Бытийные искания

Дмитрий Грязных

Это приглашение единомышленников к открытому разговору на равных о любви к мудрости, вечных вопросах человеческой жизни и острых социальных проблемах. Книга содержит ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы, помогает заполнить пробелы в знаниях и побуждает к творческому мышлению. Адресована широкому кругу читателей, интересующихся философским ремеслом и фундаментальными проблемами философии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бытийные искания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Философское дело

Миссия философии

Милый друг, с философией не сталкивается лишь тот, кто вообще не мыслит, кто не думает над тем, что делает он сам и окружающие его люди. Я не намереваюсь уговаривать Вас забросить свои дела и полностью погрузиться в философские размышления, реальная жизнь с ее радостями и горестями важнее теоретических построений. Однако, действительно чего я хочу, так это обратить Ваше внимание на то, что серьезной философии всегда есть место в жизни, а любовь к мудрости может стать потребностью для ума такой же важной, какой является для молодого и полного сил тела физическая культура. Ведь духовное здоровье столь же необходимо для счастливой жизни, как и физическое.

1. Занятия философией воспитывают культуру мышления. Умным быть гораздо лучше, чем глупым. Это понимает каждый без всякой философии. Но умение мыслить не врожденное свойство, а именно умение, которое каждый может и должен развивать в себе. Много знать — не тоже самое, что уметь мыслить. «Многознайство уму не научает»1. Без настоящих знаний нет настоящей мудрости, но справедливо и то, что можно заучить сложные научные определения, запомнить самые правильные фразы и при этом остаться глупым. Ум — не совокупность сведений, не информация в памяти, ум — это умение правильно распоряжаться знаниями, соотносить их с реальной жизнью, использовать их при решении проблем, возникающих ежедневно.

Ум как способность суждения, способность применять правила нельзя вложить в головы в готовом виде. Он формируется в ходе индивидуального освоения умственной культуры. Природа дает человеку только мозг — естественную предпосылку для возникновения ума. Это великое богатство. И только от нас зависит, насколько полно оно будет использовано.

Для развития мышления необходимо проявлять пристальное внимание и серьезное уважение к малейшим проявлениям интеллектуальной самостоятельности на любом этапе приобщения к философской культуре. Способность суждения не появится, если не будет выработана потребность в самостоятельном добывании знаний. В противном случае придется остаться безвольным и послушным орудием чужого разума, а своего собственного не обрести.

Стремительно меняющийся мир требует специалистов, умеющих творчески мыслить и находить нестандартные решения проблем. Философия расширяет мировоззренческий горизонт, формирует любовь к научному поиску, воспитывает потребность думать. Противоположностью же последнего является стандартизация сознания, что равносильно умерщвлению таланта. Человек, лишенный способности суждения, умения судить, заучит профессиональные навыки и будет лишь «послушно» работать, монотонно воспроизводя, однажды заученные, операции и однообразные схемы.

2. Любовь к мудрости — это источник духовно-нравственной доблести личности. Ни нравственные воззрения, ни специфически человеческие потребности не возникают сами собой. Чувство собственного достоинства, мужество, совесть, уважение к личности и другие добродетели по своему генезису социальны. Они всегда прививаются силой воспитания и самовоспитания, формируются в условиях специально смоделированных педагогических ситуаций.

Идеал нравственного поведения удивительно лаконично фиксирует неоднократно обыгрываемый афоризм: «добродетель сама себе награда»2. Добродетельный человек, прежде всего, переживает радость от самого доброго поступка, ощущает наслаждение от самой добротно сделанной работы, испытывает удовольствие от самого процесса овладения знаниями. Указанное не исключает вознаграждения или утилитарной выгоды, которые могут последовать. Главное видеть, что является первичным, а что вторичным. В способности к сверхутилитарной деятельности открывается собственно человеческое начало — качественно новая реальность, утверждаемая в отношениях между людьми. Если давать определение человеку, то пусть оно будет следующим: человек есть существо бескорыстное.

Нравственное воспитание необходимо для того, чтобы способность действовать по-человечески превратилась в цель, а запросы телесности были низвергнуты на роль средства. Поступать иначе — значит противоречить своей сущности, идти в разрез со всем тем, что делает человека человеком, идти по пути деградации.

Для человека важно сосредотачиваться на жизненно-существенном и видеть в себе самом духовную глубину. К несчастью человек вытесняет из жизни начало совести3, а в итоге, общество, поглощенное чувственным наслаждением, неизбежно погружается в хаос. Современные бедствия, страдания и тревоги суть естественные последствия нравственного затмения. Как метко заметил А.П.Чехов, человек человеку не то запертый сундук, не то источник недоразумений4. Люди проявляют внимание к друг другу порой лишь в меру ожидаемой имущественной и служебной пользы, а доброжелательность, стремление помочь, милосердие рассматривают как проявление слабости. Но ведь уже стоики указывали, что «мудрые люди — друзья мудрым, даже незнакомым, ибо нет ничего любезнее добродетели, и кто ею овладеет, того мы будем любить, из какого бы племени он не происходил»5. Любовь и дружба между людьми бескорыстны, но если мы используем их лишь для нашей выгоды, а не на пользу тому, кого мы любим, то это будет не дружба, а торговля своими услугами. И дело еще в том, что попытка обосновать любую иную концептуальную модель человеческих отношений превращает в ничто смысл и ценность как отдельной человеческой жизни, так и всей человеческой истории. Очевидно, что есть нечто в человеке и обществе, что выходит за пределы отношений «купли-продажи», а именно — право и нравственность как два столпа, благодаря которым делается возможным пространство духовной и материальной культуры.

В сущности, воспитание добродетельного человека или постоянное воспроизведение и трансляция образцов нравственного поведения есть государственная задача, столь же важная, как и обеспечение в обществе правового порядка. Сила города ни в стенах, а в людях, защищающих его. Воспитание человеческого в человеке было, есть и будет главным, всё определяющим делом.

3. Занятия философией шлифуют речевые качества человека. Нам важно научиться реалистично рассуждать, адекватно выражать свои мысли, правильно употреблять слова, чтобы с помощью языка, с одной стороны, смысл не затемнялся, а, с другой, происходило лучшее понимание людьми друг друга. Философия учит человека концентрироваться на значении того, о чем он говорит, нежели на своей личности, соглашаясь быть терпимым, признавая, что оппоненты имеют заслуживающие внимания суждения, и помнить, что истина — не есть раз и навсегда отчеканенная монета, которую можно спрятать в свой карман. Прекрасный эталон конструктивной дискуссии, нацеленной на поиск истины, поучительный урок интеллектуального плюрализма — «Диалоги» Платона.

Миссия философии имеет личностное и социальной измерения. Рождаясь в человеке, философия всегда личностна. Каждый индивидуально приобщается к философской традиции и индивидуально растет в ней. Именно эта личностная значимость делает философию эффективным средством социального развития.

Служение истине, добру, красоте, закону

Важное преимущество философии состоит в том, что, непосредственно не занимаясь тонкостями законодательства, она располагает уникальным инструментарием в деле формирования правосознания. Цель — не знание юридических законов как таковых, а превращение их в действительные правила общественной жизни. Определяющим условием точного исполнения законодательства является безусловное следование букве закона. Это позволяет оценивать эффективность существующей законодательной системы и конструктивно ее совершенствовать.

В современной ситуации тотальной коммерциализации, когда повседневность навязчиво демонстрирует, что отношения «купли-продажи» становятся все более и более универсальными отношениями, актуальным представляется получение ответа на вопрос: «Возможно ли функционирование государственных институтов без коррупции или представление о честных государственных служащих, при исполнении служебных обязанностей, руководствующихся исключительно законом — это утопия?».

Был бы я юристом, искал бы юридические решения, был бы экономистом, формулировал экономические рецепты, но я — философ, а поэтому обращаюсь к науке, с момента своего возникновения именуемой любовью к мудрости и ищущей первопричины. Кстати сказать, проекция вопроса о первопричине на данную ситуацию открывает ясную как солнце очевидность: юридические решения и экономические рецепты (весь вместе взятый научный багаж) — лишь инструменты в руках человека. Юридических знаний недостаточно для того, чтобы существовало правовое государство.

Каким же образом философия может помочь нам прояснить сформулированный вопрос? Философия, этика, эстетика являются превосходным подспорьем в реальной жизни. Фактом своего существования и своим содержанием они демонстрируют возможность неутилитарного отношения человека к миру. Истина как предмет страстного стремления философии, красота, изучаемая эстетикой, добро — этикой являются тремя важнейшими духовными ценностями, которые лежат в основе бескорыстных отношений и неутилитарных переживаний.

По мнению многих ранних мыслителей, подлинное философское исследование не может состоятся вне бескорыстного служения истине. Ученый, который первым употребил термин «философ», Пифагор говорил: «одни рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины». Демокрит признавался, что одно причинное объяснение он предпочитает обладанию персидским престолом. В Анаксагоре жажда знания настолько перевешивала все остальные физические и духовные интересы, что умственная деятельность доставляла ему наивысшее удовлетворение.

Быть может кому-то эти образы покажутся несколько гипертрофированы (лично у меня нет оснований в них сомневаться), тогда предлагаю к ним приложить аристотелевский совет: учитель пения должен петь несколькими тонами выше, чтобы ученик понял, как он должен петь сам. Философская задача — говорить об идеале, об образце, о должном. Артикулирование желанной нормы — это обнаружение эталона для оценки.

Итак, принципиальным моментом является осознание того, что ситуация бескорыстного служения истине есть реальная ситуация для настоящей философии. Философствование — это всегда незавершенный интеллектуальный процесс, в котором вопросы преобладают над ответами. Философия как процесс не может иметь завершения, а человек не может перестать вопрошать. Вечные вопросы были, есть и останутся на повестке дня: «Откуда взялся мир?», «Что такое человек?», «Куда движется история?», «Имеет ли жизнь смысл?» и другие. Человек стремится найти ответы на подобные вопросы не корысти ради, а из интеллектуального любопытства.

Карл Маркс подметил, что «чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом»6. Вожделение, корысть, соображения престижа, страх — все это исключено для подлинного ученого и художника. Марина Цветаева с присущей ей беспощадной резкостью заметила: «Я думаю, что худшая болезнь души — корысть. И страх. Корысть и страх»7. А ироничный Михаил Зощенко написал: «Писатель с перепуганной душой — это уже потеря квалификации»8.

Свобода от прагматизма отнюдь не может быть автоматической, полученной в качестве этакого дара судьбы. Прагматика, выражая исходные, базисные потребности общества как материальной системы и индивида как биологического существа, по своей природе, активна, даже агрессивна в стремлении господствовать над человеком. Человеческий дух постоянно «атакуется» утилитарными началами. И не только из внешней для мыслителя среды, но и изнутри его самого. Поэтому свобода от прагматики и утверждение духовного взгляда на мир требуют от личности активного противостояния пошлому и банальному.

Эстетика, исследуя сущность прекрасного, раскрывает еще один фундаментальный тип неутилитарного отношения человека к действительности — эстетический. Самодостаточность эстетического по отношению к практическому аргументированно отстоял Иммануил Кант. Эстетическое чувство бескорыстно и сводится к чистому любованию предметом. Прекрасно — то, что необходимо нравится всем без всякого интереса, своей чистой формой. И действительно, мужчину, смотрящего на красивую женщину, спортивных болельщиков, наслаждающихся мастерством любимой команды, молодых людей, слушающих музыку, созерцающих природный ландшафт, совершенно нет смысла спрашивать: «Для чего вы испытываете эстетическое удовольствие, какая вам польза от того, что радуетесь тому, чему радуетесь?». Человеку приятно видеть красивых людей и красивые предметы. Здесь нет места для прагматики.

Что же касается этики, то принцип «добродетель — сама себе награда» говорит сам за себя. Для человека нравственного самой приятной наградой за его добрые дела являются сами совершенные дела. И это еще одно очевидное подтверждение способности человека к неутилитарному отношению.

Сверхпрагматическое отношение к действительности — это атмосфера вдохновения, сфера художественного и научного творчества, то, без чего не может состояться культура. И как сверхпрагматизм является основой настоящей науки и подлинного искусства, так бескорыстное служение закону, бескомпромиссное воплощение справедливости, свободы, равенства в общественных отношениях органично для государственного служащего любого ранга и рядового гражданина. Строить жизнь по совести — это естественно.

Семинар по философии

Семинар занимает особое место в обучении. Он расширяет и закрепляет знания, развивает логическое мышление, формирует профессионально значимые нравственные качества, вызывает интерес как к теории, так и к реальным событиям в жизни. Семинар зависит от лекции и самостоятельной работы. Чтобы семинар прошел плодотворно, нужна подготовка к нему и преподавателя, и студентов. Без подготовки семинара не получится.

Хорошим подспорьем в подготовке является учебно-методический комплекс, содержащий планы семинара с указанием вопросов, перечень основных понятий, которые необходимо усвоить, список основной и дополнительной литературы. Учебно-методический комплекс позволяет студентам организованно готовиться к занятиям, а преподавателю — экономить лекционное время, поскольку отпадает необходимость диктовать перечни учебной литературы. Вместе с тем, на первой лекции целесообразно кратко охарактеризовать имеющиеся в общей библиотеке учебники, учебные пособия, в том числе и разработанные преподавателями кафедры. Можно продемонстрировать книги, о которых идет речь.

На семинарское занятие обычно выносится 3—4 вопроса. Не все вопросы рассматриваются одинаково подробно. Ход и содержание занятия должны подтолкнуть студентов к самостоятельным поискам знаний. Необходимо учить студентов размышлять, делать выводы и обобщения, развивать их познавательную активность. Как правило, целью семинарского занятия является:

— проверка степени усвоения лекционного материала и его закрепление;

— обучение студентов умению оценивать влияние мировоззренческих убеждений человека на направленность его поступков;

— воспитание культуры дискуссии, уважения к мнениям и убеждениям других людей;

— развитие навыков подготовки к публичным выступлениям, логики мышления;

— расширение познания через ознакомление с категориями, раскрывающими специфику философского подхода к предметам и явлениям природного и социального мира.

Центральная задача преподавателя — вызвать студентов к обсуждению вопросов. На семинаре нужно не только и не столько слушать, а говорить, и не преподавателю, а студенту. К сожалению, многие выпускники средней школы не имеют навыков публичного выступления, умений вести теоретический спор. Первокурсники «бояться» выступать. Действительно, научиться защищать личные убеждения, социальные ценности, государственные интересы без предварительной практики трудно, но именно в этом одна из задач семинарских занятий.

В методической литературе дан анализ следующим формам проведения семинаров по общественным дисциплинам: обсуждение письменных рефератов, устные выступления по вопросам и их обсуждение, развернутая беседа на основе плана семинара, диспут и ряд других. На каждом семинаре могут переплетаться элементы различных форм. Наиболее распространенной формой семинара (т.н. традиционной) являются устные выступления по вопросам и их обсуждение. Структурно занятие состоит из вступления, основной части и заключения.

Вступление (5 минут) включает выполнение ряда исходных организационных действий: приветствие; проверка присутствующих и готовности аудитории к занятию; объявление темы и цели занятия, порядка его проведения.

Основная часть (80 минут) заключается в последовательном обсуждении вопросов семинара. При проведении семинара в традиционной форме обсуждение вопросов проходит ряд этапов:

— заслушивание выступления студента по вопросу;

— ответы выступающего на вопросы студентов и преподавателя;

— выступление студентов с дополнениями;

— и, наконец, комментарий выступлений и вывод преподавателя.

Слушая выступления, методически нецелесообразно требовать от студентов дословного «книжного» формулирования категорий. Приучить думать и излагать мысли без потери правильного смысла важнее, чем заставить зазубрить фамилии или ряд формулировок.

В заключительной части (5 минут) преподаватель выступает перед аудиторией с общим выводом по теме, кратким подведением итогов семинарского занятия, объявлением оценок и отвечает на возникшие у студентов вопросы. Здесь необходимо не только определить уровень знаний студентов, но и выявить лиц, не освоивших содержание проблем и базовых понятий по изученной теме, для дальнейшей индивидуальной работы с ними. После того, как преподаватель ставит задачи по подготовке к следующему занятию, семинар объявляется законченным.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бытийные искания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.: Мысль, 1979. — С.359.

2

Публий Овидий Назон.

3

Ильин И. А. Путь к очевидности. — М.: Республика. — С.291.

4

См.: Чехов А. П. Письма. — М., 1993.

5

См.: Марк Туллий Цицерон. О природе богов // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М.: «Наука», 1985. — Книга I. XLIV.

6

См.: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.42. — [Коммунизм] [VIII].

7

Из письма М.И.Цветаевой — А.А.Тесковой (24 ноября 1938 г.).

8

Из письма М.М.Зощенко — К.И.Чуковскому (11 февраля 1958 г.).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я