Портрет «Влюблённые» из прошлого

Александр Владимирович Григорьев

Маша просто бредила замками и балами, ей казалось, что в Средние века была настоящая жизнь. Она с мужем Сашей отправилась в путешествие в Беларусь, и целью визита был средневековый замок. Машина мечта осуществилась, ей удалось побывать прошлом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Портрет «Влюблённые» из прошлого предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Иллюстратор Ксенон

Дизайнер обложки Тая Королькова

Корректор Татьяна Исакова

© Александр Владимирович Григорьев, 2020

© Ксенон, иллюстрации, 2020

© Тая Королькова, дизайн обложки, 2020

ISBN 978-5-4485-6028-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Прошлое и будущее связано с тобой и мной.

Череда событий между всему виной.

Она проходит тонкой нитью через нашу жизнь.

«Ты замри, запомни, остановись».

Но мы порою, ее не замечая, лишь ее слегка касаемся.

Познаем тогда, когда в воспоминания свои с головою окунаемся,

У истоков прошлого склоняясь, назад свой взгляд бросаем.

И видим мы, что, как всегда, саму-то суть не постигаем.

А. В. Григорьев

Все персонажи и события вымышлены, и любое сходство является случайностью

Глава 1. Экскурсия

Саша и Маша недавно поженились, и их поездку в Белоруссию можно было считать свадебным путешествием.

Машу интересовали только магазины, магазинчики, бутики и все торговые точки. Что она хотела для себя приобрести для Саши оставалось загадкой, и он покорно следовал за ней. В перерывах между магазинами, магазинчиками и бутиками они отдыхали в кафе или ресторанчиках. Такой отдых Александра полностью не устраивал и после недельного пребывания в Белоруссии он без какого-либо интереса спросил:

— Куда на этот раз отправимся?

Ему хотелось развлечений, но Маша посчитала, что поездку необходимо разнообразить экскурсиями и походами по музеям, и выставкам, так сказать, провести время более насыщенно и с большей пользой.

Маша предложила сходить на экскурсию в старинный замок. Александр какое-то время сомневался в необходимости этого мероприятия, но вскоре согласился. Ему хотелось провести время куда интереснее, как ему казалось, чем прогулка по старинному замку.

— Все хорошо, но только что мы там будем делать? Это же так скучно.

Александр был по своему характеру авантюристом, и всё что касалось походов по магазинам и всяких экскурсий ему казалось не интересным и скучным. Ему хотелось свободы передвижений, ему хотелось приключений. Маша в свою очередь была склонна к более эстетическому отдыху.

— Не переживай, я обещаю тебе, что это будет интересно. Представь себе рыцарей в доспехах, старинные интерьеры, на стенах гобелены, — Маша закрыла глаза от предвкушения. Она представила себе удивительную прогулку по старинному замку. Дамы в роскошных платьях плавно передвигаются по начищенному до блеска полу, и их сопровождают галантные кавалеры. Всюду веет ароматами благовоний, а сами интерьеры поражают своей изысканностью.

— Хорошо, выбирай сама, мне как-то все равно, что ты выберешь.

Саша довольно равнодушно отнесся к предложению Маши.

–Балы, званные ужины, — с придыханием в голосе произнесла Маша. «Жаль что это невозможно объяснить Александру. Он не может понять как прекрасны балы. Как раскрывается девушка в танце. Она наконец-то может показать, как прекрасна её душа» Маша на мгновение погрузилась в мир своих иллюзий. Она представила себе, что она находится на балу в средневековом замке и танцует старинный танец в прекрасном платье.

«Свечи, паркетный пол. Кавалеры все ухоженные и галантные. Эта удивительная атмосфера. Всё величественно и красиво. А потом званый ужин. Все ведут неторопливую беседу, обсуждают свежие новости».

–Как было бы здорово почувствовать себя принцессой. Хотя бы на время.

«Я бы после бала, вышла на улицу, в сад, отдышаться. Там должен быть обязательно сад. Остановилась возле тенистого дерева и расположилась бы на лавочке, перебирать в уме прожитые моменты».

— Ладно, — согласился Саша.

Маша довольно быстро сделала свой выбор и остановила свое внимание на средневековом замке знатного рода Миролюбовичей. Александр не стал ей возражать, и они с самого утра направились на автовокзал. Путь предстоял неблизкий, но как считала Маша эти все неудобства стоили того. Она могла приблизиться к своей мечте.

Время в пути прошло не заметно, автобус ехал по свободной дороге, легко и свободно. Он следовал прямо до места назначения, до архитектурно-музейного комплекса.

— Как хорошо, что мы подъедем прямо к замку.

— Да, это просто отлично, а то я уже и так устал от этих походов по магазинам. Кажется, подъезжаем, — Саша посмотрел в окно автобуса. Перед ним открылся удивительный вид на окрестности замка. Ухоженная прилегающая территория замка занимала огромное пространство. Замок величественно возвышался над всей местностью, он был расположен на холме. Башни замка своими острыми крышами смотрели в небо, и их грозный вид не много напугал Машу. Она отпрянула от окна и прижалась к Саше.

Дорога проходила вдоль оборонительного рва, и сворачивала на просторную стоянку.

— Конечная, — объявил водитель.

Маша и Саша вышли из опустевшего к этому времени автобуса. Они прошлись по вымощенной булыжником тропинке к мосту ведущему к замку.

— Куда дальше? — спросил Саша.

— Сейчас узнаем.

Маша подошла к рекламному стенду.

— Смотри, экскурсию проводит гид. Нам покажут сам замок и расскажут о его истории. Наверняка у этого старинного замка есть своя тайна.

Маша снова закрыла глаза. Она представила, как может интересно пройти их время, сколько нового они могут узнать. Ее внимание привлекали интригующие тайны, которые хранил замок.

Александр без интереса разглядывал окрестности, сам замок его совершенно не интересовал. Сам бы замок, может, и привлек бы его внимание, если бы это не была экскурсия, похожая на поход в музей. Маша заметила это:

— Неужели тебе совсем не интересно? — она посмотрела в наполненные печалью глаза Александра.

— Ладно, раз уж приехали, давай сходим. — Он наклонился к окошечку кассы. — Нам два билета, пожалуйста.

— Ваше место сбора возле ворот, — ответила продавец билетов. Она немного привстала и показала на огромные кованые ворота старинного замка.

— Спасибо.

— Наверное, надо подождать, пока сформируется группа.

— Наверное.

Александр сразу обратил внимание на парк возле замка, он представил себе, как он с огромным удовольствием ляжет на мягкую травку и уставится в небо. Все походы по магазинам, выставкам после недельного пребывания в Белоруссии его сильно вымотали, а теперь еще и эта поездка в старинный замок.

— Саша, ты где? Очнись, наша группа уже входит в замок.

Маша увидела, как группа людей толпится в арочном проеме ворот.

— Иду, иду.

Они быстро подошли к ним и слились с остальными. Гид неторопливо начала свой рассказ:

— Мы с вами находимся на территории архитектурного памятника конца четырнадцатого века. Уникальность памятника, представленного в характерном стиле того периода, очень велика. Замок расположен…

В этот момент один из экскурсантов потянулся к стоявшей наваленной к стене телеге.

— На территории замка, прошу вас, быть аккуратными и внимательными, кругом очень ценные экспонаты, которые представляют собой данную эпоху, — предупредила экскурсовод. — Прошу вас руками ничего не трогать. Давайте продолжим, как вы можете видеть, территория самого замка очень велика. Замок в те далёкие и неспокойные времена являлся надёжным укрытием для его обитателей.

Экскурсия медленно проходила по внутреннему двору замка. Внутренний двор замка был уставлен разной утварью средневековья: на больших деревянных столах лежали: строительный инвентарь (топоры, пилы, стамески); посуда (крынки, горшки); сельскохозяйственный инвентарь (косы, серпы) и отдельно в углу стоял стол с военной амуницией.

Экскурсовод все время что-то рассказывала о владельцах замка, о истории замка, добавляя свои комментарии, в общем, было скучно. Саша без интереса разглядывал разные старинные предметы и практически не слушал, о чем говорила экскурсовод.

Вскоре они прошли внутрь, и Александр подумал, что это уже завершающая часть экскурсии, но он ошибся. Они еще долго ходили по просторным залам замка и слушали протяжные рассказы гида.

— Зачем мы пришли в этот наполненный древностями замок? Где обещанные рыцари в доспехах? Где интереснейшая экскурсия с театрализованными действиями?

— Не знаю, — Маша смутилась, она сама ждала этого.

— Я думал, мы куда интереснее будем проводить время, чем ходить по магазинам и экскурсиям, а теперь ещё и эта наискучнейшая поездка, — не унимался Александр.

— Культурно просветиться, нельзя же все время болтаться по улицам да в кафешках прохлаждаться, надо и духовной пищей…

Машу перебила гид:

— Молодые люди, прошу вас, потише.

— Простите, — извинился перед гидом Александр и продолжил с Машей:

— Что? Это мы вообще-то по твоей прихоти ходили, — возмутился Александр.

— Тсс… — Маша поднесла палец к губам Саши.

Вся малочисленная группа туристов стала подниматься по довольно широкой лестнице.

— Сейчас, я попрошу обратить ваше внимание вот на этот шедевр, — экскурсовод показала жестом на картину, висевшую над лестницей, — кисти неизвестного художника четырнадцатого века, портрет называется: «Влюбленные». Имена этих прекрасных молодых людей, к сожалению, история для нас не сохранила, — экскурсовод сделала паузу, сняла очки и протерла их, как бы всем своим видом показывая свое сожаление. — На портрете, как вы можете видеть, изображена супружеская пара, молодой человек в доспехах, стоящий позади дамы, что не типично для четырнадцатого века. Ранее людей изображали, используя стиль иконописи. Да и сама портретная живопись не была распространена в этот период. Тем и уникальна данная работа. Осмелюсь предположить, скорее всего, это кто-то из дальних родственников владельцев замка. Нам доподлинно известно, что сам замок основан только в конце четырнадцатого века.

— Может, всё-таки ошибочка вышла с датировкой самого портрета. Доспехи у молодого человека тоже не характерны для четырнадцатого века, тем более на территории Белоруссии, — высказался мужчина средних лет.

— Портрет является подлинным и занимает своё место, как мы можем предположить с момента основания самого замка.

— Простите, а молодые люди, изображённые на портрете, являются мужем и женой? — спросил всё тот же мужчина средних лет.

— Нам, к сожалению, об этом ничего не известно, но тем не менее портрет занимает особое место в замке и весьма дополняет всю экспозицию замка. Прошу вас, пройдёмте дальше…

Экскурсовод еще долго рассказывала о портрете, о истории его создания, но Саша все это время разглядывал интерьеры замка и ее практически не слушал. Только после того, как ему с Машей представилась возможность подойти к картине, он обратил на нее внимание. На портрете были изображены молодые люди в одеянии того периода. Молодой человек был облачен в доспехи и стоял рядом с сидевшей на стуле молодой прекрасной девушкой. Её белокурые волосы спускались на плечи, голубые глаза и вздёрнутый кверху носик, тонкие губки, напомнили Саше его Машу.

Саша внимательно посмотрел на девушку, изображенную на портрете. «Очень похожа, одно лицо. Вот это сходство! Невероятно! — он посмотрел на Машу. — Она сильно похожа на Машу».

Саша решил воспользоваться моментом и подшутить над Машей.

— У вас случайно князей в роду не было?

— Что? Ты это о чём? — переспросила Маша.

— Смотри, как она на тебя похожа.

Александр показал рукой на изображенную на портрете девушку.

— Да ладно тебе, и совсем не похожа.

Маша обратила внимание на изображенную на портрете девушку, которая действительно имела сходство с ней, и засмущалась. До этого она просто разглядывала портрет кисти неизвестного художника и не придавала никакого значения изображению. Ей был интересен наряд девушки, её прическа, макияж. Сейчас же она посмотрела на него по-другому, и ей показалось, что она на портрете выглядит как-то не очень: и прическа не соответствует, и наряд не подходит к макияжу. В голове промелькнула мысль: «Как я могла так накраситься перед тем, как позировать? Почему я выбрала, это скромное платье? — но сама себя одернула: — Причём тут я?»

— Это не я, — почти обиженным голосом произнесла Маша. Она всегда так натягивала губки и отводила в сторону глаза, когда ей что-то не нравилось. — И совсем не похожа эта дама четырнадцатого века на меня. Вот.

Маша кокетливо улыбнулась и отвернулась.

— Похожа, похожа, вылитая ты, и носик, вздернутый кверху твой, и точь-в-точь, как у тебя, голубые глаза. Белокурые волосы, прядями спадающие на плечи. Тонкие всегда, как бы натянутые губки.

— Я бы никогда так не оделась и не накрасилась. Прекрати.

— Может, это твоя прабабушка, — тут же предположил Александр. — На самом-то деле неизвестно, когда написан этот портрет. Одни догадки и предположения. Вот тот мужчина тоже так считает.

Саша указал на мужчину средних лет.

— Нет, перестань, этого не может быть. Мы ведь в Белоруссии, а у меня здесь родственников нет.

Маша пристально посмотрела на Александра, а потом на изображенного молодого человека на портрете. Маша совершенно не хотела подшучивать над своим мужем. Она решила переключить внимание с себя на Александра.

— А вот ты, точно, очень похож. Определенно, что-то общее есть. Даже если и не убирать доспехи. Карие большие глаза просто твои. Волевой подбородок, прямой нос, прямой широкий лоб. Черные волосы, только прическа другая, но я думаю, если тебе их так же прилизать, они у тебя так и будут выглядеть.

— Ну, ты тоже скажешь, он, наверное, граф какой-нибудь или еще кто, а я из простых, из рабочих.

— На внешнее сходство происхождение не влияет.

— Да! Тогда позвольте представиться — Граф Александр эм… Скажите, чей это родовой замок? — обратился он к гиду.

— Стыдно, молодой человек, экскурсия уже длится полтора часа, а вы до сих пор не знаете, чей это родовой замок, — сделала замечание гид.

— Ну и все-таки, очень важно, умоляю вас, скажите.

— Этот замок принадлежал знаменитому роду Миролюбовичей.

— Спасибо. Весьма вам признателен. Вот видишь — Граф Миролюбович. Ну как, звучит?

— Звучит, только он, кажется, князь, — Маша засмеялась, и придирчивый гид снова сделала им замечание:

— Молодые люди, прошу не отвлекайтесь, — она укоризненно посмотрела на Сашу. — Сейчас, попрошу вас, пройти вот сюда. Это помещение…

Гид зашла первой в комнату, которая располагалась направо по коридору, если смотреть от картины.

— Да ну их, сейчас поведут по комнатам, там будут рассказывать об уникальности гобеленов, расшитых самими хозяевами замка от нечего делать. Пойдем в парк, погуляем. Я видел здесь недалеко очень красивый парк, а после окончания экскурсии подойдем обратно, — шепотом предложил Саша.

Маша засмеялась, она несерьезно отнеслась к предложению Александра. Она подумала, что он шутит и пошла за всеми. Саша придержал Машу за руку.

— Пойдём, — произнёс он одновременно и умоляюще, и настойчивее.

— Мы только дошли до самого интересного.

Маша посмотрела Саше в глаза и отдёрнула свою руку. Ей хотелось посмотреть на сам быт четырнадцатого века, узнать, как жила эта девушка, изображённая на портрете, на чем спала, какой косметикой пользовалась, много ли у нее было нарядов. Маша и сама не знала почему именно она так заинтересовалась всем этим, но почему-то у неё возникло очень много вопросов. Она всё это время пыталась представить себе, как и при каких обстоятельствах, эта знатная дама согласилась позировать художнику, не посчитав нужным показать себя в более ухоженном виде. «Я бы на её месте, одела самое роскошное платье, сделала бы себе причёску, нанесла макияж», — ошибочно думала Маша.

— Да брось ты, чего там интересного, наверняка сейчас проведут в спальню, а в ней будет стоять…

Саша приостановился, создавая интригу. Маша открыла рот от удивления и, затаив дыхание, внимательно посмотрела на мужа. Он резко выкрикнул:

— Кровать.

Маша отпрянула назад.

— Да ну тебя. Я всего на всего хочу посмотреть её гардероб. Хочу прочувствовать, как она жила, как она ощущала. В чём выходила на бал.

— Маша, поверь мне, ничего интересного в этом нет. Вот кровать, вот шкаф, а вот и то самое зеркало, за которым она пудрила себе носик.

— Я только посмотрю.

— Хорошо, я подожду тебя здесь.

Маша вошла в спальню самой последней. Саша оказался прав, в комнате стояла большая деревянная кровать, в углу стоял шкаф, возле окна стояло овальной формы пошарпанное и выцветшее от времени зеркало.

— Как вы можете сами убедиться, быт был довольно скромен в тот период, даже знатные дамы не могли себе позволить многого, как мы сейчас себе это представляем, — произнесла монотонно гид.

«Довольно скромно и никакой тайны. Может Саша и прав, не будет ничего особенного». Маша тоже разочаровалась и вышла из комнаты с опущенной головой.

— Ну что, убедилась?

— Да.

Саша взял Машу за руку и потащил в парк. Больше его совершенно не волновали рассказы про тот самый средневековый быт. Он устремился, как вольная птица на природу, таща за собой Машу.

— Смотри, красота какая, наверное, тут знатные дамы прогуливались в свободное от шитья гобеленов время.

Маша посмотрела на ухоженный парк, выполненный в английском стиле. По мнению Маши, он был просто замечательный. Искусно выбранный дизайн подчеркивал живую природу, так что совершенно не ощущалось вмешательство человека. Естественность и натуральность ландшафта придавали общему виду какой-то свой, уникальный колорит. После небольшой прогулки по ухоженному парку они вышли к аллее, которая вела куда-то вглубь парка и плавно переходила в лес.

— Пошли посмотрим, что там дальше. Интересно же, куда ведет эта дорожка.

Молодые люди быстрым шагом направились вдаль по аллее.

— Как люди жили, все величественно и изысканно! — восхищалась по дороге Маша. Она позавидовала той девушке с портрета. «Она могла каждый день прогуливаться в парке и наслаждаться этой красотой». Маша посмотрела в сторону замка. «Её окно выходит прямо сюда». Маша представила себе, как девушка с портрета сидит напротив окна, вышивает гобелен и любуется видами парка.

— Да ну, это скорее современная реконструкция, чтобы туристов приманивать, — возразил Александр, не замечая воодушевленное состояние Маши. — В четырнадцатом веке здесь бегали косули и был дикий лес.

— Ты думаешь? — удивилась Маша.

— Не думаю, а знаю. Куда бы они охотиться ходили, в парк что ли?

Они прошли до самого конца и наткнулись на пруд. Искусственный водоем затерялся в глубине леса, из-за которого не было видно замка. От центрального архитектурного комплекса замка не осталось и следа, вымощенные дорожки становились тропинками, а подстриженные деревья становились дикорастущими деревьями.

— Смотри, там водоем, пошли к нему, — предложил Саша.

— А нас не потеряют?

— Да кому мы нужны, эта экскурсия еще часа полтора будет идти. Мы успеем.

Они направились прямо к водоему, но не по прямой, а свернули немного и пробежались по траве. Они не заметили, что замка отсюда даже не видно.

— Красота-то какая! Смотри, как все оформлено.

— Ты думаешь, это тоже искусственная красота?

— Конечно, — без сомнения в голосе ответил Саша.

Пруд вписывался в пространство идеально, его неровные берега сливались с гладью травы. Одиноко стоящая ива немного склонилась над прудом, и ее ветки плескались в воде. Вдали виднелся дикий лес, и ничего больше не напоминало о скучной экскурсии.

Саша бухнулся прямо в траву. Маша последовала его примеру. Было тихо и спокойно, по небу проплывали безмятежно облака, в лесу пели птицы, как бы перепевая друг друга. Солнце то пряталось в облака, то светило прямо в глаза. Трава напевала свой простой мотив. Наступило полное умиротворение.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Портрет «Влюблённые» из прошлого предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я