Куда бы ты ни шел – ты уже там. Осознанная медитация в повседневной жизни

Джон Кабат-Зинн, 1994

Самая популярная книга доктора Джона Кабат-Зинна, исследователя теории и практики «светской медитации». В книге рассматриваются основы медитации, принципы ее влияния на эмоциональное и физическое состояние человека, даются практические советы по включению методов медитации в повседневную жизнь современного человека. Следуя рекомендациям автора, вы сможете: научиться управлять своими эмоциями, снизить уровень стресса, избавиться от раздражительности и гнева, побороть депрессию и подавленное состояние ума, развить внимание и ясность мышления. Практика осознанности поможет взглянуть другим, свежим взглядом на нашу жизнь, начать ценить каждое ее мгновение. В формате a4.pdf сохранен издательский макет книги.

Оглавление

  • Введение
  • Часть первая. Красота текущего момента
Из серии: Городской монах

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Куда бы ты ни шел – ты уже там. Осознанная медитация в повседневной жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть первая

Красота текущего момента

Восходит лишь та заря, к которой пробудились мы сами.

Генри Дэвид Торо.«Уолден, или Жизнь в лесу»

Что такое полнота осознания?

Практика полноты осознания — древняя буддийская практика, очень важная для нашей современной жизни. Эта значимость никоим образом не связана с буддизмом как таковым, она не требует от человека стать буддистом. Она предназначена для того, чтобы пробудить сознание и помочь ему начать жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Она имеет отношение к исследованию, позволяющему дать ответ на вопрос — кто мы, каким мы видим окружающий нас мир и каково наше место в этом мире, она учит нас больше ценить полноту каждого проживаемого нами мгновения. Более всего прочего эта практика учит сопричастности ко всему происходящему.

С точки зрения буддизма наше обычное бодрствующее состояние сознания считается сильно ограниченным и ограничивающим, во многом напоминая продолжение сна, а не состояние активного бодрствования.

Медитация помогает нам пробудиться от этого неосознанного сна и бессознательного состояния, позволяя нам прожить жизнь с полным доступом ко всему спектру наших сознательных и бессознательных возможностей.

Мудрецы, йоги и мастера дзэн тысячелетиями систематически исследовали эту территорию сознания, и в процессе ее познания они узнали нечто, что теперь может с большой пользой применяться на Западе, чтобы уравновесить нашу культурную ориентацию на управление и подчинение природы, вместо понимания того, что мы — ее неотъемлемая составная часть.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОПЫТ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ ПРОШЛОГО ГОВОРИТ, ЧТО, ИССЛЕДУЯ НАШУ СОБСТВЕННУЮ ВНУТРЕННЮЮ ПРИРОДУ ЖИВОГО СУЩЕСТВА И В ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДУ НАШЕГО СОЗНАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЩАТЕЛЬНОГО И СИСТЕМАТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА САМИМ СОБОЙ, МЫ СМОЖЕМ ПРОЖИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ С БОЛЬШИМ УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ, В ГАРМОНИИ И МУДРОСТИ.

Это также дарит нам взгляд на мир, дополняющий редукционистское и материалистическое мировоззрение, которое в настоящее время доминирует в западной философии. Но это представление не является особенно «восточным» или мистическим. Еще в 1846 году Торо в Новой Англии видел ту же самую проблему в нашем обычном состоянии сознания и с большой страстью писал о ее печальных последствиях.

Полнота осознания была названа сердцевиной буддийской медитации. Очень важен тот момент, что полнота осознания — это очень простое понятие. Ее сила — в практике и применении этой концепции.

Полнота осознания означает умение особым способом сосредоточивать свое внимание на текущем моменте, не судя о нем.

Этот вид концентрации помогает развить способность к большей внимательности, пониманию и принятию реальности текущего момента. Благодаря этой практике мы оказываемся перед фактом, что наша жизнь разворачивается мгновение за мгновением. Если мы не полностью присутствуем во многих из подобных моментов, то можем не только пропустить самое ценное в нашей жизни, но также не суметь понять богатство и глубину всех наших возможностей, их пользу для нашего роста и преобразования.

Недостаточное осознание текущего момента неизбежно создает и другие проблемы из-за наших бессознательных и автоматических действий и поведения, в которых нередко проявляются наши глубинные страхи и неуверенность.

Если на подобные проблемы не обращать должного внимания, они со временем множатся и могут в конечном счете создать у нас ощущение, что ничего не получается и мы выпали из жизни. Со временем мы можем потерять веру в свои способности перенаправить энергию таким образом, чтобы она приносила нам большее удовлетворение, счастье и, возможно, даже улучшала бы наше состояние здоровья.

Полнота осознания дает нам возможность встать на простой, но эффективный путь оторваться от привычных действий и мыслей, вернувшись к собственной мудрости и жизненной силе. Это возможность взять на себя ответственность за направление своего движения по жизни и качество собственной жизни, включая наши отношения в семье, с другими людьми, ко всему нашему огромному миру и планете, и, что самое главное, за наши отношения с самим собой.

Ключ к этому пути лежит в основе буддизма, даосизма и йоги, его можно также найти в трудах таких людей, как Эмерсон, Торо и Уитмен, в мудрости коренных американцев. Он заключается в умении ценить настоящий момент и взращивании тесного контакта с ним посредством непрерывного к нему внимания. Это — точка зрения, полностью противоречащая позиции, когда жизнь считается чем-то само собой разумеющимся.

ПРИВЫЧКА ПРЕНЕБРЕГАТЬ ТЕКУЩИМ МОМЕНТОМ В УГОДУ ПРОШЛОГО ИЛИ БУДУЩЕГО ВЕДЕТ К ПОТЕРЕ ОЩУЩЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ПАУТИНЫ ЖИЗНИ, В КОТОРУЮ ВПЛЕТЕНО НАШЕ БЫТИЕ.

Это пренебрежение напрямую связано с недостаточным пробуждением и неполным пониманием своего сознания и того, как оно влияет на наше восприятие мира и наши действия. Это сильно ограничивает наше видение того, что означает быть человеком и как мы связаны между собой и с окружающим нас миром. Религия традиционно занималась подобными фундаментальными вопросами духовной структуры, но полнота осознания имеет мало общего с религией, кроме самого значения слова, обозначающего попытку проникнуть в таинственную глубину самого понятия «быть живым» и признания неразрывной связи со всем, что существует в этом мире. Когда мы с открытым сердцем посвящаем свое время вниманию к окружающему миру, не становясь жертвой своих личных пристрастий на уровне «нравится» — «не нравится», различных предубеждений, планирования и ожиданий, перед нами открываются удивительные новые возможности и появляется шанс освободиться от пут бессознательности.

Я предпочитаю считать полноту осознания просто искусством жить сознательно. Для этого совсем не обязательно быть буддистом или йогом. На самом деле, если вы познакомитесь хотя бы с основами буддизма, вы сможете понять, что самое важное для буддизма — быть самим собой и не пытаться стать тем, чем вы не являетесь. Суть буддизма в том, чтобы всегда быть в контакте с собственной глубинной сущностью и не мешать ей беспрепятственно идти своим путем. Это достигается благодаря пробуждению сознания и обретенному умению видеть все таким, каково оно есть на самом деле. Даже само имя Будда означает просто «тот, кто пробудился для понимания собственной истинной природы».

Таким образом, полнота осознания не будет противоречить никаким верованиям или религиозным традициям, а также научным представлениям, более того, она не пытается заманить вас в какое-то новое вероисповедание или идеологию. Это просто практический способ более полно ощущать свое присутствие в жизни посредством систематического процесса самонаблюдения, самоанализа и осознанных действий. В этом нет ничего безжизненно рассудительного, аналитического или бесчувственного.

Характер полноты осознания мягкий, благодатный, лелеющий. Это — истинная душевность. Однажды один из моих учеников сказал: «Когда я был буддистом, это сводило с ума моих родителей и друзей, но вот я стал буддой — и все довольны».

Просто, но нелегко

Практика полноты осознания может быть довольно простым занятием, но необязательно будет легкой. Полнота осознания требует усилий и дисциплины по той простой причине, что силы, которые противодействуют вашему вниманию, а именно сила нашего привычного невежества и автоматизма, чрезвычайно цепкие и прочные. Они настолько сильны и коренятся настолько глубоко в нашем сознании, что становятся необходимыми сильная концентрация и определенная работа, чтобы просто не забросить наши попытки удержать в сознании настоящий момент и сохранить полноту его осознания. Но это очень полезный труд, потому что он позволяет нам более полно осознать самые разные аспекты нашей жизни, которые мы обычно пропускаем или теряем из виду.

Эта работа также просветляет наше сознание и освобождает нас. Она просветляет в буквальном смысле, поскольку позволяет нам более ясно видеть жизнь и поэтому более глубоко понимать такие области нашей жизни, которые выпадали из нашего поля зрения, или те, на которые мы просто не хотели обращать внимание. При этом нас могут охватить глубочайшие эмоции: горе, печаль, душевная боль, гнев или страх — чувства, которым обычно мы не позволяем удерживаться в сознании или сознательно отбрасываем. Полнота осознания может также помочь нам оценить и другие чувства вроде радости, покоя и счастья, которые нередко приходят неосознанно и исчезают незамеченными.

Эта работа несет освобождение, поскольку она открывает нам новые способы существования в своем теле и в окружающем нас мире, она может освободить нас от колеи, в которую мы так часто попадаем. Она также наполняет нас новыми силами, потому что способность сосредоточивать подобным образом свое внимание открывает нам путь к глубоким резервуарам творчества, ума, воображения, ясности, решительности, то есть вариантам выбора и мудрости, которые уже существуют в нас.

ОБЫЧНО МЫ НЕ ОСОЗНАЕМ ТОТ ФАКТ, ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ВРЕМЯ О ЧЕМ-ТО ДУМАЕМ. НЕПРЕРЫВНЫЙ ПОТОК МЫСЛЕЙ, ТЕКУЩИХ В НАШЕМ СОЗНАНИИ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСТАВЛЯЕТ НАМ ВОЗМОЖНОСТИ ПОБЫТЬ ВО ВНУТРЕННЕЙ ТИШИНЕ И ПОКОЕ.

И мы оставляем себе небольшое, но очень ценное для нас пространство, чтобы побыть наедине с самим собой, не будучи вынужденными все время суетиться и что-то делать. Наши действия слишком часто направляются самыми обычными мыслями и импульсами, которые наполняют наше сознание и текут в нем стремительным потоком, напоминающим быструю горную реку, если не обрушивающийся с вершины водопад. Этот поток захватывает нас, накрывает с головой и несет туда, куда мы, возможно, не хотели бы попасть. Порой мы даже не понимаем, куда нас несет.

Медитация означает обучение способности вырваться из этого потока, сесть на берегу и прислушаться к его шуму, учиться у него и затем использовать его энергию для того, чтобы он послушно нес нас, а не волочил неизвестно куда. Но это не происходит само по себе по мановению волшебной палочки. Для этого потребуется энергия. Мы называем усилия по взращиванию способности присутствовать в каждом текущем мгновении «практикой» или «медитативной практикой».

Вопрос: Как я могу разобраться с путаницей, которая находится ниже уровня моего осознания?

Нисаргадатта: Для этого надо побыть наедине с самим собой… с пристальным интересом наблюдая себя в повседневной жизни, с намерением понять, а не осудить, полностью принимая все, что может обнаружиться, поскольку это означает, что оно скрывалось там, невидимое вами. Надо поддержать в себе стремление заглянуть глубже, ниже поверхности, и обогатить свою жизнь и сознание удерживаемой там собственной энергией. Это очень большая работа для вашего сознания. Она устраняет препятствия и высвобождает вашу скрытую энергию, позволяя вам лучше понять природу жизни и сознания. Разум — дверь к свободе, а живое, пристальное внимание — мать разума.

Нисаргадатта Махарадж. «Я есть То»

Остановка

Люди думают о медитации как о некоем особом виде деятельности, но это не совсем верно. Медитация — это сама простота. В шутку мы иногда говорим: «Ничего не делайте, просто сидите». Но суть медитации — не в простом сидении на одном месте. Речь идет о том, чтобы остановиться и начать присутствовать. Главным образом мы, действуя, начинаем суетиться. Способны ли вы сделать остановку в своей жизни, хоть на мгновение? Можете сделать это прямо сейчас? Что случится, если вы это сделаете?

Хороший способ остановить деятельность заключается в том, чтобы хотя бы на мгновение перейти в «режим пребывания». Думайте о себе как о вечно существующем свидетеле, как о бессмертном существе. Просто наблюдайте текущий момент, не стараясь ничего изменить. Что происходит? Что вы чувствуете? Что видите? Что слышите?

Самое забавное в остановке то, что как только вы останавливаетесь, то входите в текущий момент. Все становится удивительно простым. До некоторой степени это похоже на то, как если бы вы умерли, а мир продолжил двигаться сам по себе. Если бы вы действительно умерли, то все ваши обязанности и обязательства немедленно исчезли бы. Все так или иначе решилось бы уже без вашего участия. Никто, кроме вас, не может взять на себя выполнение ваших планов. Они умерли бы или рассосались вместе с вами так же, как это происходило со всеми остальными, кто когда-либо умирал. Поэтому вам не следует больше волноваться об этом.

Но если это верно, возможно, вам не следует немедленно бежать к телефону, чтобы сделать звонок, даже если вам кажется, что вы должны сделать это. Возможно, вам не стоит прямо сейчас начать читать очередной документ или выполнять очередное поручение. «Умерев понарошку» на некоторое время, пока вы еще живы, вы освобождаете для себя свое настоящее. «Умирая» таким образом, вы в настоящий момент фактически становитесь более живыми. Вот что способна дать вам остановка. В этом нет ничего пассивного, безвольного. Когда вы решаете тронуться с места, это будет совсем иной вид движения, потому что перед этим вы остановились. На самом деле остановка делает движение более ярким, более богатым, более текстурированным. Она помогает нам справляться со всем, что нас так пугает и беспокоит, к чему мы чувствуем себя неспособными. Она показывает нам направление дальнейшего движения.

ПОПРОБУЙТЕ

Время от времени в течение дня стоит остановиться, сесть и прислушаться к собственному дыханию. На это может уйти пять минут или даже пять секунд. Постарайтесь полностью погрузиться в ощущение текущего момента, включая то, как вы себя чувствуете, и что, по вашим ощущениям, будет происходить. В течение таких моментов не пытайтесь ничего изменить, просто дышите и погружайтесь. Дышите и позвольте себе просто пребывать.

Подавите в себе желание видеть в этот момент что-либо иным, чем оно есть; в сознании и в сердце дайте себе разрешение позволить этому мгновению быть таким, какое оно есть, позвольте и себе быть таким, какой вы есть, и ничем больше. И только тогда, когда вы будете готовы, осознанно и решительно начинайте двигаться в том направлении, которое подсказывает вам ваше сердце.

Вот оно

Карикатура из «Нью-Йоркера»: два дзэн-буддийских монаха в типичной одежде и с бритыми головами, один молодой, а другой старый, сидят рядом на полу, скрестив ноги. Младший с некоторым недоумением смотрит на старшего, сидящего лицом к нему, и тот говорит: «Дальше ничего не будет. Это все».

Все верно. Обычно, когда мы что-то предпринимаем, то, естественно, ожидаем достижения желаемого результата наших усилий. Мы хотим видеть результаты, даже если это всего лишь приятное ощущение. Единственное исключение, которое я могу себе представить, — медитация. Медитация — единственная намеренная, систематическая человеческая деятельность, которая по своей сути не является попыткой улучшить себя или добиться чего-то еще, это просто стремление понять, где вы находитесь. Возможно, это и есть основная ценность медитации. Быть может, все мы должны сделать хоть что-то в своей жизни ради нее самой. Но было бы не совсем верно считать медитацию «деянием». Более точно называть это «пребыванием». Когда мы понимаем это «вот оно», оно позволяет нам отпустить прошлое, не цепляться за будущее и полнее осознать то, кем мы являемся сейчас, в этот самый момент.

Обычно люди не в состоянии сразу же добиться этого ощущения. Они хотят медитировать для того, чтобы расслабиться, испытать особое состояние, стать лучше, немного уменьшить стресс или боль, избавиться от старых привычек, стать более свободными или просветленными. Все это очень важные причины для того, чтобы начать практиковать медитации, но все они одинаково чреваты проблемами, если вы ждете, что все это обязательно произойдет только потому, что вы в настоящий момент медитируете. Вы будете захвачены желанием получить «особый опыт» или поиском признаков прогресса. Если вы довольно быстро не почувствуете нечто необычное и приятное, то можете усомниться, правильный ли путь вы выбрали, или начать задаваться вопросом: «Все ли я делаю правильно?»

В большинстве случаев обучение чему-либо — это обычно вполне разумное поведение. Конечно, чтобы сохранить интерес к занятиям, вы должны рано или поздно увидеть постепенный прогресс. Но медитация — это нечто иное. С точки зрения медитации каждое состояние особое, каждый момент неповторим.

Когда мы отказываемся от желания увидеть, как в этот самый момент здесь происходит нечто иное, чем то, что мы видим, мы делаем огромный шаг к способности встретиться лицом к лицу с тем, что есть здесь и сейчас. Если мы хотели бы двинуться куда-то или каким-то образом улучшить себя, единственное, что мы можем, это сделать шаг из того места, где мы находимся. Но если мы не знаем, где мы — а это знание возникает из взращенной нами полноты осознания, — то можем только ходить по кругу на одном месте, тратя силы и теряя надежды. Таким образом, в практике медитации лучший способ добиться чего-то заключается в том, чтобы вообще оставить попытки добиться чего бы то ни было.

Если ваше сознание не омрачено тем, что вам не нужно, это — самое лучшее время вашей жизни.

Во Минь

ПОПРОБУЙТЕ

Время от времени напоминайте себе: «Вот оно». Посмотрите, есть ли хоть что-нибудь, к чему этого нельзя было бы применить. Напоминайте себе, что принятие настоящего вовсе не означает покорности происходящему. Это лишь явное признание: что происходит, то происходит. Это принятие не является подсказкой для дальнейших действий. То, что произойдет потом, ваше решение должны проистекать из вашего осознания настоящего. Попытайтесь действовать, исходя из подспудного знания этого «вот оно». Изменит ли это знание ответы и решения? Сможете ли вы представить себе, что это может оказаться самым лучшим временем в вашей жизни? Если да, то что оно значит для вас?

Ловите момент

Лучший способ поймать мгновение состоит в том, чтобы обратить на него свое внимание. Именно так следует взращивать полноту осознания. Полнота осознания означает бодрствование. Это означает осознавать, что вы сейчас делаете. Но когда мы начинаем сосредоточиваться на том, с чем сталкивается наше собственное сознание, довольно часто мы быстро снова возвращаемся к бессознательному состоянию, к движению на автопилоте, задаваемому нашим подсознанием. Причиной этих провалов в осознании часто бывают взрывы неудовлетворенности тем, что мы видим или чувствуем в этот момент, откуда, естественно, возникает желание, чтобы все было иным, чтобы ситуация как-то изменилась.

Вы легко можете заметить привычку сознания убежать из настоящего момента. Просто попробуйте удержать свое внимание на любом объекте даже на короткий промежуток времени. Вы обнаружите, что, для того чтобы взрастить полноту осознания, вам, вероятно, придется не раз напоминать себе о необходимости пробудиться и осознавать происходящее. Для этого мы все время напоминаем себе о необходимости смотреть, чувствовать, быть. Это так просто… надо лишь проверять время от времени, сохраняете ли вы осознание потока вечных мгновений, остаетесь ли вы здесь и сейчас.

ПОПРОБУЙТЕ

Спросите себя в этот момент: «Бодрствую ли я?», «Где прямо сейчас находится мое сознание?»

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Часть первая. Красота текущего момента
Из серии: Городской монах

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Куда бы ты ни шел – ты уже там. Осознанная медитация в повседневной жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я