Культ ничтожеств. Преступление без наказания

Игорь Зудов

Господство ничтожностей, не терпящих творческого соперничества, выдавливает из страны талантливых людей. Два студента создают фантастическое изобретение. Путь героев один – побег за границу. Там они добиваются успеха. В этой истории как будто нет потерпевших. Наши герои нашли дорогу в жизни. За нанесенный государству ущерб из-за утечки мозгов не спросит никто. Где в России найти суд, который назовет его преступлением? На обложке – памятник человеческим порокам на острове Тенерифе. Фото автора.

Оглавление

Глава 7. Начало пути

«Принимая во внимание способ, которым нас обучают,неудивительно, что ни ученики, ни сами учителяне становятся от этого мудрее, хотя и приобретают ученость».М. Монтень. Опыты.

Воспоминания потекли, как горный ручей после хорошего ливня — напористо перескакивая крупные препятствия и увлекая за собой мелкие. Начиналось все довольно прозаично. Клим и Трофим, закончив деревенские школы в северной республике, не могли и мечтать о престижных вузах Москвы или Питера.

Нынешняя система отбора абитуриентов выстроена так, что провинциальным школьникам, не имеющим богатых родителей, почти невозможно туда пробиться. Не потому, что они менее способные, хуже подготовлены или имеют низкие баллы по ЕГЭ, чем столичные ученики. При нынешних возможностях отдаленного обучения и при наличии хорошей головы можно получить необходимые знания и оценки для поступления в самые престижные вузы.

Причины отказа от желания попасть в них самые прозаичные. Не ходят ныне рыбные обозы из Архангельска в Москву, с которыми, не боясь умереть от голода, можно даром добраться до столицы. А билет на поезд, не говоря уже о самолете, неподъемные траты для семьи с обычными российскими доходами. Но кроме того требуются и другие расходы, которые не под силу большинству людей в провинции. И сколько Ломоносовых остаются в глубинке невостребованными, одному Богу известно.

…Несмотря на материальные трудности, выпускникам деревенской школы, а особенно их родителям, хотелось получить высшее образование. Выбор был не велик, и пришлось поступать в ближайшее по местоположению учебное заведение. «Каждый сверчок — знай свой шесток».

Система образования является одной из самых консервативных. Но зуд реформаторства, захлестнувший нашу страну после перехода к буржуазному строю, докатился и до нее. Даже без серьезного анализа, на основании многочисленных критических высказываний экспертов и тех, кто принимает нынешних выпускников на работу, можно утверждать, что преобразования не дали существенных положительных результатов.

Общепризнано, что уровень подготовки выпускников снизился. Об этом не устают говорить все без исключения руководители производственных коллективов.

Из-за отсутствия какого-либо планирования или хотя бы отслеживания происходящих в вузах процессов в стране возникла катастрофическая нехватка технических специалистов при явном переизбытке представителей гуманитарного профиля.

О первой проблеме, как угрозе национальной безопасности, говорят президент и премьер-министр страны. Но дальше разговоров дело не идет. Поэтому «невнимание правительства к решению некоторых вопросов, от которых зависят темпы научно-технического прогресса России» приводят к печальным последствиям. «Самый важный из них — это уровень изобретательской активности инженеров-конструкторов и исследователей. По этому показателю Россия отстает от Японии в 18 раз, от Южной Кореи в 14 раз, от США — в 4, Германии — в 3, Австралии — 2,5 раза». А ведь в Советском Союзе все было иначе» (Ш. Султанов, Загадки проекта «Евразия», г-та «Завтра», №13, 2014).

Но эти печальные последствия просто ничто с утверждениями «доцента кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД, кандидата исторических наук Ольги ЧЕТВЕРИКОВОЙ». Ее ответ на вопрос корреспондента газеты «Аргументы недели»: «Ольга Николаевна, бывший министр экономразвития Греф оговорился или проговорился, заявляя о негодности системы образования?

— Он просто озвучил план действий по окончательному демонтажу российского суверенного образования, в целом — российского суверенитета. Эти планы разработаны представителями крупного транснационального бизнеса, который сегодня на Западе и у нас определяет основные направления внутренней политики» (О. Н. Четверикова, Аргументы недели, №3, 2016, Демонтаж суверенитета).

Эксперт утверждает, что «Делается это в рамках международного проекта „Глобальное образование“, который… представлен ЮНЕСКО как модель для всего мира. Лейтмотив проекта — образование превращается в высокорентабельную сферу бизнеса, а вместо знаний утверждаются компетенции и навыки — товар, который в данный момент нужен бизнесу. Плюс непрерывность образования, за которое платит работодатель, а работник эти деньги отдаёт или отрабатывает всю жизнь. Вечная кабала» (там же).

В России «… уже разработаны программы по отмене бюджетного системного высшего и среднего образования.… Ближайшая намеченная на 2017—2022 годы цель — уход государства из сферы образования, за исключением административных функций, и приход в него «инновационного бизнеса», который вместо госзадания будет готовить кадры по своим программам и своему усмотрению. — Бесплатное образование будет ликвидировано? — Практически да. Останется немного исключений, например, военное образование, ряд ведущих стратегических вузов, и всё. (там же).

«Творцы больше не нужны, нужны роботы. Образованной личностью очень сложно управлять, внушать ложные цели. Биообъектом, в которого превращается человек, напичканным вместо знаний некими «компетенциями», управлять и контролировать его легко. Образование мешало созданию биообъекта, следовательно, образование надо демонтировать…

— Кто будет устанавливать контроль?

— Человечество будет разделено на тех, кто контролирует, и тех, кого контролируют. Первые — узкая прослойка. Вторая — основная масса населения земли.… Человека как совершенной личности для глобального мира, для политиков больше не существует. Есть только биологические объекты и пастухи этого стада» (там же).

В результате проводимых реформ рейтинг российских вузов в мировой табели о рангах неуклонно снижается. Никакие разговоры о предвзятом отношении к отечественным университетам не способны опровергнуть существующего положения вещей.

Попробуем разобраться с внутренней мотивацией современной молодежи. Стремление к научному и техническому творчеству, за редкими исключениями, ее не обуревает. В стране, где главной ценностью стал материальный успех, получение высшего образования рассматривается молодежью, да и родителями, как надежда на обеспеченное будущее.

Могут возразить, что так было во все времена. Позволю себе усомниться и привести два примера, причем из разных эпох. «В начале XX века русские педагоги с помощью анкетного опроса попытались понять мироощущение учащейся молодежи. Опросы охватили более пяти тысяч учащихся в возрасте от 7 до 16 лет. Из них три тысячи — гимназисты, одна тысяча — ученики городских коммерческих училищ и одна тысяча — сельских школ.

Материальный успех гимназисты и ученики городских училищ поставили только на восемнадцатое место (последнее), а сельские — на второе. Как ни удивительно, деньги и материальный расчет занимали в идеалах молодежи далеко не главное место. Для страны, активно строившей капиталистическую экономику, такая антибуржуазность представляла угрозу». (С. Ю. Рыбас. Сталин. М. Молодая гвардия. ЖЗЛ. 2010. 902 с.).

В начале 60-тых годов прошлого века приняли решение о создании в столице Латвии крупного предприятия по выпуску полупроводниковых приборов. Хорошо знаю историю становления оборонного объекта. На нем с основания трудились выпускники того же факультета, где учился и я. Их специальностью была полупроводниковая техника.

Страна очень нуждалась в новой продукции. Изучив азы будущей специальности, молодежь с энтузиазмом штурмовала зарождающуюся отрасль промышленности. Нормы охраны труда устанавливали по мере накопления практического опыта. Поскольку все — от операторов до руководителей цехов и лабораторий — были молодыми, о технике безопасности задумывались мало. Люди на ударном направлении работали, как тогда считалось нормой, буквально на износ, в 3 смены. Полупроводники требовались везде. В военной технике, для создания вычислительных машин и приборов гражданской электроники.

Технология основывалась на применении сильно действующих кислот. Хотя повсюду стояли вытяжные шкафы, работники не очень-то ими пользовалась. До поры до времени никто не представлял, в какой, в прямом смысле слова, опасной атмосфере трудились.

Вскоре начались профессиональные заболевания, а затем и летальные исходы. Болезни и смерть не щадили ни рядовых сотрудников, ни руководителей. Умер мой хороший знакомый по институту — спортсмен, здоровяк, в возрасте 27 лет. На предприятие направили авторитетную комиссию из Москвы. После ее заключения руководство взяло под строгий контроль технику безопасности. Менее беспечными стали люди. Несмотря на грозные последствия, массового оттока с завода не произошло. 90% работающих на этом оборонном предприятии составляли русские. Молодежь понимала — стране нужны полупроводники. И страна их получила.

Кто-то скажет, что это личные впечатления, которые трудно подтвердить статистическими данными. Одно можно утверждать для подавляющего большинства и в первом и во втором случае материальный успех не был определяющим фактором. И уж в чиновники ни мои сверстники, ни даже гимназисты из царской России не стремились.

Теперь не так. Недавние социологические исследования установили: «Чего хотят студенты? Получить хорошую специальность. Какая это — хорошая специальность? Та, что дает хорошую работу. Какая это — хорошая работа? 78% отвечают: та, которая дает хорошие деньги». Но даже нынешним школьникам известно, что ни научная, ни инженерная деятельность «хороших денег» не приносит.

В условиях рыночной экономики поступить в высшее учебное заведение, за исключением немногих сохранивших высокий уровень обучения (им позволено устраивать дополнительные испытания абитуриентам), даже на бюджетные места не представляет никакого труда. Фантастические конкурсы в вузы остались в далеком прошлом.

Теперь достаточно бумажки о сдаче ЕГЭ с «нарисованными» там баллами, (а как иначе воспринимать тот факт, что выпускники кавказских школ имеют более высокие оценки по русскому языку, чем сверстники в Москве и Питере), и тебя с радостью зачислят на студенческую скамью. Преподаватели, зная, как их существование зависит от не очень грамотных оболтусов, вынуждены закрывать глаза на слабую подготовку абитуриентов. Они прекрасно понимают, что будут мучиться с ними. Но выбора нет.

Если случится недобор, на будущий год количество бюджетников срежут. А штатное расписание преподавательского состава напрямую зависит от числа студентов. С государственной точки зрения набор плохо подготовленных школьников идет вразрез со стремлением к повышению качества обучения. Но министерство образования совсем не заботит приведение интересов сотрудников вузов в соответствие с государственными. У них совсем другие замыслы. Вот и приходится людям идти против совести, принимая на учебу заведомый «балласт». Часть его, самая никчемная, будет сброшена по ходу обучения. Но другая, ненамного лучше, пополнит ряды специалистов, которые, во-первых, мало кому нужны, а самое главное не обладают необходимой квалификацией.

Если кто-то из преподавательского корпуса набирается мужества выступить против абсурдной системы, то коллеги «заклюют» его, как порой уничтожают друг друга птенцы в одном гнезде в борьбе за существование. Разница лишь в том, что в последнем случае погибает слабейший, а среди борцов за качество образования страдают самые совестливые и вопреки законам природы самые достойные. Консервативная система отторгает их, как инородный элемент. И это еще один фактор снижения общего уровня подготовки.

Недостающую численность студентов можно по закону восполнить за счет тех, кто идет на платное обучение. А где взять их в провинциальном городе. Богатые отправляют своих чад в престижные вузы, а то и вовсе за границу. Тем, кому это не по силам, а желание дать детям высшее образование является неодолимым, рынок открывает такую возможность. Хотя многие не способны преодолеть даже нынешние невысокие барьеры для поступления на бюджетные места, родители готовы за счет напряжения собственных сил оплачивать учебу вопреки здравому смыслу.

В таких условиях начали свой путь во взрослую жизнь наши герои, преодолевшие первый серьезный рубеж в жизни. Они приняты на учебу за государственный счет. Стипендию будут платить, в общежитие устроили. О чем еще можно мечтать.

Незнакомых друг с другом Клима и Трофима поселили в одной комнате. Казалась сама судьба постаралась соединить быстрого на слова и решения Клима с его полным антиподом — медлительным, но основательным, слегка тугодумом Трофимом. Говорят, противоположности сходятся. Симбиоз двух выходцев из крестьянской глубинки оказался на редкость прочным и плодотворным. Парни, ставшие друзьями, везде и во всем поддерживали друг друга.

В начале учебы оба с удовольствием окунулись в студенческую жизнь, полную соблазнов для несформировавшихся характеров. Тут тебе и художественная самодеятельность, и разного рода тусовки, и, не будем лицемерами, волнующее общение с девушками.

Сельские выпускники настолько увлеклись гламуром, что времени на учебу стало не хватать. После первого семестра появились «хвосты». Будучи смышлеными от природы, парни быстро сообразили, что университет очень заинтересован в сохранении контингента и не слишком переживали по поводу полученных двоек. Отчислять их никто не собирался.

Почему же? Давайте познакомимся с учебным заведением, где начали учиться наши избранники.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я