Все реки, набережные и мосты Москвы

Александр Бобров, 2013

Москва-река, Яуза, Клязьма, Сходня… Мосты и набережные столицы. Это и наша история, и день сегодняшний. Большие и малые реки Москвы и Подмосковья по-прежнему дарят красоту и отдохновение, хранят память веков, но и навевают горькие раздумья о проблемах насущных. Эта книга известного публициста, поэта, путешественника Александра Боброва посвящена рекам Страны источников – так называли в древности Московию. Из ее недр бьет множество родников, рождающих истоки бесчисленных рек и ручьев. Не случайно именно на этом перекрестке возникла и поднялась столица Московского государства, главный город Российской империи. Многокилометровые водные артерии с сопутствующими побережьями земли московской – одновременно и истоки отечественной истории, духовности, культуры, государственности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все реки, набережные и мосты Москвы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Мосты Москвы

…Над рекой-Москвой

Я стою с опущенной головой

Марина Цветаева

В этих стихах москвичка Марина Цветаева смотрит словно бы с моста на предрассветную воду, на отражение фонарей и куполов. Сколько таких взглядов — задумчивых и поэтичных, спокойных и восторженных — скользило по воде московских рек, брошенных с вознесенных над ними мостов!

Представить сегодняшнюю столицу без многочисленных мостов, перекинутых через Москву-реку, Яузу и Водоотводный канал, просто невозможно. Необходимость в мостах продиктована холмистым рельефом Москвы, обилием рек и ручьев. Мосты долговечны и в то же время утилитарны, то есть всегда служат людям и транспорту конкретного времени. В этой связи мосты постоянно нуждаются в модернизации. Инженер, преобразующий старый мост либо создающий новый, всегда думает: как этот мост можно обновить в будущем. Таким образом, многие мосты — плод совместного творчества людей, разделенных временем на десятилетия, а то и века. Долгое время в Москве воздерживались от возведения капитальных мостов, учитывая постоянную угрозу военных нападений. На Москве-реке оборудовали плавучие мосты, которые легко убирались с наступлением ледостава, и даже разводились для прохода судов. «Живой мост» в виде плотов, связанных из могучих бревен, существовал в Москве уже в 1498 г. напротив водяных ворот Китай-города. Он соединял Тверскую и Серпуховскую дороги примерно там, где сегодня высится Большой Каменный мост. Так что тут Москва «обогнала» не существовавший тогда Петербург с его разводными мостами, воспетыми поэтами.

Следующий этап — арочные каменные мосты, обладающие массивными речными опорами — быками: мощное каменное сооружение с удлиненно-заостренной стороной-ледорезом против течения. Такие мосты стали преобладать с XVII века. В дальнейшем деревянные или каменные мосты продолжали строиться в местах пересечения Москвы-реки и ее притоков главнейшими дорогами. На мостах мытники собирали с возов «мостовщину» — пошлину за провозимые по мосту товары.

Первый каменный (кирпичный) мост был построен в 1516 г. через речку Неглинную, напротив Троицких ворот Кремля. Троицкий мост был построен из кирпича через реку Неглинную и соединял Троицкие ворота Кремля с отводной Кутафьей стрельницей (башней), которая прежде была значительно выше и стройнее. В 1901 г. мост обрел свой современный вид, возвышаясь над Александровским садом. Теперь это — чисто декоративное архитектурное украшение, под которым прогуливаются посетители сада или торопятся сдать вещи в камеру хранения посетители Кремля.

К 1762 г. в Москве было уже 32 моста, из них 4 каменных: Большой Каменный (Всехсвятский), Старый Каменный (Троицкий), Воскресенский и Кузнецкий. В 1796 г. «иждивением Т. Полежаева» вышел третий, на этот раз анонимный, московский путеводитель — «Историческое и топографическое описание первопрестольного града Москвы с приобщением генерального и частных ее планов». Информация о каждой из 20 частей города иллюстрировалась планом. Историю Москвы неизвестный автор излагал на основе легенд и сказаний, в частности «Повести о зачале царствующего великого града Москвы». Интересно, что происхождение названия реки и города он связывает с мостками над Москвой-рекой, якобы находившимися в древности на этом месте. Кстати, бывший Кузнецкий мост над Неглинкой так и остался в названии мощеной улицы. На этом месте реально был каменный мост. В 1757 г. он высоким горбом поднимался над рекой Неглинкой. Еще в конце XVIII в. Неглинку хотели обратить в открытый городской канал с прудом на Трубной площади, а у Кузнецкого моста проектировался водоем с водопадами и статуей Екатерины. Но мечты и планы завершились заточением реки в подземную трубу, а Кузнецкий мост сохранился в названии.

К середине XIX в. при строительстве мостов стали применять металлические конструкции, деревянные мосты заменялись металлическими конструкциями с чугунными арками и сварными железными балками. В XX в. в конструкциях стали использовать высококачественную сталь, что позволило увеличить длину их пролетных строений и, следовательно, уменьшить число опор.

В конце 30-х гг. XX столетия практически все мосты в Москве заменялись новыми или перестраивались. Всехсвятский мост (ныне Каменный), стоявший около храма Христа Спасителя на уровне улицы Ленивки, был перенесен ниже по течению Москвы-реки к Боровицким воротам. Почти в два раза удлинили Крымский мост. А вот два одинаковых моста: Андреевский (первоначально Сергиевский), располагавшийся между Фрунзенской набережной и Нескучным садом, и Краснолужский, что у Новодевичьего монастыря, — долгое время оставались в неприкосновенности потому, что по ширине и высоте подходили для прохода судов.

22 мая 1999 г., 1710-тонная конструкция Андреевского моста на трех баржах со скоростью 2 км/ч двинулась к «новому месту жительства» — к Парку культуры им. Горького. Вторым планируется «передвинуть» Краснолужский мост. Мосты воссоздаются на новых местах во всех деталях: 22 тыс. камней Андреевского моста спустя век строители смогли использовать вновь.

Особая страница в градостроительстве и в мостостроении — 30-е гг. Москвы советской. Сегодня этот период часто рисуют только одной черной краской, но самые впечатляющие мосты-красавцы — от Крымского и Большого Каменного до Устьинского и Большого Москворецкого построены в 1937–1938 гг.

Москворецкий мост, ведущий на Красную площадь

В результате кропотливой работы городских властей и экспертов в 2007 году в городской реестр перешли более 300 исторических памятников. Все они отныне поставлены на государственную охрану. Среди них — Большой Каменный, Москворецкий и Крымский мосты, станция метро «Университет», жилые дома конца 1940-х, построенные архитектором Дмитрием Чечулиным. Помимо уже зарегистрированных в городском реестре Москвы — 4893 памятника культурного наследия федерального и регионального значения, «на подходе» еще 1446 выявленных объектов. Одновременно в федеральную собственность определены 893 памятника, 367 из которых будут переданы Русской православной церкви. Многие памятники находятся на реках, вблизи исторических и новых мостов и потому будут упомянуты в этом разделе.

К 1996 г. в Москве насчитывалось 152 моста, из них 105 автодорожных, в том числе 40 — через Москву-реку и Яузу. Идет реконструкция самого длинного — Лужнецкого моста, связавшего центральную часть столицы с Юго-Западом. В ближайшие годы планируется не только ремонт 90 городских мостов, но и строительство новых мостов. Так, возведен 200-метровый пешеходный Патриарший мост (ширина — 12 м) через Москву-реку возле храма Христа Спасителя, будет строиться 60-метровый мост через Водоотводный канал в районе Якиманки, мост со стрелки Москвы-реки с гигантским памятником Петру I, к Парку искусств.

Всего в ближайшее время предполагается построить 21 мост, из которых 9 будут пешеходными. Но вернемся из XXI в. к историческим мостам.

Названия московских мостов возникали по имени рек — Москворецкий, Яузский; по материалу, из которого создан мост, — Каменный, Чугунный; по месту расположения — Устьинский, Боровицкий, Измайловский; по названию места или дороги — Краснохолмский, Кузнецкий, Дорогомиловский. При перестройке мостов преемственность названия сохранялась. Исключением стал Бородинский мост, заменивший в 1837 г. Дорогомиловский. Это переименование было связано с 25-летием победы в Бородинской битве и нашло свое отражение в архитектурном решении.

Поэт и переводчик Самуил Маршак писал: «Мосты и переулки говорят…». Послушаем, что расскажут нам языком путеводителя мосты и переулки, выводящие к московским рекам. Мосты — транспортные, пешеходные, старые и новые. Плюс еще к этому мосты-путепроводы, мосты через овраги и прочие сооружения, связующие городские дороги. И такая инженерная конструкция, как мост над Волоколамским шоссе, где по мосту протекает Канал им. Москвы! Еще один интересный мост сейчас появился рядом с Серебряным бором, над так называемым Хорошевским спрямлением. Этот вантовый мост, который справедливо назвали Живописным, не имеет аналогов в мире. А самое главное — его дорожное полотно — не прямое, как обычно, а изогнутое; а сам мост пересекает Москву-реку под острым углом, а не перпендикулярно, как принято.

Главным мостом большинство москвичей считает Большой Каменный мост, который ведет к сердцу Москвы — Красной площади и Кремлю, величественному собору Василия Блаженного и месту суетных политических действ и концертов — Васильевскому спуску, к торговым гигантам — Гостиному двору и ГУМу.

На главном притоке Москвы-реки находится самый известный яузский Дворцовый мост. Построен в 1781 г. архитектором Семеном Яковлевым в Лефортове через реку Яузу от строившегося Екатерининского дворца в Немецкую слободу. По нему ходили гулять современники Пушкина, родившегося в Немецкой слободе. Белоснежный Ростокинский акведук был построен в XVIII в. по указу Екатерины II для подачи ключевой воды из Мытищ в Москву. Потребовалось около 25 лет и больше 1 млн. рублей. Поэтому в народе его прозвали «миллионным». Сегодня это памятник архитектуры, который охраняется государством. Недавно акведуку исполнилось 200 лет. К этой дате его полностью отреставрировали.

Обрел второе рождение «не речной» Баженовский мост. Так в обиходе окрестили оригинальный мост XVIII в., построенный В.И. Баженовым в 1775–1785 гг. в летней резиденции Екатерины II в Царицыне. В 1784 г. Яков Брюс писал о нем Екатерине: «… имеет вид огромный и величественный, так что достоин памяти потомства… и напоминает век Древнего Рима». Ныне он, отреставрированный, возвышается над Царицынскими прудами и является главной пешеходной артерией усадебного комплекса, напоминая великий Екатерининский век.

Эти примеры показывают, какое это историческое, архитектурное, эстетическое богатство — московские мосты. Совершим путешествие по ним, двигаясь, как положено, со стороны истока главной реки Москвы, ее притока Яузы, в сторону устья — от канала Москвы и Строгинской поймы до Бесединских мостов, где Москва-река покидает столицу.

МОСТЫ ЧЕРЕЗ МОСКВУ-РЕКУ

Протяженность главной реки Московии — 473 км. Из них почти 80 км. она отдает теперь столице, а еще полтора века назад за Крымским мостом были одни села да перевозы. Москва ширилась в веках, росло транспортное значение столицы. Мосты в исторической части легко поддаются описанию и с ними все ясно, но в новой Москве появились мосты железнодорожные и чисто магистральные, мосты через водоканал и водохранилище. Наконец, на выходе из столицы Москву-реку и ее рукав пересекают, как принято говорить, Бесединские мосты. Поэтому можно сказать так: в этой главе описано 32 моста через красавицу Москву и некоторые мосты на МКАД.

Строгинский мост, 1982

Автомобильно-трамвайный мост из предварительно напряженного железобетона через Москву-реку, соединяющий районы Щукино и Строгино СЗАО Москвы. Автомобильное движение открыто 5 ноября 1981 г., трамвайное 6 ноября 1981 г.

На правом, низком берегу Строгинской поймы мост продолжает железобетонная эстакада (шесть пролетов). В 1998 г. конструктивные дефекты рамно-подвесного проекта, порождавшие деформацию продольного профиля моста, потребовали его капитального ремонта. Ремонт производился без полного закрытия движения.

Хорошевский мост, 1937

Мост через Хорошевское спрямление Москвы-реки в районе Серебряного бора. Соединяет пр-т Маршала Жукова с Таманской ул. Построен в 1937 г. Общая длина моста 187,4 м, ширина 25 м (проезжая часть — 19,0 м). Однопролетный, арочный железобетонный с ездой понизу. Судоходное Хорошевское спрямление и мост через него появились в рамках проекта канала им. Москвы.

Живописный мост, 2007

Мост в Серебряном бору — вантовый мост через Москву-реку, расположен на северо-западе Москвы и является частью строящегося Краснопресненского пр-та. Открыт 27 декабря 2007 г. Длина моста — 1460 метров, ширина — 37 метров. Несущие конструкции — пилон и ванты — окрашены в насыщенный красный цвет.

Особенностью данного моста является его конструкция, которая не имеет аналога в мире — пилон выполнен в виде огромной арочной конструкции, перекинутой с одного берега реки на другой, причем мост пересекает реку под острым углом. По обе стороны моста установлены шумозащитные экраны. В верхней части арки построен ресторан эллипсоидной формы со смотровой площадкой (открытие ресторана и площадки — конец 2008 г.).

Карамышевский мост, 1937(8)

Однопролетный железобетонный балочный мост, пересекающий спрямление русла реки Москвы над шлюзом № 9 Канала им. Москвы. Соединяет ул. Народного Ополчения и Нижние Мневники. Мост сделан из монолитного железобетона. Быки моста опираются непосредственно на стенки шлюза.

Крылатский мост, 1984

Стальной однопролетный балочный мост через реку Москву. Соединяет Нижние Мневники и Терехово с Крылатским.

Крылатское — старое подмосковное село, упоминаемое в 1417 г. в духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича, по которой он завещал его своей княгине. Им всегда по традиции владели жены великих московских князей. Место это холмистое, изрезанное оврагами, которые разлетаются как крылья. Может быть, отсюда и пошло название.

В Крылатской пойме — Гребной канал, велотрек, другие спортивные сооружения. Здесь тренируются спортсмены на лыжероликах, проводятся автомобильные гонки.

Шелепихинский мост, 1965

При постройке назывался Краснопресненским мостом. Трехпролетный железобетонный балочный мост рамно-консольной конструкции через реку Москву. Соединяет Шмитовский пр. и Б. Филевскую ул.

Белорусский (Филевский) железнодорожный мост, 1875

Реконстуирован в 1938 и в 1961 гг.

Трехпролетный стальной балочный мост Белорусского направления МЖД через реку Москву. Первый железнодорожный мост на линии Москва — Брест, однопутный, деревянный, был построен на этом месте в 1871 г. В 1875 г. деревянный мост был заменен на металлический, также однопутный, имевший двухпролетную неразрезную ферму с ездой поверху. Конструкция шириной всего 100 м оказалась неудачной: в паводок низкие фермы уходили под воду, превращаясь в плотину, а правобережный устой моста почти сразу дал осадку и трещины. В 1895 г. был построен новый, двухпутный мост. В таком виде мост прослужил до начала строительства канала им. Москвы. Постройка канала потребовала повышения габарита моста для пропуска речных судов. Проект полной замены моста был отклонен в пользу экономной перестройки существующего моста. Двухпутная конструкция 1938 г. оказалась вполне живучей и работает по сей день.

Дорогомиловский железнодорожный мост, 1907

Так называемый Старый Дорогомиловский мост — стальной трехпролетный балочный мост через Москву-реку на 41-м км трассы Малого кольца МЖД между станциями Кутузово и Пресня-Товарная. Построен в революционные 1905–07 гг. Мост успешно выдержал наводнение 1908 г. В 1938 г. стальные фермы были заменены на балки для увеличения подмостового габарита.

Дорогомиловский автодорожный мост, 2001 (13)

Двухъярусный балочный мост через Москву-реку на трассе Третьего транспортного кольца, соединяющий районы Дорогомилово и Москва-Сити. Построен в 1998–99 гг. на месте старого Смоленского железнодорожного моста, рядом с сохранившимся Дорогомиловским железнодорожным мостом Малого кольца МЖД.

Мост Багратион, пешеходный, 1997

Торгово-пешеходный мост в Москве через реку Москва в составе строящегося комплекса Москва-Сити. Мост сооружен из стекла и бетона по проекту архитектора Б. И. Тхора и назван в честь русского полководца П. И. Багратиона. Соединяет Краснопресненскую наб. с наб. Тараса Шевченко. Длина моста — 214 м, ширина — 16 м, высота над уровнем реки — 14 м. Открыт в сентябре 1997 г. к празднованию 850-летия Москвы. Состоит из двух уровней. Нижний уровень представляет собой застекленную на всем протяжении крытую галерею. Верхний уровень застеклен частично, на нем находится открытая смотровая площадка. На мосту расположены торговые павильоны. Со стороны Краснопресненской набережной вестибюль моста соединен с выходом станции метро «Деловой центр«. На этой стороне на набережной находится одноименный теплоходный причал. В октябре 2004 г. в вестибюле моста на Краснопресненской наб. открылась скульптурная композиция Эрнста Неизвестного «Древо жизни».

Новоарбатский (Калининский) мост, 1957

Сталежелезобетонный балочный мост через Москву-реку, соединяющий Новый Арбат и Кутузовский пр-т. В комплекс моста также включена предмостовая площадь со стороны центра. Непосредственно выше моста находится устье коллектора реки Пресни. Здесь 21 августа 1991 г. произошел переломный момент августовского путча ГКЧП, а 4 октября 1993 г. c Новоарбатского моста был расстрелян танками «Белый дом«. До сих пор на парапете моста можно увидеть поминальные крестики.

Смоленский метромост, 1937

Смоленский метромост в Москве — однопролетный стальной балочный метромост через Москву-реку, соединяющий станции Смоленская и Киевская Филевской линии Московского метрополитена. Движение поездов до станции Киевская открыто 20 марта 1937 г.

Объем работ при его строительстве был огромен. Здесь было вынуто 53 000 кубометров земли и уложено 43 000 кубометров железобетона. Построен он был за рекордные, по тем временам, сроки — 14 месяцев и 7 дней. Это сооружение стало основной частью Арбатского метрорадиуса.

В оригинальном варианте эстакады, как и сам мост, были украшены многочисленными светильниками. Но уже в наше время их демонтировали — эстакада на левом берегу проходит в нескольких метрах от окон жилых домов и в целях защиты от шума ее накрыли кожухом.

Вид с Бородинского моста на Смоленскую набережную

Бородинский мост, 1912

Построен в 1912 г. как памятник Бородинскому сражению, к 100-летию Отечественной войны 1812 г. На его месте с 1788 г. находился деревянный Дорогомиловский мост. В 1868 г. построен новый металлический мост с решетчатыми балочными пролетными строениями. В 1952 г. был реконструирован для пропуска возросшего потока транспорта с Садового кольца к площади Киевского вокзала. Архитектура была сохранена, но ширина моста была увеличена практически вдвое — с 26 м до 42,4 м; длина с подходами — 355 м. Колоннады тоже были отнесены немного дальше. При въезде на мост со стороны Большой Дорогомиловской улицы, над устоями первоначально были устроены площадки с двумя гранитными обелисками с мемориальными надписями — именами героев Отечественной войны 1812 г. Последняя реконструкция — 2001 г.

Старые Дорогомиловский (1788) и Бородинский (1868) мосты

С 1788 г. на месте нынешнего моста существовал «живой» Дорогомиловский мост; по нему в сентябре 1812 г., после Бородинской битвы проходили и русские, и французские войска. Мост регулярно разрушался паводками. В 1865 г. город выделил 300 000 рублей на устройство капитального Дорогомиловского моста. Первый конкурс прошел безрезультатно, второй выиграл инженер-промышленник Аманд Струве (вероятно, что проект фактически выполнил И.Ф. Рерберг). Мост, проект которого утверждал лично император Александр II, был назван Бородинским. Строительство началось 2 мая 1867 г., и завершилось через год. Конструкция моста — типичная для проектов Струве коробчатая балка (три пролета по 43 метра), изготовленная на Коломенском заводе.

С постройкой Брянского (Киевского) вокзала возникла необходимость замены старого, узкого моста 1868 г. В 1909 г. проектировщики Осколков, Щекотов и Клейн выиграли открытый конкурс проектов и приступили к постройке в 1911 г. Бородинский мост — один из двух московских автомобильных мостов, который не требовал немедленной замены в 1930-е гг. в связи с подъемом уровня воды при запуске канала им. Москвы, однако пересечение проезжих частей моста и набережных в одном уровне существенно ограничивало его транспортные возможности. В 1952 г. мост был перестроен под руководством Ю. В. Вернера. В 1999–2001 гг. мост был вновь перестроен, так как состояние несущих арок и дорожной плиты требовало их немедленной замены.

Мост Богдана Хмельницкого (Краснолужский), пешеходный, 2001

Пешеходный мост Богдана Хмельницкого (Киевский пешеходный мост) — бывший Краснолужский мост

Построен в 1907 г. по проекту инженера Л.Д. Проскурякова и архитектора А.Н. Померанцева. Изначально он связывал берега Москвы-реки в районе Лужников, рядом с Сетуньским мостом. Именно на этом мосту в фильме «ТАСС уполномочен заявить» брали связного «Трианона»… В 2000 г. мост был перенесен на новое место, к Киевскому вокзалу, как не отвечающий требованиям, в связи со строительством Третьего транспортного кольца.

Теперь мост используется как пешеходный. Перенос, который был приурочен к празднованию Дня города, осуществляли по Москве-реке, погрузив его на специальные понтоны и транспортируя при помощи 7 буксиров.

16 февраля 2002 г. на нем был установлен мировой рекорд по поцелуям на мостах — одновременно целовались 2 226 человек. Идея поцелуев на мосту существует со времен Петра I: в Санкт-Петербурге есть знаменитый Поцелуев мост, где прощались юные офицеры с возлюбленными, убегая в казармы. Принято считать, что после поцелуя на мосту влюбленные никогда больше не расстанутся.

Новый Краснолужский (Лужнецкий) мост, 1907

Два рядом стоящих моста, построенных на месте старого Краснолужского моста. Новый Краснолужский выполняет те же функции, что и раньше: является железнодорожным мостом Окружной железной дороги, а Бережковский — часть Третьего транспортного кольца Москвы. Последняя реконструкция — 2001 г.

Сетуньский мост, 1953

Мост не сразу заметишь. Он установлен рядом с Бережковским и Краснолужскими мостами, в том месте, где река Сетунь впадает в Москва-реку. Это крупнейший правый приток реки Москвы, с руслом около 20 км.

Бережковский мост (Третье транспортное кольцо), 1998

Достопримечательности района этого моста упомянуты в описании Бережковской наб.

Лужниковский метромост, 1958

Это, пожалуй, один из самых необычных мостов в Москве. Во-первых, это «двухэтажный» мост. На нижнем его ярусе (Метромост) находится станция метро «Воробьевы горы». Открыта в начале 1959 г. под названием «Ленинские горы». Тогда (да и сейчас) станция поражала своим оригинальным оформлением — панорамами на Лужники, Воробьевы горы, Москву-реку, Академию наук, Андреевский монастырь… Кроме того, платформа станции — самая длинная в Московском метрополитене — 270 м (обычная длина платформы — около 180 м). Но просуществовал он в таком виде относительно недолго — в 1984 г. было принято решение о закрытии станции, в связи с опасностью ее дальнейшей эксплуатации в связи с нарушением технологии строительства. Специально были построены два обходных моста на время ремонта, который затянулся на 18 лет. «Быки» этих временных мостов можно видеть и сегодня, разрушать их не стали.

Можно также сказать, что мост связывает две достопримечательности запада Москвы — Лужники и Смотровую площадку Воробьевых гор. Метромост имеет по бокам пешеходные площадки для перехода с одного берега на другой. Верхний, автомобильный ярус — это самый длинный мост в Москве. Его полная длина вместе с эстакадой составляет 2030 м.

Андреевский автомобильный мост (Третье транспортное кольцо), 2000

Андреевский автодорожный мост — мост Третьего транспортного кольца через Москву-реку в Москве, соединяющий район площади Гагарина с Лужниками.

Опоры старого Андреевского моста, находившиеся в 1999 г. в хорошем состоянии, были полностью демонтированы.

Основа главной арки старого Андреевского моста использована при постройке Пушкинского пешеходного моста. Поэтому на Москве-реке появился Пушкинский пешеходный (старый Андреевский) мост, 2004(25) Новый Андреевский мост построен относительно недавно — для нужд Третьего транспортного кольца. На самом деле рядом со зданием Академии наук расположено два моста — железнодорожный и автомобильный — но ни на одной карте найти название второго из них не получается.

Железнодорожный мост, построенный в 1905–1907 гг. по проекту А. Померанцева при сооружении окружной дороги вокруг Москвы рядом с Андреевским монастырем, был по-своему уникален: проезжая часть была не сверху и не снизу, а посередине. Его так и называли «с ездой посередине». Это оказалось весьма кстати во время одного из крупнейших наводнений в 1908 г. когда вода поднималась выше критической отметки, проезжую часть можно было приподнять. Мост, который находился на этом месте с 1907 г. по май 1999 г. и являлся железнодорожным, был сплавлен на понтонах к Парку Горького и превращен в пешеходный (как и Краснолужский). У этих мостов похожее внешнее оформление. Река в этом месте шире (225 м вместо 135 м), поэтому мост пришлось достраивать. Со стороны парка к нему идет длинная эстакада, которая начинается практически у самого Ленинского пр-та, а на другом берегу мост заканчивается эскалаторной галереей.

По поводу названия Пушкинского моста стоит сказать отдельно. На стадии проектирования его хотели назвать Николаевским (в честь Николая II), но после убийства великого князя Сергея Александровича его переименовали в Сергеевский. В 20-х гг. XX века он получил имя Андреевский — в честь Андреевского монастыря, расположенного около него, когда он еще находился на старом месте, рядом со зданием Президиума РАН. До сих пор его ошибочно называют Андреевским, хотя на самом деле это — Пушкинский мост, так как одна из набережных, на которой он установлен, носит имя великого русского поэта.

Андреевский железнодорожный мост — мост Малого кольца МЖД через Москву-реку в Москве, между станциями Канатчиково и Воробьевы горы. Современный мост построен в 1999–2000 гг. вблизи места, на котором стоял старый Андреевский (Сергиевский) железнодорожный мост постройки 1905–1907 гг. Основа главной арки старого Андреевского моста, как мы говорили, использована при постройке Пушкинского пешеходного моста.

Крымский мост (Садовое кольцо), 1938

Это единственный в Москве мост висячей конструкции. Построен в 1938 г. по проекту инженера Б.П. Константинова и архитектора А.В. Власова. Мост был открыт 1 мая 1938 г. и в то время вошел в первую шестерку мостов Европы по длине речного пролета — 168 м. На месте современного моста находился Никольский деревянный мост, построенный в 1789 г. В 1870-е гг. обветшавший мост был заменен металлическим с двумя решетчатыми балочными пролетными строениями (автор проекта — В.К. Шпейер); позднее он был передвинут на 50 м вниз по течению Москвы-реки и в 1938 г. разобран. Свое название нынешний мост получил от Крымского брода, через который переправлялись крымские татары при набегах на Москву.

Общая длина моста — 688 м, ширина — 38,5 м. На каждом из берегов установлены металлические колонны высотой 28,7 м, через верх которых проходят цепи, заанкеренные в устоях на концах моста. Полная длина каждой из цепей 297 м. Те, кто не верит, что мост на самом деле подвешен, может посмотреть с моста на колонны — между ними и поверхностью моста есть зазор. Если верить легенде, в одной из сотен и тысяч его заклепок должна быть одна золотая…

С моста открывается вид на Стрелку с гигантским Петром Зураба Церетели, на Дом художника и Парк искусств, где собраны снятые памятники Москвы.

На Крымском мосту

Сама местность здесь является литературным памятником и запечатлена в прозе Ивана Тургенева. Крымский брод — перекат на Москве-реке в том месте, где ныне стоит Крымский мост. Улица Остоженка, на которой жила мать писателя, выходила к Крымскому броду. У реальных событий, положенных в основу знаменитого рассказа «Му-му», есть конкретный адрес: Остоженка, дом 37. Помните последние трагические страницы повести? «Дойдя до угла улицы, он остановился, как бы в раздумье, и вдруг быстрыми шагами отправился прямо к Крымскому броду»…Упоминается Крымский брод и в повести «Первая любовь».

Патриарший мост, пешеходный, 2004

Самый новый мост над Москвой-рекой. Открыт в 2004 г. В его создании как художник принял участие Зураб Церетели. Сам мост сооружен из ажурного чугуна; имеет один пролет. Во время его строительства была применена принципиально новая система возведения сооружения: две половины пролета монтировали на земле, а потом сводили над рекой. Это позволило ускорить воздвижение конструкции.

Сразу же после открытия мост приглянулся молодоженам. На нем впервые было замечено новое для столичных мостов явление — на чугунной ограде стали появляться замки: большие амбарные, маленькие и элегантные, с гравировкой имен или без нее. Эта традиция пришла к нам из Испании и Италии: в день свадьбы жених с невестой вешают на ограду моста замок, а ключ выбрасывают в реку. Тот же обряд выполняется и на так называемом Лужковом мосту, ведущем от Лаврушенского переулка к скверу на Болоте с элегантным фонтаном времен культа личности и уродливой композицией Михаила Шемякина «Пороки человеческие».

Патриарший мост

Мост сооружен по проекту архитектора М.Посохина, инженеров А.Колчина и О.Чемеринского. Отличается необычной ферменной конструкцией несущего пролета. В целом сооружение стилизовано под традиционную архитектуру мостов XIX века. В полотно моста встроены светильники, создающие оригинальное освещение.

Большой и Малый Каменные мосты, 1938

Главный мост Москвы. И в старину, и сейчас, он связывает две важнейшие части столицы и служит естественным продолжением вековых ее магистралей. Первый Каменный, построенный на этом же месте, славился по всей России, считался строительным чудом и почитался главной московской достопримечательностью наравне с Иваном Великим. Задумал его построить царь Михаил Федорович, чтобы соединить Москву с поселением на другой стороне реки. Выписали из Страсбурга мастеров: Анце Кристлера с дядей его Иоганном Кристлером. Стройка чудо-моста велась скорым ходом. И только в связи с преждевременной смертью Михаила Федоровича и Иоганна Кристлера в 1645 г. возведение моста застопорилось. При царевне Софье постройка оживилась и с 1682 г. продолжалась пять лет.

Заканчивал Каменный мост — первый в Москве и в России — возлюбленный царевны Софьи, тончайший знаток архитектуры князь Василий Васильевич Голицын, поставивший в столице много прекрасных зданий. Небывало дорогим оказался Каменный мост, значительно превысив расчеты Кристлера, даже поговорка пошла с тех пор о дороговизне: «Дороже Каменного моста». Петр Алексеевич, предвидя возможность нападения на Москву Карла XII, особый указ издал, повелев подходы к новому мосту стеной укрепить. При других государях Большой Каменный подправлялся, укреплялся и со временем все менее сам на себя становился похожим… Наконец его разобрали и построили новый — на трех чугунных арках, с чугунными перилами. В 1858 г. Большой Каменный стал первым в Москве железным мостом. Тот Большой Каменный, что простирается сейчас над Москвою-рекой, спроектирован инженером Н.Я. Калмыковым и архитекторами В. Шуко, В. Гельфрейхом и А. Минкусом. С 1938 г. он стал уже железобетонным, но по-прежнему называется Каменным — облицован гранитом для соответствия названию и внешнего вида.

Соединяет Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове, пересекающей Водоотводный канал по Малому Каменному мосту.

Панорама Кремля на обороте титульной страницы паспорта гражданина России изображена именно с этого моста! На мосту есть специальные ниши-площадки, с которых открывается вид на храм Христа Спасителя, «Дом на набережной», Берсеневскую, Пречистенскую и Софийскую набережные.

Его младший брат, Малый Каменный мост(30), назван так (в 1938 г.), потому что на самом деле как бы продолжает Большой… Он тоже был сооружен на месте старого. На самом деле, все мосты, соединяющие последовательно Москву-реку и Водоотводный канал называются «большой» и «малый» соответственно. Исключение составляют только Большой Устьинский и Комиссариатский — Малый Устьинский проходит над Яузой перпендикулярно Большому и соединяет Москворецкую и Котельническую набережные.

Большой Москворецкий мост, 1829

Расположен рядом со Спасскими воротами Кремля, соединяет Васильевский спуск, ул. Варварку с ул. Большая Ордынка. Длина с подходами 554 м, ширина 40 м. Трехпролетный, монолитно-железобетонный.

Построен на месте одной из старейших переправ в городе. С 1498 г. существовал наплавной мост на пути от Тверской дороги к Серпуховской. В 1789 г. построен деревянный свайный мост. В 1829 г. возведены каменные быки трех деревянных пролетов по 28 м. В 1870 г. мост сгорел, в 1872 г. установлены металлические пролеты. Название дано по Москворецкой улице.

Современный мост построен в 1938 г. (инженер В. С. Кириллов, архитекторы А. В. Щусев и И. Г. Сардарьян).

Продолжение моста — Малый Москворецкий мост через Водоотводный канал. Расположен в начале улицы Б. Ордынка, по которой проходил древний путь в Золотую Орду, но современный мост был сооружен по проекту архитектора Л.И. Шипмана в 1937 г. из монолитного железобетона и, несмотря на стилизацию под старину, представлял чудо тогдашнего градостроения. Малый в ширину несколько больше, чем в длину — полная длина моста — 32,5 м, ширина — 40 м.

Малый Москворецкий мост

Большой и Малый Устьинский мосты, 1938

Мост на пересечении Москвы-реки с Бульварным кольцом, у впадения реки Яузы (отсюда название). Соединяет Яузский бульвар с Садовническим проездом, пересекающим Водоотводный канал по Комиссариатскому мосту. Построен в 1938 г. (инженер В. М. Вахуркин, архитекторы Г. П. Гольц и Д. М. Соболев) вблизи одноименного арочного моста, построенного в 1881 г.

Существующий мост выстроен в 1930-е гг. незначительно выше по течению, в рамках реконструкции московских набережных в связи с запуском канала им. Москвы и предполагаемым продлением Бульварного кольца в Замоскворечье. При этом русло Яузы было изменено, и теперь она впадает в реку Москву ниже Большого Устьинского моста (между мостом и Яузой умещается восьмиполосная дорога). Старый мост имел достаточный резерв по пропускной способности (и по сей день Устьинский мост — наименее загруженный из всех мостов в центре города), хотя и на нем появились «пробки». Одновременно был выстроен Малый Устьинский мост через Яузу, а несколько позже — Яузский мост.

Особенность Устьинского моста — отсутствие видимых (надземных) береговых устоев. В 1997-99 гг. мост был реконструирован.

Вид на Котельническую набережную с Устьинского моста

Астаховский мост, 1940

История его такова: построен он был 1940 г. на месте бывшего Яузского моста. А название свое получил в честь Иллариона Астахова — 19-летнего паренька, участника Февральской демонстрации 1917 г., который был застрелен на этом мосту полицейскими.

Большой Краснохолмский мост (Садовое кольцо), 1938

Стальной однопролетный арочный мост через реку Москву. Расположен на трассе Садового кольца между Таганской площадью и Нижней Краснохолмской улицей. Построен в 1938 г. по проекту В. М. Вахуркина, Г. П. Гольца и Д. М. Соболева. Арка Большого Краснохолмского моста длиной 168 м — крупнейшая в центре Москвы.

Исторические Краснохолмские мосты — деревянные мосты между Таганкой и Замоскворечьем существовали с XVIII в. На плане 1853 г. северная часть моста соединена с Б. Краснохолмской, ныне Народной улицей, в одном квартале к югу от нынешнего моста. Мост был построен под почти прямым углом к фарватеру, образуя излом на трассе Садового кольца.

Первый постоянный Краснохолмский мост был построен в 1872 г. инженером-предпринимателем А. Е. Струве. Позже, в 1900-е гг., по мосту были проложены трамвайные пути. Мост Струве также выходил на Народную улицу.

Новый (существующий по сей день) мост был проложен под углом 55° к фарватеру, устраняя излом Садового кольца. В 2005–2007 гг. мост был реконструирован с полной заменой дорожного полотна.

Новоспасский мост, 1911, реконструирован 1937

Трехпролетный стальной балочный мост через Москву-реку, соединяющий район Павелецкого вокзала по Кожевнической улице с площадью Крестьянская застава по 3-му Крутицкому пер.). Один из двух старейших мостов на реке Москве (см. также Бородинский мост). В основе существующего моста — опоры арочного Новоспасского моста, построенного в 1911 г. Деревянные мосты в нижнем течении Москвы-реки, в районе Новоспасского, Симонова монастырей и Крутицкого подворья известны со времен Ивана Грозного. Источники упоминают шесть различных мест, в которых в разное время существовали такие мосты.

В 1937 г. мост был реконструирован с целью расширить судоходный габарит (до высоты 8.6 м при ширине 30 м) и обеспечить двухуровневое пересечение проезжих частей моста и набережных. В 2000 г. мост был перестроен и, по мнению, специалистов, крайне неудачно: балки уничтожили арочность моста.

Автозаводский мост (Третье транспортное кольцо), 1961

Трехпролетный автодорожный мост балочно-консольной конструкции из предварительно напряженного железобетона через реку Москву. Расположен между Даниловским районом и заводом имени Лихачева на замену деревянного Староданиловского моста, который был построен в 1915-16 гг. по проекту Н. Я. Калмыкова для обслуживания бурно развивавшихся южных окраин города. Мост располагался в 300 м ниже современного моста по течению — по трассе нынешнего Новоданиловского проезда. В советские годы на мосту было два трамвайных пути и две полосы для автомобильного движения. В 1953 г. было принято решение о замене моста; в том же году была сделана попытка консервации (антисептирования) верхних поясов ферм моста, начавшего к тому времени гнить. Это не могло решить проблем с пропускной способностью, и в 1959 г. был заложен новый Автозаводский мост. Староданиловский мост проработал до пуска нового моста в 1962 г.

В 1992 г. мост был закрыт на ремонт; «Мостоотряд № 4» проводил ремонтные работы до 1996 г., однако главные недостатки конструкции не были устранены. Вторично мост был закрыт в 2000-01 гг. в связи с включением его в Третье транспортное кольцо. До 1992 г. по мосту ходил трамвай. «Закрытое на ремонт» трамвайное движение так и не вернулось.

Даниловский (Кожуховский) мост, 1908

Нагатинский мост (метромост), 1969

Восточный и Западный Сабуровские железнодорожные мосты, 1924, 1953

Все эти мосты обслуживают Малое кольцо Московской железной дороги, которую снова хотят запустить для разгрузки транспортных потоков.

Братеевский мост, 1989

Автодорожный мост стальной балочной конструкции, связывающий район Марьино и район Братеево Москвы. Перед строительством предполагалось, что мост станет частью скоростной трассы под названием «Ховрино-Братеево», однако мост был построен позже, с появлением первых жилых кварталов в Братееве. Мост по сей день является важным звеном для связи двух районов; расстояние между Братеевским мостом и расположенным выше Нагатинским мостом — целых 13 км. По планам строительства в городе Москве на Донецкой улице должен быть построен дублер моста, который будет связывать Марьино и Москворечье-Сабурово, что, возможно, разгрузит Братеевский мост.

Бесединские мосты знаменательны тем, что с них открывается прощальный вид на уходящую из столицы полноводную Москву-реку, на ее рукав и берега, по которым вел свои войска Дмитрий, ставший после памятной битвы Донским, на старинное с. Беседы, где держал он совет (беседу) с воеводами, на промышленный город Дзержинский с колокольней Николо-Угрешского ставропигиального монастыря и на все неохватные дали.

МОСТЫ ЧЕРЕЗ ВОДООТВОДНЫЙ КАНАЛ

Особенностью этих мостов в том, что многие не только служат транспортными магистралями, изящными продолжениями больших мостов через Москву-реку, но некоторые из них являются чисто пешеходными, украшают исторический центр столицы и перекликаются своей поэтичностью, даже некоторой праздностью с петербургскими мостами.

Малый Каменный мост, 1938

Соединяет улицы Серафимовича и Большая Полянка. Первый мост через Водоотводный канал на этом месте был построен в 1788 г. он был деревянным и назывался Козьмодемьянским (по церкви Козьмы и Дамиана). В 1880 г. был построен каменный трехпролетный мост, получивший название Малый Каменный. Современный однопролетный железобетонный мост построен в 1938 г.

Лужков мост, пешеходный, 1994

Является одной из составных частей пешеходного маршрута № 13 Золотого кольца Москвы — «Климентовский переулок — Пятницкая улица — Толмачев переулок — Лаврушинский переулок — Лужков мост-Болотная площадь».

Название моста связано с Царицыным лугом — одним из старых названий местности, где сейчас расположена Болотная площадь. На оградах моста размещены барельефы с изображением Георгия Победоносца — покровителя Москвы, и всех Георгиев-Юриев.

Мост облюбовали молодожены, которые оставляют замки на верность не на ограде моста, а на специально установленных металлических деревьях, как делается это и на Патриаршем мосту. В начале моста летом 2008 г. со стороны Кадашевской набережной установили по образцу древнего Мурома — родины святых благоверных Петра и Февронии, покровителей любви и брака — Скамью примирения под двумя кольцами.

Малый Москворецкий мост, 1938

Входит в комплекс Большого Москворецкого моста и описан выше.

Чугунный мост, 1889, реконструирован 1966

Мост балочной конструкции из сборного железобетона через Водоотводный канал. Расположен вблизи Малого Москворецкого моста, соединяет Балчуг с Пятницкой ул. Это пятый известный мост на этом месте, построенный в 1966 г. с использованием опор моста постройки 1889 г. Первый мост на этом месте, деревянный, названный Высокопятницким, был выстроен в 1785 г., одновременно с прокладкой Водоотводного канала. Второй мост был выполнен висячим, построен в начале XIX в. Третий мост — собственно Чугунный мост — был построен в 1835 г. инженером П. Я. Витте. Это был арочный мост из сборных чугунных конструкций с ездой понизу. Три ажурные чугунные арки позволяли пропускать под мостом суда, но ограничивали пропускную способность его проезжей части. Четвертый мост был построен в 1889 г. и унаследовал имя предшественника. До 1963 г. по мосту ходил трамвай; потом трамвайное движение по Чугунному мосту и Пятницкой закрыли, а трамвай пошел по Комиссариатскому мосту и Садовническому проезду.

Современный мост построен в 1966 г. Речные опоры были сохранены, береговые устои — усилены с заменой кирпичной кладки на бетон. Ширина моста осталась прежней, 17,6 м. Так в истории этого моста отразилась история московского мостостроения.

Мост упирается в историческое место — Балчуг. Это испорченное татарское слово «балчык», т. е. глина. Почва здесь была глинистой, вязкой, место — топким. Здесь — самое теплое место в Москве по наблюдению метеорологов. В древности это место было известно «теплыми водами», или банями, первым кабаком, построенным Иваном Грозным для своих опричников, оживленным «торжком» — рынком. Сюда в трактир прибегал молодой студент университета Александр Островский, потому что хозяин выписывал все тогдашние журналы. Обилие лавок и лабазов отличало улицу вплоть до революции. Здешние мелкие торговцы подчас становились крупными купцами. Сваха в комедии Островского «Свои люди — сочтемся!» говорит о состоятельном купце Болыпове: «Отец-то, Самсон Силыч, голицами торговал на Балчуге; добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили… А нажили капитал да в купцы вылезли».

После того как в 1938 г. был построен современный Москворецкий мост, транспортное значение оживленного до того Балчуга сразу же резко упало. Изменилась улица и внешне: большинство домов по правой ее стороне снесли при строительстве эстакады.

К 1898 г. в начале Балчуга по проекту академика архитектуры А. В. Иванова было построено высокое здание гостиницы «Новомосковская», в 1933 г. перешедшей в ведение «Интуриста». В 1928 и 1932 гг. ее надстраивали. В 1934–1936 гг. в «Новомосковской» жил Юлиус Фучик, писавший здесь свои очерки о Москве. С 1939 по 1957 г. в здании помещалось общежитие НКИДа, потом МИДа, а затем снова открылась гостиница под новым названием «Бухарест». Потом она стала 5-звездным отелем «Балчуг».

Обводной канал с Чугунного моста

Садовнический мост, пешеходный, 1963

Пешеходный мост через Водоотводный канал в Москве. Расположен между Чугунным и Комиссариатским мостами. Назван по историческим Садовническим слободам XVI–XVII вв. (см. Садовническая наб.).

Комиссариатский мост, 1927

Автодорожный мост через Водоотводный канал в Москве. Расположен между Садовническим и Зверевым пешеходными мостами, связывает потоки Бульварного кольца с Замоскворечьем. Назван по Новому Кригскомиссариату — историческому зданию Военного ведомства, построенному в 1776-80 гг. архитектором Н. Леграном, в котором сейчас располагается штаб Московского военного округа.

Первый, деревянный, Комиссариатский мост был построен в середине XIX в. Он располагался к востоку от современного моста, по трассе Комиссариатского переулка. Трамвайное движение по мосту открыто только в 1963 г. в связи со снятием трамвая с Пятницкой улицы.

Зверев мост, пешеходный, 1930

Пешеходный мост через Водоотводный канал в Москве. Расположен между Комиссариатским и Малым Краснохолмским мостами, по трассе Садовнического (до 1954 г. — Зверева) и Большого Татарского переулков. Название мост получил по переулку, а тот — по имени дореволюционного домовладельца.

Подмостовой габарит для прохода малых судов. Устои опираются на деревянные, наклонно вбитые сваи.

Малый Краснохолмский мост (Садовое кольцо), 1938

Описан при рассказе о Б. Краснохолмском мосте.

Второй Шлюзовой мост, пешеходный, 1997

Пешеходный мост через Водоотводный канал в Москве. Расположен между Малым Краснохолмским и Шлюзовым мостами. Соединяет деловой центр «Красные холмы», расположенный на острове, с районом Павелецкой площади в Замоскворечье.

С северной стороны к центральной части арки примыкает пешеходная эстакада, соединяющая мост со вторым уровнем «Красных холмов». Особенность собственно главной арки — то, что ее лестница разделена продольными перилами на три параллельных пешеходных «русла».

Шлюзовой мост, 1965

Шлюзово-Автодорожный мост через Водоотводный канал в Москве. Перекрывает восточное устье канала, соединяет Космодамианскую и Шлюзовую набережные реки Москвы. Название Шлюзового моста и набережной — память о деревянном шлюзе, перекрывавшем Водоотводный канал в течение почти века (с 1830-х до середины 1930-х гг.). Шлюз располагался выше по течению, примерно напротив сохранившегося дома № 6, стр.30 по Шлюзовой набережной.

МОСТЫ ЧЕРЕЗ ЯУЗУ

На Яузе в черте Москвы, в ее исторической и оживленной части, расположены двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой — между «Бабушкинской» и «Медведково»). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь — по которым ходит троллейбус и двадцать три — пешеходных.

Изначально ее название читалось и произносилось как Ауза. Исследователь и филолог В.Н.Топоров, занимавшийся индоевропейскими языками, склоняется к балтийскому происхождению названия. В результате процессов, происходящих в языке, Ауза превратилась в Яузу. Происхождение названия возможно из славянских и финно-угорских языков. Этимологический словарь Макса Фасмера трактует происхождение названия так: «сложение с приставкой jа — от vojz — (см. узел, вязать), т. е. «связывающая река»; ср. Вязьма». Так же возможно заимствование из авестийского языка (jаоz — «приходить в волнение», jоzа — «волнение (воды)»).

Сейчас Яуза — мелкая река, и трудно поверить, что когда-то она была полноводной и судоходной. Упоминалась в летописи за 1156 г. (в связи с заложением первого Московского Кремля) как часть великого торгового пути, шедшего из Смоленска на Волгу и далее на Каспий и в Аравию и связывавшего Москву с городами Северо-восточной Руси. В конце XII века Яуза потеряла свое транспортное значение, но продолжала играть важную роль в жизни города.

Окрестности Яузы пользовались популярностью как место отдыха. В 1880-х гг. здесь жил поэт В.Брюсов, оставивший восторженный отзыв о с. Медведково. В 1890–1891 гг. в этих местах работал живописец К.Коровин. В Медведкове у Коровина бывал в гостях М.Врубель. Теперь живописные места, запечатленные великими художниками, — не узнать.

Ростокинский акведук, 1804

Воздвигнут во времена Екатерины II. Императрица созвала в Москве Комиссию для разработки нового законодательства страны. В наказе москвичей затрагивались проблема водоснабжения Москвы, так как эпидемия чумы в 1771 г. особенно остро поставила вопрос об устройстве водопровода («водоведения»). 28 июля 1779 г. Екатерина II поручила «генерал-поручику Бауеру произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы». В том же году военный инженер Ф. В. Бауер провел необходимые изыскания и представил проект Мытищинского самотечного водопровода. Строительство началось в 1780 г. и длилось около 25 лет. Достроен и пущен он был только в 1804 г. Это строительство обошлось в 1 миллион 648 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги): Ростокинский акведук получил в народе название «Миллионный мост».

Мытищинский водопровод в те времена представлял собой грандиозное сооружение. В 1785 г. Екатерина назвала его самой лучшей постройкой в Москве, что «он с виду легок, как перо… и весьма прочен». Ростокинский акведук длиной 356 метров с устоями высотой до 15 метров был для своего времени самым большим в России каменным мостом.

В наше время расположен параллельно проспекту Мира, в районе ВДНХ.

В советское время по акведуку проходила теплотрасса. В 2007–2008 гг. Ростокинский акведук был отреставрирован, снабжен перилами и декоративной крышей, и открыт для публичного доступа.

Ростокинские мосты, 1957

Кроме Ростокинского акведука на севере Москвы есть еще Железнодорожный мост Ярославского направления МЖД, Богатырский мост, 1912, Олений мост, 2001(53,54,55) — Последний представляет собой низкий автодорожный мост через Яузу в Москве, на 9,6 км. от устья реки. Является верхней границей возможного судоходства по Яузе.

Глебовский мост, 1981

Преображенский метромост 1965

Матросский мост, 1956

Электрозаводские мосты, 1956

Рубцов мост, пешеходный, 1958

Госпитальный мост, 1941

Все эти транспортно-пешеходные мосты не являются особыми архитектурными или историческими достопримечательностями.

Лефортовский (Дворцовый) мост, 1777, реконструирован 1940

Построен в 1781 г. архитектором Семеном Яковлевым в Лефортове через реку Яузу от строившегося Екатерининского дворца в Немецкую слободу.

Автомобильный мост ТТК через Яузу (Третье транспортное кольцо), 2000. Третье транспортное кольцо (ТТК) — автомобильная дорога в городе Москве, общей протяженностью около 36 километров, из них около 19 километров — эстакады, около 5 километров — тоннели. Четыре раза пересекает реку Москву, в южной части проходит параллельно Малому кольцу Московской железной дороги, содержит три тоннеля — Лефортовский, Кутузовский и Гагаринский. Большая часть третьего транспортного кольца построена в конце 1990-х — начале 2000-х, однако в кольце задействованы отдельные участки, построенные в советское время и впоследствии реконструированные. Наземные пешеходные переходы и пересечения с другими дорогами на одном уровне отсутствуют, что позволяет обеспечить непрерывное движение на всем протяжении автотрассы. Понятно, что на ней велика роль мостов. Среди них выделяются мосты — памятники архитектуры:

Салтыковский мост, пешеходный, 1958

Сооружен в 1958 году на месте старого моста, который соединял Самокатную улицу с ныне упраздненной Салтыковской. Название получил в честь боярина Салтыкова, которому в XVII веке принадлежала эта местность, около реки Яузы.

Андроников мост (железнодорожный), или Андроников виадук — железнодорожный мост Курского и Горьковского направлений МЖД на перегоне между Курским вокзалом и платформой Серп и Молот. Построен в 1865 году по проекту инженеров Н. М. Колоколова, С. Я. Терехина и архитектора Б. М. Надежина. В 1950–1951 годах мост был реконструирован. Этот мост украшает кадры фильмов «Летят журавли» и «Застава Ильича». В 2008 году к виадуку был вплотную пристроен мост для первого главного пути Горьковского направления МЖД.

Костомаровский мост, 1941 — автомобильный мост в Москве через реку Яузу. Построен в 1941 году по проекту инженера Ю. Ф. Вернера и архитекторов И. В. Ткаченко и К. Т. Топуридзе на месте старого кирпичного арочного моста. Соединяет Костомаровский переулок и Андроньевскую площадь. Кроме автомобильного по мосту осуществляется трамвайное движение.

Высокояузский мост (Садовое кольцо), 1890, реконструирован 1963.

Астаховский (Яузский) мост, 1938

Мост был построен подрядчиком Андреяновым еще в 1805 году. Работы по возведению моста велись без технического надзора. Мост оказался на аршин длиннее и на сажень ниже, чем полагалось по проекту. Мост несколько раз перестраивался. Свое название мост получил в честь 19-летнего Иллариона Астахова, которого в 1917 году убили полицейские на этом самом мосту.

Малый Устьинский мост, 1938

Малый Устьинский является как бы продолжением Большого, описанного в разделе москворецких мостов, и составляет с ним единый архитектурный ансамбль, в котором доминантой, конечно, является место впадения главного притока Москвы-реки. Особых достопримечательностей у него нет.

Вот мы и подошли к устью Яузы, описанному в разделе «Набережные Москвы».

Следует упомянуть еще Горбатый мост, 1806, реконструирован 1986 — мост в Пресненском районе Москвы через ныне не существующий проток Старого русла реки Пресни. Находится рядом со зданием Правительства России.

Мост построен в середине XVIII в. на плотине Нижнего Пресненского пруда. Когда в 1806 г. на Пресненских прудах был устроен первый московский публичный сад, Горбатый мост был облицован белым камнем, оборудован фигурными фонарями. В XX в. носил официальное название «Мост имени 1905 года». Получил широкую известность благодаря трансляции СNN на весь мир после расстрела Верховного Совета в ходе вооруженных противостояний у Белого дома в августе 1991 и октябре 1993 гг. Потом и в настоящее время здесь проводятся пикеты у Дома правительства и другие публичные акции.

МОСТЫ НА МКАД

Эти мосты имеют чисто утилитарное, транспортное значение, но все-таки бегло упомянем про некоторые из них.

Химкинские мосты (МКАД), 1998

Мосты в районе 75-го и 77-го км МКАД над каналом и рекой Химка — значительным левым притоком Москвы. Длина около 18 км. Берет начало на окраине Химкинского лесопарка, к северу от г. Химки. Большая часть стока Химки зарегулирована высокой земляной плотиной Химкинского водохранилища и поступает в Москву-реку вместе с волжской водой через канал им. Москвы и деривационный канал с рекой Сходней. Ниже плотины Химка начинается вторично от родников Покровского-Стрешнева. Здесь река объявлена в 1991 г. памятником природы. На берегах Химки расположены Химкинский лесопарк с заливом Воробьевка, сад «Захарково», Парк Дружбы в Химках-Ховрине, парк усадьбы Покровское-Стрешнево, где выходят на поверхность многочисленные родники (среди них — «Лебедь», объявленный в 1987 г. памятником природы).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все реки, набережные и мосты Москвы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я