Макроэкономика

Григорий Вечканов

В учебном пособии очень лаконично и доступно изложены все основные вопросы, изучаемые в курсе «Макроэкономика». Особенность книги – максимальная конспективность и конкретность изложения учебного материала. Главная задача учебного пособия – помочь студентам в изучении курса, а также в подготовке к курсовым и государственным экзаменам. Книга будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся макроэкономическими проблемами.

Оглавление

Из серии: Краткий курс (Питер)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Макроэкономика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Рынок товаров и услуг

3.1. Совокупный спрос и его составляющие

Совокупный спрос (AD) — это суммарные расходы макроэкономических субъектов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике в течение определенного периода времени. ADвключает в себя следующие элементы:

• потребительские расходы домохозяйств (С);

• инвестиционные расходы фирм (I);

• государственные закупки (G);

• чистый экспорт (NE).

Потребление. Как известно, объем потребления (С) прежде всего определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Динамика потребления в долгосрочном периоде связана с величиной доходов, имущества и уровнем цен. Анализ совокупного спроса концентрируется главным образом на факторах реального потребления (номинальной стоимости потребления, разделенной на индекс цен).

Инвестиции. Инвестиции (I) включают в себя частные закупки недвижимости, оборудования и запасы. Объем инвестиций определяется в основном уровнем выпуска, стоимостью капитала, ожиданиями будущей конъюнктуры.

Государственные закупки. Государственные закупки товаров и услуг (G) включают в себя, например, покупку правительством оружия, строительного оборудования, финансирование государственных школ.

Чистый экспорт. Чистый экспорт (NE) равен разности между стоимостью экспорта и импорта. Объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объема производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт определяется доходами и объемом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом.

Таким образом, совокупный спрос может выражен:

AD = С + I + G + NE.

На совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Важнейшей детерминантой совокупного спроса выступает цена.

Кривая совокупного спроса (AD) показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено при каждом данном уровне цен.

Изменение объема совокупного спроса выражается в движении вдоль кривой AD. Согласно количественной теории денег:

MV = PY.

Отсюда:

Yd = MV/P,

где Р — уровень цен в экономике, Ydреальный объем дохода; М — количество денег в экономике; V — скорость обращения денег.

На рис. 3.1 приведены различные сочетания P и Y (при постоянном предложении денег).

На оси абсцисс — реальный ВНП, или реальный объем производства, на оси ординат — уровень цен, или дефлятор, т. е. не абсолютный, а относительный показатель.

Кривая AD направлена вниз, так как рост цен (Р↑) сокращает реальные запасы денежных средств (М/Р).

Следовательно, спрос на товары и услуги сокращается (Y↓). Этим объясняется обратная зависимость между величиной AD и уровнем цен (при условии, что предложение денег и скорость их обращения фиксированы).

Отрицательный наклон кривой ADобъясняется тремя эффектами:

эффектом Кейнса (эффектом процентной ставки);

эффектом Пигу (эффектом реальных кассовых остатков, или эффектом богатства);

эффектом импортных закупок.

Эффект Пигу (реальных кассовых остатков, или богатства) означает уменьшение богатства, вызванное ростом уровня цен, что приводит к сокращению потребления и, следовательно, совокупного спроса:

Р↑, => M/P↓, => C↑, => AD↓.

Эффект импортных закупок заключается в том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к сокращению экспорта. Следовательно, сокращается совокупный спрос в национальной экономике:

Помимо вышеперечисленных ценовых факторов на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы, которые вызывают изменение характера совокупного спроса.

Изменение спроса приводит к смещению кривой AD. К неценовым факторам ADотносится все то, что влияет:

на потребительские расходы домохозяйств (благосостояние потребителей, их ожидания, изменения в подоходном налоге);

на инвестиционные расходы фирм (процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам, налоги на бизнес);

на государственные расходы (государственная политика);

на чистый экспорт (колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т. д.).

Кроме того, важно помнить еще два неценовых фактора: предложение денег и скорость обращения денег (вспомним количественную теорию денег).

Изменение совокупного спроса иллюстрируется на рис. 3.2.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Макроэкономика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я