Как написать бестселлер. Мастер-класс для писателей и сценаристов

Ирина Горюнова, 2018

В чем причина успеха той или иной книги или киносценария? Почему одним авторам везет: они становятся известными, получают высокие гонорары и престижные литературные премии? Как научиться не просто хорошо писать, но и правильно презентовать себя и свою книгу? Основатель успешного литературного агентства и писатель Ирина Горюнова отвечает на эти вопросы и предлагает системный подход по построению литературного бренда.

Оглавление

Из серии: Мастер-класс для писателей

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как написать бестселлер. Мастер-класс для писателей и сценаристов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 2

Жанры. Форматы. Типы романов и их особенности

Жанры. Коммерческие и некоммерческие жанры в литературе. Поэзия, драматургия, эссе, литература для детей и пр. Фикшн и нон-фикшн

Если вы решили стать писателем, то наверняка уже изучили книжный рынок и знаете, что жанры бывают коммерческими и некоммерческими, но давайте коснемся и этого вопроса. Примем за неоспоримый факт, что вы не графоман, а писатель, и пишете качественную прозу, но даже в таком случае это не означает, что ваше произведение непременно заинтересует издательство. Причин может быть несколько.

Во-первых, стихи, драматургию, дневники, записки, эссе, критику начинающих авторов издательство не издает за свой счет по причине малого коммерческого потенциала этих текстов (существующего читательского спроса) и невозможности быстро (за 2–3 месяца) продать небольшой тираж в две-три тысячи экземпляров, чтобы окупить расходы на издание (не говоря уже о прибыли). Некоторое количество издающихся произведений, написанных в этих жанрах уже известными авторами, вполне удовлетворяет имеющийся спрос и выпускается больше ради позитивного имиджа издателя, чем ради дохода, так что вас в данном случае ждет издание за ваш счет или публикация подобных текстов в Интернете.

Во-вторых, если вы пишете на стыке жанров, используете жанровый микс, то это, скорее всего, отнюдь не ваше ноу-хау, а писательский непрофессионализм, который вызовет у издателя отторжение. Какой редакции прикажете его рассматривать, если каждая из них специализируется на своем жанре? Как определить целевую читательскую аудиторию? Как позиционировать такие романы и где их ниша? Размывая границы жанра, вы лишаете себя и свой текст четкой целевой аудитории, которая должна на него откликнуться и купить книгу.

В-третьих, если вы уже выбрали какой-то популярный жанр, то вам следует знать, что издательства завалены предложениями на несколько лет вперед. Уже купленные рукописи и подписанные договоры порой лежат в издательствах пачками и ждут своей очереди на печать. В последнее время общих серий, где собраны несколько авторов одного жанра, практически нет. Издатель заинтересован получить от потенциального автора не один имеющийся в наличии роман, а большой, готовый к изданию проект с уже написанным неким количеством текстов (лучше от трех романов и больше) + синопсисы на несколько последующих романов серии и сроки написания каждого из них. Тогда у вас будет персональная серия и, может быть, пиар.

В-четвертых, есть темы, популярность которых уже отходит. Не спешите писать новую вампирскую сагу в стиле «Сумерки», «Тайный город», «Пятьдесят оттенков серого» и т. п. Читатели уже ими «наелись», издатели уже выпустили «Вторые сумерки», «Последние сумерки», «Черные сумерки» и еще кучу подобных «сумерек», со скрипом распродавая по дешевке (а то и пуская под нож, уничтожая) остатки тиражей. Если вы не пишете романы под заказ издателя, вам лучше придумать проект в более востребованном жанре (к примеру, женский детектив).

В-пятых, популярность в жанре нон-фикшн книг по эзотерике, магии отнюдь не означает того, что вашу книгу непременно возьмут. Колдун или экстрасенс, предлагающий свой шедевр к изданию, должен обладать известным уже многим поклонникам этого жанра именем, желательно быть звездой телеэкрана и иметь массу поклонников, почитателей, проверивших на деле его заклинания, заговоры, присушки и прочие советы. Вкладываться в рекламу книг неизвестного мага Афанасия Забулдыжного или ворожеи Ефросиньи Каторжной издатель не станет. На книжном рынке объем издаваемой в этой сфере литературы уже слишком велик, причем публикующиеся авторы-маги уже выпустили не один десяток брошюр или пособий, так что «подвинуть в сторону» известных ведьм и ведьмаков вам удастся разве что в случае победы в какой-нибудь новой «Битве экстрасенсов».

В-шестых, поговорим о тонкости и сложности издания литературы для детей. Как правило, родители не покупают, а издатели не выпускают книги неизвестных авторов, пишущих для детей, особенно поэзию. Путь в детскую литературу еще сложнее и труднее, чем во «взрослую». И гонорары в этом случае еще более незначительны, потому что производство детских книг очень дорогостоящее (мелованная бумага, профессиональные иллюстрации, сделанные известными художниками-иллюстраторами, дорогая полиграфия из-за многокрасочной печати, необходимость пиара таких книг…). К слову сказать, востребованные художники завалены заказами от издательств на несколько книг вперед. Без интересного, даже уникального проекта и высокого исполнения оригинальной и актуальной идеи думать о публикации книг для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста — бесперспективно. В подростковой литературе продвинуть проект к изданию чуть проще, но и в этом случае необходимо придумать интересную концепцию, грамотно изложить идею, объяснить, почему проект окажется востребованным и популярным у потенциальной целевой аудитории.

Так что же все-таки делать?

Для начала стоит поучаствовать в каких-либо профильных конкурсах или премиях по детской или подростковой литературе (к примеру, «Книгуру» http://книгуру.рф, «Премия Сергея Михалкова» http://www.svmihalkov.ru, конкурс издательства «Росмэн» http://rosman.ru/new_book и др.). Используя поисковые системы, например Google, несложно найти актуальные конкурсы, в которых вы сможете принять участие. Какие-то из них уходят в прошлое, но регулярно появляются и новые, так что используйте все шансы. Возможно, именно этот шаг приблизит вас к желаемой публикации. И опять-таки, если это не стихи. Тут еще сложнее. К сожалению, не нужна родителям, покупающим книги для своих чад, новая Агния Барто по имени Авдотья Бабашко. Не купят они ее детям. Родители для начала приобретут Барто, Маршака, Чуковского и еще несколько книг тех писателей, на творчестве которых росли они сами. Вполне вероятно, купят издания современных, уже известных писателей, таких как Григорий Остер, может быть, Марина Бородицкая, Настя Орлова, Виктор Лунин и еще нескольких. Книги для детей очень дорогие, поэтому родитель будет выбирать то, что он знает, или то, что на слуху, что ему порекомендуют знакомые, о чем он прочитает в журнале для родителей…

Что же делать? Попробуйте для начала предложить свои стихи или маленькие рассказы в детские журналы, такие как «Кукумбер», «Мурзилка», «Тошка», «Веселые картинки» и др. Разместите их в интернет-журналах и на интернет-порталах для детей и родителей. Участвуйте в литературных фестивалях и других подобных мероприятиях. Попробуйте написать что-то для детей в наиболее востребованном жанре: сказки, смешные школьные рассказы, детский мистический детектив…

Не пугайтесь. На самом деле все не так страшно. Мне вполне удается помогать начинающим писателям издавать книги или публиковаться в журналах и участвовать в различных конкурсах и премиях. Даже в жанре современной интеллектуальной прозы, или, как ее еще называют, «толстожурнальной» или «премиальной» прозы, несмотря на то, что она считается некоммерческой. (Хотя это условное допущение, поскольку романы Улицкой, Быкова, Прилепина и пр. приносят издательствам очень неплохой доход.) Такая проза что-то типа высокой моды, моды от-кутюр, только в мире литературы. Хотя тут больших тиражей и гонораров, за редким исключением, ждать не приходится.

В-седьмых. Если вы выбрали для себя упомянутый выше жанр «интеллектуальной прозы» — вам не помешает быть в курсе «модных тенденций» и предпочтений толстых литературных журналов, таких как «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» и пр. Читайте эти журналы, читайте Ольгу Славникову, Дмитрия Быкова, Михаила Шишкина, Людмилу Улицкую, Романа Сенчина, Александра Иличевского, Марину Степнову, Гузель Яхину, Александра Снегирева… Читайте, думайте, анализируйте. Пробуйте писать (для начала рассказы и повести) и относите, отсылайте их в вышеназванные журналы. Есть шанс, что вы станете новой восходящей звездой современной прозы. Читайте книги из шорт-листов известных литературных премий (таких как «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер», «Ясная Поляна»), чтобы понимать, что именно хотят от вас в данном случае литературные журналы, члены жюри литературных премий и издатели, выпускающие такую литературу.

Вполне возможно также попробовать издать ваш роман небольшим тиражом за ваш счет и подать его на одну из таких премий (или на несколько). А вдруг заметят! Тогда шансы на публикацию в издательствах несколько возрастут.

С писательницей Еленой Крюковой мы познакомились еще в период моей работы в издательстве «Олимп». К сожалению, тогда мне не удалось начать ее публиковать. Примерно через два года один за другим в издательстве «Эксмо» вышли ее романы «Серафим» и «Юродивая». И снова полтора года тишины и ожиданий, надежд и сомнений. Роман «Серафим» входил в лонг-лист премии «Русский Букер», «Юродивая» — финалист премии «Ясная Поляна». Были и другие лонг — и шорт-листы и лауреатства, но они мало что меняли в ее судьбе на тот момент. Елена продолжала работать, колоссально много писать, не поднимая головы из-за рабочего стола и не опуская руки. И нам удалось. В 2013 году два ее романа — «Тибетское Евангелие» и «Русский Париж» — вышли в издательстве «Время», а в «Эксмо» открыта персональная серия «Судьба в зените. Проза Елены Крюковой». В 2013 году переиздается «Серафим», приняты к изданию и вышли «Царские врата», «Рельефы ночи», «Аргентинское танго», «Путь пантеры». И это притом, что у автора есть и другие написанные романы, как издававшиеся, так и не издававшиеся. Только тот, кто трудится, работает и не сдается, в итоге получает заслуженные лавры, остальные могут по-прежнему бесплодно сидеть с одной рукописью в руках и ждать, когда издатель придет к ним на поклон. Если один из романов Елены не становится лауреатом какой-то премии, она не сердится на членов жюри, на их якобы продажность и коррумпированность, не страдает и не льет слезы, а только констатирует: «Что же, надо лучше писать. Еще лучше. Я еще не написала свою самую важную и самую лучшую вещь». Знакомством с таким человеком можно только гордиться и брать с него пример, как надо работать. Если вы сможете так работать хотя бы на треть — вы непременно станете писателем, которого будут издавать. Примерно так же, от неизвестности к успеху и признанию шел замечательный мой автор Валерий Бочков — лауреат «Русской премии» и других конкурсов и премий, которого сейчас активно издает «Эксмо». Уже вышли его романы «К югу от Вирджинии», «Медовый рай», «Коронация зверя», «Харон», «Время воды» и готовятся к публикации другие его книги.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Мастер-класс для писателей

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как написать бестселлер. Мастер-класс для писателей и сценаристов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я