Готовимся к экзамену в ГИБДД. Комплексное руководство

А. А. Гладкий, 2010

Предлагаемая книга для тех, кто намерен влиться в многочисленную армию автолюбителей – независимо от того, решив ли самостоятельно готовиться к экзамену в ГИБДД или пройти обучение в автошколе. Рассматривается, о чем нужно помнить, отправляясь на экзамен в ГИБДД, какие требования предъявляются к экзаменаторам, какие документы необходимо иметь для сдачи экзамена, на что обращать внимание при выборе автошколы, как вести себя на теоретическом экзамене, как сдавать элементы тренировочной площадки, какие элементы городской езды сдаются на практическом экзамене, как экзаменатор может преднамеренно спровоцировать на ошибку. Благодаря полноте и актуальности материала, книга представляет собой полноценное комплексное руководство для всех, кто желает стать водителем. В основу книги положены рассказы преподавателей автошкол, инструкторов по вождению, а также практикующих экзаменаторов ГИБДД. Для широкого круга читателей

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Общие вопросы, касающиеся подготовки к сдаче экзамена

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовимся к экзамену в ГИБДД. Комплексное руководство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Общие вопросы, касающиеся подготовки к сдаче экзамена

В данной главе мы рассмотрим основные вопросы общего характера, которыми должен владеть каждый кандидат в водители. Вы узнаете, какие требования предъявляются к водителям механических транспортных средств, какие документы необходимо иметь для допуска к сдаче квалификационных экзаменов в ГИБДД, как выбрать автошколу, а также о многом другом.

Требования, предъявляемые к водителям в РФ

Каждый человек, желающий получить право управления механическим транспортным средством, должен знать требования, предъявляемые к водителям в Российской Федерации, а также обязанности водителей.

Во все времена существовали возрастные ограничения для лиц, желающих стать водителями. Сегодня к сдаче квалификационного экзамена на право получения водительского удостоверения категории «А» допускаются лица, достигшие возраста 16 лет, категорий «В» и «С» — достигшие возраста 18 лет, для категории «D», а также для управления трамваями и троллейбусами — достигшие возраста 20 лет. Возрастное ограничение связано с тем, что молодые люди далеко не всегда являются социально зрелыми в степени, необходимой для управления источником повышенной опасности, которым является любое механическое транспортное средство. Что касается категории «Е», то кандидат на право получения такого водительского удостоверения должен иметь опыт управления механическим транспортным средством категории «В», «С» или «Д» в течение минимум 12 месяцев.

Кроме этого, к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категорий «В» и «С» допускаются также лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов.

Каждый водитель должен соответствовать установленным медицинским требованиям. В частности, он не должен иметь заболеваний сердечно-сосудистой системы, нервной системы, у него должно быть хорошее зрение и т. д. Надлежащее состояние здоровья водителя подтверждается медицинской справкой установленного образца.

Внимание

Учтите, что без медицинской справки вас не примут ни в одну автошколу (это запрещено действующим законодательством), не допустят к сдаче экзамена в ГИБДД. Кроме этого, предъявление медицинской справки может потребоваться при прохождении государственного технического осмотра транспортного средства.

Возможно, у читателя возникнет вопрос: а если через какое-то время после получения медицинской справки у человека, например, ухудшится зрение или произойдут другие негативные изменения состояния здоровья — что тогда? Не получится ли так, что водитель, который по медицинским показаниям не должен управлять транспортным средством, окажется за рулем автомобиля, имея в кармане давно полученную медицинскую справку?

Спешим успокоить: действующим законодательством такая возможность исключена. Дело в том, что любая медицинская справка действительна в течение определенного времени. Поэтому каждый водитель периодически должен являться на медицинскую комиссию и проходить медосмотр. Периодичность такого осмотра может зависеть от состояния здоровья водителя на момент прохождения последней медкомиссии. Например, если вы полностью здоровы — вам могут выдать медицинскую справку сроком действия на пять лет. Если же у вас какие-то проблемы (снижена острота зрения, пошаливает сердце и др.) — возможно, вам придется явиться на медкомиссию через год или три.

Важно

Помните, что управление механическим транспортным средством лицом, не имеющим медицинской справки установленного образца, является нарушением действующего законодательства. При этом справка не входит в перечень документов, которые водитель должен иметь при себе: она просто должна быть у него в наличии.

Внимание

В случае дорожно-транспортного происшествия отсутствие медицинской справки будет считаться серьезным отягчающим обстоятельством.

Каждый водитель должен беспрекословно исполнять требования работников ГИБДД, находящихся при исполнении служебных обязанностей. В частности, если автоинспектор потребовал остановиться, сделав соответствующий жест, — водитель обязан это сделать.

В соответствии с действующими Правилами дорожного движения, водитель должен иметь при себе и по требованию работников ГИБДД передавать им для проверки следующие документы:

водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение;

♦ регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;

♦ документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на прицеп — в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;

♦ в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарнотранспортные документы.

Кроме этого, каждый водитель должен строго исполнять обязанности, перечисленные в разделе 2 Правил дорожного движения, который так и называется — «Общие обязанности водителей».

Требования, предъявляемые к экзаменаторам

Далеко не все кандидаты в водители знают, что экзаменатор должен соответствовать предъявляемым к нему требованиям. В частности, к приему квалификационных экзаменов не допускаются лица:

♦ если на момент проведения экзаменов им не исполнилось 23-х лет;

♦ без высшего или среднего специального образования;

♦ не имеющие водительское удостоверение на право управления транспортными средствами тех категорий, по которым будет проводиться практический экзамен;

Примечание

Исключением является категория «Д»: в данном случае достаточно наличия водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «С».

♦ если экзаменатор имеет водительский стаж менее 3 лет.

Отметим, что в соответствии с действующим законодательством на экзамене допускается присутствие представителей образовательных учреждений, занимающихся подготовкой водителей, автотранспортных предприятий, военных комиссариатов, воинских частей, а также других заинтересованных структур и организаций.

Документы, которые необходимо иметь для допуска к экзамену в ГИБДД

Чтобы вас допустили к сдаче квалификационного экзамена в ГИБДД, вам необходимо представить в экзаменационное отделение следующие документы:

♦ заявление;

♦ паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

♦ документ, подтверждающий регистрацию кандидата в водители по месту жительства или по месту пребывания (при наличии регистрации);

♦ медицинскую справку;

♦ документ о прохождении обучения (за исключением лиц, получивших подготовку в индивидуальном порядке);

♦ водительское удостоверение (если ранее выдавалось);

♦ фотографию (за исключением случаев автоматизированного изготовления водительских удостоверений в Государственной инспекции);

♦ квитанцию (платежное поручение) об оплате сдачи экзаменов.

Отметим, что если по каким-то причинам вы откажетесь от сдачи квалификационного экзамена, то сумму, которую вы оплатили, вам вернут.

Порядок сдачи квалификационных экзаменов

Порядок сдачи экзаменов в ГИБДД на право получения водительского удостоверения регламентируется законодательно утвержденными Правилами сдачи экзаменов в ГИБДД.

В процессе сдачи квалификационного экзамена у кандидатов в водители, намеревающихся получить водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категорий «А», «В», «С» или «D», проверяется их теоретическая и практическая подготовка. Что касается категории «Е», то в данном случае проверяется только практическое умение водить транспортное средство — потому что, как мы уже отмечали ранее, претендовать на получение водительского удостоверения данной категории могут только лица, имеющие стаж управления транспортными средствами категорий «В», «С» или «Д» от одного года. Разумеется, данное обстоятельство является подтверждением того, что необходимые теоретические знания у кандидата уже имеются, поэтому от сдачи теоретического экзамена он освобождается.

Процесс сдачи квалификационных экзаменов должен проходить в соответствии с методикой, которая разрабатывается и утверждается Главным управлением Государственной инспекции.

В первую очередь кандидаты в водители сдают теоретический экзамен. В ходе этого экзамена проверяется знание не только Правил дорожного движения, но и других нормативных документов (в частности, Основных положений о допуске механических транспортных средств к эксплуатации), а также основ безопасности дорожного движения и медицинской подготовки.

Важно

Если вы намереваетесь самостоятельно осваивать учебную программу и сдавать экзамен в ГИБДД экстерном, то знайте, что труднее всего будет найти материалы, касающиеся безопасности дорожного движения и основ медицинской подготовки. Дело в том, что те же Правила дорожного движения утверждены законодательно и их можно купить в любом книжном магазине, а вот что касается остальных теоретических материалов — то официально изданных учебников по ним нет. Однако в магазинах сейчас хватает литературы и по этим темам, но предварительно постарайтесь найти и почитать официально утвержденную учебную программу — чтобы знать, какая именно литература вам нужна.

Практический экзамен по вождению сдается после успешной сдачи теоретического. Если же теорию вы «завалили» — к сдаче практического экзамена вас никто не допустит.

Помни об этом

Повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего. При этом положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, считается действительной в течение 3 месяцев.

В настоящее время почти повсеместно теоретический экзамен сдается на компьютерах с использованием специально разработанной экзаменационной программы. По сути, эта программа представляет собой набор экзаменационных билетов с вопросами, на которые кандидат в водители должен ответить. Каждый билет содержит 20 вопросов, и попытка сдачи экзамена считается положительной в случае, если кандидат в водители ответит правильно не менее, чем на 18 вопросов. Попросту говоря, на теоретическом экзамене разрешается допустить не более 2 ошибочных ответов. Но учтите, что время экзамена ограничено 20 минутами, и если вы не «уложитесь» в него — получите оценку «не сдал». Впрочем, этого времени вполне достаточно для того, чтобы внимательно обдумать каждый вопрос.

Полезный совет

Если вы испытываете затруднения с решением какого-то вопроса — лучше отложите его на потом и продолжайте решать билет. Помните, что никто не обязывает вас отвечать на все вопросы по порядку — вы можете начинать с любого места, хоть с конца билета. Может получиться так, что вы правильно ответите на все остальные вопросы, поэтому ломать голову над тем, который вызвал у вас затруднения, и не придется.

Однако не все знают, что теоретический экзамен может приниматься также и путем письменного опроса по экзаменационным билетам, утверждаемым Главным управлением Государственной инспекции. Обычно этот способ применяется при отсутствии в экзаменационном отделении компьютерного класса либо в случае каких-то непредвиденных обстоятельств (например, при внезапном отключении электроэнергии, выходе из строя компьютеров и т. д.).

Что касается практического экзамена, то его целью является проверка у кандидата в водители его умения и навыков управлять механическим транспортным средством соответствующей категории. Данный экзамен сдается в два этапа: на первом этапе кандидат в водители демонстрирует свое умение на тренировочной площадке (автодроме), а на втором выезжает в город и едет по испытательному маршруту в условиях городского движения. Разумеется, практический экзамен сдается на транспортном средстве той же категории, на право управления которой претендует кандидат в водители.

Примечание

Как правило, практический экзамен по вождению сдается на транспортном средстве, предоставляемом образовательным учреждением, которое осуществляет подготовку кандидата в водители. Другими словами, если вы проходили подготовку в автошколе — то сдавать квалификационный экзамен в ГИБДД будете на своей учебной машине.

Каждая ошибка, допущенная при сдаче практического экзамена, карается определенным количеством штрафных баллов. При этом все ошибки делятся на три категории: грубые, средние и мелкие. За грубую ошибку назначается 5 штрафных баллов, за среднюю — 3 балла, за мелкую — 1 балл. Экзамен считается не сданным, если кандидат в водители набрал 5 и более штрафных баллов. Другими словами, одной грубой ошибки (например, несоблюдение требования дорожного знака, создание аварийной обстановки или сбивание элементов ограничительного оборудования при выполнении некоторых упражнений на тренировочной площадке) будет достаточно для того, чтобы вас отправили на пересдачу.

Преимущества и недостатки самостоятельной подготовки

Как мы уже отмечали ранее, действующее законодательство разрешает желающим получить права освоить учебную программу самостоятельно и сдавать квалификационный экзамен на право управления механическим транспортным средством экстерном. Этот метод имеет как свои преимущества, так и недостатки (которых, впрочем, больше). Об этом мы и поговорим далее.

Главное преимущество самостоятельного обучения заключается в том, что человек не привязывается к расписанию занятий в автошколе. Учитывая тот факт, что большинство россиян работает в условиях нормированного рабочего дня, это очень важно. Вы можете учиться хоть днем, хоть вечером, хоть ночью — никто и ни в чем вас не будет ограничивать.

Что необходимо для самостоятельной теоретической подготовки

Чтобы самостоятельно освоить теоретический материал, необходимо запастись не только соответствующими нормативными документами (Правила дорожного движения, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации, Кодекс об административных правонарушениях и др.), но и приобрести программу подготовки водителей механических транспортных средств соответствующей категории. Там подробно расписано, как именно должна проходить подготовка и на что следует обратить особое внимание. Кстати, в программе подготовки предусмотрено изучение некоторых тем, по которым соответствующие нормативные и официально утвержденные обучающие материалы отсутствуют. Это касается в первую очередь вопросов безопасности дорожного движения и основ медицинской подготовки. Это не самые большие разделы программы подготовки водителей, но почти в каждом экзаменационном билете есть посвященные им вопросы.

Очень многие люди, пытающиеся подготовиться к экзаменам самостоятельно, совершают одну и ту же распространенную ошибку. Она заключается в том, что человек приобретает экзаменационные билеты (которые сейчас можно купить практически в любом книжном магазине) и пытается либо механически заучить правильные ответы на вопросы, либо ищет какую-то несуществующую «тенденцию», которая позволила бы безошибочно выбирать правильные ответы. Учтите — это совершенно бесполезно. Составители экзаменационных билетов прекрасно знают о подобных уловках, поэтому учли это в билетах. В частности — многие билеты имеют очень похожие вопросы — как по тексту, так и по иллюстрациям, и различия в них на первый взгляд незаметны. Но по сути это совершенно разные вопросы, на которые, соответственно, должны даваться разные ответы. Более того — в билетах есть абсолютно одинаковые вопросы, но вот варианты ответов на них даются в разной очередности. Следовательно — правильный ответ будет иметь разный порядковый номер, и если не понимать смысла вопроса — механически выучить его никак невозможно.

Если у вас дома есть компьютер — постарайтесь найти экзаменационные билеты в электронном виде и попрактикуйтесь решать их на компьютере. Отметим, что в настоящее время это не проблема — их можно найти и в Интернете, и в специализированных магазинах. Причем на диске зачастую предлагаются не только билеты сами по себе, но и масса другой полезной информации (те же нормативные документы), а также специальные обучающие программы.

Кстати, что касается обучающих программ — это очень удобное средство обучения, которое позволяет быстро усвоить необходимый материал и должным образом подготовиться к сдаче квалификационного экзамена в ГИБДД. Справедливости ради отметим, что относится не ко всем подряд продуктам, которые во множестве представлены в Интернете: ко многим из них следует относиться критично. Причем если программа распространяется на платной основе — это вовсе не будет являться гарантией ее хорошего качества, информационного наполнения и удобства в работе. Поэтому, выбирая обучающую программу, рекомендуется почитать отзывы о ней в Интернете.

Стоит отметить, что в настоящее время можно найти преподавателей, которые подготовят вас к сдаче теоретического квалификационного экзамена в частном порядке. Это могут быть как практикующие преподаватели, так и те, кто вышел на пенсию. И у тех, и у других есть достоинства и недостатки. Например, пенсионер наверняка обладает немалым опытом, в том числе и личного вождения, поэтому может не только дать необходимые теоретические знания, но и поделиться полезными советами и рекомендациями. С другой стороны, пенсионер может быть не в курсе последних изменений Правил дорожного движения либо иных нормативных документов, регулирующих вопросы организации дорожного движения, а также новых веяний в плане подготовки водителей.

Что касается практикующих преподавателей, то они почти всегда в курсе всех событий, изменений и последних новостей, поэтому с высокой долей вероятности можно утверждать, что полученная от них информация будет актуальной. С другой стороны, подготовка людей к экзаменам в частном порядке является для таких преподавателей, как правило, лишь дополнительным способом заработка, следовательно — и отношение к такой работе у них может быть соответствующим.

Если вы решили самостоятельно изучать теоретический материал, не обращаясь к услугам посторонних лиц, — делайте это последовательно. При этом руководствуйтесь действующей программой подготовки водителей — так вам будет проще понять, что и за чем нужно учить. Не рекомендуется переходить к изучению следующей темы, не освоив как следует предыдущую: толку в такой подготовке не будет.

После изучения каждой темы устраивайте для себя контрольные проверки. Лучше всего, если у вас есть компьютер с хорошей обучающей программой. Многие такие программы предусматривают несколько режимов работы: случайный выбор вопросов, вопросы по заданной теме, режим экзамена (когда вопросы полностью соответствуют утвержденным экзаменационным билетам и т. д.). Например, после того как вы изучили тему «Проезд перекрестков», можно в этой программе выбрать режим тестирования, где вам будет предложено решать вопросы только по данной теме.

Если же компьютера нет — можете брать обычные экзаменационные билеты и решать только те вопросы, которые относятся к пройденному материалу.

Как выбрать инструктора по вождению

Еще один важный момент — это самостоятельный выбор инструктора по вождению. В автошколе вам кого дадут, с тем и будете заниматься. Хорошо, если вам попадется профессионал с большим стажем, но может быть и так, что вашим инструктором окажется чуть ли не новичок или просто человек, который халатно относится к своим обязанностям (а таких, к сожалению, немало, причем некоторые еще и оплаченный учениками бензин подворовывают).

Важно

Если теоретический материал человек, в принципе, может освоить самостоятельно, то практические занятия необходимо проходить только с опытным инструктором. Помните, что садиться за руль, не имея водительского удостоверения, можно только тогда, когда рядом находится специалист, обучающий вождению.

В настоящее время имеется великое множество практикующих инструкторов — достаточно набрать в любом поисковике запрос вроде «инструктор по вождению». В данном случае, как и при выборе автошколы, необходимо проанализировать целый ряд факторов.

Опять же, ключевым из них зачастую является стоимость обучения. Но не спешите к тому инструктору, который запрашивает за свои услуги меньше всех: очень может быть, что он и сам-то лишь недавно научился водить. Кроме этого, существуют инструкторы, единственной целью которых является «снять» с клиента деньги как можно быстрее. Такой «специалист» наспех проведет несколько занятий и отправит вас на экзамен — мол, все, что надо, я вам показал, а остальное зависит от вас.

Полезный совет

Рекомендуется пользоваться услугами тех инструкторов, которые сопровождают обучающегося вплоть до сдачи квалификационного экзамена.

Помните, что всегда была, есть и будет законодательно утвержденная программа подготовки водителей, в которой четко прописано — какие элементы должен освоить обучающийся, как должны проходить занятия и т. д. Перед тем как отправиться на встречу с инструктором, настоятельно рекомендуется изучить эту программу: это поможет вам следить за тем, чтобы вас не обманывали и провели с вами все необходимые занятия.

Многое зависит и от того, на какой машине предполагается проводить обучение. Если вам предложат осваивать премудрости вождения на дышащем на ладан «жигуленке» — бегите от такого инструктора подальше, пусть даже его услуги будут стоить дешевле, нежели у конкурентов. Учтите: такая машина может не только сломаться в самый неподходящий момент — она является еще морально и технически устаревшей. В частности, после нее вам будет непросто управлять современным автомобилем импортного (да пусть даже и российского) производства: вы будете испытывать дискомфорт при переключении передач, маневрировании и т. д. Кстати, очень может быть, что сдавать экзамен в ГИБДД вам придется на иномарке, а не на старых «Жигулях» — а разница в управлении этими автомобилями может для новичка оказаться очень существенной. Само собой, современные машины являются намного более комфортабельными и удобными, однако ко всему надо привыкнуть.

Помни об этом

Учебный автомобиль должен быть оборудован дополнительными педалями тормоза и сцепления — чтобы опытный инструктор успел подстраховать новичка в случае необходимости и вовремя остановить автомобиль в опасной ситуации.

Не рекомендуется обучаться вождению на собственном автомобиле. Многие обучающиеся мотивируют такое свое желание тем, что, мол, мне на своей машине проще, тем более что и ездить после получения водительского удостоверения я буду на ней. Отметим, что в настоящее время есть инструкторы, которые соглашаются учить людей на их собственных автомобилях. Но так учиться не стоит: во-первых, вам никто не разрешит сдавать квалификационный экзамен в ГИБДД на своей машине, во-вторых — в ней нет дополнительных педалей тормоза и сцепления, следовательно — инструктор подстраховать вас не сможет (рычаг стояночного тормоза не в счет — его возможностей недостаточно для экстренной остановки транспортного средства).

А кроме этого — в процессе обучения любой автомобиль подвергается самым настоящим испытаниям. Первое, что «летит» на учебных машинах — это сцепление: по причине резкого бросания педали, что свойственно всем без исключения новичкам, оно часто выходит из строя. Также в учебных автомобилях часто ломается стартер (следствие его включения при работающем двигателе), шины (результат езды по ямам и ударов о бордюры), элементы подвески (опять же — ямы и бордюры) и др. Кроме этого, из-за неумения маневрировать высока вероятность повреждения кузова. В конечном итоге обучение на собственном автомобиле может привести к сложному и дорогостоящему ремонту.

А вот если у инструктора учебный автомобиль будет той же марки и модели, что и у вас — это только приветствуется. Во-первых, вам будет проще освоить работу с органами управления, а во-вторых — проще будет маневрировать, поскольку габариты автомобиля такие же.

На что необходимо обращать внимание при выборе автошколы

Итак, вы пришли к выводу, что самостоятельно осваивать учебную программу и готовиться к сдаче квалификационного экзамена в ГИБДД экстерном — это слишком сложно и ненадежно, поэтому решили отправляться в автошколу. Что же необходимо учитывать при выборе автошколы? Об этом мы поговорим в данном разделе.

Одним из первых факторов, на который будущие водители обращают внимание в первую очередь, является стоимость обучения. Это неудивительно: в нынешнее сложное время каждый стремится заработать побольше, а потратить — поменьше. Но учтите, что в пределах одного населенного пункта стоимость услуг разных автошкол слишком сильно отличаться не будет. Более внимательно следует присмотреться к ситуации, когда цена обучения отличается от средней по городу более чем на 20% — неважно, в какую сторону. Чтобы было понятнее, поясним.

Слишком высокая стоимость обучения может быть обусловлена перечисленными ниже факторами.

Профессионализм преподавательского состава. Очевидно, что лучше заниматься у специалиста, имеющего лет 20 преподавательского стажа, чем у молодого неопытного преподавателя. Ведь опытный человек будет не просто механически зачитывать Правила дорожного движения и цитировать другие нормативные документы, а также давать еще массу интересных советов и рекомендаций, которые будут полезными не только для предстоящей сдачи экзамена в ГИБДД, но и в водительской практике. Профессионал прекрасно знает все тонкости и нюансы, коими пестрят отечественные правила дорожного движения (об этом мы также еще поговорим), и подскажет, каким образом трактовать спорные моменты на экзамене. Кстати, все вышесказанное в полной мере относится и к мастерам производственного обучения вождению (попросту говоря, к инструкторам, которые проводят практические занятия): всегда лучше заниматься у опытного профессионала, чем у человека, который и сам-то лишь пару лет назад сел за руль.

Современная материально-техническая база. К сожалению, далеко не все российские автошколы могут похвастаться современными и качественными учебно-методическими материалами (рис. 1.1), учебными автомобилями, хорошо оборудованными тренировочными площадками.

Рис. 1.1. Наглядно-методические пособия

Например, о таком «изыске», как обучающие тренажеры, многие автошколы и не мечтают. А ведь для новичка очень важно потренироваться манипулированию органами управления на таком тренажере (рис. 1.2), прежде чем сесть за руль автомобиля.

Если же говорить о занятиях в классе, то одно дело — когда преподаватель что-то чертит на доске, и совсем другое — когда он пользуется современной телевизионной и компьютерной техникой. То же самое касается учебно-методических материалов: в одной автошколе знаки дорожного движения, сигналы светофора и регулировщика, а также линии дорожной разметки изображены на древних картонных плакатах, а в другой — оформлены в виде современного красочного табло.

Рис. 1.2. Автотренажер

Помни об этом

В любой уважающей себя автошколе в обязательном порядке должен иметься компьютерный класс. Он может быть как отдельным (где по очереди занимаются все учащиеся из разных групп), так и индивидуальным (когда, попросту говоря, в каждом учебном классе стоят компьютеры).

Ну и, само собой, состояние парка учебных автомобилей также влияет на стоимость обучения: никому не хочется получать первые водительские навыки на древних и дышащих на ладан «Жигулях», а каждый предпочел бы современный автомобиль, желательно иностранного производства. Что касается тренировочной площадки, то здесь тоже все не так просто: где-то из земли торчат ржавые стойки, а где-то — современные ограничители, причем сама площадка может быть оборудована функционирующими светофорами.

Наличие хороших отношений с местным экзаменационным отделением ГИБДД. Не секрет, что в современной России пользу от дружбы с «сильными мира сего» никто не отменял. Если у руководства автошколы налажены хорошие отношения с отделением ГИБДД, где ее выпускники сдают квалификационные экзамены, — можно с высокой долей вероятности говорить о том, что процент успешной сдачи у нее будет намного лучше, чем у конкурентов. Подобная репутация, само собой, стоит денег, поэтому обучение в такой автошколе может стоить на порядок дороже, нежели у конкурентов. Кстати, нередко руководителями автошкол становятся бывшие высокопоставленные работники ГИБДД — это также можно считать неплохим преимуществом.

Наличие хороших рекомендаций от выпускников автошколы. На репутацию любой автошколы влияет не только дружба с ГИБДД и наличие хорошей материально-технической базы, но и отзывы ее выпускников. Многие россияне при выборе автошколы консультируются у знакомых водителей, где они обучались и стоит ли обращаться в ту или иную автошколу. В некоторых российских городах бывает так, что в одну-две автошколы выстраиваются очереди, в то время как их конкуренты не могут укомплектовать группы из-за недостатка учащихся. Кстати, иногда люди идут не только в конкретную автошколу, но и к конкретному преподавателю (мол, я хочу учиться только у Иванова); то же самое может касаться и инструкторов по вождению. Подобные факторы также способствуют увеличению стоимости обучения.

Полезный совет

Много интересной информации для выбора автошколы может дать Интернет. В частности, на разных автомобильных форумах можно почитать отзывы об интересующей автошколе. В некоторых российских городах создаются так называемые «черные» и «белые» списки автошкол, которые формируются их учащимися и выпускниками и также публикуются в Интернете.

Что касается слишком низкой по сравнению с конкурентами стоимости оплаты за обучение, то к этому всегда нужно относиться настороженно. В связи с этим нельзя не вспомнить актуальность известного правила: внимательно читайте то, что написано мелкими буквами. Иначе говоря, может оказаться так, что в заявленную стоимость обучения не входит цена автомобильного топлива, либо аренда компьютерного класса, либо организация сдачи экзамена в ГИБДД, либо что-то еще. В результате придется нести дополнительные траты в процессе обучения: вряд ли кто-то согласится отказаться от дальнейшей учебы из-за того, что нужно доплатить за бензин, тем более что это становится известно не сразу, а по истечении какого-то времени — когда определенная часть материала уже пройдена.

Следующий важный момент, на который необходимо обратить внимание — это расписание занятий. Все где-то работают, причем подавляющее большинство россиян — в условиях строго нормированного рабочего дня (например, с 9-00 до 18-00). Чтобы обучаться в автошколе, нужно предусмотреть время не только на обучение, но и на дорогу с работы — в автошколу (или наоборот, из автошколы — на работу, в зависимости от времени

Поэтому каждая автошкола имеет, как правило, несколько расписаний. Одни группы формируются для обучения в утренние часы, другие — для вечерних занятий. Например, утром занятия могут проходить с 9-00 до 12-00, а вечером — с 18-00 до 21-00. В этом случае выбирайте для себя тот вариант, который является наиболее оптимальным. В крайнем случае, можно договориться с начальством на работе о временном смещении рабочего графика на тот период, пока вы будете проходить обучение в автошколе.

Полезный совет

Если вы никак не можете успевать на занятия в автошколе (или на работу — после занятий), а сместить свой рабочий график не получается — ищите такую автошколу, в которой организовываются группы выходного дня. В этом случае занятия проходят по субботам и воскресеньям, и вам не придется отрываться от работы. Правда, отметим, что такие группы имеются далеко не во всех российских городах.

Еще одним важным критерием при выборе автошколы является срок обучения. Не секрет, что все будущие водители желают как можно быстрее отучиться и получить, наконец-то, заветное водительское удостоверение. Однако учтите, что почти всегда прослеживается следующая закономерность: чем меньше срок обучения — тем хуже качество подготовки. Не стоит «клевать» не рекламные приманки «у нас вы пройдете весь курс обучения всего за несколько недель». Ведь действующая на момент написания данной книги программа подготовки водителей предусматривает изучение теоретического материала в течение 105 академических часов, и плюс к этому — обучение практическому вождению в течение 50 астрономических часов. Отсюда следует: чтобы должным образом подготовиться к сдаче квалификационного экзамена в ГИБДД, необходимо учиться никак не меньше 2 месяцев.

Помните, что после окончания автошколы вам на руки должны выдать соответствующие документы. Так вот: перед тем как отправиться в автошколу, обязательно поинтересуйтесь — что это за документы и в соответствии с какими нормативными и законодательными актами они оформляются. Ведь одно дело — когда выпускнику автошколы выдается какая-нибудь справка о том, что он прошел обучение, и совсем другое — когда ему оформляется водительская карточка, а также свидетельство об окончании автошколы. Учтите, что различного рода справки имеют минимум юридической силы и практической пользы, а вот карточка водителя и удостоверение об окончании автошколы — это официально утвержденные документы, принимаемые в любом экзаменационном отделении ГИБДД. Отметим, что стоимость обучения в автошколе, которая выдает нормальные документы, может быть выше, чем у конкурента, выписывающего справки чуть ли не произвольного образца. Экономить в данном случае не стоит: у любого водителя должен быть в наличии (имеется в виду не при себе во время управления транспортным средством, а вообще) официальный документ установленного образца, подтверждающий факт окончания автошколы.

Еще один важный нюанс, который необходимо принимать во внимание при выборе автошколы — это то, занимается ли она организацией сдачи квалификационного экзамена в ГИБДД. Отметим, что данную услугу предоставляют далеко не все автошколы, хотя она является довольно удобной для учащегося: ведь он избавляется от необходимости самостоятельно составлять документы и заниматься прочими организационными вопросами, что, особенно учитывая волнение от предстоящего экзамена, совершенно неинтересно. Эта услуга не входит в перечень обязательных услуг, оказываемых автошколами, но если ее оказывают, то она будет платной. Поэтому заранее необходимо уточнить не только ее наличие, но и стоимость, которая зачастую не входит в стоимость обучения и оплачивается отдельно.

При выборе автошколы учитывайте и такой момент, как ее месторасположение. Одно дело — когда автошкола находится неподалеку от дома или работы, и совсем другое — когда к ней придется ехать через весь город.

Также очень желательно, чтобы автошкола имела собственную тренировочную площадку. Иногда бывает так, что при ее отсутствии учащимся приходится самостоятельно искать место, где они могли бы получить свои первые водительские навыки. Если у вас нет возможности найти тренировочную площадку — весь процесс обучения может оказаться под угрозой. На любые возражения типа «я заплатил деньги и хочу получить обучение» вам могут ответить, что теоретические занятия с вами проводят, а также выделяется инструктор с учебным автомобилем, которому вы должны сказать, где находится тренировочная площадка. Обычно факт отсутствия тренировочной площадки и необходимости поиска ее обучающимся отражается в договоре — но либо мелкими буквами, либо в неожиданном месте. В такой ситуации доказать свою правоту обучающийся вряд ли сможет даже в судебном порядке.

Таким образом, подведем итоги сказанного в отношении того, что же необходимо учитывать при выборе автошколы, — краткое резюме:

♦ стоимость обучения;

♦ срок обучения;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Общие вопросы, касающиеся подготовки к сдаче экзамена

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовимся к экзамену в ГИБДД. Комплексное руководство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я