Развивающие игры с детьми до 3-х лет

В. В. Лещинская, 2010

Книга состоит из двух частей. Первая часть посвящена конкретным играм и развивающим занятиям, подобранным с учетом возрастных особенностей ребенка. Вторая часть содержит практический материал, к которому активно прибегают взрослые в играх с ребенком. Игры, приведенные в книге, могут быть использованы как воспитателями дошкольных учреждений, так и непосредственно самими родителями.

Оглавление

Из серии: Домашняя библиотека (Аделант)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивающие игры с детьми до 3-х лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Книга, которую вы держите в руках, посвящена важнейшему периоду в жизни человека — первым трем годам. Время от рождения до 3-х лет считается самым продуктивным для психического развития человека, потому что нервная система в этом возрасте лучше всего поддается тренировке. Мозг новорожденного настолько пластичен и восприимчив ко всему новому, что процесс познания окружающего мира и приобретения жизненно необходимых навыков начинается с самых первых дней существования человека. Причем проходит он естественно и легко.

Главная задача родителей и воспитательных работников на начальном возрастном этапе — это сделать процесс обучения как можно более продуктивным. И тут на помощь приходит такое уникальное учебно-воспитательное средство, как игра. Впрочем, следует сразу же оговориться: не каждая игра способствует познанию окружающего мира и приобретению нужных навыков и умений! А только та, которая учитывает психологию ребенка и опирается на многовековые достижения народной и научной педагогики.

Развивающая игра — это, в первую очередь, правильно организованная игра, которая не только не тормозит развитие ребенка, а, наоборот, стимулирует его. Допустим, если малыша с раннего возраста приучать к рукам, он начинает этого требовать все больше и больше. Естественно, любящие родители не могут отказать младенцу в подобном пустяке. Между тем, постоянное пребывание на руках у взрослого не создает стимула для развития двигательной активности, что в свою очередь ведет к отставанию в интеллектуальном развитии. Казалось бы, какой пустяк — не выпускать любимое чадо из рук?! И такие негативные последствия!

А вот другой пример — ползание. Для ребенка более естественно ползать, чем ходить. Без мягкого принуждения со стороны взрослого младенец не станет осваивать ходьбу! И если в определенном возрасте, когда ребенка проще всего обучить ходьбе, это не делать, то в дальнейшем освоение этого двигательного навыка будет проходить не так гладко. В свою очередь, несвоевременный переход на две ноги негативно скажется на общем психическом развитии ребенка, так как будет тормозить совершенствование процессов восприятия и освоение предметной деятельности (ребенок не сможет манипулировать игрушками должным образом и в должном количестве, так как будет использовать руки преимущественно для передвижения!).

Данная книга состоит из двух частей. Первая часть посвящена конкретным играм и развивающим занятиям, подобранным с учетом возрастных особенностей ребенка. Вторая часть содержит практический материал — пестушки, потешки, прибаутки, сказки, рассказы, стихотворения, к которым активно прибегают взрослые в играх с ребенком.

Многие игры, приведенные в книге, могут быть использованы как воспитателями дошкольных учреждений, так и непосредственно самими родителями. Их можно проводить с группой детей, а можно — и с одним ребенком (за исключением некоторых массовых игр типа хороводов). С другой стороны, следует иметь в виду, что до 9-10 месяцев игры и занятия большей частью проводятся индивидуально, даже если речь идет о ясельной группе детского сада. После этого возраста индивидуальные занятия требуются для освоения таких умений, как вкладывание, вынимание, открывание/закрывание, завертывание и т. п. Остальные игры можно проводить как индивидуально, так и в группе. А вот многие подвижные игры, которые появляются в жизни ребенка примерно в 1,5 года, рекомендуется проводить сразу с несколькими ребятишкам: сначала — не больше 4-х, а потом, по мере освоения плясовых и хороводных движений, — с 5-6-ю малышами.

Глава 1

Психология ребенка от рождения до 3-х лет

В это трудно поверить, но еще не так давно считалось, что в первые годы жизни с ребенком не происходит ничего существенного, а потому не уделяли ни малейшего внимания его умственному, речевому и эмоциональному развитию. Ребенок данной возрастной группы находился целиком и полностью в ведении медиков, которые отслеживали его физическое развитие, не более того. Однако психологические исследования второй половины XX века показали, что в первые 3 года жизни психика ребенка наиболее восприимчива к внешним воздействиям и бурно развивается под их влиянием, так как мозг в этом возрасте невероятно пластичен. У ребенка до 3-х лет наблюдается интенсивное формирование двигательных навыков, становление речи, интеллекта и личности в целом. Именно в этом возрасте закладывается база дальнейшего психического развития человека. Именно в этот период начинает формироваться характер, индивидуальность человека.

Согласно возрастной периодизации, принятой в отечественной психологии, первые 3 года жизни ребенка приходятся на младенчество и раннее детство.

Младенчество

Внешне кажется, что жизнь младенца — сплошное ничегонеделанье. Говорить он не умеет, ходить тоже, только и делает, что целыми днями спит да ест. На самом деле младенец не пассивно лежит в кроватке, а активно познает окружающий мир, такой таинственный и манящий. И начинается процесс познания буквально с первых дней жизни младенца.

Младенчество подразделяется на 2 подэтапа:

1) период новорожденности: от рождения до 2 месяцев;

2) собственно младенчество: с 2-х месяцев до 1 года.

Период новорожденности — это единственный период, когда мы видим проявление врожденных форм поведения в чистом виде. Новорожденный ребенок имеет много врожденных рефлексов. Во-первых, это дыхательные и пищеварительные рефлексы, которые обеспечивают работу основных физиологических систем. Во-вторых, защитные рефлексы. Например, если к новорожденному поднести большой предмет, он ре-флекторно откинет головку назад, поднимет ручки и широко раскроет глаза. Наконец, есть еще первичные рефлексы ползания, схватывания, отталкивания и плавания, которые к 4 месяцам угасают. Доподлинно неизвестно, какова природа первичных рефлексов, ибо они не становятся той базой, на основе которой возникают более поздние двигательные навыки. Некоторые ученые относят первичные рефлексы к атавизмам. Другие считают, что первичные рефлексы и более поздние навыки имеют одинаковый механизм функционирования, а угасают первичные рефлексы вследствие особенностей развития головного мозга. В любом случае наличие врожденных рефлексов — это первое, что должны проверить родители, принеся ребенка из роддома. Например, при поднесении к лицу новорожденного яркого источника света, у него должны закрыться глаза, а при нажатии пальцем на ладонь — начать сжиматься и разжиматься пальчики.

Уже с конца первого месяца жизни нервная система новорожденного воспринимает внешние раздражители: ребенка привлекают яркие предметы, четкие звуки, тактильные раздражители. В это же время новорожденный начинает проявлять потребность в общении. Причем привязанность к родителям у младенца возникает даже в том случае, если те не удовлетворяют его органические потребности — в пище, воде и т. п. Первая реакция на взрослого появляется уже в положении"под грудью", а с 3-х недель — в любом положении. Сначала ребенок просто вглядывается во взрослого, а позднее начинает следить за ним и рассматривать его лицо. Далее в процесс общения, помимо глаз, вовлекаются головка и все тело, а чуть позже — улыбка и голосовые реакции. В результате, к 2-м месяцам складывается специфическая форма поведения, которая называется"комплексом оживления"."Комплекс оживления"состоит из следующих характерных компонентов:

замирания (сосредоточения),

улыбки,

вокализации,

двигательного оживления.

Появление"комплекса оживления"указывает на окончательно сформированную потребность в общении, которая выражается в том, что ребенок проявляет интерес к взрослому и открыто выражает его. Причем до 4 месяцев младенец реагирует подобным образом практически на всех взрослых, и только в 4 месяца"комплекс оживления"приобретает избирательный характер.

Основной вид деятельности младенца — это эмоциональное общение с матерью или взрослым, выполняющим ее функции. Для младенца мама — центр мировосприятия, так сказать, альфа и омега. Оно и понятно, ведь младенец находится в полной зависимости от нее. С появлением"комплекса оживления"для полноценного психического развития ребенка крайне важно, чтобы по отношению к нему не было безразличия. Удивительно, но равнодушие для малыша опаснее, чем гнев или порицание, так как он пока еще не понимает модальности эмоциональных проявлений и на отрицательные эмоции тоже реагирует положительно.

На протяжении всего младенческого периода происходит накопление репертуара эмоций (радость, гнев, страх, отвращение и т. д.), позволяющих ребенку устанавливать тесные контакты с окружающими его людьми. Эмоции, выражающиеся, например, в форме улыбки или рыданий, становятся для младенца настоящим"предъязыком", с помощью которого он может повысить эффективность своих жестов, а также предвидеть реакции взрослых.

Интенсивное эмоциональное общение приводит к тому, что у младенца начинает формироваться подражательная деятельность. Уже в 7-10 месяцев он может выполнять многие простейшие действия, подражая действиям взрослого. Данную способность психологи считают основным достижением младенческого возраста.

В целом, младенец находится в состоянии непрерывного познания предметного мира. Он наблюдает за предметами, прислушивается к ним, пытается дотянуться до них ручками, попробовать на зубок. Малыш познает окружающий мир, изучая его на практике, в действии. Его интересует, что внутри игрушек, почему предметы разные на ощупь, на вкус, ему нужно все разобрать, потрясти, подергать. В свою очередь все, что ощупывает, трогает ребенок, помогает его развитию.

К концу младенческого возраста в действиях ребенка появляется направленность на результат. Если еще несколько месяцев назад он просто вертел игрушки без всякой цели, но к году он начинает приспосабливать свои действия к предметам, то есть использовать предметы по назначение. Это возможно только в результате общения ребенка с взрослым, который показывает малышу, как пользоваться теми или иными предметами. Освоение предметного мира способствует развитию движений, так как требует более серьезного освоения пространства.

Кроме того, к концу младенческого возраста наблюдаются основательные подвижки в усвоении речи, благодаря чему у ребенка увеличиваются возможности общения с взрослыми.

Обобщая сказанное и предвосхищая ту информацию, которая содержится в следующих главах, можно заключить, что младенчество — важный период, когда взрослые стараются решить особые задачи воспитательного характера с учетом специфики каждого этапа:

до 3 месяцев — появление"комплекса оживления";

от 3 до 6 месяцев — хватание, гуление и лепет, переворачивание, подготовительные движения к ползанию, упор ног;

от 6 до 9 месяцев — понимание речи взрослого, подражание звукам, ползание, вставание и стояние;

от 9 месяцев до 1 года — подражание действиям с предметами, первые осмысленные слова, самостоятельная ходьба.

Раннее детство

Раннее детство начинается с так называемого"кризиса 1-го года", который может быть явным или скрытым. Суть кризиса заключается в том, что нарастающие потребности ребенка в освоении предметного мира и общении с взрослым вступают в противоречие с его возможностями, что становится мощным стимулом для дальнейшего развития.

Основные достижения раннего детства — ходьба, овладение речью и продолжение освоения предметной деятельности, начавшееся в конце младенчества.

Начнем с ходьбы. Ходьба появляется в жизни ребенка не в результате естественного развития, а благодаря общению с взрослым. Без принуждения со стороны взрослого ребенок не встал бы на ножки и не пошел бы, так как ползать значительно удобнее и быстрее. По своей значимости ходьба для маленького человека примерно то же самое, что прямохождение для наших обезьяноподобных предков: это важнейшее приобретение, которое служит огромным толчком для всего психического развития. В чем состоит преимущество хождения на двух ногах перед ползанием или хождением на четвереньках? Во-первых, ходьба увеличивает угол обзора: взгляд ползающего ребенка направлен преимущественно на то, что находится под ним, взгляд же стоящего на двух ногах ребенка способен охватить значительно большее количество объектов окружающего мира. Таким образом, у умеющего ходить малыша возможности для общения с окружающим миром шире, а значит, и больше стимулов для развития восприятия, памяти, внимания и мышления. Во-вторых, ходьба освобождает руки ребенка, которые тот сразу же приспосабливает для того, чтобы брать различные предметы. Это, в свою очередь, ведет к развитию мелкой моторики и, как следствие, речи и интеллекта.

Что касается речи, то в 1, 5 года происходит переломный момент в освоение человеческой речи. Если до этого ребенок лишь издавал отдельные звуки и слоги и реагировал на интонацию речи, так как пока еще не понимал значения слов, то с 1, 5 лет он начинает понимать и воспроизводить слова и простые фразы. Это огромный прорыв в психическом развитии, так как речь напрямую связана с мыслительной деятельностью.

Развитие ходьбы и речи увеличивает способности ребенка исследовать окружающий мир и воздействовать на объекты. Причем малыш приобретает все большую независимость от предметов, которые отныне он может толкать, таскать с собой, сваливать в кучу и, главное, классифицировать, относя к различным категориям. Осваивая предметный мир, годовалый ребенок не просто манипулирует непонятными ему предметами, а знакомится с их свойствами — узнает, что такое форма, величина, цвет, назначение предметов.

Многое из того, что ребенок осваивает в этом возрасте, он может производить только при непосредственной помощи взрослого. Но малыш растет, и постепенно становится все более самостоятельным. Увеличивающаяся независимость от предметов позволяет ему разнообразить взаимоотношения с окружающим миром и способствует самоутверждению. С 2-х лет ребенок начинает проявлять первые попытки самостоятельной деятельности. Это уже не беспомощное существо, каким малыш был еще 1,5 года назад. В 2 года ребенок чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению с взрослыми, а в 3 года перед нами уже сложившийся маленький человек, который умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми при помощи речи и способен к самообслуживанию.

Усиливающаяся активность ребенка приводит к переходу его взаимоотношений с взрослыми на качественно новый уровень: малыш впервые открыто заявляет о своей независимости, что становится для родителей настоящей неожиданностью, причем не самой приятной. Принято считать, что конец раннего детства знаменует собой так называемый"кризис 3-х лет". Это один из наиболее сложных периодов жизни человека, который можно сравнить разве что с кризисом подросткового возраста. В это время даже самые послушные дети могут стать совершенно неуправляемыми. Главный девиз трехлетнего ребенка:"Я сам!". У него появляются желания, часто не совпадающие с желаниями взрослых, отсюда — строптивость, стремление пойти наперекор требованиям взрослых, негативизм и капризность. От родителей на период кризиса потребуется предельное терпение и понимание происходящих с ребенком перемен, а также того, что"кризис 3-х лет" — естественный этап в психическом развитии ребенка, который сигнализирует о том, что все идет так, как нужно!

Таким образом, раннее детство характеризуется стремительным развитием, которое сопровождается колоссальными результатами, и среди них:

с 1 года до 2 лет — понимание речи других людей, усовершенствование ходьбы, согласованность движений;

с 2 до 3 лет — фразовое построение собственной речи, усложнение игры самим ребенком, первые проявления самостоятельности.

Игра как образ жизни

Знаменитое выражение"Что наша жизнь? Игра"применительно к маленькому ребенку точно, как ни в каком ином случае. Первые годы своей жизни ребенок проводит играя. Играть для него — и жизненно важная потребность, и средство всестороннего развития. Через игру ребенок познает окружающий мир, так как встречается с различными предметами, знакомится с ними, узнает их названия и то, как можно их использовать, изучает их основные свойства. В игре ребенок приобретает свои первые навыки и умения, которые становятся базой для более сложных форм поведения. Благодаря игре происходит развитие психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, воображение, речь и мышление. Игра развивает волевые навыки, так как учит малыша преодолевать трудности. Наконец, общаясь во время игры с взрослыми и другими детишками, ребенок учится взаимодействовать с людьми, согласовывать свои действия с чужими поступками.

Первое игровое пространство ребенка — это его кроватка, из которой необходимо сделать манеж. Для этого вместо матраса кладут фанеру и покрывают ее байковым одеяльцем. В манеже рекомендуется развесить и разложить игрушки. Причем для самых маленьких детишек, до 2-х месяцев, нужны крупные игрушки ярких цветов, а для малышей постарше — игрушки меньшего размера, которые располагают таким образом, чтобы ребенок мог достать их и удержать в руке.

Начиная с 9-10 месяцев, необходимо выделить для игр место на полу. Здесь рекомендуется оборудовать различные приспособления для вставания, переступания, лазания и ходьбы — всевозможные барьеры, каталки, горки и т. п.

Ребенку старше 1 года понадобится достаточно места, где бы он мог ходить, преодолевая препятствия, бегать, играть с машинками, катать тележку или колясочку и т. д. А так как дети в этом возрасте крайне подвижны, ничто в комнате не должно им мешать или представлять для них опасность. Годовалому ребенку нужны будут игрушки, которые он мог бы носить в руках, перекладывая с места на место, открывать и закрывать, нанизывать, вкладывать и производить с ними другие самые разнообразные действия.

К концу 2-го года жизни у ребенка, кроме места для подвижных игр, должен быть собственный уголок для спокойных занятий — рисования, лепки, аппликации, игр с конструктором. Одновременно в арсенале ребенка появляются сложные игрушки, такие как машинки, велосипеды, трансформеры, сборно-разборные игрушки, собственные куклы со всеми принадлежностями, включая мебель и посуду.

На раннем этапе своего развития ребенок выполняет игровые действия при непосредственном участии взрослого. Взрослый показывает, как нужно обращаться с той или иной игрушкой, а ребенок ему подражает. При этом игровые движения следует показывать в замедленном темпе, чтобы ребенок уяснил их содержание и запомнил. После нескольких повторений темп игры можно ускорять до"рабочего".

Если игра сопровождается потешкой, то взрослый должен заучить ее наизусть. Произнося потешку, следует соблюдать ее ритм, следить за своим голосом и мимикой, интонационно окрашивать каждую строку. В зависимости от содержания потешки, взрослый читает ее то медленно, то быстро, то тихо, то громко, иными словами, как можно более выразительно. При этом игровые движения должны выполняться легко и естественно.

Чтобы содержание игры было более понятным и легким для представления, лучше познакомить ребенка с ее персонажами заранее. Для этого взрослому надо рассказать побольше об игровых персонажах, показать картинки с их изображением или соответствующие игрушки.

По мере подрастания ребенка помощь взрослого становится все меньше и меньше. Малыш достаточно быстро учится совершать основные движения самостоятельно. Взрослому остается лишь внимательно следить за правильностью выполнения игровых действий и при необходимости усложнять игру наводящими вопросами. Когда ребенок станет проявлять первые признаки самостоятельности, его ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра. Во время самостоятельной игры ребенка взрослый должен всегда находиться рядом и следить за тем, что делает малыш.

Каждая игра должна проходить весело. Начинать и заканчивать ее необходимо в положительном настрое. С ребенком до 3 месяцев игры и развивающие упражнения следует проводить в самом начале бодрствования, пока он активен. Нельзя принуждать ребенка к той или иной игре. Если он по какой-то причине не хочет играть, лучше оставить его в покое и предложить поиграть в другой раз, когда он будет в настроении. Кроме того, можно пойти на хитрость — начать игру без него. В подавляющем большинстве случаев, ребенок, завидев, как радуются взрослые или другие детишки, охотно присоединяется к ним.

Во время игры взрослый должен вести себя ровно, выдержанно, не делать слишком много замечаний, не перебивать ребенка, пытаясь исправить то, что, по его мнению, тот делает неправильно, и ни в коем случае не кричать на него. Не следует показывать свое недовольство и нетерпение, если у малыша что-нибудь не получается. Наоборот, ребенка необходимо как можно чаще хвалить, отмечая даже самые его незначительные успехи. Хотя, по правде говоря, незначительных успехов в таком возрасте не бывает!

Следует помнить, что нервная система маленького ребенка очень неустойчива и быстро истощается, поэтому нельзя заставлять его долго выполнять однообразные действия или, наоборот, слишком много двигаться. Все игры и занятия должны проводится с учетом того, чтобы ребенок не переутомлялся и чтобы непродолжительные периоды умственного или физического напряжения чередовались с длительными периодами отдыха.

Оглавление

Из серии: Домашняя библиотека (Аделант)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивающие игры с детьми до 3-х лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я