Глазами Алисы. Сборник

Виталий Александрович Кириллов, 2018

Этот сборник состоит из трёх сборников рассказов, опубликованных ранее: "Философская проза Чеширского Кота", "Обратно в кроличью нору" и "На пиру у Безумного Шляпника". Этот сборник является попыткой посмотреть "глазами Алисы" на мир, окружающий нас. И неслучайно в названиях частей этого сборника использованы образы и имена знаменитых персонажей произведений Люиса Кэрролла, потому что общая тема, затронутая в этом сборнике, – это безумие. Поэтому приглашаю вас прочесть "не безумные невероятные истории о нашем безумном мире"!

Оглавление

  • Предисловие
  • Философская проза Чеширского Кота. Первая часть.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Глазами Алисы. Сборник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Философская проза Чеширского Кота. Первая часть.

Человек, который пришёл из Назарета

Кого увидели в Иерусалиме, когда через ворота города вошёл Он? — сказал вслух бедный писатель Иван. Сидя за своим письменным столом, он прочитал это предложение в своей ещё недописанной книге о жизни Иисуса Христа. Он очень хорошо понимает, что значит считать каждую копейку своего «капитала», добытого за работу в офисе, чтобы прожить месяц своей жизни. Он знает, что его книги никогда не окажутся на витринах книжных магазинов, поэтому он никогда не получит больших гонораров. Он не получит литературных премий, поэтому о нём не будут говорить прохожие, прогуливающиеся по улицам Старого Арбата. Он пишет свои книги не для того, чтобы стать богатым и известным человеком, а он пишет свои книги, потому что в этом смысл его жизни. Но как никто другой он близок к истине об истинном смысле своего существования, потому что вся эта суета, борьба и любовь напрасны, так как рано или поздно мы станем звёздной пылью в бессмысленном космическом пространстве. Мы не замечаем того, что мы живём не ради самой жизни, а мы живём ради того, чтобы исчезнуть. Мы живём не для того, чтобы нас помнили, а для того, чтобы наша история закончилась, чтобы появилась новая история жизни. Люди не запомнят его историю жизни, но он знает, что его историю жизни запомнит Бог. По этой причине наш «бездарный» писатель пишет свою книгу об Иисусе Христе, чтобы Бог прочитал его книгу. Каждый писатель хочет, чтобы его историю прочёл Бог. Ну, по крайней мере, так думает Иван.

Иван встал со своего стула и пошёл на кухню, чтобы сделать себе кофе и взять с собою очередную пачку сигарет. Невозможно представить истинного писателя, который не любит кофе и не курит сигарет. На кухне находилась его мать. Она — единственная, кто слушает его выдуманные истории. Этим читателем Иван очень дорожит. Вот, кто ещё будет слушать его бредни? Но почему Иван живёт один с матерью? Ну, какой женщине нужен человек, который еле-еле обеспечивает лишь свою жизнь. Всем женщинам нужен так называемый достойный мужчина с большим кошельком в кармане. Но кто мы, чтобы судить женщин? Вряд ли кому понравится писатель с вредными привычками и пустым кошельком. Но мать Ивана знает, чего стоит эта книга. Она знает, что он пережил немало разочарований в жизни. Именно страдания позволяют написать новую страницу в своей книге.

— Иван, ты ещё не закончил свою книгу? — спросила мать Ивана.

— Я никак не могу придумать конец — безнадёжно сказал Иван.

— Может быть, тебе стоит отвлечься? На время заняться чем-нибудь другим — спокойно сказала мать Ивана.

— Хорошая идея, но чем? — недоуменно сказал Иван.

— Например, вынести мусор! — улыбнулась мать Ивана.

— Что ж, может быть, около мусоропровода я осознаю, чем закончится моя книга! — усмехнулся Иван.

Иван взял пакет с мусором и пошёл на площадку к мусоропроводу. Он выбросил мусор и закурил сигарету. Пуская дым, он стоял возле окна и смотрел через него на то, что происходит во дворе его дома. Как обычно, ничего особенного не происходило. Всё также стоят машины, а окна квартир светятся в этот вечер. Что может случиться во дворе его дома, забытого Богом? — подумал Иван. В этот момент на площадку пришла соседка Ивана.

— Привет, Иван. Ты решил выйти покурить? (в этот момент она сама закурила сигарету)

— Привет, Ир. Да, я решил немного отвлечься от написания книги.

— О чём пишешь?

— О жизни Иисуса Христа.

— Почему ты решил написать о нём?

— Сложный вопрос. Я думаю, что писатель не выбирает тему книги. Она приходит сама собой.

— Ясно. Иван, я всё хотела спросить тебя. Ведь, ты приезжий? Откуда ты родом?

— Нет, я коренной москвич. Боже мой, точно! Вот чем должна закончиться моя книга! — радостно воскликнул Иван.

— Ну, Иван, иди, пиши! Потом не забудь мне рассказать о том, чем закончится твоя книга!

— Ир, обязательно!

Как сумасшедший, Иван вбежал в свою квартиру, сел за стол и начал писать последние строки своей книги. В этот момент в его комнату зашла мать Иван и спросила его о том, что произошло.

— Иван, что случилось? — спросила она.

— Мама, я сделал это!

— Иван, что ты сделал? Ты радуешься тому, что ты выбросил пакет с мусором?! — с беспокойством за психическое здоровье сына спросила она.

— Читаю концовку! Слушай! Люди встретили его, как бродягу, нуждающегося в еде и в крове. Они не увидели Бога. Они не увидели у него белых чистых одежд. Они не слушали его. Да кто он такой, чтоб слушать его? Люди увидели лишь человека, который пришёл из Назарета. Так было всегда и так будет.

— Иван, люди не поймут то, о чём ты написал — сказала она

— Мама, они когда-нибудь понимали кого-нибудь? — уверенно сказал Иван.

Иван отложил в сторону свою книгу, лёг на свою кровать и начал смотреть телевизор. Кем останется в нашей памяти Иисус Христос? Человеком, который пришёл из Назарета? Или он является Богом во плоти? Кем мы являемся? — подумал Иван.

Дни из жизни монаха

Первый день. Черные пятна на Солнце.

Сидя на холме, странный в поведении человек по фамилии Памятный смотрит на чёрные пятна на Солнце через тёмные стёклышки. Памятный любит взять с собою тёмные стёклышки и через них смотреть на чёрные пятна на Солнце, которые, как ему кажется, указывают на несовершенство картины нашей звезды. Памятный думает, что будто Бог совершил ошибку при создании центрального места в пейзаже неба. Недалеко от холма, в деревенской глубинке стоит мужской монастырь, где Памятный и проживает. Простые люди частенько приходят к нему и его братьям, чтобы получить духовный совет. В этот раз к холму подошёл его собрат Сергий и начал разговор c ним о его странностях в поведении.

— Памятный, скажи мне, зачем ты смотришь на солнце через тёмные стёклышки?

— Сергий, ответь мне, почему ты не смотришь на солнце?

— Ну, потому что глаза болят, когда смотришь на солнце.

— То есть твои глаза не могут смотреть на солнце?

— Конечно, нет.

— Другими словами, твои глаза не совершенны, не способны видеть Солнце?

— Памятный, да.

— Сергий, я смотрю на солнце через тёмные стёклышки, потому что моё зрение становится совершенным, способным выдержить свет светила. Не правда ли, каждый из нас стремится к совершенству, чтобы достичь желаемого? Однако, достичь совершенство нам мешают «чёрные пятна на Солнце».

— Другими словами, наши души не совершенны, так как им свойственны «тёмные пятна»?

— Сергий, верно!

— Кстати, Нужна твоя помощь. Необходимо принести несколько вёдер воды.

— Сергий, само собой!

Они пошли к колодцу, чтобы наполнить вёдра водой, как велел Сергию Архимандрит Виталий, и отнести их в монастырь.

Второй День. Роковой случай.

В этот день Архимандрит Виталий поручил Памятному и Сергею принести мешок зерна. Они пошли в село. Когда же они пришли в магазин, то они взяли мешок зерна и встали в очередь на кассу. В очереди рядом стоящий человек заговорил с Памятным.

— Когда-то я был верующим человеком.

— Почему вы изменились?

— Всё изменил роковой случай.

— Что случилось с вами?

— Со мной случилось то, что я не мог предвидеть. Я сильно ударился головой об стену. Этот удар головой об стену изменил всю мою жизнь. Я ничего не сознавал в этот момент. Как-будто я исчез на мгновение и возродился снова. Я второй раз родился. Что я понял? Я понял, что я стал атеистом. Ведь, я не обнаружил рая и ада. Я обнаружил лишь беспросветную тьму. Я понял, что наша вера — это вымысел. Все надежды на вечную жизнь без сожаления остались в прошлом. Я повзрослел и не захотел возвращаться в выдуманный мир. Что лучше — жить в иллюзиях или посмотреть правде в глаза? Я выбрал реальный мир, несмотря на его жестокость, но этот мир является настоящей реальностью, а не больной фантазией.

— В любом случае, что-то есть за пределом жизни. Должно быть.

— Ничего нет за пределом жизни. Для меня это сочетаемое несочетаемого. От меня ничего не останется. Я стану бесполезной горсткой тлена. Даже мои дети не станут залогом моей вечной жизни, так как, в конечном счете, мои потомки тоже исчезнут с лица земли. Как минимум, на землю упадёт астероид, и жизнь рассыплется, как карточный домик.

— Мрачная картина…

— Вы зря так говорите. Будущая смерть покажется вам спасением от болезненных воззрений о вечной жизни. В результате, Вы обнаружите истинные ориентиры в жизни. Другими словами, вы поймёте, что важно, а на что не стоит обращать внимание.

— В таком случае, о каких истинных ориентирах идёт речь?

— Я говорю о гедонистических ориентирах. Другими словами, секс, еда и любимая работа. Между тем, мои убеждения приводят к осознанию ответственности перед будущими детьми. Поэтому нам необходимо оставить будущему поколению ни место для свалки, а сберечь им достойное место для развития. Прежде всего, для того, чтобы будущим поколениям дать время, чтобы создать технологии необходимые для создания космических кораблей, чтобы найти новое прибежище для человечества. Ваша вера приводит к застою, она не заботится о нашем теле, и вы не видите смысла в нашем смертном мире. Ваш смысл — спастись. Ваш смысл — несбыточная мечта безнадёжно больного человека. Мой смысл — это реально-ощутимый возможный результат, который можно достичь, несмотря на неизбежный смертельный конец истории человечества.

— Я всегда есть, я присутствую. Я не могу не быть, потому что всегда существует момент моего существования при любых абстрактных высказываниях о смерти души, хотя вы этого не понимаете. Вы не понимаете, потому что боитесь потерять свой смысл. Вы лукавите, что становитесь ответственны за происходящее. Скорее наоборот, вы убегаете от ответственности за будущую вечную жизнь, не подвластную вам, так как её надо заслужить, преодолевая себя. Что нужно преодолеть, чтобы заниматься сексом, есть и работать?

В этот момент разговор прекратился, так как очередь на кассу дошла до Сергия и Памятного, поэтому они расплатились с кассиром и пошли обратно в монастырь. Памятный подумал, что у атеистов существует какое-то бесовское желание растоптать веру, а затем они готовы повесить себе на грудь заслуженные ордена.

Третий День. Брахман.

В молодости Памятный интересовался индуизмом и ему довелось пообщаться с приверженцем этой философии. Его оттолкнула эта философия, потому что у неё нет счастливого конца. Он узнал у адепта, что мы не просто находимся в иллюзии, мы сами являемся иллюзией. Когда Памятный вместе с Сергием сидели на холме, то Памятный решил рассказать о памятном диалоге с этим адептом. Памятный начал своё повествование Сергию о том, что ему рассказал этот адепт:

— Бог спит. Ему сниться, как мы ходим в магазины, как мы плачем в тихую ночь. Когда мы радуемся улыбки ребёнка, то Бог радуется вместе с нами. Когда мы делаем кому-то больно, то Бог огорчается. Год сменяется годом. Вселенные умирают и рождаются вновь. Мы умираем и рождаемся вновь. Планеты движутся вокруг солнца. На земле машины движутся по магистрали. Ночью из космоса космонавты МКС смотрят на огни городов. Звёзды заполняют космическую пустоту светом. Люди стремятся познать тайну жизни и смерти. Люди боятся что-то потерять и хотят что-то приобрести. Мы общаемся, чтобы не чувствовать одиночество. Мы хотим быть нужными кому-нибудь. Но всё это не важно, потому что мы лишь снимся Богу. Когда Бог проснётся, то всё исчезнет, словно нас никогда не было, — с умиротворённым голосом сказал индуист.

— Я понял тебя. Я не знаю, как к этому относится. Мне не хочется плакать или злиться. Я не хочу верить в это.

— Нам остаётся только примириться с этой истиной.

Когда Памятный рассказал Сергию об этом разговоре, то Сергий в шутливой манере сказал Памятному:

— Памятный, когда мне говорят, что я не существую, то у меня возникает желание ударить собеседника, чтобы тот почувствовал мой удар. Больше тот не будет сомневаться в существовании боли. У него сразу же возникнет вопрос о том, кто его ударил. Из чего тот заключит, что есть тот, кто его ударил.

— Сергий, всё намного сложнее, потому что именно Брахман позволил твоему собеседнику почувствовать боль.

— Памятный, Ну тогда вырисовывается какая-то безнадёжная картина происходящего. Я не вижу смысла верить в неё.

— В том-то всё и дело!

— Ладно, Лучше пойдём выполнять поручение Архимандрита Виталия, в существовании этого поручения я не сомневаюсь.

— Согласен. Нам давно пора заняться готовкой обеда.

Когда Памятный вместе с Сергеем вернулись с холма, то они взялись за приготовление обеда. Когда же Памятный и Сергей приготовили обед, то они позвали братьев за стол. Как обычно, на столе была постная деревенская еда: мятая картошка, овощи, суп и домашний квас. Памятный и Сергей присели за стол, а Архимандрит Виталий заговорил речь перед обедом:

— Братья, грехи похожи на сорняки в огороде. Если мы не будем следить за урожаем огорода, то сорняки погубят урожай. Поэтому нам необходимо следить за чистотой нашей с вами духовной жизни, иначе грехи помешают спасению и восходу души в Царствие Небесное.

— Виталий, вы правы! Сегодня нам нужно заняться огородом, а то сорняки уже подросли! — сказал с усмешкой один из Братьев.

— Вот брат, как раз вы и займётесь этим! — , с серьёзным лицом сказал Архимандрит Виталий.

— Вот скажите братья, мы всё растим овощи, картошку и сад, а сколько необходимо растить душу, чтобы она попала в рай? — , сказал собрат Игорь.

— Это решает Бог, так как сад вырастает тогда, когда способствует тому благоприятная погода, и когда садовник прилежно следит за садом. Благодаря погоде и садовнику сад начинает цвести и даёт богатый урожай. Также и Бог помогает созреть душам, чтобы затем забрать их к себе домой, — ответил Архимандрит Виталий.

Памятный подумал о том, что Архимандрит Виталий очень правильно проводит аналогию между природными явлениями и нашим повседневным духовным трудом.

Четвёртый День. Предназначение.

В этот день поздним вечером Памятный вместе с Сергеем прогуливались по монастырю. Памятный решил рассказать Сергею о выводах, к которым он пришёл в молодости. В молодости ему казалось, что его жизнь кончилась, и она не имеет никакого смысла, но Христос наполнил его жизнь смыслом.

— Сергий, Может быть, это есть тот смысл, который я искал? Может быть, это есть то, что мы ищем? На своём пути я бросался в разные стороны, но я не понимал, что мне нужен был этот путь. То, что нам нужно — у нас под носом. Как же я был глуп! Хотя я всё-таки остался безразмерно глупым. Я желал всего, и всё потерял в одночасье, когда обрёл своё предназначение. Кто-то отрицает своё возможное предназначение, а кто-то верит, что найдёт его. Я нашёл его, но при этом я не стал великим писателем или признанным учёным, или богатым человеком. Я стал никем, но в то же время я стал всем. Путь принёс мне счастье. Как-будто я нашёл обетованную землю и прикоснулся к ней. Я поприветствовал эту землю и пошёл по ней, не оглядываясь назад и устремляясь вперёд, потому что путь не прекращается. Путь всегда есть.

— Памятный, Ты прав. Христос — есть путь, и Христос открывается нам во время пути. Мы думаем, что ничего светлого в этом мире нет. Мир же преподносит нам сюрпризы, потому что через него Христос, как солнечный свет, пробивается в сердце скорбящего, которого поглотила тьма.

— Сергий, Я искал Христа, и я нашёл его в пути. Путь указал мне, для чего я предназначен. Я предназначен для жизни во Христе, чтобы через Христа я смог нести в своём сердце благодатный огонь. Я был слеп, но прозрел, когда вошёл в храм и увидел Христа.

Памятный подумал, что всё-таки путь прекрасен и долог. На нём мы встречаем новых знакомых, разговариваем с ними и оставляем их в своей памяти. Чтобы понять, чего мы хотим получить от этого пути, нам нужно встать на него и пойти по нему. Мы обязательно найдём то, что ищем. Мы обязательно дойдём до самого конца.

После прогулки по монастырю Памятный и Сергий решили пойти в свои покои. Как обычно, перед сном Памятный очень любит разговаривать с Богом:

Я знаю — ты есть. Ты всегда был рядом и в счастье и в горе. Ты не отходил ни на шаг. Ты терпел, когда я сетовал на тебя. Ты радовался, когда я радовался. Всё же я не могу понять — зачем нам столько страданий? Неужели для того, чтобы мы смогли войти в твоё Царствие? Что стоит за последней чертой жизни? Мне трудно это вообразить. Может быть, Ты не существуешь? Ты — лишь иллюзия ума? Каждый мой вздох приближает меня к гибели и встрече с тобой. Возможно, мы встретимся с тобой. Что ты скажешь мне при встрече? Что я скажу тебе? Конечно, ты осудишь меня за то, что я сделал и за то, что я не сделал на этом пути. Ты будешь прав, потому что ты справедлив. Почему мы боимся неизбежного? Куда мы так спешим каждый божий день? Словно мы пытаемся найти что-то важное. Но мы находим лишь обычные вещи, окружающие нас. Кто-то не справляется с повседневной реальностью и сходит с ума. Кто-то начинает верить в то, что ты сможешь исправить жизнь. Как же глупо верить в это! Как же глупо жаловаться тебе! Мы же ничего не сможем исправить, так как мы — песчинки на берегу моря. Каждую ночь я люблю смотреть на небо, чтобы насладиться величием твоего творения. Я вижу на небе млечный путь. Иногда он прячется за ночными облаками. Как-будто мы ищем совершенную картину какого-нибудь художника, но мы не замечаем твою картину. Эта картина всегда находилась рядом — перед глазами. Как трудно мне! Как трудно покидать этот мир, полный любви и страданий!

Пятый День. Рай.

В этот день Архимандрит Виталий дал поручение Памятному. Архимандрит Виталий велел Памятному сходить в магазин, чтобы купить некоторые хозяйственные инструменты. Архимандрит Виталий решил заменить старый молоток и сломанную пилу для продолжения реконструкции монастыря. Памятный согласился выполнить поручение Архимандрита Виталия и пошёл в магазин. На пути к магазину Памятный не забыл взять с собою тёмные стёклышки, чтобы опять увидеть чёрные пятна на солнце. Солнце встречало Памятного, а берёзы укрывали его от палящих лучей. Тропинка уже давно была избита пешеходами. Памятный шёл и думал о том, почему Адам и Ева потеряли своё место в раю. Почему они променяли божью благодать на сладкие обещания Сатаны? Неужели сладкий яд Сатаны оказался им слаще? Видимо, нам не суждено жить в Раю, — разочарованно прошептал Памятный. Памятный приближался к селу, где находился магазин. Его мысли о первородном грехе оставили его, и он смотрел на прохожих, как на потомков первых людей в нашем «Эдеме». Ему кажется, что у людей есть ещё шанс, и Христос подарил его нам. Сиво лишь нам нужно открыть свою душу благодати, и она вольётся в душу, как долгожданная вода вольётся в рот. Когда памятный пришёл в магазин и встал в очередь, то в очереди он услышал разговор двух незнакомцев о возможности существования рая на земле:

— Константин, Как вы думаете, можем ли мы построить рай на земле?

— Александр, Коммунисты хотели построить «рай на земле». Христиане ждут второго пришествия. Буддисты почитают Будду, чтобы тот помог им просветлиться. Всех этих людей объединяет одно желание — желание добиться невозможного. Мы верим в утопию, потому что бежим от реальности. Мы не хотим принять жестокую и бессмысленную реальность.

— Константин, Почему мы не хотим принять реальность?

— Александр, за счёт чего построен наш мир? Конечно, мир построен не за счёт денег. Мир построен на костях наших предков. Если тебе живётся комфортно, то только лишь потому, что кто-то страдает. Славу Богу, если это будешь не ты, потому что ты не захочешь на место страждущего.

Памятный подумал о Константине, — Ещё один дарвинист! Славу Богу, хоть не ещё один «лжепророк»! как сейчас их называют? Во! Вспомнил! Футуристы… Вместо того, чтобы им думать о настоящем, о своих деяниях, как обычно, они начинают говорить о будущем. Будущее известно лишь Богу, и то он не любит говорить о нём. Отстояв очередь и расплатившись с кассиром, Памятный взял инструменты и пошёл обратно в монастырь. Памятный решил, что Константин в чём-то прав, несмотря на его насмешку над ним. Ведь, нельзя построить рай на земле. Памятный заключил, что рай возможен только в царствии небесном. Но чтобы оказаться в нём, нам нужно думать о своих настоящих деяниях, а не о будущем.

Когда Памятный вышел из села и пошёл по дороге в монастырь, то ему навстречу неуклюже шёл молодой человек. Он подошёл к Памятному и спросил:

— Вам не нужна помощь?

— Нет, спасибо. Я справлюсь сам.

— Вас как зовут?

— Зовите меня по фамилии Памятный.

— Меня прозвали «Чудаком». Хотя мои знакомые и друзья все чудаковаты.

— Почему тебя прозвали чудаком? — усмехнулся Памятный.

— Дело в том, что меня не покидает и терзает одна мысль. Возможно, это даже не мысль, а странное чувство.

— Что за странное чувство? — заинтересовался Памятный.

— Я попытаюсь объяснить. Каждый день я как-будто ощущаю недосказанность. Как-будто нам чего-то не сказали. Возможно, нам не сказали то, что могли сказать, но по каким-то причинам не сказали. Словно мы не замечаем важной информации. Может быть, от нас сознательно скрыли эту информацию. Однако, ясно одно — мы живём в тотальной неизвестности. Как марионетки, мы ходим на привязи наших хозяев. Как слепцы, нас направляют туда, куда мы бы никогда не захотели попасть.

— Чудак, я не совсем понимаю тебя.

— В точку. Я тоже не понимаю, поэтому мне трудно передать тебе это странное чувство. Возможно, никто ничего не понимает. Есть те, кто мнит себе, что он что-то знает. Есть те, кто ничего не знает, как я. В любом случае, все они заблуждаются.

— Значит, ты тоже заблуждаешься насчёт своего странного чувства.

— Конечно, я заблуждаюсь насчёт него. Однако, я не заблуждаюсь в одном — оно есть.

— Сомнительная логика. Этого чувства может не быть. Может быть, тебе кажется, что оно есть.

— Пускай оно мне кажется, но оно же мне кажется?

— Верно.

— От этого чувства нельзя избавиться. Словно оно преследует тебя. Однако, это чувство отрезвляет, помогает понять, что мы не всё понимаем в этом мире. Если вообще мы хоть что-то понимаем.

Памятный подумал над тем, что сказал ему Чудак. Ведь, действительно нас словно бросили на произвол судьбы и не дали путеводной карты. Может быть, мы, как слепые котята, не видим, куда идём, зачем идём и почему идём?

Когда все дела были сделаны и день закончился, то в наступившую ночь уставший Памятный не спал и смотрел на небо. Он начал размышлять о нашем мире, — Как же поразительно, что столько ещё неизведанных миров. Возможно, в одном из них существуют такие же люди, которые сталкиваются с такими же проблемами, как и мы. Как-будто мы можем дотронуться до неба, если протянуть свою руку к звёздам. Бездонный и холодный космос словно приглашает посмотреть на театральную сцену небесных архипелагов, откуда метеориты падают на землю. Метеориты, как небесные посланники с других галактик, могут рассказать нам о прошлом их прибежище. Нам нельзя забывать о первом спутнике земли, который запустил Советский Союз, этот спутник проложил дорогу для будущих спутников земли, которые по сей день летают вокруг земли. Христос тоже был первопроходцем, который донёс до нас истину через свою смерть и воскрешение. Ему предстояло открыть миру двери в своё Царствие. Первый шаг в царствие — это всегда шаг в неизвестность. Пока мне неизвестно его царствие, но я уверен, что оно похоже на то, когда ты впервые увидел ночное небо. Это открытие я унесу с собою в вечность.

Шестой День. Интернет-Пользователи.

В этот день по поручению Архимандрита Виталия Памятный находился в селе, чтобы купить в магазине некоторые ингредиенты для выпечки пирога. Памятный проходил мимо компьютерного клуба, где рядом с клубом он услышал короткий разговор между двумя программистами. Диалог начался с длинного монолога собеседника:

— Мы живём в компьютерной программе, как пользователи интернет-сетей. Мы подключены к жизни, как сейчас мы подключены к социальной сети. Самый страшный кошмар фильма Матрицы не просто вымысел творческой мысли, а отражение скрытой истинной действительности, не показанной в этом фильме. Мы жертвы биоматрицы, в которой мы являемся не батарейками, а потенциальным кормом для живых организмов. Все наши идеалы являются защитными механизмами, чтобы скрыть это истинное предназначение нашей жизни. Психика не в состоянии выдержить эту правду, поэтому мы прячемся за иллюзорным бессмертием. Мы не просто смертны, мы — бессмысленная живая масса, тщетно желающая постичь смысл своего существования. Мы сами себя уничтожаем, не подозревая о хрупкости жизни. Чего мы хотим? Мы хотим верить в красивую сказку чтобы, как таблетку, выпить её и почувствовать наркотическую эйфорию. Все наши попытки объяснить мир бьются об трансцендентальную стену. Мы ищем пророка, чтобы он открыл нам истину. Мы отрицаем галлюцинаторный кошмар, который мы называем реальностью. Только истинный экзистенциальный самоубийца сможет принять эту реальность и неизбежно уйти из неё. Остальным суждено лишь пребывать в аттракционе, веря в его существование. Мы — живые мертвецы, уже лежащие в могиле. Мы уже умерли, нас нет.

— Ты чересчур категоричен, хотя твоя теория не опровержима, так как она не поддаётся проверки. Поэтому я разочарую тебя — эти убеждения являются такой же выдумкой, как и библия.

— Эта выдумка реальнее и страшнее, чем ты можешь себе представить.

— Ну, я думаю, что эта выдумка не страшнее христианского ада.

Памятный подумал с улыбкой на лице, — Неудивительно, что они размышляют таким, а не иным образом, так как профессия деформирует человека. Однако, у людей с этой профессией не всегда встретишь подобные идеи. Новая эпоха рождает новые убеждения. Когда-то в прошлую эпоху люди думали о том, что их головы являются тыквами. Сейчас наши головы являются живыми суперкомпьютерами. Страшно представить, что сулит нам будущее.

Когда Памятный купил ингредиенты и вышел из магазина, то увидел, что у дома двое молодых людей сидели на скамейки и спорили друг с другом. Уличные дебаты молодых политиков было не трудно услышать. В этот раз собеседники были грубоваты по отношению друг к другу. Памятный решил послушать их. Они разговаривали об обществе. Они яростно хотели убедить друг друга в своей правоте:

— Вы можете высказать свои мысли об обществе? Что это? В чём его цель?

— Мои мысли об обществе заключаются в том, что общество, как фабрика, создаёт продукт, как человек. Мы все являемся потребителями социо-экономической машины, потому что мы созданы по её образу и подобию, поэтому мы есть в некотором роде малые социо-экономические машины, — гордо сказал один из собеседников.

— Капитал.

— Я не понял, почему вы сказали это слово?

— Всё плачевнее, чем я думал. У вас даже не возникают никаких ассоциаций. Похоже, вам глубоко промыла мозг социо-экономическая машина. Вы хоть удосужились выяснить автора ваших мыслей?

— Какого автора моих мыслей я не удосужился выяснить?

— Вот ты скажи мне, дитя советской перестройки! Какие твои мысли?! Твои мысли — это пересказ того, что тебе сказали по телевизору! Твои мысли — это то, что сказал тебе преподаватель в университете! Твои мысли — это то, что привили тебе родители, Твои мысли — то, чему тебя научили в школе! Твои мысли — это то, что сказал твой авторитет! Чтобы написать свою мысль, тебе нужно пыхтеть, как шахтёр на шахте. Я даже не разглядел твои мысли в микроскопе! Ты ещё будешь говорить мне про свои мысли?! Великие умы писали годами свои произведения, чтобы массам донести свою мысль. По-моему ты поспешил с выводом, что твои слова — это твои мысли. На досуге ты прочти мысли К. Маркса об обществе, возможно ты обнаружишь некоторое сходство «со своими мыслями» — , cказал раздражённо собеседник.

— Да иди ты со своими мыслями в баню!

— Желаю тебе оставаться при своих мыслях!

Собеседники поссорились и разошлись, а Памятный задумался над тем, что они сказали друг другу. Памятный подумал, — Ведь, мы мыслим о чём-то так, а не иначе, потому что нас научили так мыслить о чём-то или мы сами научились мыслить о чём-то? Может быть, и то и другое? Мало того, что мы мыслим о чём-то по заданному эталону, может быть, мы мыслим только лишь потому, что у нас существует образец? Быть может, без образца мы не сможем мыслить? Может быть, наши мысли запустила эта социо-экономическая машина, если говорить словами К. Маркса? Ладно, пустое! Бессмысленное занятие — мыслить!

Когда же Памятный почти вышел из села на дорогу к монастырю, то увидел, что возле ещё одного дома два мужика сидели на лавке и обсуждали насущные проблемы после проделанной работы. Один из них по имени Василий говорил своему собеседнику Николаю.

— Николай, Мы живём бедно, потому что государство не заботится о своих гражданах. Пенсии, пособия по инвалидности и заработной платы не хватает на достойную жизнь. Большая часть государственной прибыли крадётся чиновниками. Нам остаются гроши. Люди с властью пренебрегают потребностями и благосостоянием простых людей ради того, чтобы обогатиться самим. Некоторые из них пренебрегают народом, чтобы оставить свой след в истории человечества.

— Василий, Россия — это её непоколебимая и гордая история. Без понимания её корней невозможно понять поступки верхушки власти. Власть — лицо России. Власть не просто определяет облик экономики, Власть — это и есть экономика. Она решает, по какому экономическому курсу мы пойдём, и чем мы будем жертвовать ради исторической славы руководства страны. Власть руководит сознанием общества, она говорит, о чём мы будем говорить сегодня. Власть — вершина справедливости, суд, который определяет судьбу отдельно взятого человека. Власть не просто ответственно за то, что мы можем делать и не можем делать, а власть — это и ещё мораль. Она создаёт правила поведения в общественной действительности. Власть создаёт выбор власти, поэтому она обладает неограниченными возможностями. Власть пропагандирует и одобряет культурные ценности народа. Ваше мнение не просто не учитывается и не берётся в расчёт, а власть создаёт ваше мнение, поэтому она знает ваше мнение, и соответственно, знает ваши ожидания и потребности. Власть знает, куда вы будете тратить свои деньги, потому что вы — продукт капиталистической машины. Вы думаете, что вы можете выбирать? Выбор сводится к тому, что на витрине магазина. Вы не выбираете президента, так как лидер государства заранее известен, потому что власти известны исторические стандарты для получения человеком власти. Вы жалуетесь власти, но не понимаете, что жалуетесь палачу, который исполняет свой приговор. Ваша судьба ни предопределена и ни стечение обстоятельств, Ваша судьба — исторический итог настоящей эпохи. Вы умрёте в забвении исторического производства человеческого материала, а её лидер останется в памяти исторического настоящего отрезка, на котором производится нужное количество человеческого материала для выполнения задач, поставленных лидером страны.

— Николай, Вы спрятались за своей концепцией о власти и не хотите действовать, чтобы изменить ситуацию в своей жизни и жизни страны. Без своих граждан лидер государства не сможет изменить ход настоящей истории, и тем более ход жизни отдельного человека. Например, Владимир Владимирович уже смог с нашей помощью повысить социальный уровень благосостояния граждан, и нам не стыдно его видеть на политической арене мира. Он совершил исторический подвиг, присоединив территорию Крыма к нашему государству. Ему бы не удалось сотворить это историческое событие без своих граждан.

— Василий, Пастух ухаживает за своим стадом овец и защищает их от хищников. Овцы боготворят своего хозяина и слушают его указания. Однако стадо не понимает, что пастух — сам хищник. Рано или поздно овцы окажутся на обеденном столе хозяина дома. Прежде всего, Путин думает о том, что будет на его обеденном столе. Вы слепо верите в чудо — в батюшку царя, который разберётся с проблемами империи, но чудес не бывает, потому что мы живём в реальном мире, а в нём, как правило, большинство людей живут в нищете, а меньшинство обладает всеми ресурсами мира.

— Николай, Вы знаете, как исправить, эту ситуацию несправедливости?

— Василий, Я думаю, что это невозможно. Никому не под силу исправить человеческую природу и изменить законы физического и биологического мира.

— Николай, Тогда Вы занимаетесь демагогией.

— Василий, Мы все занимаемся демагогией. Правильнее вообще не разговаривать — бесполезное дело.

Памятный подумал, — что в действительности мы можем? Ведь, человек немощен, ему не под силу изменить земную жизнь, да и не нужно, потому что ему нужно изменить свою жизнь, чтобы оказаться в Царствии Небесном.

Седьмой День. Так говорил Памятный.

Памятный и Сергей пошли в посадку и решили собрать дров, чтобы разжечь костёр. Когда они разожгли костёр, то Сергий внимательно смотрел на костёр, а Памятный лёг на землю, чтобы посмотреть на небосвод. Глядя на звёзды, Памятный мысленно заговорил с Богом:

— Бог умер? Нет, Бог жив! Бог, как солнце, погибает ночью, а утром Бог возрождается вновь. Так и в человеке, когда в душе человека поселяется грех, то Бог умирает. Когда в душе человека поселяется благодать, то Бог возрождается. Его взор проникает Солнце. Его слово слышно в горах. Его скорбь чувствуется в безмолвии похорон. Бессмертный свет достигает далёкие уголки вселенной. Бессмертный поцелуй женщины достигает лба ребёнка. В Храме зажигают свечи, когда народ приходит увидеть твой лик. Ты слышишь неустанные молитвы о спасении! Когда придёт конец времён? Когда затрубят твои ангелы? Когда восстанут мёртвые? Мы ждём твой приход! Мы ждём твой суд! Мы войдём в небесный град вместе с тобою! Мы созданы из праха земного, и мы уйдём в землю. Чего мы не знаем, что знаешь ты? Мы все больны! Мы хотим выздороветь! Твой дух исцеляет наши души! Можем быть, мы ошиблись? Может быть, ты ошибся? Может быть, мы не поняли тебя? Мы хотели понять твои слова, но мы не смогли осилить твоё божественное слово. Мы хотели построить твоё царство на твоей земле, но мы не смогли построить его. Ты слышишь мою просьбу, как слышит просьбу матери ребёнка. Может быть, мне нужно уйти из твоего храма? Может быть, мне нужно войти в земной храм? Постой! Ты прав! Мы спешим увидеть тебя. Мы не готовы к встрече с тобой. Возрадуемся смерти! Впустим святой дух в нашу душу! Ты не прогоняешь бездомных! Ты слушаешь слова больного! Ты исполняешь просьбы! Ты прощаешь грех! Ты всесилен?! Ты прячешь свои деяния и не показываешь их людям. Ты молчишь, потому что ты уже сказал. Ты не плачешь, потому что ты видел слёзы! Мы боремся за жизнь, но мы не боремся за спасение души. Мы вкушаем сладкий плод жизни, но мы не оплакиваем её. Твои слова звучат на берегах океана. Твоё солнце освещает пропасть! Твой хлеб едят в каждом доме. Твоё вино пьют, когда хотят утолить жажду. Ты — жизнь, потому что радовался жизни. Ты — истина, потому что ты говорил её людям. Я боюсь смерти, потому что боюсь твоей правды. Я боюсь жизни, потому что мы вкусили запретный плод. Я боюсь твоей любви, потому что я не заслуживаю её. Прости мою немощь. Прости, что я не слушаю тебя.

После того, как Памятный поговорил с Богом, он вспомнил историю из своей жизни и решил рассказать её Сергею:

— Сергий, Разговор с каббалистом доведёт до психоза! — сказал Памятный, вспомнив разговор с адептом данной философии, — Вот кто мне привил разговаривать с самим собой! Раз уж обстановка располагает к рассказу историй, я расскажу тебе этот разговор с ним. Сергий же уже привык, что Памятный любит рассказывать истории о своей прошлой жизни.

— Я заметил, что вы разговариваете с самим собой, — сказал Памятный.

— Нет, ни с собой. Я разговариваю с Богом.

— Он отвечает?

— Конечно. Он — очень хороший собеседник. Он не перебивает, внимательно выслушивает и спустя время отвечает, когда посчитает нужным.

— Что он отвечает?

— Ну, всё зависит от заданного вопроса, но обычно он не многословен. Однако, никогда не предугадаешь, что именно он ответит.

— Вы слышите некий голос? Или вы что-то ощущаете? Или вы что-то видите?

— Всё, что вы перечислили.

— Я не понимаю, как это возможно. Каким образом вы можете с ним разговаривать?

— Всё достаточно просто. Когда мы гуляем по улицам города, то мы видим летающих птиц, рестораны, архитектурные здания, лесные парки и исторические памятники, но мы не замечаем, что нас окружают знаки. Бог посылает нам незамысловатые послания. Как нам прочесть эти послания? Их можно услышать из уст прохожих. Их можно увидеть из ситуаций, наблюдаемых нами. Их можно почувствовать через прикосновения окружающего мира. Нам кажется, что мир стучится к нам, но через мир к нам стучится Бог. Ведь, всё, что нас окружает — это творение Бога, и мир сотворён через божественный язык. Когда мы общаемся с Богом, он слышит нас, потому что мир слышит нас. Мир отвечает нам, потому что говорит Бог. Его слова очень быстро достигают нашего сердца, и мы чувствуем его слова через теплый южный ветер, солнечный свет и прохладный океан. Он сопровождает нас, когда мы гуляем по родному городу. Бог оставляет за собой следы, когда он разговаривает с нами. Нам остаётся быть внимательными к тому, что происходит вокруг нас, и мы обязательно получим его ответ.

— Другими словами, всё, что видите, слышите и чувствуете — это Бог говорит с вами, когда вы спрашиваете его о чём-либо?

— В точку.

— Вы же можете ошибиться.

— Исключено, потому что Бог найдёт самый удобный способ передачи послания для вас.

После того, как Памятный рассказал этот диалог, Сергий с иронией сказал, что в нашей жизни можно встретиться с любой «нечистью».

Восьмой День. Служба в Храме.

В этот день в селе на службе в храме Памятный помогал священнику, и он услышал беседу между Алтарщиком и неофитом о вере в Бога. Начал беседу неофит:

— Я верю в Бога и считаю себя христианином.

— Вы можете считать себя — кем угодно. Вы причащаетесь, исповедуетесь и бываете хотя бы в день Пасхи — в день воскресения Христа? Когда вы последний раз делали эти вещи?

— А при чём здесь это? Разве не главное, что соблюдаю заповеди?

— Если вы не едите тело христово, не пьёте кровь христову, не исповедуетесь у батюшки и не бываете на христианских праздниках, то вы не являетесь христианином. Именно эти заповеди, именно этот образ жизни делает христианина христианином. Мало соблюдать десять заповедей, да и невозможно их не нарушать, потому что даже ментальные нарушения этих заповедей являются нарушениями заповедей Христа, поэтому наши ритуалы являются своеобразной «страховкой» для попадания в Царствие Небесное.

— В таком случае, не каждый человек сможет попасть в царствие небесное.

— Конечно. Однако, одному Богу известно, кто попадёт в его Царствие, а кто не попадёт. Может быть, все попадут. Может быть, не все попадут. Мы не вправе решать за Бога, кому можно попасть в его обитель, а кто удостоен попасть в ад.

— Разве то, что моя вера в Бога не делает меня христианином?

— Нисколько. Вы верующий человек, но вы не христианин. Это всё равно, что говорить, что вы сидите на диете, но вы не соблюдаете её.

— Христианин помогает бездомным и голодающим?

— Конечно, истинный христианин поможет бездомному и голодающему.

— Согласен. Тогда вы ответьте. Деньги, которые жертвуются Церкви, идут на помощь бездомным и голодающим?

— Нет, деньги не идут на помощь бездомным и голодающим. Деньги тратятся на реставрацию храмов, церквей, монастырей, соборов, а также на их постройки и на зарплаты людям Церкви.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • Философская проза Чеширского Кота. Первая часть.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Глазами Алисы. Сборник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я