История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке

Т. Р. Забалуева, 2013

Учебник предназначен для студентов обучающихся по архитектурно-строительным специальностям высших учебных заведений и может быть рекомендован учащимися художественных школ и лицеев. Учебник содержит анализ стилей восьми основных классических периодов развития культуры и искусства, начиная с Древнего Египта и заканчивая эпохой европейского неоклассицизма XVIII века. В нем рассматриваются причины формирования стилей разных эпох, их взлет и разложение. В книге приведено много исторического материала, краткое содержание некоторых литературных произведений, фрагменты поэтических сочинений. Учебник дополнен большим количеством иллюстративного материала. Все это помогает отойти от сухого академизма и придать учебнику увлекательный характер, переданный простым доступным языком. Учебник может быть также интересен любому читателю, интересующемуся развитием европейской культуры. Компакт-диск и цветная вкладка прилагаются только к печатному изданию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Искусство античной Греции от архаической эпохи до эллинизма

Миф и история древней Греции

История древней Греции, как и Античного мира, берет начало с XII–VIII в.в. до н. э. и заканчивается с эпохой падения Римской империи и ее делением на Западную и Восточную в IV–V в.в. и. э. Греция была мирно колонизована Римом и существовала параллельно, являясь с одной стороны поставщиком культуры и науки, а с другой — номинальным государством в составе Римской империи. В конце концов, территория Греции стала основой территории Восточной Римской империи — Византии (Рис. 2.1).

Местное этническое население полностью заместилось к VII в. до н. э. завоевавшими эти места дорянами. Они то и заложили первые камни в развитие эллинской цивилизации на территории Балканского п-ова.

Культура Греции зижделась во многом на языческих религиозных представлениях. Греки любили, почитали и боялись своих богов. Это во многом определяло стиль поведения людей, их стремление к прекрасному и по-своему чистому. Греческие боги наделены человеческими чертами, причем самыми прекрасными — это отражено в многочисленной скульптуре, дошедшей до наших дней. Олимпийский пантеон греческих богов включал 12 персонажей: Зевс, его жена Гера — охранительница законного брака, Афина — богиня мудрости, Посейдон — бог моря, Аполлон (или Феб) — бог света, музыки и прорицаний, Артемида-богиня лунного света и охоты, Деметра-богиня земледелия, Афродита — богиня любви и красоты, Гермес — бог торговли, переносящий мертвые души, Арес — бог войны, Гефест — бог огня и покровитель ремесленников, Гестия — охранительница семейного покоя. (Рис. 2.2–2.14).

Понятие в мифологии полубог — получеловек, т. е., рожденный от богов и земных женщин приближало простого смертного к самой заветной мечте — возможности прикоснуться к божественному началу. Герои становились предметом недосягаемой мечты и гордости народа. Геракл — сын Зевса и Алкмены, Персей — сын Зевса и Данаи, Беллерофонт — сын Посейдона и Эвриномы, Одиссей — сын Лаэрта и Антиклеи и др. (Рис. 2.15, 2.18, Герои. Рис. 2.19. Таблица пантеона греческих богов).

Изучая культуру античной эпохи, невозможно отмахнуться от мифа как от никчемной детской сказки древних народов. Миф отражал всю многогранность жизни людей в ту далекую эпоху, уходящую вглубь тысячелетий. Мифы рассказывали о религиозных воззрениях людей, отражали их суеверия и желания победить в борьбе с силами природы, которые были для них необъяснимы. Мифы повествуют о том, что люди жили на территории Греции очень давно, многие века. Из мифов мы узнаем, что эллины стремились познавать окружающий их мир, предпринимали очень длительные и дальние путешествия. Всем известно повествование о поисках Золотого руна в далекой Колхиде, т. е. на территории современной Грузии. Мифы о Микенах и Трое дали основания археологам для раскопок, с помощью которых эти города были открыты и превратились для потомков в источник бесконечных знаний о жизни и культуре эллинов.

Однако работа с мифологическим материалом находится еще в самом начале пути. Со временем мифы раскроют пред нами еще много интересного о культуре народа, который создавал человеческим трудом «золотые Микены» и Трою. И когда смотришь на мощные стены Микен, выложенные из квадров огромного размера (рис. 2.20), кажется, что воздвигнуть такие стены могли только колоссальные циклопы, о чем и повествуют нам мифы. Отмахиваясь сегодня от мифов, как древних сказок, мы обрекаем себя на полное непонимание всей эллинской культуры, а значит и невозможности провести анализ развития этой культуры от ее истоков до падения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я