Защита прав водителя 2018

Группа авторов, 2018

Быть защищенным на дороге значит не только знать и выполнять требования Правил дорожного движения, но и уметь использовать для своей защиты все правовые возможности, которые предоставлены российским законодательством. Справочник включает информацию об административных правонарушениях и уголовно-наказуемых действиях Для опытных и начинающих водителей, обучающихся в автошколах и тех, кто еще только собирается сесть за руль своего автомобиля.

Оглавление

Из серии: Справочник для населения (АСТ)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Защита прав водителя 2018 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Водитель и сотрудник ГИБДД

Кто имеет право остановить ваш автомобиль?

Как только вы сели за руль своего автомобиля, вы должны знать: вы можете торопиться по своим делам, опаздывать на работу, спешить, чтобы встретить своих близких в аэропорту. Тем не менее, даже в этой ситуации вас могут остановить на дороге люди, имеющие на это право:

сотрудники органов внутренних дел, сотрудники Федеральной службы безопасности и Федеральной службы охраны;

регулировщики.

Сотрудники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы охраны. Право останавливать ТС предоставлено им в соответствии с законодательством. Они не только могут остановить ТС в связи с каким-то проводимым мероприятиям, но и воспользоваться остановленным автомобилем в целях преследования преступников, проведения оперативно-разыскных мероприятий («План «Перехват» и др.), и т. д.

Предоставление ТС сотрудникам полиции, органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности осуществляется на основании подпункта 37 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2001 № 3-ФЗ «О полиции»; пункта «ж» статьи 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»; подпункт 8 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране».

При этом сотрудники полиции, в том числе сотрудники ГИБДД, при обращении к гражданам обязаны:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (пункт 4 статьи 5 Закона о полиции).

Сотрудники государственной охраны и ФСБ сообщать подобную информацию не обязаны.

Также и в случае обращения к нему гражданина сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Эти требования изложены в Административном регламенте МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденном приказом МВД России от 02.03.2009 № 185, в котором указывается, что взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.

В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Регулировщики. Право останавливать ТС предоставлено им в соответствии с Правилами дорожного движения. Задача регулировщика — регулировать движение ТС и пешеходов на перекрестках, пешеходных переходах, железнодорожных переездах, паромных переправах, при проезде военных механизированных колонн, при производстве дорожных работ, при разборке дорожно-транспортных происшествий. Регулировщик вправе остановить ваше транспортное средство или изменить направление его движения (даже независимо от вашего желания).

Регулировщиком может быть:

инспектор ДПС (дорожно-патрульной службы),

военный регулировщик (Военная автомобильная инспекция),

дежурный по железнодорожному переезду или переправе,

дорожный рабочий.

Регулировщика всегда можно отличить по его внешнему виду. Он должен быть одет в специальную форму с обязательными световозвращающими деталями одежды и снабжен средством для регулирования движения: полицейским жезлом (в темное время суток с подсветкой), диском с красным световозвращателем, красным флажком, свистком для подачи звуковых сигналов.

Все водители, в том числе и водители автомобилей спецслужб, обязаны подчиняться сигналам любого регулировщика (неподчинение сигналам регулировщика наказывается штрафом по ч. 1 статьи 12.12 КоАП РФ).

Есть и другие должностные лица, которым предоставлено право останавливать транспортные средства на дороге. Это, например, работники Транспортной инспекции (Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), которые могут останавливать грузовые автомобили и автобусы с целью проверки путевых листов и товарно-транспортных накладных на перевозимый груз. Водители, осуществляющие международные перевозки, также обязаны по требованию представителей Транспортной инспекции остановиться в специально обозначенных знаком 7.14 контрольных пунктах.

С какой целью и на каких основаниях может быть остановлено ТС?

В новой редакции Административного регламента существенно расширилось количество пунктов — оснований остановки ТС (с 9 до 14), но при этом указанные пункты были существенно конкретизированы, что позволяет надеяться на более объективные подходы сотрудников ГИБДД к остановке ТС.

В соответствии с Административным регламентом снованиями для остановки ТС теперь могут быть:

1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2) наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;

3) наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

6) необходимость использования транспортного средства;

7) необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств;

8) необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;

9) оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;

10) необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

11) проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства;

12) угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ;

13) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз;

14) проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

1. Наличие признаков нарушения в области безопасности дорожного движения (БДД). Любое нарушение ПДД и других нормативных документов в области обеспечения БДД на глазах сотрудников ГИБДД следует исключить из повседневной водительской практики. Это не только деньги, выброшенные на уплату штрафов, но и непредусмотренная, а оттого и вдвойне неприятная, потеря времени на разбирательства. Требований для соблюдения в ПДД много — вот всех их и надо соблюдать.

С принятием нового Административного регламента, вновь разрешившего сотрудникам ГИБДД проверку документов вне стационарных постов, бдительность и законопослушание водителям ТС следует увеличить на порядок. На обычных маршрутах движения («работа — дом — работа», «дом — дача», «шопинг выходного дня», «кафе или ресторан») следует проанализировать возможные места появления сотрудников полиции для проверки документов и проявить там необходимую бдительность, а на новых маршрутах — никогда ее не ослаблять.

Во всех случаях в соответствии с Административным регламентом сотрудник органов внутренних дел должен давать разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и других нормативных правовых актов. При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник обязан разъяснить порядок обжалования своих действий.

Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, сотрудник обязан дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении. При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных должностных лиц.

В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

Если остановивший ТС сотрудник полиции ведет себя не в соответствии с требованиями Административного регламента — грубо разговаривает, возбужденно реагирует на обоснованные замечания, то у водителя появляется возможность использовать это обстоятельство для защиты в своих интересах.

Прежний Административный регламент содержал норму, запрещавшую сотруднику полиции препятствовать проведению съемки, новый Административный регламент отдает этот вопрос на решение самого сотрудника полиции: он не имеет права препятствовать видеозаписи, но ограничение такого права возможно в рамках проведения охранных либо оперативно-разыскных мероприятий, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан и организаций. Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку. Либо в регионе введен режим контртеррористической операции, в этом случае сотрудник ДПС должен проинформировать об этом водителя и попросить его выключить камеру. Сам инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на свой мобильный телефон.

2, 3, 11. Наличие данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП или преступления, о нахождении ТС в розыске; проведение специализированных мероприятий по повышению БДД.

При наличии подозрения использования ТС или груза в противоправных целях в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 13 Закона о полиции сотрудникам полиции предоставлено право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске.

4, 5, 10, 12. В связи с произошедшим ДТП или правонарушением — привлечение в качестве свидетеля, понятого, для оказания помощи. Следует помнить, что в этом случае отказ в оказании помощи, если речь идет о пострадавших в ДТП, может квалифицироваться по статье 124 Уголовного кодекса Российской Федерации как «неоказание помощи больному» или статье 125 «Оставление в опасности».

6. Необходимость использования вашего автомобиля сотрудниками правоохранительных органов.

В соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 13 (подпунктом 3 пункта 3 статьи 28) Закона о полиции сотрудники полиции вправе использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.

Временное изъятие ТС для государственных нужд осуществляется вместе с водителем или без него.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Справочник для населения (АСТ)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Защита прав водителя 2018 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я