Супер детКИ. Как слышать друг друга сквозь глухоту

Елена Мунтян, 2018

Кохлеарная имплантация – это операция по восстановлению слуха, в ходе которой во внутреннее ухо устанавливают специальный прибор, позволяющий воспринимать и различать звуки. Эта технология успешно применяется в нашей стране вот уже три десятилетия. Своевременно проведенная, такая операция позволяет ребенку нормально развиваться, овладевать речью, обучаться и жить полноценной жизнью наравне со сверстниками. Внимание! Информация, содержащаяся в книге, не может служить заменой консультации врача. Перед совершением любых рекомендуемых действий необходимо проконсультироваться со специалистом.

Оглавление

Из серии: Книги-консультанты по вашему здоровью

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Супер детКИ. Как слышать друг друга сквозь глухоту предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Как решиться на операцию по кохлеарной имплантации

ДИАГНОЗ ГЛУХОТЫ УЖЕ ПРОГРЕМЕЛ над вашей семьей как гром среди ясного неба. Вы пытаетесь осознать и принять его, но совершенно точно еще не смирились, а на горизонте уже маячат, как вам может ошибочно казаться, несколько вариантов решения проблемы. Их вам озвучили в той же клинике, где сообщили диагноз. И сейчас совсем непросто выбрать путь дальнейшего движения.

На данном этапе родителей куда больше волнует вопрос, почему это случилось именно в их семье. Тратя время понапрасну, они пытаются выяснить, были ли у их родственников нарушения слуха. Многие — опять же ошибочно — считают, что причиной глухоты может быть только наследственность. Бороздя просторы интернета, вы быстро поймете, что причин может быть масса. Самой распространенной из них окажется конфликт родительских генов, в результате «столкновения» порождающих глухоту. Выясняя причину, можно потерять много времени. Единственное верное решение при тотальном снижении слуха — кохлеарная имплантация, а решение о ней не терпит промедлений.

В случаях, когда причина глухоты известна (применение ототоксичных антибиотиков или менингит), родители не тратят силы и время на поиск ответа на вопрос почему, а переходят к стадии «как решиться на операцию».

Оперативное вмешательство — это всегда рискованно, вне зависимости от нозологии[1]. Когда операция предстоит ребенку, страшнее в разы. Но отправить его «под нож» — порой жизненно важное решение. Не исключение и операция по кохлеарной имплантации. Несмотря на то что в нашей стране она успешно применяется вот уже почти 30 лет, все равно еще бытуют мнения, что эта операция проводится на головном мозге. Оттого родителям очень тревожно, ведь это не рядовой аппендицит, а операция «на голове»! Точнее, на костях черепа и внутреннем ухе. Согласитесь, звучит уже не так страшно?

Наряду с диагнозом глухоты, в какой бы клинике или сурдологическом центре ни узнал о нем родитель, он обязательно услышит, что надо бы перед операцией попробовать носить слуховые аппараты и убедиться, что они не помогают, и тогда только прибегнуть к операции по кохлеарной имплантации. На этом этапе слуховые аппараты родитель ошибочно принимает за спасательный круг.

Действительно, ношение слуховых аппаратов показано перед операцией по кохлеарной имплантации, но не в каждом случае. Если глухота выявлена рано и необходимо выждать время, чтобы набрать необходимую массу тела для оперативного вмешательства и анестезии, терять его не стоит. С помощью аппаратов можно приобрести определенный опыт и убедиться в том, что они не справляются с глубокой потерей слуха. Ужасно, когда по каким-то причинам диагноз глубокой тугоухости установлен в позднем возрасте (после двух лет наступает критичный период для последующей слухоречевой реабилитации). И именно в таком случае очень опасно терять время на слуховые аппараты и на то, чтобы убедиться, что они не помогают! Считая, что аппараты «вытянут» и компенсируют потерю слуха, мамы и папы надеются обойтись без операции.

Заблуждению способствуют и первые появившиеся после слухопротезирования реакции на звуки: стук в дверь, хлопки, может быть, и собственное имя. На контрасте — ранее никаких реакций не было, а теперь они появились — они могут обескуражить окружение ребенка и вселить ложную надежду на то, что он стал слышать и дальше начнется непременное развитие устной речи. В этом блаженном ожидании можно потерять драгоценное время, а речи так и не дождаться. Мировой опыт убедительно доказывает, что глубокие потери слуха не компенсируют даже самые современные слуховые аппараты. Потому и изобретен метод кохлеарной имплантации. Все же необходимо смотреть правде в глаза и решиться на операцию, учитывая текущий возраст ребенка.

Метод кохлеарной имплантации в нашей стране приняли не сразу. Многие сурдопедагоги-классики на момент масштабного распространения метода, в 2006–2010 годах, отговаривали родителей от операции, уповая на собственные силы и слуховые аппараты. Они говорили родителям: «Вытянем!» И действительно, благодаря собственным титаническим усилиям и родительскому участию, используя сверхмощные слуховые аппараты, они получали неплохие результаты. Но даже они при глубоких потерях слуха не в состоянии обеспечить, к примеру, контроль собственной речи. Между тем все методики подразумевают ее развитие на основе компенсаторных возможностей, а не на слух, как это происходит в норме. Поэтому качественного результата добиться было невозможно. Устная речь пациентов представляла собой грубый скандированный поток, имеющий носовой оттенок и другие последствия отсутствия компенсации слуха. Для многих педагогов и родителей даже это было достоянием. Но когда метод стал масштабно распространяться по стране, результаты детей, прооперированных в раннем возрасте и не имеющих особенностей развития и сочетанных нарушений (так называемые дети-самородки), без какого-либо педагогического сопровождения, заставили сурдопедагогов задуматься, стоит ли противостоять методу кохлеарной имплантации. Сотни таких примеров на практике доказали и педагогам и родителям, что риск оправдан!

И по сей день поступает масса вопросов примерно сходного содержания. По разным причинам глубокое снижение слуха выявляют между вторым и третьим годами жизни, если скрининг в роддоме не сработал. Как раз этот период является критичным для наполнения словарного запаса на слух. Ребенок может спонтанно накапливать речевые единицы, потому что это происходит в так называемом активном сенситивном периоде. Уже позже механизмы запоминания работают совершенно иначе, и для накопления пассивного словарного запаса придется трудиться упорнее, но даже это не всегда дает желаемые результаты. Пассивный словарь — важнейшая составляющая механизма речи, основа. Ведь чтобы говорить, нужно знать, что говорить! И прежде чем у ребенка сформируется активный запас, необходимо наполнить пассивный.

Родители, не зная этого, рассуждают: сейчас ребенок наденет слуховой аппарат, поносит годик-другой, и, если не поможет, подумаем об операции. Это роковая ошибка: теряется драгоценное время для обеспечения возможности спонтанного развития ребенка, у которого диагностирована «чистая» глухота. К сожалению, в этот момент рядом с родителями не оказывается специалистов, которые могли бы пояснить важность своевременного оперативного вмешательства.

Если пустить ситуацию на самотек, может произойти непоправимое. Нередко положительную роль выполняют социальные сети и профильные группы о кохлеарной имплантации, где опытные родители рассказывают о своем опыте: они уже как никто другой осознают важность раннего вмешательства.

Вернемся к хирургическому этапу кохлеарной имплантации. Как и любая хирургическая манипуляция, кохлеарная имплантация заставляет родителей задуматься о лучших хирургах, выполняющих эту операцию. Спешу убедить вас, что все отечественные специалисты очень профессиональны и выполняют имплантацию быстро и качественно. Считается, что для профессиональной аттестации каждый хирург должен проводить не менее 40 операций в год, тогда он, по мировым стандартам, имеет «допуск». В любой оперирующей клинике нашей страны один хирург проводит более 40 операций, поэтому родителям не стоит тратить нервы на переживания по этому поводу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Книги-консультанты по вашему здоровью

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Супер детКИ. Как слышать друг друга сквозь глухоту предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Нозоло́гия — учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины: познание структурно-функциональных взаимосвязей при патологии, биологические и медицинские основы болезней. — Примеч. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я