Избирательное право

В. Б. Исраелян, 2008

Предлагаемый учебник «Избирательное право России» подготовлен в соответствии с программой курса «Гражданское право» для юридических вузов, соответствующей Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, и базируется на положениях Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и других нормативных правовых актов по избирательному законодательству. В основу учебника положено новейшее избирательное законодательство Российской Федерации, подробно рассмотрены и прокомментированы основные федеральные законы, касающиеся регулирования проведения референдумов и выборов, учтены положения и выводы, содержащиеся в научных трудах и разработках отечественных и зарубежных ученых-конституционалистов и специалистов в области избирательного права. Исчерпывающее и вместе с тем лаконичное изложение учебного материала позволяет назвать данное издание идеальным для комплексной подготовки студента к сдаче экзамена или зачета по данной дисциплине, а также для написания курсовых и дипломных работ по современному избирательному праву России. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов высших учебных заведений, а также всех, кто интересуется вопросами избирательного законодательства России.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Избирательное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Развитие общества на современном этапе характеризуется крупнейшими преобразованиями Российского государства и его правовой системы. В последнее десятилетие формирование государственных органов в России, порядок организации и проведения выборов привлекают пристальное внимание со стороны общества. Главная цель — обеспечение подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении выборов высших органов государственной власти Российской Федерации и органов власти ее субъектов.

Опыт проведения президентских и парламентских избирательных кампаний определил необходимость политико-правового реформирования российской избирательной системы на всех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном. Причин тому несколько: несовершенство современного российского избирательного законодательства; недостатки мажоритарной избирательной системы на парламентских выборах; необходимость государственного признания социальной ценности демократического воспроизводства государственной власти в рамках правовой институционализации адекватной избирательной системы; противоречивость российского избирательного законодательства, порождающая недоверие к выборам. А ведь состояние современной избирательной системы в Российской Федерации всегда влияло на политическую ситуацию и, как следствие, на стабильность государственной власти. На современном этапе развития избирательного законодательства России необходимо отметить, что в рамках законодательных инициатив Президента РФ избирательное право становится все более актуальным и приоритетным.

Достаточно отметить некоторые из этапов реформы избирательного законодательства.

В 2004 г. Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен проект закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым предполагалось изменить действующий порядок формирования Государственной Думы и установить, что все ее депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Должен был частично обновиться механизм распределения депутатских мандатов — к их распределению допускались федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 % и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Проектом закона также предусматривались случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, не преодолевшие 7 %-ный барьер (так называемый скользящий барьер). Данная новелла значительно расширит партийное представительство в нижней палате парламента.

Следующей эпохальной вехой в рамках современной реформы избирательного права была законодательная инициатива, согласно которой высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) наделяется по представлению Президента РФ соответствующими полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Устанавливался порядок внесения Президентом РФ предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ и его рассмотрения законодательным органом субъекта РФ. Проект закона был направлен на обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, а также повышение роли и ответственности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ при формировании высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

В 2005 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который изменил порядок формирования Государственной Думы в части избрания всех ее депутатов по пропорциональной избирательной системе. Так, согласно ч. 2 ст. 3 Закона, депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.[1] Целью законодательной инициативы была полная ликвидация на парламентских выборах одномандатных избирательных округов и избирание в дальнейшем всех депутатов Государственной Думы по партийным спискам по единому федеральному округу. В данном контексте пропорциональная система рассматривается как наиболее оптимальный учет мнений разных избирателей, но такой подход обезличивает депутатов, люди голосуют за партию, а не за ее представителей. Направленный на усиление и стабильность партийной системы переход к пропорциональной системе выборов — важный и ответственный ход Президента РФ в развитии демократических начал становления России как правового государства.

Отмена графы «Против всех» в избирательных бюллетенях — важный этап в развитии избирательного права граждан РФ. Исключение данной графы обусловлено необходимостью повышения политического сознания и активности избирателей, ответственности кандидатов и политических партий в ходе избирательных кампаний и должно стать фактором, стимулирующим участников избирательных кампаний более качественно и эффективно проводить работу среди избирателей.

Следует отметить, что специфика развития избирательного законодательства в рамках проводимой избирательной реформы не должна отпугивать граждан своими сложностями. Возможность разбираться в системе избирательного права, осознавать и реализовывать свои права и обязанности как избирателей является залогом развития демократических начал в Российской Федерации.

Помощь в реализации гражданами избирательных прав не по агитационному призыву, а по собственному волеизъявлению, сформировавшемуся в ходе предвыборной кампании, — цель предполагаемой работы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Избирательное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

См.: СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я