Судьба в желтом платье. Проза. Фантастика. Трагедийная драма

Борис Благовещенский

Строчки: «Я брожу по холодным планетам, я миры среди звезд создаю», взятые автором в качестве эпиграфа к этой книге, отображают состояние автора и суть большинства его произведений. Откройте страницу с содержанием, и вам станет понятно, о чём эта книга. Фантастические рассказы, лирическая повесть, художественные и сатирические рассказы, трагическая драма и цикл публицистических работ – вот жанровая палитра этой книги. Прошлое, настоящее и будущее тесно переплетаются в ней.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Судьба в желтом платье. Проза. Фантастика. Трагедийная драма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Формула пси-гравитации

Фантастический рассказ

Историю, которую я хочу здесь рассказать, я услышал случайно от своего спутника в электричке почти год назад. Все это время я не знал, что с ней делать, верить в нее или нет, рассказывать ее знакомым или лучше молчать.

Это было летом 1988 года. Я проводил свой отпуск в небезызвестном Комарово, на Карельском перешейке под Ленинградом. Помню, был дождливый день в первой декаде июня. Он запомнился мне с утра до вечера, потому что весь день меня сопровождали какие-то приключения. В жизни иногда бывают такие дни, когда тебя на каждом шагу поджидают разные неожиданности. Первая из них случилась, когда я ехал в экскурсионном автобусе по дороге из Ленинграда в Павловск. Сидя на последнем кресле и слушая рассказ экскурсовода, я на какое-то время отключился и вздремнул. Очнувшись, я сразу обнаружил, что куда-то исчез мой фотоаппарат, который, как обычно, висел у меня на груди. Я обшарил все вокруг себя, но его нигде не было. Я уже засомневался в своей внимательности и готов был подумать, что оставил его где-то до посадки в автобус, как вдруг увидел, что он висит у окна на крючке рядом со мною. Я обрадовался и, зная, что у меня и мысли не было туда его повесить, решил, что он упал, когда я дремал, и его поместил туда мой сосед, также время от времени клевавший носом рядом со мною.

Об этом случае не стоило бы упоминать, если бы спустя несколько дней, проявив пленку, я не обнаружил на ней два кадра, заснятые в совсем незнакомом мне месте Ленинграда, в котором я ни разу не был. Оба кадра занимали на пленке место, соответствующее времени исчезновения фотоаппарата. Все остальные кадры располагались в знакомой мне последовательности.

Второе приключение того дня ожидало меня при возвращении в Комарово.

Едва я вошел в электричку на Финляндском вокзале, как она тут же поехала. Я сел у окна, достал из кармана плаща газету «Вечерний Ленинград» и стал читать. Знакомые названия станций: Удельная, Озерки, Парголово, Шувалово мелькали за окном. Отложив газету, я вглядывался через окно в уже знакомый, но редкий для меня по красоте пейзаж. В электричке было немного пассажиров, места возле меня были свободные, и я, засмотревшись в окно, не заметил, как напротив меня оказался подросток лет двенадцати-тринадцати, светловолосый, с голубыми глазами и стрижкой «шведский мальчик». Он сидел и увлеченно читал какую-то книгу. Уловив момент, я прочитал название: «Красная звезда». Неужели это та самая книга, о которой я вчера услышал на экскурсии от нашего гида, библиотекаря дома отдыха? Я решил спросить у мальчика, кто автор книги. Он посмотрел на переплет и сказал: «Богданов». Мне показалось что-то необычное в таком совпадении. Я не выдержал и спросил мальчишку:

— А ты знаешь, что мы сейчас будем проезжать то самое место, где когда-то была написана эта книга?

Мальчик отрицательно покачал головой, и я рассказал ему, что в нынешнем поселке Репино, почти у самой железной дороги, стоял когда-то домик одного финна. В этом доме, известном как дача Ваза, на первом этаже, скрываясь от царской охранки, в 1906 — 1907 годах проживал Владимир Ильич Ленин, а на втором — его соратник по партии, Александр Александрович Богданов, написавший тот самый фантастический роман «Красная звезда», который он держал в своих руках. Моего спутника, очевидно, не очень заинтересовало то, что я ему рассказал, потому что он задал, как мне показалось, совсем отвлеченный вопрос: «А вы кто — писатель или историк?» Я ответил ему, что по профессии — я инженер. По лицу мальчика пробежала тень радости, как будто он нашел то, что давно искал, и он, достав из кармана своей черной нейлоновой куртки спортивного покроя какой-то клочок бумаги, развернул его, потом сложил вдвое и, протянув мне, спросил:

— Как понять эту формулу?

На протянутом клочке бумаги я увидел фразу, написанную от руки неровными печатными буквами: «УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПСИ-ГРАВИТАЦИИ». Ниже было уравнение, выраженное целой частью и сложной дробью, в котором мне была известна лишь целая часть, выражающая энергию движущегося тела. Дробная часть формулы напоминала мне уравнение квантовой механики, содержащее постоянную Планка. В том, что в нем была постоянная Планка, сомнения не было, так как значение этой величины приводилось ниже.

Я сказал своему спутнику, что не могу объяснить все уравнение, но оно, судя по всему, имеет отношение к энергии движущегося тела, и кратко объяснил ему все, что мне было известно из теории относительности Эйнштейна. Из моего рассказа его больше всего заинтересовало то, что продольные размеры быстро движущегося тела, согласно этой теории, уменьшаются по определенной зависимости. Я спросил его: «А откуда у тебя эта формула?». Он, улыбнувшись, сказал: «Это мне инопланетяне оставили». И тут пришла очередь улыбнуться мне, и я попросил: «Ну, расскажи, если не секрет». «Теперь уже не секрет», — сказал мой юный собеседник и начал свой рассказ.

Витя Хомутов (назовем так моего попутчика) второй час бился над задачей по математике, но полученный результат никак не сходился с ответом в учебнике. Он хотел уже встать из-за своего письменного стола и позвонить кому-нибудь из друзей, чтобы узнать решение изрядно надоевшей ему задачи, как вдруг услышал позади себя тихий писклявый голос: «Хочешь, я тебе помогу?» Витя, удивленный, обернулся и прислушался. Кроме него и попугая Гоши в комнате никого не было. Но маленький волнистый попугайчик не умел говорить. Витя все собирался обучить его хотя бы нескольким словам, но до сих пор ему это не удалось сделать. «Показалось, наверное», — подумал он. «Нет, не показалось», — услышал он тот же голос.

— Кто тут? — с интересом и волнением спросил Витя, — покажись, я хочу тебя видеть.

— А ты не испугаешься? Я твой друг.

— Раз ты мой друг, зачем мне тебя бояться, — сказал Витя, — выходи, не прячься.

И тут он увидел справа от себя сидящего в кресле мальчика лет двенадцати. С нагловато улыбающейся физиономией и рыжими волосами, похожий на Антошку из известного мультфильма, он самодовольно восседал в кресле, глядя на Витю.

— Кто ты такой? Как попал в мою комнату? — спросил он своего новоявленного дружка.

— Я прилетел с другой планеты, это очень далеко от места, где ты живешь. Мы несколько месяцев летаем на своей «тарелке» вокруг вашей Земли, изучаем вас. Мне поручено выбрать одного землянина и войти с ним в контакт. Вот я и выбрал тебя. Я знаю, что тебя зовут Витя. А меня называй, как тебе нравится. На нашей планете мыслящим существам не принято давать клички.

— Хорошо, — сказал Витя, — я буду называть тебя Антошкой. А как вы обращаетесь между собой без имен?

— Очень просто, — ответил инопланетянин Антошка, — мы общаемся мысленно. Про кого я подумаю, тот мне и отвечает, и наоборот. При помощи звука мы уже давно не общаемся, это для нас давно пройденный этап.

— Как ты вошел в мою комнату, ведь дверь у нас всегда заперта?

— Это тоже весьма просто — при помощи этой вот штуки, — он показал на несколько необычный с виду пояс на своих бежевых брюках.

— На вашем языке это называется телепортацией — перемещением в пространстве-времени в результате действия антигравитационных сил, создающих гиперпространство в нужном направлении.

Вспомнив все прочитанные научно-фантастические книги и виденные им фильмы, Витя приблизительно представил себе, что такое гиперпространство и как можно без ничего, при помощи какого-то пояса, перемещаться в нем. Он достал из ящика стола две клубничные жевательные резинки, и, протягивая одну из них Антошке, сказал:

— Угощайся. У меня еще и другие есть.

Антошка взял жевательную резинку и начал с интересом рассматривать ее, не зная, что с ней делать.

— Что смотришь на нее, как мартышка на котлету? — сказал Витя, — клади в рот и жуй — вкусно обалденно!

Антошка посмотрел, как Витя с наслаждением начал размалывать зубами незнакомый предмет и последовал его примеру.

— Действительно вкусно, — признался он, но мы уже давно не питаемся таким образом. Мы умеем потреблять энергию из космоса непосредственно, без всяких там промежуточных процессов. Это и менее хлопотно, и экономит время.

— Интересно — произнес Витя. — У нас, если человек долго ничего не ест, говорят, что он божьим духом питается. А меня ты этому научишь?

— Нет. Этому нельзя научиться. Это результат длительной искусственной эволюции всех мыслящих существ на нашей планете. Чтобы твой организм мог использовать в качестве энергии космическое излучение окружающей среды, например, биоволны другого человека, нужно совершенно изменить конструкцию таких твоих органов, как желудок, печень или дополнить их специальным искусственным органом.

— Жаль, — Витя тяжело вздохнул, — А было бы классно, пойти в турпоход с пустым рюкзаком. Не надо таскать всякую там посуду, банки с консервами. Воздухом подышал и сыт.

Тут собеседник Вити внезапно исчез из кресла, как бы растворился в воздухе, в то же время дверь комнаты отворилась, и он увидел своего дедушку.

— Ты с кем тут разговариваешь? — полюбопытствовал он.

— Ни с кем, — нашелся Витя, — я репетирую новую нашу пьесу, дедушка, не мешай мне, пожалуйста.

Дверь закрылась, и было слышно, как дедушка, шаркая, уходил в свою комнату.

Антошка снова появился в кресле, и Витя спросил его:

— А по воздуху летать, как ты, можешь меня научить?

— Это можно, нужно лишь иметь вот такой транс гравитационный пояс, как у меня. Берешься рукой за пояс, включаешь пси-гравитатор и мысленно задаешь ему направление и место своего нового положения. Через мгновенье ты окажешься там, где тебе нужно.

— Вот здорово, — в глазах у Вити засверкали азартные огоньки, — мне бы такую штуку. Хочешь, дам тебе за нее целый блок импортной жвачки — пятьдесят штук, — он достал из ящика стола свое состояние.

Тут требуется объяснить, что Витя Хомутов, ученик 5 «г» класса, очень любил путешествовать. География была его любимым предметом. В классе все называли его Миклухо-Маклаем. Правда, путешествовал Витя, в основном, мысленно, читая книги великих путешественников, или по телевизору, благодаря «Клубу путешественников». Поэтому, когда он услышал о необычном способе передвижения от пришельца Антошки, он решил, во что бы то ни стало, заполучить его волшебный пояс. Но пришелец не спешил расставаться со своим транспортным средством.

— Этот пояс я тебе никак не могу дать, — сказал Антошка, — я без него не смогу вернуться на нашу «тарелку». У нас есть еще несколько таких поясов, один из которых я тебе подарю, если разрешит начальник экспедиции. Подожди меня несколько минут, я скоро вернусь.

С этими словами маленький инопланетянин исчез, но вскоре появился с поясом, очень похожим на обыкновенный брючный ремень от школьной формы. Прежде, чем дать его Вите, он сказал:

— Обещай, что никому не расскажешь, что это за пояс и кто тебе его дал. Никому не говори о встрече со мной.

И когда Витя поклялся, что никому ни гу-гу, пояс перекочевал в его руки. Он был значительно тяжелее обычного пояса. Витя перехватил им свою талию и защелкнул круглую блестящую металлическую пряжку. Пояс пришелся ему в самый раз. Вите тут же захотелось проверить его волшебную способность, он хотел уже нажать рукой на пояс в указанном месте, но остановился в нерешительности, подумав, что ему предстоит «пролететь» сквозь стены их многоэтажного дома.

— А… это не опасно? — спросил он.

— Не бойся, — ответил Антошка, — при такой скорости перемещения различие плотности твоего тела и среды, в которой ты перемещаешься, не имеет никакого значения. Ведь ты движешься со скоростью, значительно большей скорости света. Во время движения ты превращаешься в энергетический импульс, в сгусток энергии, точнее, в энергетическую волну. Все процессы, которые происходят в твоем организме и в окружающей тебя среде, протекают медленнее, чем скорость пси-гравитации, и с тобой просто не успеет ничего случиться.

— Потрогай меня, — сказал Антошка, — я же материальный, как и ты, но со мной ничего не происходит при перемещении.

Витя ткнул кулаком в грудь Антошки, и, убедившись, что тот, в самом деле, не призрак, нащупал рукой на поясе незаметную кнопку и вдруг увидел, что в каком-то направлении перед ним пространство сжалось в плоскость, стало похожим на смазанный фотокадр. Он оказался на цирковой арене. В городском цирке в это время шло дневное воскресное представление. На арене, огражденной от зрителей высоким барьером из металлической сетки, выступал дрессировщик со львами. Когда Витя, как из-под шапки-невидимки, внезапно возник на середине арены, дрессировщик, ничего не понимая, застыл с бичом в руке. Зрители, приняв это за новый цирковой трюк, загудели и зааплодировали, а львы, почуяв в клетке постороннего, забеспокоились. Один из них, сидящий на тумбе в ожидании команды дрессировщика, чтобы совершить прыжок на тумбу, стоящую позади Вити, не дожидаясь команды, прыгнул прямо на Витю. Зажмурившись от страха и сжимая транс гравитационный пояс, он пожелал лишь одного — поскорее оказаться подальше отсюда.

Появление мальчика на арене и прыжок льва были так неожиданны, что зал сначала замер в шоке, а потом вдруг разразился хохотом. Причиной внезапного веселья стал вертевшийся за барьером человек с фотокамерой. Нацелив ее на приготовившегося к прыжку льва и увидев в объективе, что тот летит прямо на него, он молниеносно отскочил назад, но, налетев на растяжку, удерживающую барьер, кувырком полетел вниз и растянулся за ареной. Зрители в восторге зааплодировали, приняв все это за хорошо отрепетированный номер.

А Витя, оказавшись на улице, шел в это время по улице Садовой, едва держась на ногах от дрожи в коленах. Он понял, что впредь перемещаться в пространстве при помощи пояса Антошки нужно с умом, чтобы снова не оказаться в переделке.

Рядом возник Антошка. Он окинул Витю взглядом с головы до ног и деловито сказал:

— Ты прекрасно телепортируешься. Будь смелее. Пси-гравитатор устроен так, что ты всегда переместишься в свободную область пространства. Теперь ты, мгновенно перемещаясь в пространстве-времени из одного места в другое, можешь оставаться почти невидимым для остальных окружающих. Будь здоров, землянин, — сказал он Вите и исчез в неизвестном направлении.

Витя еще несколько минут шел по Садовой мимо бесчисленных прохожих, которым не было до него никакого дела. На углу Невского, возле Гостиного Двора, он остановился, пошарил по карманам и, убедившись, что в них совершенно пусто, потоптался на месте и исчез в направлении станции метро Маяковская. Проходившая мимо женщина лет пятидесяти, увидев, как мальчик буквально испарился у нее на глазах, перекрестилась и удивленно закричала: «Украли! Человека украли!».

В это время дедушка Вити, заглянув в очередной раз в комнату внука, увидел на письменном столе раскрытые учебники, недоумевающее оглянулся вокруг и позвал: «Ну-ка, чертенок, вылезай, где ты тут прячешься?» Он заглядывал во все углы: за шторы, за диван, в платяной шкаф — любимое место, куда Витя любил прятаться, но тот как в воду канул.

«Странно, как он вышел из дому, что я совсем этого не заметил», — гадал дедушка и, не найдя Вити в комнате, заглянул на кухню. Но и там его не оказалось. Он достал из холодильника бутылку с напитком «Фанта», налил себе полстакана, медленно выпил и пошел в свою комнату. Часы на стене показывали пять часов дня. Беспокоясь за Витю, он решил позвонить родителям Стасика, у которого Витя часто проводил время. Но тут с ужасом обнаружил, что телефон, не более чем, десять минут назад стоявший на тумбочке, исчез, как будто его никогда тут не было. Сердце его учащенно забилось и он, не веривший в сверхъестественные силы, подумал: «Неужели нечистая сила в доме завелась?» Тут он вспомнил и другие случаи исчезновения и появления в самых неожиданных местах квартиры различных предметов. Он считал все эти казусы результатом своей старости и прогрессирующего склероза. Но после того случая, который произошел около месяца назад, когда Витя еще находился в пионерском лагере, он понял, что в мире существует еще что-то, не зависящее от склероза. В тот вечер они с дочерью, поужинав, сидели у телевизора. Шла очередная серия зарубежного фильма. Он вышел на минутку, на кухню, чтобы запить лекарство и заметил, что бутылка с «Фантой», начатая им после ужина и оставленная на столе, стояла опустошенная, а рядом с ней — крышечка от нее. «Мистика какая-то, — подумал он, входя в комнату дочери, — когда Нина успела ее выпить, ведь она не выходила на кухню — лежала, не вставая, с дивана. Как в том фантастическом романе, где люди перемещаются с места на место, не делая никаких физических усилий: подумала, что ей хочется пить, — оказалась на кухне, а через минуту бесшумно вернулась на свой диван». Но, увидев ее, уставшую за день и дремавшую на диване в полумраке комнаты, устыдился своих легкомысленных рассуждений. Он хотел спросить, была ли она на кухне, но сомнения в себе одержали верх, и он промолчал. Посмотрим, что будет дальше, решил он. Вспоминая этот случай, он уловил своим обострившимся слухом еле слышный звон на кухне. С опаской и любопытством он снова прошел на кухню, но никого там не обнаружил. Бутылка с «Фантой» была пуста. Он возвратился в комнату, сел в кресло и увидел, что телефон, как ни в чем не бывало, стоит на своем месте. В то время, когда Витин дедушка бился над загадочными чудесами, происходящими в квартире, Витя наслаждался прогулкой в метро. Метро всегда привлекало его. Иногда, когда у него со Стасиком оставалось по одному — два пятака от тех денег, что им давали родители на обед, они, выйдя из школы, спускались в метро и путешествовали по любимым станциям. Из всех станций в метро Вите больше всего нравилась станция Черная речка, затем Пушкинская и Площадь Александра Невского. Оказавшись в метро один, он путешествовал от станции к станции сначала электричкой, а потом, когда она ему надоела, перемешался при помощи чудодейственного пояса, который так внезапно свалился на него с неба вместе с инопланетянином Антошкой. Исколесив метро по Невско-Василеостровской и Московско-Петроградской линиям, Витя вынырнул из него на Лиговском проспекте возле своего дома. В квартиру он решил войти обычным способом — пешком по лестнице, чтобы не испугать внезапным появлением своего дедушку и не вызвать у него лишних вопросов. Лгать он не привык, а поэтому, когда дедушка открыл ему дверь, он, желая предупредить его расспросы, сказал: «Извини, дед, я решил пойти погулять, а ключ забыл». — Почему ты не сказал мне, что идешь на улицу? — строго спросил дедушка. — Ты знаешь, дед, я так внезапно захотел погулять, что забыл тебя предупредить. Дедушка озадаченно смотрел на Витю. Такого ему никогда не приходилось слышать от внука. Взгляд его привлек незнакомый пояс на брюках Вити, и он спросил: — Откуда у тебя этот ремень? — Это мне один мальчик подарил, — стараясь говорить правду, ответил Витя. — Мне нравится такой ремень, я за него дал ему пачку жвачки. Возвращение Вити несколько успокоило дедушку, но он еще находился под сильным впечатлением приключившихся с ним историй и решил, пока дочь, работающая медсестрой в клинике, не вернулась с работы, поделиться происшедшим с внуком. — Витя, ты не замечал ничего странного в последнее время в нашей квартире? — спросил он. — Вроде нет, дедушка, а что случилось? Когда дедушка поведал ему о странном исчезновении и появлении телефона в квартире, о выпитом кем-то напитке на кухне, Витя высказал предположение: — Наверно, в нашем доме невидимка поселился. Ты же читал в газетах, да и по телевизору недавно показывали, что есть на свете невидимки. Кто они такие, это наука еще объяснить не может. Я думаю, что это инопланетяне нас изучают, — сказал он в заключение, — не иначе, как они нашли нас, а теперь изучают нашу цивилизацию. — Какие там инопланетяне, — возразил дедушка — мы ищем их вот уже почти тридцать лет, посылая сигналы во Вселенную и изучая небесные радиосигналы, и за все это время ни одного случая, ни одного признака их существования. — Вот мы их не можем найти, а они нас смогли, значит у них более развитая цивилизация, чем у нас. Сейчас они изучают нас, не желая выходить с нами на прямой контакт. Видно, им так нужно. Дедушка не стал спорить с внуком. «Кто его знает, — подумал он, — может и в самом деле что-то такое есть на свете. Не зря же эти чудеса творятся в квартире». На следующий день по городу пошли слухи о мальчике-невидимке, об инопланетянах, которые на глазах у всех уносят людей. Происшествие в цирке передавалось в виде двух версий. Одни очевидцы рассказывали его, как невиданный цирковой трюк, другие, как появление мальчика-невидимки, посланца инопланетян. Один лишь Витя Хомутов знал истинную цену этим слухам, но помалкивал, хотя, ох, как ему хотелось поделиться своей тайной с другими мальчишками! Но удерживали его от этого клятва, данная Антошке инопланетянину, и боязнь потерять свой чудо-пояс. Витя пользовался им сначала в пределах Ленинграда. С пси-гравитатором у него появилось больше свободного времени. Теперь он никогда не спешил в школу, выходил из дому позже обычного, но успевал побродить по Невскому проспекту, разглядывая афиши у кинотеатров. Но вскоре он решил, что при помощи пси-гравитатора он может побывать в любом уголке Земного шара. Интерес к путешествиям владел им всегда, но дальше, чем в Ялте, он не бывал. Сначала он решил провести путешествие на небольшое расстояние и «слетал» в город Пушкин и Павловск, затем посетил Петродворец. В Петродворце он был впервые, пристав незаметно к группе экскурсантов, он жадно все смотрел и слушал. Независимое положение, которое Витя получил с приобретением пси-гравитатора, возможность попасть мгновенно в любое место на географической карте, не боясь опоздать в срок к обеду или ужину, нравилось Вите. Он жалел только об одном: что путешествовать ему приходилось одному, без друзей, но, как истинный путешественник, он вскоре привык к этому. Однажды он вышел после окончания уроков из школы и решил посмотреть на Токио. В школьной форме с ранцем на спине он оказался в самом центре японской столицы. Огромный, мало сравнимый с Ленинградом город, сначала испугал его своим шумом, большим количеством людей, автомобилей. Такого огромного скопления людей он не видел в пятимиллионном Ленинграде даже в самые сложные часы пик, когда метро гудит, как переполненный улей. Стояла непохожая на погоду в Ленинграде жара. Витя шел мимо текущей в обе стороны людской реки, прижимаясь ближе к зданиям и рассматривая незнакомый ему мир поверх голов совсем чужих людей. На мальчика в школьной форме никто не обращал внимания. В загазованной автомобильными выхлопами атмосфере было очень тяжело дышать, вскоре он почувствовал жажду. Японцы по очереди заходили в кабины-автоматы и, получив за монетку порцию обогащенного кислородом воздуха, продолжали свой путь по городу-исполину. На перекрестке Витя увидел, что на него с чрезвычайным любопытством смотрит регулировщик полицейский. Он впился в Витю глазами, как удав, забыв, что от его движений зависит движение на улице. Взгляд его был устремлен на Витин пионерский галстук. Только тут Витя сообразил, чем может обернуться его невинное путешествие. Полицейский, что-то закричал на своем языке и показал жезлом на мальчика с красным галстуком на шее. Витя инстинктивно бросился убегать, но тут же наткнулся на ноги прохожих и был сбит. Когда он поднялся, рядом был уже полицейский, схватив Витю сначала за ранец, а потом за руку, он, что-то щебеча на своем языке, потащил его за собой. Вите ничего не стоило другой рукой нажать кнопку на своем поясе, но он раздумывал: что будет с японцем, который вцепился в его руку? Если японец вместе с ним окажется в Ленинграде — что он там будет с ним делать? Отделаться от него там будет несложно, там этот полицейский не будет хозяйничать, как у себя дома. Но чем потом все это кончится? Как этот японец вернется в Токио? Ему стало просто интересно от этих всех вопросов и он, выбрав самое людное место на Невском проспекте, нажал кнопку пси-гравитатора. Когда Невский проспект сменил токийскую улицу, японец в первое мгновение ничего не понял и продолжал идти за Витей, вцепившись в его руку. Но вдруг его лицо начало меняться и Вите показалось, что он сейчас завопит, люди бросятся со всех сторон к ним и кто знает, что будет дальше. А люди уже начали посматривать на эту странную пару — мальчика в школьной форме и иностранца, похожего на японца в непонятной униформе и с жезлом регулировщика в руке. Японец, однако, начал приходить в себя и удивленно оглядывался вокруг. Витя решил ему помочь: — Это Ленинград, ты в России. Услышав слова: Ленинград, Россия, японец побледнел и замотал головой. — О! Ленинграда, Москова! Тут Витя больше не решился на испытания, он нажал второй раз кнопку на поясе, и они вновь оказались на том Токийском перекрестке, где японец увидел Витю. Оказавшись снова в своем Токио, японец пережил еще один шок, но очертания родного города подействовали уже исцеляющее и он, как на представлении в цирке, радостно захлопал в ладоши, лопоча по-японски и совсем забыв о мальчике с красным галстуком. Витя, удовлетворенный исходом своего приключения, возвратился на свою просторную, спокойную Лиговку и, поднимаясь на третий этаж, думал, как ловко прокатил он этого японца в Ленинград и обратно. Путешествовать по заграничным городам нравилось Вите больше всего. Пси-гравитатор переносил его с континента на континент в любую точку, которую он выбрал, воображая ее на карте. Как будто кинокадры, мелькали перед ним улицы и небоскребы невиданных государств. Только за несколько часов в одно воскресенье он увидел Эйфелеву башню в Париже, бродил по зеленой лужайке возле Белого дома в Вашингтоне, по улицам Лондона и Бомбея. Не было места на Земле, которое он не увидел, если оно его интересовало. Дикие лошади в американских прериях, попугаи какаду и прыгающие кенгуру в австралийских лесах и саванах — все стало для него таким близким и доступным, как будто находилось во дворе, за окном его комнаты. В свои дальние путешествия он отправлялся, хорошо изучив расположение места своей будущей прогулки на карте и прослушав прогноз погоды. Бывали случаи, когда он из двадцатиградусного тепла в Ленинграде оказывался в зябкой сырой погоде Лондона или, еще хуже, попадал под проливной дождь. Но в таких случаях он тут же возвращался домой в свою квартиру и одевался по погоде. В его путешествиях ему очень помогали подробные карты его отца, ученого сейсмолога, который находился в это время в очередной экспедиции на Камчатке. Одно из путешествий едва не стало для юного последователя Миклухо-Маклая последним. Это случилось в Австралии. В тот раз Австралию Витя решил посетить совсем неожиданно. В одну из суббот он долго не мог уснуть вечером. Лежал, зажмурив глаза, но сон не приходил. Тогда он встал, открыл атлас Австралии и долго изучал его. Сейчас стоял октябрь месяц. По его расчетам в Австралии была в разгаре весна. Разница между Ленинградом и восточной частью Австралии около 8 часов, значит, там уже утро. Одевшись по-летнему, он решил прогуляться по австралийскому тропическому лесу. Лес, в котором он остановился, находился примерно в ста километрах от Сиднея. Хорошая автострада, соединяющая Сидней и город Брисбен, проходила в непосредственной близости от леса, и Витя сначала наслаждался его видом, не сходя с дороги, а потом, увидев легковой автомобиль, стоявший в зарослях у самого леса, осмелел и вошел в лес. Буйная растительность окружала его. Кусты папоротника, высокие эвкалипты, казуарины и высокие бутылочные деревья, все это было настолько красивым и сверхъестественным, что Витя в очередной раз пожалел, что с ним не было ни мамы, ни папы, ни Стасика, с которыми он мог бы поделиться этой красотой. Воздух благоухал запахами и пьянил. Витя взглянул на свои часы. Прошло полчаса, как он ушел из дому в австралийский лес. Надо было возвращаться, но он решил «забежать» и взглянуть на окрестности озера Эйр, а потом уже возвращаться домой в свою постель. Пустые окрестности озера сразу же не понравились Вите. К тому же здесь, несмотря на то, что солнце только взобралось на горизонт, было очень жарко. Пустынная равнина, окружавшая мертвое озеро, простиралась перед ним. Вокруг — ни кустика, ни единого деревца. Витя почувствовал усталость и решил, что ему в самый раз сейчас оказаться дома. Он взялся рукой за пояс и нажал на выступ в привычном месте, однако ничего не произошло. Сколько ни нажимал он на кнопку, перед ним была безжизненная глиняная равнина с соленым озером Эйр. Это было похоже на кошмарный сон. Но, к сожалению, это была явь и, если наступит теперь его сон, то он будет последним. На тысячи километров ни души. С пси-гравитатором что-то случилось, и никто ничем ему здесь не поможет. Жажда мучила его все больше, и он зашагал в поисках влаги. Он быстро нашел небольшое озерцо, потом еще одно, но и в первом и во втором вода была такая горькая от соли, что о питье и думать было невозможно. Усевшись возле озерца, которое, наверное, еще вчера только наполнилось водой и не успело высохнуть, представил себе, как утром мама вернется с дежурства, увидит, что его нет дома, с ног собьется, но кто его здесь найдет? «Ах, Антошка, Антошка, как же ты меня подвел со своим поясом», — вспомнил он своего друга пришельца. Невероятно, но Антошка инопланетянин вдруг вырос перед ним, как в сказке. — Что случилось с тобой, землянин? — спросил он убитого несчастьем Витю. — Барахло твой пояс, не работает, — сказал повеселевший Витя. — Дело не в пси-гравитаторе, — сказал Антошка, — он в порядке. Что-то случилось с твоим мозгом, поэтому ни я, ни пси-гравитатор не «слышим» тебя. Принцип работы его основан на резонансе биоэлектромагнитных волн, которые излучает твой мозг. Очевидно, в нем из-за отличия геомагнитного поля в этом месте произошло нарушение электрического гомеостаза. В результате клетки твоего мозга работают только на поглощение энергии. Со временем установится равновесие, и ты сможешь перемещаться в пространстве, как и раньше. А пока прими вот это, — он протянул руку, и на его раскрытой ладони появился оранжевый шарик, величиной с лесной орех.

— Проглоти его, — сказал инопланетянин, — и через несколько минут сможешь быть дома.

Витя с опаской, но положил шарик в рот, который тут же растаял, как снежинка.

— Антошка, я пить хочу, умираю, — вспомнил вдруг Витя.

— Хорошо, я тебе сейчас принесу чего-нибудь из твоего холодильника.

— Нет, нет, — испугался Витя, — не оставляй меня, я лучше потерплю еще.

Он боялся, что если Антошка уйдет, опять может случиться что-нибудь непредвиденное.

— Как ты нашел меня здесь? — спросил он инопланетянина.

— Это было несложно. После того, как ты нажал на стартовую кнопку и пси-генератор не воспринял энергии, он автоматически послал сигнал бедствия, который я принял, хотя был отсюда так далеко, что ты даже не можешь себе представить.

— Скажи, Антошка, а у нас на Земле скоро такие пояса появятся?

— Не знаю. Это может произойти через год, а может и через столетие. Для этого вам, землянам, нужно еще многое понять в окружающей природе и в самих себе. Вы должны понять и признать, что в природе существуют гиперсветовые скорости. Ими обладает человеческий мозг.

— Человеческий мозг является одним из самых мощных двигателей в природе. Пситоны, излучаемые ими в процессе мышления, пронизывая с гиперсветовой скоростью пространство, способны выполнять большую работу, чем перемещение человека в пространстве. Нужно только уметь использовать эту энергию. Чтобы осуществить телепортацию, нужно выполнить два условия: первое — создать пси-гравитацию — отрицательное гравитационное поле; второе — сконцентрировать пси-излучение в одном направлении. Пситоны, излучаемые мозгом человека во все стороны пространства, попадая в пси-резонатор, генерируют отрицательное поле, в котором масса перемещаемого тела становится равной нулю. Такое тело будет легко перемещаться в этом поле с гиперсветовой скоростью, если пситоны сконцентрировать в направленный пучок. Получается обыкновенный реактивный двигатель, использующий энергию мозговых волн.

— А почему вы не поможете нашим ученым сделать пси-гравитатор?

— Мы не имеем права вмешиваться в развитие другой цивилизации. Каждая цивилизация должна идти своим путем. В многообразии этих путей состоит смысл вселенского разума. Цивилизация, у которой не хватает разума, чтобы решить все свои проблемы и выжить, ничего не стоит. Если она исчезнет, природа создаст что-то новое, более совершенное, и жизнь пойдет снова, но уже по другому кругу.

— Нам пора уже, — сказал Антошка, и их фигуры растаяли в разреженном пространстве австралийской пустыни.

Последнее свое путешествие Витя совершил 25 октября 1987 года. Это было воскресенье, и почти весь день он провел вместе с мамой и дедушкой. После обеда они втроем пошли в кино, а потом гуляли по Летнему саду. Раньше Вите очень нравился Летний сад, но сегодня ему было здесь скучно. Листья на деревьях уже желтели и начали опадать. Статуи древнеримских богов выглядели задумчивыми и грустными. Витя подумал о буйной зелени лесов где-то в тропиках Африки или Австралии и опять пожалел, что они все втроем не могут сейчас там оказаться.

Вечером он читал в своей комнате «Марсианские хроники» Рея Бредбери и вспомнил Антошку инопланетянина. Где он сейчас? С того времени, как он выручил Витю в Австралии, Антошка больше не появлялся, сколько он его ни звал. Наверное, инопланетяне улетели на свою планету или к другим звездам. Интересно было бы, думал он, побывать на их «тарелке». Они очень добрые существа, если столько времени летают над нашей Землей и не делают нам ничего плохого. Жаль, что не появляется больше Антошка, он попросил бы его взять с собой на «тарелку». Как он переносится на своем пси-гравитаторе из космоса на Землю и обратно без всякого скафандра? — гадал он. Антошка сказал, что пси-гравитатор что-то делает с пространством, превращая его вокруг себя в туннель, в котором все становится невесомым. Он не мог представить себе, как пси-гравитатор может перенести его с Земли высоко в космос и доставить на корабль, который находится неизвестно где над Землей. Он не знал, как это происходит, и не верил, что такое может произойти. Поэтому, когда он, замечтавшись, вообразил себе черную пустоту космоса с космическим кораблем среди звезд и нажал кнопку на своем поясе, не сразу понял, где находится.

Он стоял в узком коридоре, стены которого были покрыты матовым пластиком. Мягкий невидимый свет окружал его так, что было видно пространство коридора в двух шагах впереди и сзади него. Когда он сделал два шага вперед, свет также поплыл за ним. Затаив дыхание, и, держа пальцы на кнопке пси-гравитатора, он сделал еще шагов восемь, и увидел, что коридор превратился в круглую комнату метров шесть в диаметре. Стены ее представляли большой телевизионный экран, разделенный на множество маленьких, величиной, как у обычного телевизора. На каждом маленьком экране была своя очень яркая цветная картинка. На одном из них Витя узнал знакомое изображение Белого дома в Вашингтоне, на других он увидел московский Кремль, шумные улицы каких-то городов, работающие заводы и даже людей, спокойно спящих в своих постелях. Потолок этого видео зала представлял собой купол ночного неба, очень похожий на тот, который показывают в планетарии. Но созвездия на нем были какие-то необычные и совсем незнакомые. Одна из звезд на куполе постоянно мигала. В центре зала находился большой пульт со множеством кнопок, горящих лампочек и каких-то приборов. За пультом стояли два пустых кресла.

Едва Витя успел разглядеть все это, как раздался спокойный, мягкий и в то же время повелительный голос: «Входи, землянин, будешь нашим гостем». Витя, как во сне, шагнул в середину комнаты. Перед ним появилась человеческая фигура с приятными женскими чертами лица. Большие зеленые глаза с длинными черными ресницами, тонкие с изломом брови, небольшой тонкий нос. Рост инопланетянки достигал сантиметров 190. У нее были пепельного цвета волосы, уложенные на затылке совершенно так, как у его мамы. Одета она была в куртку и брюки из ткани, похожей на джинсовую, со многими карманами и клапанами.

— Ты, видно, очень смелый человек, землянин, если решился на такое путешествие, — заговорила инопланетянка, — что тебя привело к нам: добро или зло?

Витя оцепенел, но совладал с собой и сказал:

— Я хотел бы увидеться с Антошкой и посмотреть ваш корабль.

— Ты имеешь в виду нашего разведчика юнгу? К сожалению, сейчас это невозможно. Он находится слишком далеко.

По мере того, как она говорила, голос ее становился все мягче и Витин страх начал исчезать.

— Ты говоришь то, что думаешь, землянин, и это хорошо. Садись, — показала она рукой на кресло, — сейчас ты увидишь и услышишь то, за чем пришел.

Когда Витя сел в кресло, инопланетянка села рядом с ним в другое и что-то нажала на пульте. В тот же миг Витя увидел на одном из многих экранов свою квартиру на Лиговском проспекте. Мама стояла за гладильной доской и гладила на завтра, в школу, его рубашку, а дедушка сидел в кресле и читал газету. Витя воскликнул:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Судьба в желтом платье. Проза. Фантастика. Трагедийная драма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я