Страсти по февралю. Очерки о календарях, о возникновении их и устройстве. Казусы календарные

Леонид Волков, 2016

Московский писатель, геолог по профессии, Леонид Волков известен по книгам, вышедшим в феодосийском издательстве: «Праздник – в тебе» (2014, 2015) и «Солнце – в глаза» (2015). «Страсти по февралю» – это очерки о тайнах календарей, их возникновении, устройстве… и два рассказа о правителях Древнего мира – Цезаре и Клеопатре, живших на заре юлианской эры. Кроме того, автор дополнил книгу составленным им алфавитным указателем терминов. Л. Волков давно занимается вопросами хронологии, из года в год систематизируя сведения о летоисчислении и времени, выстраивая их по принципу «Это интересно». В книге найдёте вы для себя много познавательного. Увлекательного вам чтения!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страсти по февралю. Очерки о календарях, о возникновении их и устройстве. Казусы календарные предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В погоне за солнцем

Об устройстве календарей и расхождениях их

Мы ещё вернёмся к февралю — поведать о его злоключениях.

Пока же обратимся к устройству и истории календарей: юлианского, которому более двух тысяч лет… и — григорианского, четыреста с лишним лет назад взявшего эстафету у календаря-долгожителя, а к началу ХХ века окончательно завоевавшего планету Земля.

Солнечные — из Египта родом

Солнце, я знаю, солнце есть у каждого из нас.

И. Резник

«Давайте жить по солнечным часам…» — поётся в песне. Подразумевается — жить солнечно (и — «дарить солнце, как весенние цветы»)… Есть надежда — в этом случае в мире «станет ещё светлее»…

Хотя и так живём в «солнечном ритме», на луну почти не обращая внимания. И календари наши — юлианский и григорианский — солнечные: в основе их — тропический, приблизительно равный 365,24 дням, год. То есть мы к солнцу «привязаны», а от молодой («ущербной») Луны, с которой год некогда начинался, «убежали» (за счёт увеличения Цезарем числа дней в месяцах — уже на следующий после перехода на солнечный календарь год — в «лето» гибели полководца, в 44-м до н. э.). И наш год длиннее лунного на 11 суток.

Впрочем, согласовывать год с Солнцем умели уже не менее шести тысячелетий назад. Древние египтяне, с разливом Нила встречая новый — солнечный{Наряду с солнечным, египтяне пользовались и лунным календарём.} — год, раз от разу радовались «возрождению» в буквальном смысле (в переводе тождественно).

Год, как и ныне в Египте, делился у них на три сезона, первый из которых — ахет («время половодья») — брал старт в июле (изначально, при вводе календаря, с восходом звезды Сириус); второй — перет («время всходов») — с середины ноября; третий — шему («время засухи») — с середины марта. Каждый из сезонов состоял из четырёх месяцев по 30 дней каждый.

Когда — за несколько столетий до нашей эры — египтяне обнаружили, что 360 дней в году — мало, пришлось добавить (к началу года) ещё сто двадцать «не таких солнечных» — скорбных — 120 часов. На протяжении которых, бедные, плакали: принято было каяться, поминать усопших.

И «моде» той — на рубеже лет лить слёзы — подвержены были не одни египтяне: пять поминальных дней — в обычае и у индейцев-майя, и у ацтеков, приставные дни называющих «несчастливыми», или «роковыми».

«Лишние» те пять дней чему только не посвящали! Так, в начале XIX века атеист-философ Пьер Марешаль (1750–1803) предложил «никчёмную» пятидневку посвятить… любви… и ею (любовной пятидневкой) предварять март.

По подобию египетского

В Древнем Египте и Древнем Риме солнечный календарь «торопился»: год был короче тропического на 0,2422 дня (365,2422 минус 365). А Цезарь с Созигеном, как было сказано, тот календарь, устроенный по подобию египетского, усовершенствовали. Оставив продолжительность каждого из трёх подряд года по 365 суток, на четвертый же, високосный, то есть кратный четырём, добавили к февралю — дабы удлинить его (год) до 366 суток — один день.

Но високосы тогда, надо сказать, не были ноу-хау. Их ещё в 238 году до н. э. предлагал «раз через 4 года» добавлять в качестве праздника богов мудрый фараон Эвергет, правивший Египтом в 246–221 годах до н. э.

Точный для того времени календарь: разбросанный на четыре года високос в среднем давал 365,25 дня в году. Притом уже было известно: оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365,2422 суток{Рассчитано во II веке до н. э. греком Гиппархом.}, что составляет тропический год.

Разница во времени (отставание календаря «от Солнца»), как видим, — 0,0078 суток, или 11 минут 14 секунд в год.

Немного. Но по истечении веков всплыло: за счёт этой погрешности каждые 128 лет календарь Цезаря отстаёт от событий на целые сутки.

Считаем. От Цезаря до XXI века — казалось бы — шестнадцать… Нет, на сегодня разница в тринадцать суток: отсчёт-то — не от Цезаря (после которого на рубеже эр, наоборот, «сэкономлены» были високосные дни), а от императора Диоклетиана, чей год правления начинался, как и в 45 году до н. э., с новолуния,с 284-го… когда и 21 марта соответствовало дню весеннего равноденствия.

Понтифик постарался

На самом деле корректировка летоисчисления на исходе Средних веков потребовалась Ватикану, чтоб «вернуть на место» привязку отставшего юлианского календаря — день весеннего равноденствия, успевший сместиться на десять суток в сторону лета при дате 11 марта, а вместе с ним — и Пасху.

И — более точный, в сравнении с Юлианом, — календарь появился. Случилось это 15 (5) октября 1582 года. Была издана булла «Итер грависсимо: всем христианам…», благодаря которой день весеннего равноденствия почти{Для большей астрономической точности, возможно, это следовало сделать на 18 лет раньше — в 1564-м: (128 × 10) + 284. (При условии, что число 128 — точное.) Кстати, в том году король Франции Карл XI — вместо того чтоб традиционно встречать Новый год в весенний день Пасхи — издал указ о праздновании его 1 января.} точно встал на «своё место» — 21 марта.

Календарь разработал врач, астроном и философ из Венеции Луиджи Лилио (Алозий Лилиус) по указанию папы римского Григория XIII, который, заметим, заодно с новым летоисчислением не прочь был и насадить католицизм к востоку от Рима. Вплоть до земель православного Русского царства, где — в преддверии смутного времени — правил неуступчивый Иван Грозный.

По имени папы — и название календаря, принципиально не нового (по строению — как и юлианский, сократилось лишь число високосов): григорианский

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страсти по февралю. Очерки о календарях, о возникновении их и устройстве. Казусы календарные предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я