели только детское и несовершенное понятие о Божием долготерпении, не имеют твердого упования, но угрозами или нападениями приведены в расслабление и лишили себя будущего.

Блаженный Феофилакт Болгарский

О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец

Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян.1:7).

Знает Он о дне и часе том, как это ясно из многих других мест. Да и как не знать Сыну этого дня, если Он знает все, что случится в будущем. Если бы Он сказал: Я знаю, но не хочу открыть вам, в таком случае Он омрачил бы их. А когда говорит, что ни Он, ни Ангелы не знают, Он совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему.

Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных.

Вход на брачный пир происходит без различия: все мы, добрые и злые, призваны только по благодати. Но затем жизнь подлежит испытанию, которое царь производит тщательно, и жизнь многих оказывается оскверненною. Содрогнемся же, братья, помыслив, что у кого не чиста жизнь, для того бесполезна и вера. Таковой не только извергается из брачного чертога, но и посылается в огонь. Кто же этот носящий оскверненные одежды? Это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия. Много таких, которые, обольщая себя тщетными надеждами, думают получить Царство Небесное и, высоко думая о себе, причисляют себя к лику избранных.

Производя допрос недостойного, Господь показывает, во-первых, что он человеколюбив и справедлив, а во-вторых, что и мы не должны никого осуждать, хотя бы кто, очевидно, и согрешал, если таковой открыто не изобличен в суде. Далее, Господь говорит слугам, карающим ангелам: «свяжите ему руки и ноги», то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; тогда будет скрежет зубов — это бесплодное раскаяние. Много званных, то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но мало избранных, немного спасающихся, достойных избрания от Бога.

От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет — это наше дело. Господь этими словами дает иудеям знать, что о них сказана притча: они были призваны, но не избраны, как непослушные.

Святой Ириней Лионский

То будет новое небо и новая земля

Поскольку люди есть истинные люди (сотворены Истиной), то необходимо истинным должно быть и место пребывания их, не обращаясь в ничто, но совершенствуясь в бытии. Ибо ни субстанция, ни сущность творения не уничтожаются, потому что истинен и верен Творец. Но проходит образ мира сего, в котором совершено преступление, потому что человек обветшал здесь… Когда же пройдет этот образ и человек возобновится и окрепнет для нетления так, чтобы он не мог уже обветшать, то будет новое небо и новая земля, на которой будет пребывать новый человек.

Святитель Епифаний Кипрский

Писания часто называют уничтожением изменение формы (мировой) в лучший и более совершенный вид, как можно назвать уничтожением младенчества переход человека в зрелость.

Святитель Кирилл Иерусалимский

Придет с небес Господь наш Иисус Христос, придет со славой при конце мира сего в последний день

Ибо будет конец мира сего, и этот сотворенный мир обновится. Ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием (Ос.4:1,2). Чтобы эта чудная обитель не осталась навсегда исполненной беззакония, прейдет этот мир и снова явится лучшим… Не будем скорбеть, что мы одни умираем и звезды кончаются, но, конечно, восстанут снова. Совьет Господь небеса, но не для того, чтобы уничтожить их, а чтобы воссоздать в лучшем виде. …Они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся. Как говорится о гибели человека: Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу (Ис.57:1), а между тем ожидается его воскресение, так ожидаем и воскресения небес.

Святитель Иоанн Дамаскин

Нужно знать, что падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти.

Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк

Здесь делание, — там воздаяние, здесь подвиг, — там венцы

Касательно же ведения о будущем — не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь (Гал.6:7). По исходе отсюда, никому нельзя уже преуспеть. Брат, здесь делание, — там воздаяние, здесь подвиг, — там венцы. Брат, если ты хочешь спастись, не вдавайся в это (учение), ибо свидетельствую тебе пред Богом, что ты впал в ров диавольский и в крайнюю погибель. Итак, отступи от сего и последуй Святым Отцам. Приобрети себе: смирение и послушание, плач, подвижничество. Слова же: не изыдет оттуду, дондеже воздаст последний кодрант (Мф.5:26), сказал Господь, означая, что мучение их будет вечно: ибо как может человек там воздать?… Не заблуждайся, как безумный. Там никто не преуспевает, но что кто имеет, то имеет отсюда: доброе ли это будет, или гнилое, или усладительное. Оставь, наконец, пустословие и не следуй демонам и их учению. Ибо они вдруг уловляют и вдруг низлагают. Итак, смирись перед Богом, плача о грехах своих и рыдая о страстях. И внимай себе (1Тим.4:16) и смотри вперед, куда уклоняется твое сердце через такие исследования. Бог да простит тебя.

Преподобный Феодор Студит

Достигающие искомого многим терпением, всегдашним долготерпением и хранением заповедей, наследуют Небесное царство

И опять, кто не устоит в таких подвигах, тот лишается не чего-либо малого, ничтожного и человеческого, но самых Божественных и Небесных вещей. Ибо, достигающие искомого многим терпением, всегдашним долготерпением и хранением заповедей, наследуют Небесное царство и бессмертие, вечную жизнь и неизреченное и неисповедимое успокоение вечными благами, а погрешающие нерадением, леностию, пристрастием и любовию к миру сему и к смертоносным и тлетворным наслаждениям, наследуют вечную муку, бесконечный стыд и стояние ошуюю, услышав страшный оный глас Судии всех и Владыки Бога: отъидите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. (Мф. 25:41).

Но о дабы никогда не слыхать нам сего, чада и братия мои, и не быть отлученными от Святых и Праведных жалостным и невыразимым отлучением. Когда они будут приняты в радость неизреченную и непостижимую, и ненасытимое наслаждение, как об этом и Божественное Писание говорит, что они возлягут со Авраамом, Исааком и Иаковом (Мф.8:11). Мы же должны будем пойти с бесами туда, где огнь неугасимый, червь неусыпаемый, скрежет зубов, пропасть великая, тартар нестерпимый, узы неразрешимые, самая мрачная преисподня, и не на несколько времени или на год, и не на сто или тысячу лет: ибо мука не будет иметь конца, как думает Ориген, но навсегда и на вечно, как сказал Господь (Мф.25:46). Где тогда, братие, по словам Святых, отец или мать для избавления? — Брат, сказано, не избавит: избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея (Пс.48:8,9).

Преподобный авва Дорофей

Поверьте, братия, что если у кого-нибудь хотя одна страсть обратилась в навык, то он подлежит муке, и случается, что иной совершает десять добрых дел и имеет один злой навык, и это одно, происходящее от злого навыка, превозмогает десять добрых дел. Орел, если весь будет вне сети, но запутается в ней одним когтем, то чрез эту малость низлагается вся сила его, ибо не в сети ли он уже, хотя и весь находится вне ее, когда удерживается в ней одним когтем? Не может ли ловец схватить его, лишь только захочет? Так и душа: если хотя одну только страсть обратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее, ибо она находится в его руках, по причине той страсти.

Блаженный Аврелий Августин

Для отшедших без веры напрасно совершаются ближними дела благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь

Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, — но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовью, и без общения в таинствах, напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля, или всуе приемля благодать Божию, и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак, не новые заслуги приобретаются для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знакомые, а только извлекаются последствия из прежде положенных ими начал.

Святитель Григорий Палама

Преступление заповеди Божией — причина всякой смерти

Хотя в будущем пакибытии, когда воскреснут тела праведников, воскреснут вместе с ними тела беззаконников и грешников, но воскреснут лишь для того, чтоб подвергнуться второй смерти: вечной муке, неусыпающему червю, скрежету зубов, кромешной и непроницаемой тьме, мрачной и неугасимой геенне огненной. Говорит Пророк: сокрушатся беззаконнии и грешницы вкупе, и оставившии Господа скончаются (Ис.1:28). В этом заключается вторая смерть, как научает нас Иоанн в своем Откровении. Услышь и великого Павла: аще бо по плоти живете, говорит он, имате умрети, аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живы будете (Рим.8:13).

Он говорит здесь о жизни и смерти, принадлежащих будущему веку. Эта жизнь — наслаждение в присносущем Царстве, смерть — предание вечной муке. Преступление заповеди Божией — причина всякой смерти, душевной и телесной, и той, которой подвергнемся в будущем веке, вечной муке. Смерть, собственно, состоит в разлучении души от Божественной благодати и в совокуплении с грехом.

Святитель Макарий Московский

Даруй же нам, Господи, — всем всегда — живую и неумолкающую память Твоего будущего славного пришествия, Твоего последнего, страшного суда над нами, Твоего праведнейшего и вечного воздаяния праведникам и грешникам, — да при свете ее и Твоей благодатной помощи, целомудренно и праведно, и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит.2:12); и таким образом достигнем, наконец, и вечно-блаженной жизни на небе, чтобы всем существом славословить Тебя, со безначальным Твоим Отцом и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, во веки веков.

Святитель Филарет Московский

Берегите веру вашу для истинного Пришествия Христова, славного и торжественного

К утешительному и спасительному свидетельству о будущем Пришествии Вознесшегося Господа небесные вестники Его присоединяют и некоторое объяснение того, каким образом последует это Пришествие. Они говорят, что Пришествие Господа будет подобно отшествию Его, или Вознесению. Придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:11). Господь вознесся пред очами учеников Своих явно и торжественно. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян.1:9). Что за облако? Облако света и славы, какое осеняло и наполняло некогда скинию Моисееву и храм Соломонов. Там видели славу, но не видели Господа Славы. После и Его видели, но не во славе, и потому не узнали Его и не прославили. А здесь и слава не скрывает Славимого, и Славимый не скрывает славы. Апостолы видели славу Вознесшегося Господа, пророк также видел и слышал ее, когда и сам торжественно воскликнул: Восшел Бог при восклицаниях. Господь при звуке трубном (Пс.46:6).

Итак, когда светоносные проповедники возвестили нам, что Он так же придет, как видели Его идущим на небо, этим они дали нам понять, что Он придет явно и торжественно. Так точно предрек и Господь о Себе, что приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним (Мф.25:31). Так и апостол объясняет, что Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба (1Сол.4:16).

Но для чего, подумает иной, замечаются эти подробности, по-видимому, более возбуждающие любопытство, чем подающие наставление, ибо предсказывают для того, чтобы можно было узнать и принять с верой посылаемое от Бога событие, а славного Пришествия Христова кто не узнает, хотя бы и не был предварен о его подробностях? Не спеши, возлюбленный, заключать об излишестве этих подробностей. Нет! Апостолы, Ангелы, Сам Господь не говорит ничего для утоления любопытства, но все для наставления. Что Пришествие Христово будет явное и торжественное — это предсказано для того, что будут провозвестники противного этому, когда на недостойных, неверных и развращенных христиан послан будет дух обольщения.

Грядет час или время искушения (может быть, и ныне есть), когда скажут: Вот, здесь Христос, или там… Вот, Он в пустыне… вот, Он в потаенных комнатах (Мф.24:23,26). Вот, Он у нас, говорят отщепенцы, которые, оставя град Божий, духовный Иерусалим, апостольскую Церковь, убегают не в истинную пустыню мира и тишины, но в запустение духовное и чувственное, где нет ни здравого учения, ни святости Таинств, ни добрых правил жизни частной и общественной. Вот, Он у нас, говорят скрытно еретичествующие, указывая на свои тайные сборища, как будто солнцу должно светить только под землей, как будто не Он сказал и повелел: Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях (Мф.10:27).

Слыша таковые вопли или шептания, вспомните, христиане, ангельский глас и проповедь о Вознесшемся Господе: Придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо, так же явно, так же торжественно. И потому если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте (Мф.24:23). Ни грубые вопли, ни хитрые шептания не походят на провозвещение Архангела и на трубу Божию. Не исходите во след зовущих вас из града Господня, оставайтесь на месте своем и берегите веру вашу для истинного Пришествия Христова, славного и торжественного.

Еще одно обстоятельство Вознесения Господня, примечательное для будущего, есть то, что оно было для учеников Его нечаянно и непредвиденно. Это произошло, насколько можно узнать из кратких евангельских повествований, таким образом, что Он, явясь им в Иерусалиме, как бывало многократно, и отходя, вел их за собою, как сопровождающих, беседуя с ними, как обыкновенно, о Царствии Божием, и особенно о приближающемся сошествии Святого Духа. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. 24:50,51). Не только по собственной воле не предварил Он их об этом великом событии, но даже на вопрос о временах великих событий Царствия Его решительно ничего не ответил. Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян.1:7).

Этот отказ в познании времен, очевидно, простирается и на время будущего Пришествия Христова и преимущественно к нему относится. Еще и прежде Он внушал ученикам Своим внезапность этого события, уподобляя его молнии, которая является поразительным образом совершенной внезапности. Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф.24:27). Подобно этому и апостол говорит: «Придет же день Господень, как тать ночью (2Пет.3:10).

Из этой внезапности будущего Своего Пришествия Господь Сам извлекает для нас, христиане, спасительное предостережение: …бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф.24:42). Не увлекайтесь любопытством или легковерием, когда христиане, думающие знать более, чем дано от Христа, будут исчислять вам времена Царствия Его: не ваше дело знать времена или сроки, старайтесь лучше познать грехи свои, исчислять падения и находить им пределы в покаянии. И более всего берегитесь, если услышите, что скажут предсказанные апостолом ругатели: Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же (2Пет.3:4).

Берегитесь, чтобы мрачные грезы сынов века сего, смежающих очи от света Грядущего Века, не омрачили вашего сердца, не ослепили ума, не усыпили духа к тому вожделенному и страшному часу, когда придет же день Господень, как тать ночью.

День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели.

Преподобный Иоанн Кронштадский

Истинно близок день пришествия Страшного Судии для Суда над всеми людьми

Многие живут вне благодати, не сознавая ее важности и необходимости для себя и не ища ее, по слову Господа: Ищите прежде Царства Божия и правды Его (Мф.6:33). Многие живут во всяком изобилии и довольстве, наслаждаются цветущим здоровьем, с удовольствием едят, пьют, гуляют, забавляются, сочиняют, работают по разным отраслям человеческой деятельности, но благодати Божией в сердцах своих не имеют, этого бесценного сокровища христианского, без которого христианин не может быть истинным христианином и наследником царствия небесного.

В конце концов и мы все должны будем оставить здешний краткий век, перейти в вечность, явиться к святому и праведному Судии и Творцу всех Богу и дать отчет о своей жизни. Как и с чем мы явимся? Какой суд и приговор Его услышим на всю вечность? Вот о чем мы должны чаще размышлять, о чем заботиться. О, помышляйте все об этой будущей судьбе и готовьте дела свои благие, плоды свои духовные, да не явится никто бесплодным деревом.

Истинно близок день пришествия Страшного Судии для Суда над всеми людьми, потому что уже настало предсказанное отступление от Бога и открылся уже предтеча антихриста, сына погибели, противящегося и превозносящегося выше всего, называемого Богом или святынею… тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2Фес.2:3,4,7—12).

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

В последние времена почти все оставят тесный путь, почти все пойдут по широкому

Не странно, что чудеса антихриста будут приняты беспрекословно и с восторгом отступниками от христианства, врагами Бога, врагами истины… Достойно глубокого внимания и скорби то, что чудеса и деяния его приведут в замешательство и самих избранников Божиих.

Вначале антихрист явит себя кротким, милостивым, исполненным любви и всякой добродетели, признают его таким и покорятся ему, по причине возвышеннейшей его добродетели, те, которые считают правдой падшую человеческую правду и не отреклись от нее ради правды Евангелия.

Движимые духом антихриста отвергают Христа, они приняли антихриста духом своим, вступили в общение с ним, подчинились и поклонились ему в духе, признав его своим богом.

В последние времена почти все оставят тесный путь, почти все пойдут по широкому. Из этого не следует, что широкий потеряет свойство вводить в пагубу, что тесный сделается излишним, ненужным для спасения. Желающий спастись, непременно должен держаться тесного пути, завещанного Спасителем.

Преподобный Ефрем Сирин сказал о положении тех, которые займутся исканием живого слова Божиего во времена последние. Они будут… проходить землю от востока к западу и от севера к югу, ища такого слова — и не найдут его.

Священное Писание свидетельствует, что христиане, подобно иудеям, начнут постепенно охладевать к Откровенному учению Божию. Они начнут оставлять без внимания обновление естества человеческого Богочеловеком, забудут о вечности, все внимание обратят на свою земную жизнь… Такому направлению Искупитель, искупивший человека для блаженной вечности, чужд. Такому направлению свойственно отступление от христианства… В ослаблении христианства будет участвовать монашество: член тела не может не принять участия в немощи, поразившей все тело… Когда христианство до крайности умалится на земле, тогда окончится жизнь мира.

Отступление Нового Израиля от Спасителя к концу времен будет обширным, а потом, как последствие и плод отступления, откроется человек беззакония, сын гибели, который дерзнет назвать себя обетованным Мессией…

Обильное земное преуспеяние и огромные предприятия, как очевидные для всех, выставлены словом Божиим в признак последнего времени и созревшей греховности человечества, большей частью неявной и непонятной при поверхностном и неопытном взгляде на человечество.

Постигли временные и вечные бедствия ветхого Израиля за отвержение Искупителя. Эти бедствия — слабый образ страшных бедствий, которые будут карой Нового Израиля за его преступление.

Когда мир будет провозглашать и превозносить свое преуспеяние, водворение высшего благоденствия, нерушимого спокойствия и утверждения его, внезапно постигнет… пагуба (1Фес.5:3), тогда наступит кончина мира, которой он в омрачении своем, в упоении земным преуспеянием, никак не будет ожидать.

Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления людей.

Утрачено общее одинаковое знание Истины, которым бы все соединялись в одно духовное тело, с одним образом мысли, в одном духе, под одной общей главой — Христом.

К концу жизни мира соблазны должны столь усилиться и расплодиться, что по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф.24:12) и Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк.18:8). Земля Израилева, Церковь, будет низвращена от меча — от убийственного насилия соблазнов и весьма пуста.

В последние дни мира объемлет людей, под влиянием миродержителя, привязанность к земле и ко всему вещественному, плотскому. Они предадутся земным попечениям и вещественному развитию… как если бы земля была вечным их жилищем… Они забудут вечность, как бы не существующую, забудут Бога, отступят от Него.

Христиане, одни православные христиане, и притом проведшие земную жизнь благочестиво или очистившие себя от грехов искренним раскаянием, исповедью пред отцом духовным и исправлением себя, наследуют вместе с светлыми Ангелами вечное блаженство. Напротив того, нечестивые, т.е. неверующие во Христа, злочестивые, т.е. еретики, и те из православных христиан, которые проводили жизнь в грехах или впали в какой-либо смертный грех и не уврачевали себя покаянием, наследуют вечное мучение вместе с падшими ангелами.

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 12 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я