Подмосковье. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры

Вера Георгиевна Глушкова, 2015

Привычное всем Подмосковье, воспринимаемое обычно как всего лишь разросшийся пригород Москвы, некий гигантский «спальный район», призванный обслуживать столицу, – на самом деле уникальный самостоятельный регион со своим укладом, традициями и культурно-историческим наследием. В его истории, географии, культурных достижениях отразилась вся жизнь русского народа, ведь Подмосковье, по площади равное небольшой европейской стране, всегда было «воздушной прослойкой» и связующим звеном между центром и провинцией. Читатель с удивлением откроет для себя неповторимые уголки «отдохновения» и по-новому увидит то, что не замечал раньше.

Оглавление

Из серии: Исторический путеводитель

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Подмосковье. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Северный сектор

Север Московской области отличается обилием живописных мест, красотой водоемов, большим разнообразием ландшафтов. Эта часть Подмосковья имеет две главные транспортные оси: Савеловское направление железной дороги и канал им. Москвы. На северном направлении от Москвы ее территориальные владения продолжаются за МКАД — это район Северный. Особое значение имеет международный аэропорт Шереметьево.

В северной части Подмосковья расположена большая часть канала им. Москвы (до 1947 г. канал Москва — Волга), строительство которого началось в 1932 г. Основным препятствием, которое необходимо было преодолеть для соединения рек Москвы и Волги, служила протянувшаяся на 40 км между бассейнами этих рек Клинско-Дмитровская гряда Валдайской возвышенности. Строительство канала начали одновременно на всех 128 км его трассы. Управление строительством размещалось в городе Дмитрове. Строили канал не только вольнонаемные люди и военнослужащие, но и заключенные, в основном репрессированные. Последних было около 200 тысяч человек, многие из них умерли от тяжелейших условий труда и непосильного объема работ. В память о них на трассе канала установлен Поминальный крест.

Канал им. Москвы

Всего было построено больше 200 основных и вспомогательных сооружений, из них 11 шлюзов, 3 железобетонные и 14 земляных плотин, 5 насосных и 15 гидроэлектрических станций, 19 мостов, водопроводный канал протяженностью 28 км и водопроводная станция, рассчитанная на подачу в город 600 тыс. куб. м воды в сутки. На трассе канала были созданы Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Пестовское, Икшинское и, несколько в стороне от судоходного пути, Учинское водохранилища. Их площадь — более 40 кв. км, а емкость — свыше 200 млн куб. м. Учинское водохранилище — это источник водоснабжения Москвы и зона санитарной охраны, здесь не допускается движение пассажирских судов. Из этого водохранилища по специальному водопроводному каналу вода идет к Восточной водопроводной станции. Канал им. Москвы был сдан в эксплуатацию в 1937 г. и сразу стал любимым местом отдыха и значительным инженерно-транспортным объектом. Канал был очень мудро спроектирован с перспективой на 100 лет вперед. Сейчас, когда средняя глубина единой глубоководной системы Европы составляет 4 м, в нашем канале гарантированы 5,5 м. Ни в России, ни за рубежом нет ни одного речного судна, которое не могло бы пройти по каналу им. Москвы.

Особенностью канала им. Москвы (в отличие от большинства каналов мира) является то, что он не самотечный, а так называемый энергетический. Волжская вода в водораздельный участок канала перекачивается насосными станциями по 5 ступеням (первая высотой 6 м и остальные по 8 м). В конце и начале этих ступеней сооружены шлюзы. Общая высота подъема воды из Волжского водохранилища на водораздел канала равна 38 м, а спуск из водораздела в Москву-реку — 36 м. Сброс воды используется гидроэлектростанциями для выработки электроэнергии. Глубина канала — 5,5 м, ширина по его дну — 46 м, а по зеркалу воды — 85,5 м. Канал им. Москвы решает ряд важных хозяйственных задач: водоснабжения, обводнения, энергетики, а также транспортных и рекреационных. Теперь многие сооружения канала им. Москвы нуждаются в капитальной реконструкции, обстоятельном художественном обновлении.

Один из шлюзов на канале им. Москвы

Каждый шлюз канала получил свое архитектурное решение. Так, шлюз № 3 имеет гранитные башни, увенчанные копиями-моделями кораблей-каравелл мореплавателя Х. Колумба. В шлюзе № 4 башни верхней его части похожи на триумфальную арку. В шлюзе № 5 примечательны овальные башни с балконами и скульптура «Девушка, несущая корабль» и др. На трассе канала и водохранилищах устроены многочисленные пристани, к которым подходят пассажирские, туристические, экскурсионные теплоходы, любимые москвичами «речные трамвайчики», скоростные «ракеты» и катера.

Первый крупный населенный пункт на север от Москвы — город Долгопрудный. Он известен как город научно-экспериментальной специализации, является новостройкой советского периода. Город получил свое имя по когда-то находившейся здесь усадьбе Долгие Пруды. В Долгопрудном — значительном промышленном центре — работает экспериментальный завод красителей, развита промышленность строительных материалов и другие отрасли. Здесь расположены Московский физико-технический институт (ФИЗТЕХ, Технический университет), Центральная аэрологическая обсерватория (открыта в 1940 г.), Агрохимическая лаборатория им. Д.И. Прянишникова.

В 2 км от железнодорожной станции Долгопрудная находится бывшее имение Виноградово с центральной одноименной усадьбой. Бывший главный усадебный дом теперь находится в границах Северо-Восточного округа Москвы. Но часть бывших владений имения простирается в Московской области. Село Виноградово, давшее название усадьбе, впервые упоминается в документах в 1623 г. Его владельцем был предок А.С. Пушкина — Г.Г. Пушкин, которого поэт упомянул в трагедии «Борис Годунов» и в стихотворении «Моя родословная»:

Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Нижегородский мещанин.

Пушкиным имение Виноградово принадлежало с начала XVII в. до 1729 г. Архитектурный ансамбль усадьбы сложился в 1770-х гг., когда ее хозяином был генерал-аншеф А.И. Глебов. Вспоминая этого владельца усадьбы, снова удивляешься причудам российской истории. Императрица Екатерина II называла А.И. Глебова плутом и мошенником. 8 лет он был под следствием за хищения, тем не менее его не наказали, а повысили в звании, доверили важные государственные дела. Он был среди тех, кто судил Е.И. Пугачева (1742–1775) и подписал ему смертный приговор. В 60—70-х гг. XVIII в. на берегу пруда построили дом в классическом стиле и разбили парк, возвели (1772–1777) в классическом стиле каменную Владимирскую церковь (вместо храма конца XVII — начала XVIII в.), ставшую выдающимся произведением раннего классицизма (проект арх. В.И. Баженов или М.Ф. Казаков), внешнюю и внутреннюю отделку осуществляли крепостные мастера. Великолепен интерьер храма с иконостасом, изготовленным в стиле барокко, с иконами XVIII–XIX вв. Рядом сохранился перестроенный дом причта. Усадьба была реконструирована в стиле неоклассицизма (к работам был привлечен арх. И.В. Жолтовский). В 1911–1912 гг. были построены новый усадебный дом, хозяйственные помещения, въездные ворота, мост, сохранившиеся до наших дней. Сохранился также парк (XVIII–XX вв.) с регулярной и пейзажной частями и остатками террасных прудов. Здесь подолгу гостили Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин. Бывшее имение Виноградово — единственное место в Подмосковье, связанное с великим русским баснописцем И.А. Крыловым.

Виноградово. Владимирская церковь

Иван Андреевич Крылов (1769–1844) жил в усадьбе в 1803–1804 гг. и посвятил дочери владелицы этой усадьбы свои первые басни — «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Позади были детство, когда он едва не погиб во время пугачевщины (его отец защищал Яицкий городок от войска Е.И. Пугачева), служба подканцеляристом при почти нищенском существовании, служба в Казенной палате и в Горной экспедиции Кабинета ее величества в Петербурге, выход в отставку, участие в издании журналов «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». Крылов написал либретто комической оперы «Кофейница», пробовал силы в жанре трагедии и комедии. К 30 годам он увлекся карточной игрой, ставшей для него средством существования. И вот как раз в этот период жизни Крылов оказался в Москве и в Подмосковье, где написал свои первые басни, позже прославившие его. Так что Виноградово является чуть ли не колыбелью его таланта баснописца. В 1805 г. в Москве он познакомился с И.И. Дмитриевым и при его помощи напечатал в «Московском зрителе» три переводные басни, что стало началом его литературного триумфа в России.

Дирижабль «СССР-В5» в Долгопрудном

На месте бывшего села Гнилуши (Тарбеево, Старбеево), теперь это территория города Долгопрудный, сохранилась на старом погосте деревянная Георгиевская церковь (1774), а на месте бывшего села Котово-Спасское — кирпичная Спасская церковь (1684), возведенная на средства князя И.Б. Репнина при его усадьбе. В 1830-х годах у алтаря северного придела Спасской церкви построили часовню-усыпальницу знатного князя Николая Борисовича Юсупова (1750–1831) (владельца и создателя знаменитой дворцово-парковой усадьбы Архангельское), хозяина этой усадьбы. Он был сказочно богат, много грешил, не растрачивал время на жену и сына, предавался чувственным радостям, не думал о нуждах других и к старости стал никому не нужным одиноким человеком, сильно страдал от этого.

В истории города Долгопрудный есть уникальные страницы. В 1931 г. около платформы Долгопрудная началось строительство первой в СССР опытной дирижаблестроительной верфи и газового завода. Первый созданный здесь дирижабль 7 ноября 1932 г. участвовал в воздушном параде на Красной площади, совершал опытно-агитационные полеты. В 1930-е годы здесь работал научно-исследовательский комбинат «Дирижаблестрой». В 1937 г. на нем был создан дирижабль «СССР В-6», который с 29 сентября по 4 октября совершил беспосадочный полет (130 часов 27 минут) по кольцевому маршруту: Москва — Новгород — Белозерск — Горький — Ростов — Брянск — Курск — Воронеж — Пенза — Москва, установив мировой рекорд. В 1935 г. населенный пункт получил статус рабочего поселка, назывался он Дирижабльстрой. В 1938 г. строительство дирижаблей прекратили, поселок переименовали в Долгопрудный, который в 1957 г. стал городом.

К северу от станции Долгопрудная находится железнодорожная станция Хлебниково. Здесь в 1937 г. были созданы судоремонтные мастерские, превратившиеся со временем в Хлебниковский машиностроительный завод. В 1930–1934 гг. в дачном поселке Хлебниково жил Н.Ф. Гастелло (1908–1941). В первые дни Великой Отечественной войны капитан Н.Ф. Гастелло геройски погиб, направив свой подбитый самолет в скопление машин и танков гитлеровцев, взорвав их вместе с самолетом.

В 1,5 км от платформы Хлебниково, в селе Павельцево, сохранилась кирпичная Спасская церковь с трапезной (1715).

В 12 км от станции Лианозово находится село Троицкое, где в бывшей усадьбе князей Черкасских сохранились кирпичная Троицкая церковь (1694–1695) с двухъярусной колокольней (1783), а также пейзажный парк (XVIII в.).

Недалеко от станций Лобня и Шереметьевская расположен международный аэропорт Шереметьево, обслуживающий внутренние и международные рейсы. Состоит аэропорт из двух комплексов: Шереметьево-1 (сооружен в 1965 г.) и Шереметьево-2 (построен в 1979 г.).

В 1902 г. возникло небольшое селение Лобня, преобразованное в 1947 г. в поселок городского типа и в 1961 г. — в город. Первые промышленные предприятия появились в Лобне в начале XX в. В 1926–1928 гг. здесь построили первый в стране механизированный кирпичный завод; число индустриальных предприятий стало расти. В 1960 г. в Лобню включили ряд прилегающих селений: Киёво, Букино, Нестериха, Горки Киёвские, а в 1975 г. — рабочий поселок Красная Поляна. В Лобне, в его историческом районе Киёво-Спасское сохранилась Спасская церковь, построенная около усадьбы графа М.И. Воронцова на его средства в 1764–1769 гг. От усадьбы сохранились только флигель (XIX в.) и липовые аллеи парка.

1—8 декабря 1941 г. в районе Красной Поляны шли жесточайшие бои с немцами. Благодаря мужеству советских воинов, несмотря на большие потери в живой силе и технике, атаки врага были отбиты, и фашистские танки остановлены в 20 км от Москвы. Красная Поляна и близлежащие деревни были освобождены от захватчиков.

В 3 км от села Озерецкого (шоссейная дорога от Рогачево) лежит озеро Круглое, от него до озера Долгое — 4 км, до озера Нерское — 1,5 км. Все эти озера являются остатками большого ледникового водоема. Они окружены торфяниками с мощными озерными отложениями. Окрестности всех озер весьма живописные. На берегу озера Круглое, у селения Агафониха, найдена неолитическая стоянка, однотипная с Льяловской (в Солнечногорском районе) и Клушинской на Клязьме, сохранились следы славянских курганов X–XI вв.

В 5 км от станции Лобня расположено село Чашниково (Нарышкиных). Первое упоминание о селе относится к середине 1850-х гг., тогда его владельцами были бояре Романовы. При них был построен в 1585 г. каменный храм, сохранившийся до наших дней, хотя и перестроенный в конце XVII в. В 1688 г. Чашниково было пожаловано в вотчину Льву Кирилловичу Нарышкину (1664–1705), брату царицы Натальи Кирилловны (жены царя Алексея Михайловича, матери Петра I). При Л.К. Нарышкине в селе появился боярский двор, древний каменный храм перестроили в стиле барокко, добавив к нему два придела и колокольню. Ее шатровое покрытие было выполнено из деревянных стропил — это первый известный образец такой конструкции в Подмосковье (ранее похожие конструкции выполнялись из сужавшихся кверху венцов бревен).

Род Нарышкиных в связи с замужеством Натальи Кирилловны стал одним из самых знатных в России. Наталья Кирилловна в 21 год стала женой 42-летнего царя Алексея Михайловича. Воспитывалась она в доме А.С. Матвеева, известного сторонника европейской культуры и образа жизни. Неудивительно, что с детских лет будущего царя Петра I окружали многие предметы и игрушки иностранного производства. Постепенно у него развилась склонность к чрезмерному почитанию иностранных новаций, заимствованию из Западной Европы того, что не умели тогда делать в России, появилось желание насадить в стране западноевропейские нормы, стереотипы жизни и поведения, причем нередко ценой пренебрежения, отказа от отечественных правил и традиций. Нарышкины — через Наталью Кирилловну — привнесли в род Романовых страшную и неизлечимую болезнь — эпилепсию. (Припадки бешенства и другие формы проявления этой болезни были у Петра I; все его 11 детей имели ненадежное здровье; его сын Алексей был эпилептиком. Царевич Петр — один из 8 детей Петра I и Екатерины I — умер от эпилептического припадка; признаки этой болезни отмечались и у их дочерей — Анны и Елизаветы.) Судьба представителей рода Нарышкиных является одним из многих примеров того, что место при властях предержащих, их покровительство, обретение благодаря им собственного могущества и сохранение его любой ценой стоят слишком дорого. Нередко за это приходится платить здоровьем, спокойствием, жизнью.

Жостовский поднос

При царе Алексее Михайловиче, а затем при его сыне — царе Петре I Нарышкины получили очень многое, но и потеряли немало. Так, только во время стрелецкого восстания 1682 г. из пяти братьев царицы стрельцы убили двух, остальных отправили в ссылку; их отца постригли в монахи. Оставшихся в живых Нарышкиных царевна Софья и ее родственники Милославские выслали из Москвы. (Противостояние Нарышкиных и Милославских не прекращалось с момента второй женитьбы царя.) Л.К. Нарышкину повезло — он был среди тех, кого отправили в ссылку. Позже, когда упрочилось положение его племянника, царя Петра I, Л.К. Нарышкина вернули в Москву. Он занимал высокие посты в правительстве, но после смерти сестры (матери Петра I) в 1694 г. оказался на вторых ролях, отчего этот честолюбивый человек невероятно страдал, что и ускорило его кончину.

В 9 км от Лобни находится село Жостово — один из центров художественных кустарных промыслов, где изготавливают подносы из жести с лаковой росписью. Промысел начал развиваться в 30-х гг. XIX в., когда крестьянин села Жостово Ф.Н. Вишняков привез с Нижегородской ярмарки поднос, сделанный в Тагиле, и сам сделал похожий. Вскоре в Жостове стали возникать небольшие фабрики и мастерские по производству расписных лакированных подносов из жести и изделий из папье-маше. Наиболее известными были фабрики Вишняковых. Вскоре братья Гогины, Леонтьев и Беляев также занялись изготовлением расписных жестяных подносов. Теперь подносы из Жостова, на которых на однотонном фоне изображены цветы, плоды и орнаменты, известны во всем мире. При жостовской артели организован музей.

Федоскинская шкатулка

В 3 км от станции Луговая находится село Федоскино — центр лаковой миниатюрной живописи. Шкатулки, ларцы, броши, расписные яйца заслужили всемирное признание. Слава эта пришла к Федоскино относительно недавно, а до этого на протяжении нескольких столетий жители села занимались только земледелием и огородничеством. С середины XIX в. под воздействием фабричной промышленности здесь и в окрестных селах стали распространяться ремесла. Наибольшее развитие у местных жителей получил редчайший тогда вид художественного ремесла — изготовление лакированных изделий из папье-маше и металла с росписью. Начало промыслу было положено в 1795 г., когда купец П.И. Коробов наладил кустарное производство лакированных армейских козырьков. Затем в сельце Данилково, расположенном рядом с Федоскином, в 1798 г. он основал первую в России фабрику лакированных изделий из папье-маше, выпускавшую главным образом табакерки для нюхательного табака. Коробов грамотно подошел к организации дела. Он съездил в Германию, в город Брауншвейг на табакерочную фабрику И.Г. Штобвассера и пригласил оттуда мастеров на свою фабрику, где у них появились ученики и последователи. Русские мастера стали украшать изделия изображениями отечественных сюжетов. К 1819 г. фабрика перешла в собственность зятя Коробова — П.В. Лукутина. С 1828 г. на изделиях фабрики начали ставить клеймо, они стали известны как «лукутинские». В 1904 г. последний из рода Лукутиных умер и фабрика закрылась. Часть потерявших работу мастеров нанялись на фабрики Вишняковых, работавших в Жостове и Осташкове. Однако работой и условиями труда на новом месте они остались недовольны. Тогда они решили организовать свою коллективную мастерскую, именуемую артелью. Мастера обратились за помощью к учительнице сельской школы села Федоскино Л.Д. Державиной, которая узнала, что в 1909 г. фабрикант С.Т. Морозов выделил Московскому губернскому земству крупную денежную ссуду для поддержки кустарей. В 1910 г. была образована артель мастеров-живописцев, и слава лукутинской миниатюры стала возрождаться. Их изделия получали золотые и серебряные медали на выставках в 1910–1913 гг. в Петербурге, Киеве, Казани, их с успехом продавали в России и за границей. Традиции миниатюрной живописи сохраняются у местных умельцев и в наши дни. Со временем был открыт работающий и сейчас Музей федоскинской артели. В Федоскине не только производят художественные изделия, но и готовят новых мастеров — еще в 1931 г. была открыта профтехшкола миниатюрной живописи.

Усадьба Марфино

Марфино. Вид на мост

В Федоскине родился А.Г. Железняков (1895–1919) — участник штурма Зимнего дворца в Петрограде в 1917 г., известная личность в годы Гражданской войны в России, анархист, примкнувший к большевикам, матрос Балтийского флота.

К северу от Федоскино находится бывшая подмосковная усадьба Марфино. До наших дней усадьба сохранилась в относительно хорошем состоянии главным образом потому, что в советский период в ней разместили элитарный санаторий. Усадьба существует более 430 лет. Как свидетельствуют письменные источники, она известна с 1585 г.: в то время она называлась Шибрино и принадлежала видному деятелю XVI в. дьяку В.Я. Щелкалову. Современное название усадьба Марфино получила в конце XVII в., когда принадлежала воспитателю Петра I князю Борису Алексеевичу Голицыну (1654–1714). При нем была построена и сохранилась до наших дней церковь Рождества Богородицы (1701–1707), созданная крепостным архитектором В.И. Белозеровым. Судьба талантливого зодчего оказалась трагической. Князь Б.А. Голицын заметил его дарования в черчении и рисовании и послал за границу для обучения разным наукам, где он их осваивал 5 лет. Знания и опыт, приобретенные в Париже, Белозеров хотел использовать у себя на Родине. Князь приказал ему построить в Марфине вместо деревянной церкви каменную. Утвердив созданный архитектором проект, князь уехал. Проверив расчеты, Белозеров решил изнутри укрепить тяжелый купол церкви пилонами и получил на то разрешение барыни. Когда князь узнал, что без его личного разрешения несколько изменили проект и построили пилоны, он велел высечь Белозерова розгами за самовольство. Ошеломленного мастера отвели на конюшню, где после первых ударов он умер от разрыва сердца (1707). Позже новые хозяева этой усадьбы — ими стали с 1728 г. графы Салтыковы — оформили могилу В.И. Белозерова, распорядились поставить на ней надгробный камень и высечь надпись.

Парковая беседка в усадьбе Марфино

При новом владельце усадьбы — московском генерал-губернаторе, победителе, казалось, непобедимого Фридриха II под Кунерсдорфом, фельдмаршале Петре Семеновиче Салтыкове (1698–1772) — усадьбу перепланировали и отстроили. Был создан дворцовый ансамбль, в котором устраивались пышные празднества и грандиозные охоты. Здесь ставились любительские спектакли, в которых принимали участие В.Л. Пушкин (сам поэт и дядя великого русского поэта), Н.М. Карамзин (он даже написал водевиль «Только для Марфина»), баснописец И.И. Дмитриев и сам хозяин усадьбы. Во многие нелучшие моменты жизни П.С. Салтыков для восстановления душевных и физических сил уезжал именно в Марфино. Так произошло в 1771 г., когда в Москве началась эпидемия чумы и произошел Чумной бунт. После того как императрица Екатерина II отправила его в отставку, П.С. Салтыков поселился в Марфине, где прожил до своей смерти.

В 1812 г. французы сожгли и разрушили эту великолепную усадьбу. В 1820-х гг. при новом владельце усадьбы В.Г. Орлове (брате фаворита императрицы Екатерины II Г.Г. Орлова) под руководством его крепостного архитектора Ф. Тугарова главный дом и флигели были восстановлены в прежнем виде. В 1837–1839 гг. при графах Паниных произвели капитальную реконструкцию усадьбы. При графине С.В. Паниной к работам в усадьбе был привлечен архитектор М.Д. Быковский (1801–1885). Он создал в 1837–1838 гг. единственный в своем роде ансамбль в формах псевдоготики николаевского времени, которым мы сейчас можем любоваться. Сохранились усадебный дом и два флигеля, в комплексе имеющие облик таинственного средневекового замка (флигели в 1940 г. разобрали из-за ветхости, а затем в точности восстановили), въездные ворота (1837–1839), два жилых здания для псарей (псарни в стиле классицизма, вторая половина XVIII в.), конный двор (XVIII в.), каретный сарай в стиле классицизма (XVIII в.), церковь Рождества Богородицы (1701–1707 гг., арх. В.И. Белозеров), Петропавловская церковь в стиле классицизма (1770-е гг.), парк с регулярной и пейзажной частями. В парке сохранились две беседки — одна полуротонда (раньше — музыкальный павильон) и другая двухъярусная, двухарочный кирпичный мост (1770-е гг., 1837–1839 гг.) в стиле поздней псевдоготики, красивые лестницы, фонтан, у пруда белокаменная пристань с уникальными парными фигурами великолепных грифонов (фантастическое животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва). И.И. Левитан запечатлел окрестности Марфина на картине «Вечер». В наши дни в Марфине находится Центральный военно-клинический госпиталь.

А.В. Суворов

К северо-востоку от Марфина и Федоскина находится санаторий «Николо-Прозоровское». Здесь на базе деревень Шипилово и Николо-Прозорово в конце XVIII в. сложилась как архитектурный ансамбль усадьба Никольское-Прозоровское. Она принадлежала генерал-фельдмаршалу князю Александру Александровичу Прозоровскому (1732–1809), отличившемуся в Семилетней войне с Пруссией в 1756–1763 гг. Князья Прозоровские владели этими землями в XVI–XVIII вв. С тех времен сохранились кирпичная оштукатуренная с белокаменными деталями Никольская церковь (1792) в стиле классицизма и парк из регулярной и пейзажной частей с двумя прудами, а также двумя садовыми павильонами. Наибольший интерес из парковых сооружений представляет грот XVIII в. В середине XIX в. при новых владельцах усадьбы Трубецких был создан интересный архитектурный ансамбль. От усадьбы Трубецких сохранились кирпичный оштукатуренный двухэтажный жилой дом и два флигеля XIX в. в стилизованных формах растреллиевского барокко. Главный корпус пришел в полный упадок в 1930-х гг., в 1950-х гг. его восстановили, изменив планировку. В советский период в бывшей усадьбе организовали школу, затем дом отдыха. Однажды здесь снимали фильм «Лес» по пьесе А.Н. Островского.

Недалеко от пристани «Рождественка» на Пестовском водохранилище находится село Рождествено-Суворово. Здесь на рубеже XVII–XVIII вв. в вотчине князей Барятинских была сооружена и сохранилась до наших дней кирпичная церковь Рождества Богородицы с трапезной и двухъярусной шатровой колокольней, декоративное убранство которой выполнено в стиле московского барокко. Усадьбу Рождествено-Суворово приобрел в 1773 г. генерал-аншеф В.И. Суворов — отец великого русского полководца А.В. Суворова, который сам владел усадьбой более 25 лет и неоднократно бывал в Рождествено. В 1775 г. под Рождественской церковью в склепе похоронили отца полководца. Роду Суворовых эта усадьба принадлежала с 1773 по 1853 г. Усадебный дом сгорел во время Отечественной войны 1812 г. В советский период на его месте на холме построили сельскую школу.

Александр Васильевич Суворов (1730–1800) был необычным владельцем поместий и крепостных (к концу жизни их было у него около 5 тысяч человек). В своих имениях он заботился о благосостоянии крестьян («иначе не пойдут с них доходы»); пострадавшим и неимущим выдавал небольшие пособия и содействовал помощи им от «мира» — общины; не допускал безбрачия крестьян (невест велел привозить из других вотчин или покупал, если не хватало своих), приказывал заботиться о детях, принимал меры для снижения детской смертности, за детолюбие и многоплодие выдавал небольшие награды, не разрешал использовать труд детей и подростков. Рекрутов в армию из своих имений поставлять не разрешал, предпочитал купить их на стороне, а деньги распоряжался собирать с крестьян. Приходил на крестьянские праздники, водил хороводы и играл в горелки или бабки с крестьянскими девушками и детьми, пел в церковном хоре, был примерным прихожанином, скрупулезно соблюдал все православные обряды (кроме того, см. текст о нем в сюжете про г. Истра в секторе № 9).

В 2000 г. название этого поселения попало на страницы газет чуть ли не всех стран мира. В Рождествено похоронили известного хирурга-офтальмолога академика Святослава Николаевича Федорова (1927–2000). Он погиб в вертолетной катастрофе: французский вертолет «Газель» SA-341 разбился в черте Москвы. Федоров был одним из известнейших людей в России. Родился он в городе Хмельницком на Украине, в 1960 г. первым в стране сделал уникальную операцию по вживлению в глаз человека искусственного хрусталика, в 1973 г. впервые в мире разработал операцию по лечению глаукомы на ранней стадии, в 1980 г. организовал Институт микрохирургии глаза (позже — МНТК «Микрохирургия глаза») и стал его генеральным директором. В середине 1980-х гг. Федоров занялся политикой. В 1991 г. он отказался занять пост премьер-министра России. В 1995 г. создал свою партию самоуправления трудящихся. Он был талантливым исследователем, врачом, администратором, политиком и очень крупным бизнесменом. Федоров строил (по последнему слову западной техники) элитарные подмосковные поселки, создавал многочисленные филиалы своего института, реабилитационные центры, содержал конюшни и летние парки. В построенном им близлежащем подмосковном поселке Протасово он поселился с семьей. В поселке Славино по его инициативе был создан санаторий МНТК «Микрохирургия глаза». В Рождествено Федоров отреставрировал церковь на свои средства и завещал похоронить себя именно здесь, что было выполнено.

В 45 км от Москвы в 1939 г. создали поселок городского типа Икша, образованный в связи со строительством канала им. Москвы и добычей здесь песка и гравия. Первоначальный поселок, получивший название от реки Икша, оказался в зоне затопления, его здания были частично снесены, а поселок возродили на новом месте. Основное промышленное предприятие Икши — комбинат по производству строительных деталей и материалов. Вблизи расположен Икшинский гидроузел. Рядом с Икшей находится могильник эпохи фатьяновской культуры.

В 3 км от станции Икша, в селе Спас-Каменка, сохранилась каменная, в стиле раннего классицизма Преображенская церковь с трапезной и колокольней (1764), а в селе Сурмино — кирпичная Вознесенская церковь (1766 г., перестроена в 1837 г.).

В 55 км от Москвы находится станция Турист, окрестности которой давно привлекают горнолыжников. Фактически это главный горнолыжный центр Подмосковья. В прошлом эта станция называлась Влахернская по названию женского Спасо-Влахернского монастыря, основанного здесь в середине XIX в. Строения монастыря частично сохранились.

М.Н. Волконская

В 6 км от станции Турист находится село Парамоново, получившее известность благодаря живописному Парамоновскому оврагу, облюбованному горнолыжниками. В этом овраге можно увидеть интересные геологические обнажения — пески мелового возраста и юрские глины, а также остатки ископаемой фауны. Высота геологического обнажения Парамоновского оврага достигает 25 м. Это крупнейший в Московской области овраг, его длина 4 км.

В 2 км от станции Турист лежит древнее село Шуколово, известное по писцовым книгам с XVII в. С 1627 г. оно принадлежало боярину Даниилу Шокурову. На средства стольника И.Ф. Шокурова построена сохранившаяся до наших дней кирпичная Успенская церковь (1701) с ампирным иконостасом (XIX в.) и трехъярусной колокольней (1763). В середине XIX в. владельцем села был Д.В. Молчанов — зять декабриста С.Г. Волконского.

Сергей Григорьевич Волконский (1788–1865) в 1825 г. был приговорен к смертной казни, замененной 20 годами каторги на Нерчинских рудниках. Вслед за ним только по чувству долга, но не любви туда поехала его молодая жена Мария Николаевна Волконская (Раевская, 1806–1863 гг., по возрасту он годился ей в отцы), которую воспел Н.А. Некрасов в поэме «Русские женщины». С.Г. Волконский в 1856 г. вернулся из ссылки и подолгу гостил у дочери и зятя в Шуколове. Здесь жил и друг их семьи Александр Викторович Поджио (1798–1873 гг., был истинной любовью Волконской и настоящим отцом ее двух детей, родившихся в Сибири и признанных Волконским его детьми). А.В. Поджио вначале приговорили к смертной казни, потом заменили ее на вечную каторгу, прерванную амнистией. Поджио поселился в Шуколове и управлял имением Молчанова.

В деревне Свистуха сохранился дом, где жил и умер художник-реалист, передвижник Сергей Васильевич Иванов (1864–1910). Он купил небольшой участок земли в этой деревне в 1903 г. и построил себе дачу. Его полотна, написанные в Свистухе, в основном посвящены жизни русского крестьянства и революционным событиям в России в 1905–1907 гг. Среди картин наиболее известны «Переселенцы», «Больная крестьянка», «Усмирение» и др. С.В. Иванов умер у себя на даче во время работы над картиной в 1910 г. Его похоронили на кладбище соседнего тогда села Деденёво. Позже прах художника и надгробная плита, выполненная по рисунку А.М. Васнецова, были перенесены на территорию его дачи. До наших дней сохранились дом и мастерская С.В. Иванова.

В поселке Деденёво находится действующий Спасо-Влахернский женский монастырь, созданный при поддержке митрополита Филарета (Дроздов В.М., 1783–1867 гг., канонизирован) в 1861 г. на основе созданного владелицей села Новоспасское (Деденёво) вдовой А.Г. Головиной женского общежития (1854). После 1917 г. монастырь закрыли, в 1928 г. в монастырских строениях разместили Дом инвалидов, в 1935 г. закрыли Спасский собор, в Смоленском храме устроили электростанцию, затем гараж и склад. В 2001 г. монастырь возродился. В нем действуют два храма, пребывают святые мощи его бывшей насельницы Параскевы (Матишина, умерла в 1938 г., канонизирована). Причислена к лику святых еще одна бывшая насельница монастыря Рафаила (Вишнякова, умерла в 1953 г.).

В 14 км от станции Турист расположена деревня Ваньково. В 1901 г. здесь приобрел небольшую усадьбу с деревянным двухэтажным домом, парком с аллеями художник Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). Он любил деревенскую жизнь, вспоминал свое родное село Рябово в Вятской губернии и поэтому свою подмосковную дачу-усадьбу также назвал Рябово. Однако новое название не прижилось. В.М. Васнецов жил в Ванькове только в летние месяцы.

Рядом с Ваньковом находится село Костино. Оно упоминается в документах XIV–XVI вв. Знаменитым село стало с XVIII в., когда в нем и в окрестных селениях зародился «камушинный» промысел — изготовление бус, пуговиц и т. п. В соседнем селе Ильинском местные крестьяне занимались гранением стекла и камней. В 1852 г. в Костине уже работала стекольная мануфактура, на которой изготовлялись бусы разных расцветок. В XIX в. «камушинным» промыслом занимались многие жители окрестных селений, но все они находились в зависимости от фабриканта Грибкова, основавшего здесь в 1890 г. стекольно-плавильный завод. В 1922 г. в Костине образовали артель, а в 1932 г. — промколхоз, где из цветного стекла делали пуговицы и бусы. Это были удивительной красоты бусы, которые нельзя сравнить с современными стеклянными бусами из Чехии, Германии или Польши, а пуговицы были произведениями искусства. В конце XX — начале XXI в. чуть ли не единственный человек, который верил в возрождение «камушинного» дела в Подмосковье, — художница-энтузиаст Людмила Ульянова, в начале 1990-х гг. работавшая главным художником Костинского отделения ПО «Химстеклопласт». Л. Ульянова начала возрождать этот промысел уже на Калужской земле, используя старинные технологии. Еще в Костине придумала она уникальную технологию многоцветной росписи стеклом по металлу, разработала новую рецептуру цветного стекла — под топаз, нефрит, уральский малахит, знает она и тайны старых рецептов производства стеклянных бус, но ее начинания вовремя не поддержали. Единственный в России такого рода бусный «камушинный» промысел успешно прожил на Дмитровской земле более 200 лет, а в 1990-е гг. его окончательно загубили.

В 18 км от Яхромы находится село Подъячево (ранее Никольское, Обольяново), в котором в конце XVIII — начале XIX в. П.Х. Обольянов создал усадьбу Никольское-Обольяново. В усадьбу приезжали многие крупнейшие деятели русской культуры и науки, неоднократно здесь бывали Л.Н. Толстой и Д.И. Менделеев. Само село Обольяново является родиной яркого крестьянского писателя С.П. Подъячева (1866–1934), в честь которого переименовали усадьбу. На могиле С.П. Подъячева установлен памятник. Сохранились деревянный двухэтажный господский дом в стиле классицизма (первое десятилетие XIX в.), кирпичные флигели, кирпичная Никольская церковь (1794), а также трапезная, двухъярусная колокольня и пейзажный парк (его регулярная часть — один из лучших в Подмосковье образцов садово-паркового искусства рубежа XVIII–XIX вв.).

Севернее Подъячева находится бывшая усадьба Ольгово. Село Ольгово принадлежало воеводе города Дмитрова Ф.В. Чаплину, затем — П.А. Соймоновой и Апраксиным (1740–1917). Сохранившиеся здания были возведены в середине XVIII в. при знатном вельможе, участнике Семилетней войны фельдмаршале Степане Федоровиче Апраксине (1702–1758) — хорошем хозяине и по тем временам гуманном владельце крепостных. По его приглашению художественное оформление усадьбы завершил Франческо Кампорези в конце XVIII в. Сохранились кирпичный дом в стиле раннего классицизма (XVIII в., 1786 г. — реконструкция арх. Ф. Кампорези), флигели, жилые корпуса, башня ворот, хозяйственный комплекс, Введенская церковь (1751) с двухъярусной колокольней (1828), большой парк с прудами, парные обелиски при въезде в усадьбу. Усадьба Ольгово славилась своим крепостным театром. В XIX в. сюда нередко приезжали поэт, князь П.А. Вяземский, поэт В.Л. Пушкин (дядя великого поэта), сам участвовавший в спектаклях. Приезжал в усадьбу и Л.Н. Толстой.

Яхрома. Вознесенская церковь

В советский период в Ольгове организовали музей, затем — санаторий, потом отдали постройки усадьбы местному совхозу. В главном усадебном доме представляет наибольший интерес парадный зал с коринфскими колоннами, поддерживающими хоры. Зал отделан деревом, искусно раскрашенным под мрамор.

К северу от села Ольгово находится большой испытательный автомобильный полигон.

На подъездах к Дмитрову находится город Яхрома, центр текстильной промышленности. Первая суконная фабрика, принадлежавшая дворянину Пономареву, была открыта здесь в 1841 г., при ее другом владельце — Каулине — на ней начали выпускать хлопчатобумажную пряжу. В 1861 г. была построена большая бумагопрядильная ткацкая фабрика. В 1864 г. образовалось «Товарищество Покровской мануфактуры»; производство было значительно расширено. В 1928 г. поселение получило статус рабочего поселка. Когда прокладывали канал им. Москвы, построили пристань Яхрома, и рядом раскинулось Яхромское водохранилище. У Яхромы находится гидроузел, состоящий из шлюза № 3 (с башнями, украшенными бронзовыми моделями каравелл Х. Колумба, в том числе шхуны «Санта Мария»), насосной станции и водосброса. В 1940 г. Яхрома стала городом. В ноябре — декабре 1941 г. здесь шли ожесточенные бои с гитлеровцами. 8 декабря 1941 г. части 1-й Ударной армии генерала В.И. Кузнецова освободили Яхрому от фашистов. Рядом с городом установлен памятник героям Великой Отечественной войны, сражавшимся на Перемиловской высоте, где проходили особенно упорные бои. Из памятников архитектуры в Яхроме наиболее ценными являются Троицкая церковь (1892–1895 гг., арх. С.К. Родионов) с колокольней (1908) в бывшем селе Круглине и Вознесенская церковь (конец XIX в., арх. Ф. Кампорези) в бывшем селе С.С. Апраксина — Перемилове.

Герб Дмитрова

В 65 км от Москвы расположен город Дмитров, основанный князем Юрием Долгоруким во время сбора дани в 1154 г. По желанию князя город был назван в честь его младшего сына Всеволода (будущего владимирского князя Всеволода Большое Гнездо), нареченного при крещении Дмитрием.

Юрий Владимирович Долгорукий (1090-е гг. — 1157) был князем суздальским и великим князем киевским, сыном Владимира Мономаха. В истории он главным образом известен как якобы основатель Москвы, что не соответствует истине (ибо только в существующий и надежно укрепленный пункт он мог позвать на встречу в 1147 г. князя Святослава Ольговича, таким пунктом было поселение Москов). В любом случае именно при нем впервые в летописи упомянута под 1147 г. Москва (тогда Москов), которую по его распоряжению укрепили в 1156 г. У Юрия Владимировича были непреоолимые страсти: стремление увеличивать свои территориальные владения, богатства, иметь единоличную власть, а также тяга к веселию, винопитию, обжорству, красивым молодым женщинам. Ради власти и обогащения он неутомимо скандалил и воевал, поэтому получил прозвище Долгорукий. Красавцем и силачом он не был, был небольшого роста (около 160 см), толстый, плешивый (установленный в Москве на Тверской улице в 1954 г. памятник Юрию Долгорукому внешне абсолютно на него не похож, памятник олицетворяет большие дела князя, напоминает об основании и развитии им городов Юрьева Польского, Переславля-Залесского, Дмитрова, Владимира, Москвы и др.). У Юрия Долгорукого были 3 жены, он стал отцом 14 детей, всю жизнь оставался по натуре диктатором и любвеобильным человеком, прожил 61 или 67 лет. Он был отравлен киевскими боярами. До сих пор в Киеве нет точной идентификации его останков и, по сути, по-христиански не создана его могила.

В 1214 г. Дмитров был уже хорошо укрепленной крепостью и в XIII–XIV вв. охранял путь на Суздаль по рекам Яхрома и Дубна; в нем в 1301 г. происходил съезд четырех князей: московского, владимирского, тверского и переяславского, на котором был решен вопрос о владениях и заключен договор. В память об этом событии на гербе Дмитрова стали изображать четыре княжеские короны. В 1363 г. Дмитров присоединили к Московскому княжеству. В XV–XVI вв. он стал городом-посредником в торговле хлебом с русским Севером и Западной Европой. В XVII в. Дмитров сильно пострадал от польско-литовских войск.

В Дмитрове сохранилось большое число памятников истории и архитектуры. В нем немало неординарных деревянных построек в стиле модерн. В городе работает краеведческий музей, основанный в 1918 г. Из многочисленных и великолепных памятников Дмитрова назовем только некоторые: кирпичный Успенский собор (1509), кирпичная Сретенская церковь (1814), Троицкая-Тихвинская церковь (1785–1801), деревянный бывший дом Новоселова в стиле ампир (1842), кирпичный двухэтажный бывший дом Емельянова в стиле классицизма (вторая половина XVII в.), Борисоглебский монастырь (1462), дом Милютиной (яркий образец архитектуры модерна, конец XIX — начало XX в.), дом Олсуфьевых (в стиле модерн, построен в 1895 г., в нем жил и умер П.А. Кропоткин).

Дмитров имеет славное боевое прошлое. В 1941 г. Дмитров оказался на рубеже, где были остановлены фашистские войска, пытавшиеся обойти Москву.

Дмитров. Кремль. Елизаветинская церковь

Промышленность в Дмитрове стала развиваться только в начале XIX в., когда в городе появились крупные суконные фабрики (купцов Тугариновых), но уже к середине XIX в. он утратил значение промышленного центра. Тем не менее в годы Первой мировой войны на военном заводе под Дмитровом у села Очево (теперь завода там нет) был построен первый русский танк. (В Очеве сохранилась дивной красоты Введенская церковь 1842 г.) В 1934 г. в Дмитрове начала работать крупная трикотажная фабрика. Развитию экономики города и расширению его территории способствовало строительство канала Москва — Волга (канал им. Москвы). Почти половина трассы канала прошла по территории Дмитровского района. Город, расположенный в центре трассы, стал штабом огромной стройки, в нем размещалось Управление каналстроя. В Дмитровском районе располагался специализированный лагерь заключенных, которые в основном и работали на строительстве этого канала, так называемый Дмитлаг. Почти все они умерли от истощения, нечеловеческих условий труда, неимоверного объема работ или были расстреляны.

Ведущей отраслью промышленности Дмитрова в советский период стало машиностроение. В Дмитрове в 1918–1921 гг. провел последние годы жизни князь П.А. Кропоткин. Он выступал здесь с докладами на съездах учителей уезда, на собраниях Дмитровского союза кооператоров, оказывал помощь местному краеведческому музею.

Князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921) был русским революционером, теоретиком анархизма, ученым — географом и геологом. Он вел революционную пропаганду среди петербургских рабочих, 41 год страдал без России в эмиграции (1876–1917), активно участвовал в анархических организациях и искренне стремился к научно-гуманистической деятельности. П.А. Кропоткин обосновал широкое распространение древних материковых льдов в Северной и Средней Европе, был автором трудов по этике, социологии, истории Французской революции, написал воспоминания «Записки революционера». Похоже, что жизнь в Дмитрове дала ему ощущение какого-то спокойствия и нужности людям; жил он очень скромно, стремился не разрушать что бы то ни было, а созидать, в меру сил помогать и поддерживать нуждавшихся. Умер П.А. Кропоткин от голода в 1921 г.

Главный вход в Борисоглебский монастырь

В Дмитрове находится действующий Борисоглебский мужской монастырь. По одной из версий, основал его великий князь Юрий Долгорукий в XII в., по другой — он был основан в 1388 г., а в документах он впервые упомянут в 1472 г. Главная постройка монастыря — собор Бориса и Глеба — относится к 1537 г. В 1610 г. монастырь разорили и сожгли литовцы, его отстроили, но в 1672 г. его опять уничтожил пожар, однако он вновь возродился. До конца XIX в. в нем вели рукописную летопись. Монастырь закрыли в 1926 г. В 1930-е гг. в здании монастыря располагалось одно из управлений ГУЛАГа (Государственное управление лагерей) — Дмитлаг, позже — воинская часть, склады, конторы городских учреждений и квартиры обычных горожан. В 1993 г. монастырь был возрожден. В монастыре сохранились Борисоглебский собор (1537) с приделом (1656) и колокольней XVII в., Никольская надвратная церковь с трапезной и жилыми палатами (1685–1687), стены и башни (1689), кельи и службы (XVIII–XIX вв.).

К северо-востоку от города Дмитрова находится село Даниловское. Здесь во второй половине XVIII в. князь И.Ф. Голицын построил усадьбу Даниловское. Сохранились двухэтажный кирпичный усадебный дом, флигели, Никольская церковь с декоративным убранством в стиле елизаветинского барокко (1768–1771), парк в стиле московского барокко.

В первой половине XVII в. здесь была вотчина князя И.И. Шуйского, затем село принадлежало князю П.И. Прозоровскому, потом — князьям Голицыным. И.Ф. Голицын был адъютантом императора Петра III, после дворцового переворота отказался принести присягу Екатерине II и удалился в село Даниловское. Тогда при нем построили Никольскую церковь, усадебный дом, разбили парк, вырыли пруды. После смерти князя усадьба перешла к Н.П. Поливанову — участнику суворовских походов. Уйдя в отставку, он поселился здесь и почти все время проводил за любимым занятием — псовой охотой.

Некоторые знают это место как Даниловскую слободу, где в скромной усадьбе Поливановых у своей тетки провел детские годы декабрист Михаил Павлович Бестужев-Рюмин (1801–1826), один из активных членов Южного общества. Вместе с С.И. Муравьевым-Апостолом он написал революционный «Катехизис», в котором, выбирая отдельные слова и фразы из Священного Писания, они пытались доказать необходимость свержения самодержавия, надеялись распространить революционные идеи в армии и в народе. Но восстание Черниговского пехотного полка не поддержали другие воинские части и крепостные крестьяне. Царские войска подавили восстание. М.П. Бестужева и С.И. Муравьева-Апостола привезли в Петербург, где казнили вместе с тремя другими руководителями восстания декабристов. С.И. Муравьев-Апостол встретил приговор с мужественным спокойствием. Увидев М.П. Бестужева перед казнью, он просил у него прощения за то, что погубил его, затем перед виселицей помолился и произнес: «Боже, спаси Россию и царя!»

В 17 км от Дмитрова находится село Синьково, в котором сохранилась кирпичная в стиле классицизма Ильинская церковь (1816) с трапезной и колокольней (вторая половина XIX в.). Эта деревня издавна славилась своим ювелирным промыслом.

Поблизости находится село Рогачево, первые письменные сведения о нем относятся к XV в. Это ближайший населенный пункт от устья реки Яхрома, где товары с мелководных судов перегружались на более крупные. В XVI в. село уже было большим торговым поселением. Сюда на торг съезжались жители не только из окрестных, но и из дальних мест — Смоленска, Москвы, Переславля. Торговали здесь в основном солью, рыбой, хлебом, медом, свинцом, оловом, медью. В XVII–XVIII вв. значительных масштабов достигла торговля пшеницей, рожью, крупой, скотом. В XVIII в. сильный пожар уничтожил практически все строения в Рогачеве. До наших дней здесь сохранилась Никольская церковь (конец XIX в.).

В 1959 г. в Рогачеве был организован овощеводческо-картофелеводческий совхоз; пойменные земли реки Яхромы позволяют получать здесь высокие урожаи овощей и картофеля. Рогачевское шоссе — одна из наиболее живописных автодорог Подмосковья.

Недалеко от Рогачева находится село Удино. Усадьба Удино была основана во второй половине XVII в. Чаплиными, в 1760—1780-х гг. она принадлежала князю И.А. Вяземскому, следующим владельцем был князь Ю.В. Долгоруков, впоследствии ее владельцы многократно менялись. Сохранилась Покровская церковь, построенная по заказу И.А. Вяземского в стиле классицизма в 1789 г. Храм имеет прекрасную акустику благодаря устроенным в стенах потайным голосникам. В усадебном парке XVII–XIX вв. сохранились липовые аллеи, аллеи из редкой для Подмосковья сибирской пихты и пруд. В бывшей усадьбе Удино снимались некоторые эпизоды фильма «Гусарская баллада».

Поблизости, в поселке Луговой, находится один из древних памятников старины — бывший Николо-Пешношский монастырь, основанный в 1361 г. учеником Сергия Радонежского Мефодием. Сергий Радонежский благословил место, выбранное для этого монастыря. По одной из версий, монастырь получил имя по названию речки Пешноша, у которой его основали. Создатель монастыря Мефодий, игумен Пешношский (умер в 1392 г., канонизирован), при строительстве обители трудился наравне с рядовыми монахами, переносил бревна для новой обители через речку пешком («пеш нося»), что, возможно, и дало название монастырю. Уже во второй половине XVII в. здания в монастыре были каменными, что свидетельствовало о его процветании, но в 1700 г. он пришел в упадок и его приписали к Троицкому монастырю, а в 1764 г. — вообще упразднили, однако в 1766 г. учредили вновь. Сохранились Никольский собор (XV–XVI вв.) с колокольней (XVI в.), Святые ворота, над ними — Преображенская церковь (1689), Сергиевская и Сретенская церкви, Казначейский корпус, Настоятельский корпус, Братский корпус, Спасская башня, кирпичные стены с башнями (XVII–XVIII вв.), ограда с башнями (XVIII в.), другие строения.

К северо-западу от поселка Луговой находится село Усть-Пристань, а рядом с ним — село Медведева Пустынь, где сохранилась каменная церковь Рождества Богородицы (1547–1556) с колокольней (XVI в.) и деревянная Спасская церковь (XII в., перенесена сюда в 1809 г. из соседнего села Дулово). В XVI в. церковь Рождества Богородицы была соборным храмом Медведевой Рождественско-Богородицкой пустыни, упраздненной в 1764 г.

П.Я. Чаадаев

В 15 км от станции Орудьево находится поселение Алексеевское, в котором в усадьбе своей тетушки жил философ, публицист, дворянский просветитель, друг А.С. Пушкина — П.Я. Чаадаев.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856) жил здесь в детстве и в конце 1820-х гг., так как эта усадьба принадлежала его тетке княгине А.М. Щербатовой, взявшей его в 4 года на воспитание после смерти обоих родителей. П.Я. Чаадаев получил прекрасное образование (домашнее и в Московском университете), в 1812 г. стал военным, участвовал в Бородинской битве и в ряде других сражений, потом состоял адъютантом у генерала Н.В. Васильчикова. Он был остроумным и красивым молодым человеком. Участие в боевых операциях, будни армейской жизни, бунт в Семеновском полку (в качестве курьера ему пришлось передавать известие об этом царю Александру I), осмысление событий, происходивших в России, сильно изменили характер Чаадаева. В 1820 г. он подал в отставку, хотя жить ему было почти не на что. Наследства у него не осталось, имение он продал, чтобы не иметь крепостных и не быть эксплуататором, а полученные деньги скоро кончились. В 1823 г. Чаадаев уехал за границу, думал — навсегда, но через 3 года, то есть в 1826 г., решил возвратиться. На границе его арестовали, так как было известно о его связях с декабристами и членстве в «Союзе благоденствия» и в Северном обществе. После освобождения его отдали под строгий надзор московского военного губернатора.

В старом Талдоме

В 1826–1836 гг. Чаадаев пережил глубочайший внутренний кризис. Жил он в этот период то в Москве, то в Алексеевском. В этот период сложилось его философское видение прошлого и будущего России, которое он изложил в «Философических письмах». Причины застоя в России он объяснял общественными условиями в стране. В отличие от декабристов Чаадаев полагал, что путь к стабильному прогрессу в России не в политическом перевороте, а в распространении просвещения, в создании условий для формирования и мужания нравственно здоровых, грамотных и образованных россиян. Первое письмо было опубликовано в 1836 г. в журнале «Телескоп», что навлекло серьезные неприятности на его издателя. Журнал закрыли, а Чаадаева по приказанию царя Николая I насильственно подвергли медицинскому освидетельствованию и для видимого приличия признали сумасшедшим. Однако в 1837 г. пришла резолюция Николая I: «Освободить от медицинского надзора под условием не сметь ничего писать». Тем не менее в 1837–1838 гг. Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», вышедшую уже после его смерти. В ней он предсказал, что Россия «сможет решить большую часть проблем социального порядка». Далее он утверждал: «…Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло… я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия».

К 1830-м гг. он стал завсегдатаем Английского клуба, был почетным гостем салонов и гостиных, раз в неделю по понедельникам принимал у себя. Его воспринимали как нравственного учителя. Здоровье его ухудшалось, с 1831 г. Чаадаев никуда не выезжал из Москвы. Его похоронили в Донском монастыре, рядом с могилой Е.С. Норовой (1799–1835), с которой у него был единственный в его жизни роман, оборвавшийся с ее смертью. П.Я. Чаадаев, как порядочный человек, не хотел посвящать чужих людей в свою частную жизнь. Незадолго до смерти он сжег всю свою переписку.

Около канала им. Москвы и в 6 км от станции Орудьево находится деревня Надеждино. Здесь была усадьба отца декабриста В.С. Норова — С.А. Норова, куда его сын был выслан в 1838 г. В.С. Норов был участником войны 1812 г., оставил ценные рисунки и записки о военных походах 1812–1813 гг. (опубликованы в 1834 г.). С 1818 г. он был членом тайного общества декабристов. На следствии В.С. Норов отказался давать показания, отбыл несколько лет в заключении в Петропавловской крепости, в Свеаборге и Бобруйске; в 1835 г. был сослан на Кавказ солдатом. Из-за болезни ног в 1838 г. его выслали в Надеждино под надзор отца, монархиста и жестокого крепостника.

Веретьево. Георгиевская церковь, 1778 г.

В окрестностях Дмитрова сохранились памятники церковной архитектуры. В селе Андреевское сохранилась кирпичная Покровская церковь с трапезной и трехъярусной колокольней в стиле зрелого классицизма (1803), сооруженная на средства графов Орловых; в селе Вороново — церковь Рождества Богородицы в стиле ампир (1824 г., строили местные крестьяне Иосиф Абрамов и Степан Иванов), возведенная на средства прихожан. Памятники архитектуры, мемориальные места сохранились также в селах Ассаурово (церковь 1826 г.), Ивановское (церковь 1836 г.), Игнатово (церковь 1835 г.), Карпово (церковь 1744 г.), Куликово (церковь 1807 г.), Матвейково-Семерлино (церковь 1785 г.), Морозово (церковь 1823 г.), Раменье (церковь 1842 г.), Храброво (церковь 1790-х гг., усадьба XVIII–XIX вв. князя Е.П. Оболенского), Якоть (церковь 1809 г.) и в некоторых других селах и деревнях.

В 6 км от станции Вербилки расположен поселок городского типа с тем же названием. В нем был построен один из старейших фарфоровых заводов нашей страны, основанный в 1766 г. При заводе открыли музей, рассказывающий о его истории. В XVIII–XIX вв. он считался одним из лучших фарфоровых заводов России. Здесь делали вазы, сервизы, разнообразные фарфоровые чашки и чайники, фарфоровые статуэтки. Продукция различалась по качеству, художественному оформлению и, конечно, по цене. В конце XIX в. заводом владел Кузнецов и «кузнецовский фарфор» был широко известен и высоко ценился в России. На первый план в этот период вышли коммерческие цели, и продукция завода отчасти утратила художественную ценность, хотя в небольшом количестве выпускались и высококачественные изделия. В советский период фарфоровый завод в Вербилках выпускал как высокохудожественные изделия из фарфора, так и рядовую посуду, многие российские художники и скульпторы сотрудничали с этим заводом.

Талдомский район — самый северный и один из самых благополучных в экологическом плане районов Подмосковья. В нем основан единственный в Европе заказник «Журавлиная родина». В 111 км от Москвы находится древний город Талдом. Первое упоминание в документах о селении Талдом относится к 1677 г. Точное происхождение названия неизвестно, хотя некоторые считают «Талдом» производным от финских слов, имеющих корень «тал», «тало» — дом, «талоус» — хозяйство, «талоуден» — хозяйственное. Местное население из-за малоземелья издавна занималось промыслами, в основном скорняжным и кожевенным. Отмена крепостного права форсировала развитие промыслов. К концу XIX в. Талдом был уже известным центром обувного производства, в начале XX в. оставался крупным торговым селом, центром скорняжного и кожевенного промыслов. Изделия талдомских башмачников были известны в разных частях России, их охотно покупали в обеих столицах и во всех крупных городах. В 1920 г. село Талдом было преобразовано в город.

Спас-Угол. Памятник М.Е. Салтыкову-Щедрину

Спас-Угол. Преображенская церковь

В 1922 г. в деревне Костино, вблизи Талдома, поселился писатель М.М. Пришвин, опубликовавший об этом «крае башмачников» ряд очерков под общим названием «Башмаки», в которых рассказал об истории, природе, хозяйстве этих мест. В 1924 г. по его инициативе было основано общество по изучению местного края. Общество краеведов издало книгу «Кустарный рай», брошюру «Ярмарка», 3 номера журнала «Башмачная страна». В Талдоме с 1920 г. работает краеведческий музей. Один из залов музея рассказывает о жизни М.Е. Салтыкова-Щедрина, есть и экспозиция, посвященная жизни М.М. Пришвина в Талдомском районе.

В окрестностях Талдома в деревне Веретьево сохранилась деревянная Георгиевская церковь (1778). В народе ее зовут «Старый Егорий». Рядом, в селе Зятьково, сохранилась кирпичная Казанская церковь (1852) с фасадами в стиле классицизма.

В селе Маклаково, в 17 км от Талдома, расположен действующий Александровский женский монастырь, созданный в конце XIX в. в имении и на средства калязинского купца И.Д. Бачурина в благодарность Господу Богу за избавление от гибели во время крушения царского поезда в 1888 г. императора Александра III и членов его семьи. В 1895 г. Бачурин в Маклакове открыл женскую общину, преобразованную в 1906 г. в монастырь. Обитель закрыли в начале 1930-х гг., в монастырских корпусах разместили больницу, школу, почту, часть помещений отдали под жилье. В 1996 г. монастырь возродился, в нем действуют два храма.

В Талдомском районе многие селения связаны с именем великого сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826–1889), который либо жил в них, либо описал в своих произведениях. Так, в «Господах Головлевых» и «Пошехонской старине» М.Е. Салтыков-Щедрин описал селения Спас-Угол, Ермолино, Бревново, Малиновец, Семино, Николо-Кропотки и озеро Золотая Вешка. Село Спас-Угол (впервые упоминается в писцовой книге 1627 г.) — старинная родовая вотчина Салтыковых, где в 1826 г. родился и провел детские годы будущий писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889). Здесь у Салтыкова-Щедрина появился первый учитель — крепостной живописец Павел Дмитриевич. С 1836 г. М.Е. Салтыков-Щедрин уже не жил в этой усадьбе, но приезжал сюда регулярно. Последний раз он был здесь в 1874 г. на похоронах матери. До наших дней усадебный дом не сохранился, зато сохранились Преображенская церковь, построенная в 1795 г., а также трапезная и колокольня, возведенные в первой половине XIX в. в стиле позднего классицизма. Возле этой церкви, у ее алтаря, похоронены мать и другие близкие родственники М.Е. Салтыкова-Щедрина. В этом селе разные происходили события, подчас совсем необычные. Так, в августе 1887 г. вблизи села приземлился воздушный шар, на котором Д.И. Менделеев совершал полет из Клина, чтобы наблюдать с высоты солнечное затмение. Рядом с селом Спас-Угол находится село Ермолино, где была усадьба матери М.Е. Салтыкова-Щедрина, приобретенная ею в 1836 г., а позже принадлежавшая брату писателя — И.Е. Салтыкову. М.Е. Салтыков-Щедрин приезжал в Ермолино в 1853–1879 гг. В его произведении «Пошехонская старина» Ермолино выведено под названием Бубново. Сейчас здесь сохранились только некоторые служебные постройки и старинный парк.

В северо-восточной части Дмитровского района, у села Заболотье, расположено озеро Заболотское, где растет несколько видов редко встречающихся в Московской области растений. Некоторые из них принадлежат к таежной и тундровой флоре (морошка, водяница, плаун-баранец и пр.), другие представляют степную флору (триостренник, дудник и др.). Особенно интересна здесь редчайшая реликтовая водоросль — кладофора. Плоды этой водоросли величиной с апельсин обычно лежат на дне водоема, а в солнечные дни иногда всплывают на поверхность.

В 128 км от Москвы, на реке Волга, неподалеку от впадения в нее реки Дубны, расположен город Дубна, основанный в связи с созданием Объединенного института ядерных исследований, принесшим ему всемирную известность. В городскую черту Дубны в 1957 г. включили близлежащие поселения: Большая Волга, Александровка, Козляки, Ново-Иваньково, Ратмино, Юркино.

Проектные и изыскательские работы по строительству в СССР мощного протонного ускорителя синхроциклотрона начались в 1947 г. В 1949 г. этот ускоритель был пущен, в то время он был крупнейшим в мире. С этого момента в нашей стране приступили к исследованиям в новой области науки — экспериментальной физике высоких энергий. У деревни Ново-Иваньково для обслуживания нового научного центра в 1954 г. создали жилой поселок. В 1956 г. представители правительств социалистических государств подписали соглашение о создании в нем Объединенного института ядерных исследований. В 1956 г. этот поселок получил статус города, основной функцией которого была и остается наука. С 1961 г. в городе Дубна работает филиал НИИ ядерной физики МГУ им. М.В. Ломоносова. Город отличается высоким уровнем градостроительного и экологического комфорта. В Дубне сохранилась церковь Похвалы Богородице, построенная на средства Е.Р. Вяземской в 1827 г., рядом с остатками бывшей усадьбы князей Вяземских.

К западу от города Дубна располагается Иваньковское водохранилище, или Московское море. Площадь его зеркала — 327 кв. км, средняя глубина — 3,4 м (максимальная — 19 м). Это самое крупное водохранилище в системе канала им. Москвы, поэтому его часто называют Московским морем. Оно было заполнено водой в 1937 г. Гидроузел состоит из бетонной водосливной и земляной плотин, ГЭС и однокамерного судоходного шлюза (это шлюз № 1 канала им. Москвы). Максимальный объем водохранилища — 1120 млн куб. м, длина водохранилища — 120 км. На берегах Иваньковского водохранилища и его заливов существует много колоний водоплавающих птиц (более 50 видов).

Оглавление

Из серии: Исторический путеводитель

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Подмосковье. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я