Как запустить стартап в России. От идеи до первых продаж без программиста

Егор Жохов

Давно носите идею для стартапа, но не знаете с чего начать? Сооснователь двух российских IT-проектов рассказывает, как по шагам запустить стартап и заработать первые деньги без вложений и программиста.

Оглавление

Почему проваливаются 90% стартапов

Когда стало понятно, что наш первый стартап — CallbackVK — не приносит миллионов, нас под крыло взяла знакомая, которой нужно было обкатать программу обучения для стартапов, я писал об этом выше.

Первое задание, которое мы выполнили, — прочесть «Спроси маму» и подготовить список правильных вопросов для проблемного интервью.

Проблемное интервью — разговор с клиентом, цель которого — выявить, какую проблему и в каком контексте бизнес решает для клиента. Правильные вопросы задаются так, что отвечающий не может солгать.

Пример диалога с неправильными вопросами:

— Я готовлю бомбическое предложение: «Шаблон чат-бота и динамической обложки „ВКонтакте“ для геймификации за 9900 рублей». Ты бы купил?

— О да, звучит любопытно, в тренде. Да, я был купил позже, пока не до этого. Но я просто уверен, что это будет продаваться.

Фраза «я бы купил позже» вам лжёт или льстит.

Пример диалога с правильными вопросами:

— Расскажи, как дела с охватами в марте-апреле?

— Ой, да плохо дела с охватами — 15% максимум, продающие посты и 10% не набирают.

— Как твой бизнес страдает от этого?

— Да я почти не получаю продаж из группы. Даром что 4 года собирал подписчиков.

— А сколько продаж было раньше, до «умной ленты»?

— Ну, с каждого поста кто-то записывался — каждый день. Сейчас 2—3 записи в неделю.

— И как ты решаешь эту проблему?

— Я кручу таргет на своих же подписчиков.

— О. С каким бюджетом в месяц?

— Я откручиваю 5—7 тысяч, поэтому удается держать продажи на том же уровне, что и раньше.

— Ты можешь каждый месяц откладывать эти 5—7 тысяч рублей, если внедришь геймификацию. Охваты вырастут до 30—40%, это вернёт тебя к прежним показателям по продажам без вложений в таргет.

— Хм. А сколько это стоит?

Ирония в том, что диалога, похожего на второй, не состоялось в случае с Callback VK. Мы разделили целевую аудиторию на сегменты и для каждого предположили, какие проблемы наш сервис решит для клиента. Получилось следующее:

Сегмент: сммщики

Гипотеза 1: Модерация сообществ отнимает много времени, приходится заходить в группу и смотреть за комментариями.

Гипотеза 2: Не успевают вовремя обработать заявку пользователя. Клиент уходит.

Сегмент: предприниматели

Гипотеза 1: Предприниматели долго отвечают на заявки клиентов, поэтому сливают сделки.

Гипотеза 2: Конкуренты добираются до заявок в сообществе раньше владельца.

Гипотеза 3: Модерация сообществ отнимает много времени, нужно постоянно заходить в группу и смотреть за комментариями.

Сегмент: администраторы некоммерческих пабликов

Гипотеза 1: Модерация сообществ отнимает много времени, нужно постоянно заходить в группу и смотреть за комментариями.

Гипотеза 2: Пользователи задают вопросы, а когда администратор отвечает, это уже не актуально, потому что прошло слишком много времени.

Мы созвонились с представителями каждого сегмента и попытались подтвердить хотя бы одну проблему. И в разговорах выяснили следующее:

«Пользователи чаще пишут в личку, чем в сообщения группы. Не о чем уведомлять».

«Активность в группах низкая, поэтому модерация комментариев не отнимает много времени».

«Нет заявок, не о чем уведомлять».

Ни одна из проблем, которые мы предполагали, не подтвердилась на практике. Это происходит с 90% других стартапов.

Первая причина — они решают проблему, но для маленького рынка.

Мы могли бы продолжить работать и взять рынок только тех бизнес-сообществ, в которых в месяц публикуется от 1000 комментариев, что создаёт проблемы с модерацией. Таких сообществ получилось бы слишком мало — недостаточно, чтобы заработать миллион долларов.

Они решают проблему, но не острую. Это вторая причина провала.

Мы тогда работали в SMM-агентстве и знали, что предприниматели теряют заявки клиентов. Видимо, теряли не так много, чтобы платить за решение этой проблемы.

Поэтому никто толком и не заработал большие деньги на рынке уведомлений «ВКонтакте»: сервисы остаются либо бесплатными, как Callback API bot, либо частью другого функционала, как «Модератор» в TargetHunter.

Запомните: если стартап не решает проблему или задачу, то умирает. Эта книга поможет доказать, что ваш бизнес решает острую проблему для большого рынка.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как запустить стартап в России. От идеи до первых продаж без программиста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я